Tis (zubr_) wrote,
Tis
zubr_

Юридический ликбез

Собственно, это применять я не собирался, но подход к вопросу меня порадовал.
Небезынтересно для тех, кто использует видеофиксаторы.

ГАИ БОРЕТСЯ С ВОДИТЕЛЯМИ, КОТОРЫЕ СНИМАЮТ ИНСПЕКТОРОВ НА ВИДЕО


Некоторые законы несовершенны, мы должны лавировать между тем законом, который у нас есть, и пытаться по нему работать...

Жанна Тройно, начальник отдела агитации и пропаганды управления Госавтоинспекции ГУВД Мингорисполкома

"... минская ГАИ нашла выход, несмотря на то что закон не запрещает вести видеосъемку инспекторов. По словам сотрудника пресс-службы минской ГАИ Юрия Краснова, чтобы остановить съемку, инспектору достаточно сообщить водителю о его нарушении. "Когда водителю объявили о том, что он что-то нарушил, сообщили его права и обязанности по Кодексу и начали оформлять административное правонарушение - все, с этого момента водитель должен подать ходатайство, на словах или письменно, о том, что он хочет вести видеосъемку. А инспектор либо отклоняет ходатайство, либо принимает его", - рассказал Юрий Краснов..."

Уважаемый Юрий Краснов, давайте читать и учить законодательство вместе. Согласитесь, Вы несколько перепутали или пытаетесь ввести в заблуждение, а может, сами "добросовестно заблуждаетесь"?
Ведь речь в ПИКоАП Республики Беларусь идет о том, что применение сотрудниками ГАИ видеофиксации нарушения должно быть выполнено в строгом соответствии с установленными в законе нормами:
"Статья 10.4. Применение технических средств
1. По решению должностного лица органа, ведущего административный процесс, а также по ходатайству участников административного процесса могут применяться звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемка, использоваться научно обоснованные способы обнаружения, фиксации и изъятия следов административного правонарушения и вещественных доказательств.
2. Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, принимая решение о применении технических средств, уведомляет об этом лиц, участвующих в производстве процессуального действия.
3. О применении технических средств делается отметка в протоколе процессуального действия либо в протоколе об административном правонарушении".
А административный процесс, кстати, считается начатым несколько с другого:
"Статья 9.5. Начало административного процесса
При наличии поводов и оснований для начала административного процесса административный процесс считается начатым с момента:
- составления протокола об административном правонарушении;
- составления протокола о процессуальном действии;
- вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса;
- вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с частями 1-3 статьи 10.3 настоящего Кодекса протокол об административном правонарушении не составляется".
Как видим, список исчерпывающий...
Кроме того, согласно Положению о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2002 г. №1851:
"18. ГАИ для выполнения возложенных на нее задач и функций имеет право:
18.13. использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения, надзора за техническим состоянием транспортных средств и дорог, принудительной остановки транспортных средств, их задержания и принудительной отбуксировки в случаях нарушения правил остановки и стоянки, дешифровки показаний тахографов".
То есть применение видео- и фотофиксации должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении с обязательным указанием даты поверки применяемого прибора. При рассмотрении представленных в деле фотоснимков необходимо обращать внимание на то, подтверждают ли данные фотоснимки виновность гражданина, отражают ли пересечение водителем сплошной линии, видно ли на них, что именно этот автомобиль совершил запрещенное ПДД действие, существует ли привязка к объекту, видны ли все имеющиеся на данном участке дорожные знаки.
Одна из популярных уловок инспекторов заключается в следующем. Для убеждения водителя в совершении правонарушения демонстрируется наличие камеры, а для пущей убедительности в суд передается диск с записью. Технической возможности для просмотра записи нет, но судья воспринимает это примерно так: уж если передали диск, значит, на нем видно само нарушение. Поскольку гражданин имеет право знакомиться с материалами дела, предлагаю и рекомендую ознакомиться с диском. Переверните диск и посмотрите, записано ли на нем вообще что-либо, - передача пустых дисков уже стала нормой. Помните: для обеспечения технической возможности Вы всегда можете принести свой ноутбук или DVD-плеер.

"Если же инспектор запретил его снимать, а водитель не послушался, то одним штрафом за нарушение ПДД дело может не обойтись.
"Если гражданин не выполняет требования сотрудника милиции, то к нему могут быть применены другие меры. Это нарушение Административного кодекса - за это тоже есть ответственность: невыполнение требований должностного лица, ведущего административный процесс", - сказал сотрудник пресс-службы минской ГАИ.
Как сказали в ГАИ, за это административное "нарушение" можно попасть "на сутки"...
Вам не страшно? И у меня мороз по коже...
Ладно, давайте продолжим, но только с буквы закона.
Для тех, кто будет использовать кинофототехнику для предупреждения неправомерных действий сотрудников ГАИ, хотел бы привести правовую основу данных действий и развеять миф о том, что сотрудников МВД нельзя снимать на видео и фотографировать...
Статья 34 Конституции Республики Беларусь гласит: "Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды..."
В соответствие со ст.21 Конституции "обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства... Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства".
А ведь существует еще Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года №455-З "Об информации, информатизации и защите информации", в котором сказано:
"Статья 6. Право на информацию
Государственные органы, физические и юридические лица вправе осуществлять поиск, получение, передачу, сбор, обработку, накопление, хранение, распространение и (или) предоставление информации, пользование информацией в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставлять гражданам Республики Беларусь возможность ознакомления с информацией, затрагивающей их права и законные интересы, в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь".
"Статья 16. Общедоступная информация
К общедоступной информации относится информация, доступ к которой, распространение и (или) предоставление которой не ограничены.
Не могут быть ограничены доступ к информации, распространение и (или) предоставление информации:
* о правах, свободах и законных интересах физических лиц, правах и законных интересах юридических лиц и о порядке реализации прав, свобод и законных интересов;
* о деятельности государственных органов, общественных объединений;
* о правовом статусе государственных органов, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь;
* о чрезвычайных ситуациях, экологической, санитарно-эпидемиологической обстановке, гидрометеорологической и иной информации, отражающей состояние общественной безопасности;
* о состоянии здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства;
* о состоянии преступности, а также о фактах нарушения законности;
* о льготах и компенсациях, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам;
* о размерах золотого запаса;
* об обобщенных показателях по внешней задолженности;
* о состоянии здоровья должностных лиц, занимающих должности, включенные в перечень высших государственных должностей Республики Беларусь;
* накапливаемой в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах государственных органов, физических и юридических лиц, созданных (предназначенных) для информационного обслуживания физических лиц".
"Статья 17. Информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено
К информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится:
* информация о частной жизни физического лица и персональные данные;
* сведения, составляющие государственные секреты;
* информация, составляющая коммерческую и профессиональную тайну;
* информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу;
* иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь".
Поэтому, если инспектор ДПС будет уверять, что его изображение является государственной тайной, нужно обязательно попросить, чтобы он ознакомил Вас с законом, подтверждающим сей факт, а если будет уверять о вторжении в его личную жизнь, то обычно хватает фразы: "Вы про частную жизнь? А ваш начальник в курсе, что вы свободное от работы время, предназначенное для частной жизни, проводите на дорогах с палочкой?" А запрет на фотографирование или видеосъемку сотрудника ГАИ (если он не секретный агент) при выполнении им служебных обязанностей является нарушением прав гражданина, гарантированных ему вышеприведенной ст.34 Конституции Республики Беларусь.
В беседе можно сослаться на ст.5 Закона Республики Беларусь "Об органах внутренних дел", которая гласит: "Деятельность органов внутренних дел является гласной, открытой для граждан и средств массовой информации в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны".
Поэтому можно смело требовать у инспектора объяснений, на каком основании и по какому поводу Вам запрещают видеосъемку или фотографирование. Однако не забывайте, что Вы имеете дело с представителем закона и излишняя Ваша настойчивость может быть чревата ненужными последствиями. Поэтому в данной ситуации, возможно, будет наиболее разумным уступить незаконным требованиям сотрудника ГАИ, но установив его личность и зафиксировав факт отказа. Для установления личности можете попросить инспектора представиться, сообщить номер нагрудного индивидуального жетона и предъявить служебное удостоверение. В случае отказа смело звоните 102 и просите выслать наряд для задержания оборотня, который выдает себя за сотрудника ГАИ. Пусть сделают это оперативно, так как вы с друзьями этого оборотня сейчас скрутите и задержите, но не уверены, что он один и что его друзья не придут ему на помощь. А для фиксации всего происходящего очень желательно иметь диктофон и свидетелей...
Чтобы не уходить в сторону от темы данного повествования, оставим перипетии задержания "оборотня" и сдачи его наряду ППС. Для восстановления же попранной справедливости я рекомендую написать жалобу на ретивого инспектора в вышестоящую ГАИ.
Содержание может быть следующее:
"Начальнику УГАИ ГУВД Мингорисполкома
подполковнику милиции Корзюку Дмитрию Михайловичу
от Иванова Ивана Ивановича,
проживающего там-то...
Заявление о неправомерности действий сотрудника ГАИ,
нарушающего мои права
8 марта 2010 года я находился в автомобиле под управлением Петрова Петра Петровича, который около дома №5 на ул. Ленина в городе Минске был остановлен непредставившимся инспектором ДПС. Выйдя из автомобиля, я решил сфотографировать процесс проверки документов непредставившимся инспектором у П.П.Петрова. Однако непредставившийся ИДПС запретил мне делать это, ссылаясь на мифический запрет фотографирования сотрудников МВД. Сообщить мне название этого документа, его выходные данные, а также процитировать содержание пункта (статьи) данного секретного документа, подтверждающего обоснованность запрета, инспектор отказался.
Своими действиями непредставившийся инспектор ДПС нарушил мое право на получение информации любым законным способом, гарантированное мне ст.34 Конституции Республики Беларусь. В нарушение требований ст.5 Закона Республики Беларусь "Об органах внутренних дел" непредставившийся сотрудник ГАИ не разъяснил мне основание и повод запрета на фотографирование, а также возникающие в связи с этим мои права и обязанности.
Все вышеизложенное может подтвердить Петров Петр Петрович, проживающий там-то. Кроме того, все общение с непредставившимся инспектором фиксировалось на диктофон.
В соответствии с вышеизложенным прошу:
1. Произвести проверку по указанному факту.
2. Привлечь непредставившегося инспектора ДПС к ответственности за нарушение прав гражданина при производстве по делу об административном правонарушении.
3. Дать правовую оценку действиям непредставившегося сотрудника ГАИ и принять меры к недопущению повторения подобных нарушений в будущем.
Дата, подпись".

Всякое должностное лицо, за исключением контрразведчиков, сотрудников ОМОНа и прочих, - лицо публичное. Если разведчик или омоновец обязаны скрывать род своих занятий (первый - представляясь сантехником, второй - надевая маску), то инспектор ДПС вышел на обочину дороги, чтобы показать всей стране: я - инспектор ДПС. Стало быть, вопрос о видеосъемке служивого носит исключительно этический характер. Если инспектор ДПС посчитает, что "после вчерашнего" он плохо выглядит, он может лишь предложить Вам отказаться от этой затеи, а принятие окончательного решения оставить на Вашей совести. Но он не вправе запрещать.
Требование прекратить съемку тоже не относится к законным, ибо законным является такое требование, которое предусмотрено законом. А законом фотографировать или снимать на видео сотрудников милиции не запрещено. А это значит, что и квалифицировать Ваше нежелание прекратить съемку как невыполнение законного требования едва ли возможно.
Препятствуя съемкам, сотрудники ДПС сами ставят себя в неловкое положение: зная, что их снимают, они могут принять приличествующий вид и выглядеть как кинозвезда. А запрещая снимать, вынуждают делать это скрыто. И кто знает, не появится ли потом в Интернете видеозапись с изображением инспектора, которой можно только пугать детей...
Отсюда вывод: осуществление видеосъемки контакта с сотрудником ДПС при исполнении им своих должностных обязанностей не является противозаконным. Во-первых, действия, производимые сотрудником ГАИ, в основном носят гласный характер и направлены на решение социальных задач: профилактику и предупреждение правонарушений, правовое воспитание граждан, нарушивших закон. Во-вторых, отсутствуют правовые нормы, запрещающие производство подобной видеосъемки, а что не запрещено законом, то разрешено. В-третьих, в случае неправомерных действий сотрудников ДПС фиксация таких действий может послужить основанием для обращения с жалобой в прокуратуру. В-четвертых, в некоторых случаях видеозапись может быть полезна при производстве по делу об административном правонарушении, поскольку ст.6.3 ПИКоАП Республики Беларусь установлено, что доказательствами являются любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых суд, орган, ведущий административный процесс, устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу.
Надеюсь, что сообщенная мной информация поможет всем желающим в отстаивании их законных требований.

Александр СТАРИЧЕНКО.
Источник
Tags: memoriz, ПДД
Subscribe

  • Made my day

    "Поехали кататься на велосипедах в Раубичи, встретили Домрачеву, попросили Бьерндалена сфоткать их с ней, так как самого Бьерндалена не признали..."…

  • Удивительно точно.

    - Жаворонки заполонили всю планету! - Мне кажется их меньшинство, просто совы проспали собрание, на котором обсуждался режим работы. (с) bash

  • Especially for White_in_LJ

    Транс на гитаре. http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=WhuKN1fMplo#at=57 Ewan Dobson - Time 2 - Guitar:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments