zhavnerovich (zhavnerovich_) wrote,
zhavnerovich
zhavnerovich_

Categories:

Картина недели. «Днём в таверне» Луиса Рикардо Фалеро

В новом выпуске «Картины недели» художник XIX века, который первым додумался пририсовывать обнажённой натуре крылья и размещать её в нетипичном контексте: среди гигантских лопухов или в космосе. И при жизни, и уже через много лет после смерти инновационный подход Фалеро к воспеванию женской красоты сделал его абсолютным чемпионом по тиражам репродукций, украшающих дорогие гостиные, юношеские спальни и кабины грузовиков.

Магический реализм в его нынешнем виде придумал именно Фалеро. Он удивительно точно предвидел область потребительского интереса современного нью-эйджера: астрология, мистика, античность и безудержная сексуальность, освобождённая от условностей. Благодаря этому сочетанию он и стал вдохновителем авторов супергеройских комиксов и фэнтези-художников XX века. Им осталось лишь добавить мужских персонажей. Ведь женщины Фалеро наслаждаются собственной наготой в одиночестве или же в компании друг друга. В рамках полотна ни один редкий мужчина не конкурирует с самым главным мужчиной — зрителем.

Сегодня рассмотрим нетипичную для художника работу, которая заставляет воспринимать испанца не так одномерно. Это «Днём в таверне», сознанная в 1880 году.

Смотреть в полном размере

Почему вам будет легко понять Фалеро?

В мире Фалеро сказка встречает крайний натурализм. Герои, словно живые, сражаются с драконами и сами тоже рассекают облака перепончатыми крыльями, тоже до крайности реалистичными.

Вот две картины. Первая принадлежит руке ныне здравствующего художника, придумавшего в нагрузку к фэнтези-романам для подростков рисовать свирепых женщин с оружием и в бикини. Этот ширпотреб уже полвека украшает спальни наименее социализированных мальчиков-подростков по всему миру.

Вторая написана Валеджо в том же году, что и «Днём в таверне». Существует ли между ними разница? Пожалуй. На первой есть драконы и работа выполнена более технично, практически с фотографической точностью.

Оба ничего не слышали про сексуальную объективацию, но кому она нужна покуда есть платёжеспособные эротоманы.

«Орёл и змей» Бориса Валеджо (род.1941), 1982
«Шабаш ведьм» Луиса Рикардо Фалеро, 1880

Что происходит?

Пикачу днём в таверне

Проще и вернее сказать, чего на картине не происходит. Эта работа очень отличается от всех живописных застолий.

Если на полотне заявлен кабак, то первым делом мы представляем себе голландцев с их жестокой, но миниатюрной, игрушечной прозой жизни. Сцена должна разыгрываться в тесном шалмане: скученность, дым коромыслом, кажется, что атмосфера настолько плотная, что можно не только почувствовать, но и увидеть запах жаренной картошки. Любая забегаловка у голландцев или фламандцев производит тяжёлое притонистое впечатление, будто это не закусочная, а опиумная курильня, отягощённая высокой смертностью клиентов. В действительности в клубах дыма фламандцы изображали курильщиков табака. Просто он был запрещён в XVII веке во Фландрии XVII. Запрет нарушался и подарил миру массу простых курилок, выглядящих слишком круто для простого табака.

Во-вторых мы представляем себе Эпоху Возрождения и жирного рубенсовского Вакха, окружённого такими же жирными крылатыми младенцами и приспешниками-козлами-сатирами. Ну, а третья ассоциация: жители парижского дна клюют носами в стаканы с абсентом. Или даже прозаичнее: оборзевшие крестьяне, бедняки, бродяги и бандиты самозабвенно пьянствуют и бьют друг другу морды.

Но Фалеро в своём уже XIX имел ввиду другое. А именно — каждый имеет право на недорогой секс, приличную выпивку, еду и немного зрелищ. А уж Фалеро, отслуживший на флоте и обошедший все злачные места Средиземноморья, где и подцепил множество своих упоительных женских типаже, в этом кое-что понимал.

Его герои совсем не омерзительны и умеренны. Его простолюдины отдыхают вместе с богачами, комнатные собачки мирно сосуществуют с охотничьими и темнокожими мальчиками-рабами, продажные женщины не вульгарны и демонстрируют кротость. Простолюдины у Фалеро отдыхают так же красиво и легко, как нимфы в аллегориях Яна Брейгеля Младшего. А всё потому, что это нормально. Никто не чудовище, кругом какая-то пророческая демократия даже. До Фалеро физиологические процесс еда, питьё и поиск разового партнера ещё не было таким обыденным и чистым. Это практически уорхоловское «ничего особенного», но до многочасовых фильмов о поедании пищи остаётся ещё целый век.

Предыдущие выпуски «Картины недели» можно найти по ссылкам:

«Ночной кошмар» Генри Фюссли

«Ловля душ»Ван де Венне

«Суд Париса»Клингера

«Искушения святого Антония»Яна Мандейна

«Русалки» Маковского

«Великий архитектор» Блейка

«Мистерия XX века» Глазунова

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» Гогена

«Урок анатомии» Рембрандта

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author