zhavnerovich (zhavnerovich_) wrote,
zhavnerovich
zhavnerovich_

Category:

Картины недели. Кошмарные сны Генри Фюссли

Сегодня в рубрике об искусстве смотреть картинки не одно полотно, а целых пять. Это потому, что Фюссли был одержим бесконечным воспроизведением и совершенствованием изображения любимого сюжета — липкого и влажного ночного кошмара. Кроме того, именно он первым показал механизм бессознательного: сексуальную фрустрацию и ужас перед кастрацией — не даром сам Фрейд повесил прототип серии у себя в приёмной.

Швейцарец Генри Фюссли (он же Фюзели) провёл большую часть жизни и умер в Англии в 1825 году. Фюссли отправился в Италию учиться ремеслу живописца, когда ему уже было 27 лет — редкая для тех времён неторопливость в самоопределении, ведь тогда никто не рассчитывал особо долго жить. Фюссли сделал стремительную карьеру, и в 36 лет уже был Хранителем Королевской Академии художеств — считай, космическим директором всех рисовальщиков.

Художник стал идеологическим предшественником Фрейда от изобразительного искусства: эротические сны и их природа, к которым он обратился, сделали его очень популярным в интеллектуальных кругах, ведь таких экзотических тем и искушённых трактовок публике ещё не предлагали. Сквозной сюжет для художника — инкуб, сидящий на груди спящей женщины. То есть, явление демона-насильника, сочетающего в себе подавленное, табуированное желание и страх перед ним. Позже Фрейд объяснил, что нежелательная сексуальность прорывается к человеку в форме кошмарных сновидений, а Фюссли додумался до этого сам гораздо раньше, изучив европейский фольклор: а там женские демоны (суккубы) и мужские (инкубы) мучают по ночам сладострастием лицемерных праведников и их фасадно добродетельных жён.

Инкуб смотрится в бездну

Самая ранняя и самая популярная версия «Ночного кошмара» — та, что у Фрейда. Её мы сегодня рассмотрим первой. Поздний «Ночной кошмар», что 1802 года, имеет не менее 4-ёх версий. Например, одна хранится в Музее Гёте во Франкфурте-на-Майне, другая — в Институте искусств в Детройте. Еще пара картин Фюссли также замешаны на таинстве сновидения, но отягощены немного отличными от демонических сношений смыслами.

Почему вам будет легко понять Фюссли?

– Фюссли писал не только эротический подтекст, но и рисовал порнографию, подробно изображая половой акт и гениталии. При этом, как правило, доминирующую позицию в изображаемых сношениях занимали женщины. Мужчины же изображались чуть ли не в жертвенном положении. Существует гипотеза, что это из-за авторитарной супруги. Мадам Фюссли презирала художника за это его увлечение, и собственноручно сожгла более 100 откровенных рисунков. Якобы в юности Фюссли любил другую девушку, но жизненные обстоятельства или карьеризм заставили его женится на мрачной особе, которая повлияла на манеру художника писать жестких доминатрикс, безжалостно манипулирующих мужским телом. Фрейд бы назвал это страхом быть кастрированным.

– По всем признакам, зафиксированным в отзывах современников, Генри Фюссли мог страдать синдромом Аспергера, который совсем недавно признали функциональной формой аутизма. Он был холодным карьеристом, лишённым эмпатии и всю жизнь помешанным на одной и той же теме.

Издатель Томас Коутс писал о нём следующее: «Он не любил некоторых людей и при их появлении убегал в угол комнаты. Я слышал, Руссо обладал такой же склонностью. Фюсли так хорошо знал все произведения Шекспира, что мог воспроизвести по случаю любое нужное место. Но его талант имел такого же рода искажения, как и его ум, и отражается во многих его картинах». Это оно.

«Будет весело и страшно, будет больно и смешно»: как смотреть кошмары Фюссли

«Кошмар», 1781

Именно эта картина часто служит иллюстрацией к современным статьям по о сомнологии и почти всегда — о феномене сонного паралича. Существо, восседающее на теле женщины, можно считать тем самым инкубом, а можно другой нечистью, например, постеном. Эта сущность в славянской мифологии — придурочный дух дома, который выходит на контакт с хозяевами странным и неприятным способом, а именно садится на грудь и пытается задушить. Человек при этом испытывает ужас и полную невозможность пошевелиться. Иногда сущность говорит низким голосом или ругается на свою жертву. Скорее всего, постен и был объяснением механизма сонного паралича, которое сформулировали наши обладавшие мистическим сознанием далекие предки.

На родине Фюссли родственную постену сущность со схожими повадками называли алпом. У алпа было много должностей, он одновременно крутил дела с эльфами и феями, и мог выходить в смену инкуба.

«Визит ночной ведьмы» («Ночные объятия и лапландский колдун»), 1796

Полотно про реликтовую северную нечисть не так просто прочитать и понять, кто здесь, собственно, ведьма, а кто колдун из Лапландии. Здесь заметно, что живописец Фюсли не самый техничный. Работа напоминает упражнение художников, только знакомящихся с масляной техникой. Наверняка в этой небрежности был личный эксперимент Фюссли, и желание раскачать Академию изнутри — всё равно его считали странным. Тем более, что всё происходящее на полотнах Фюссли продукт сновидения, а наши сны вообще-то никогда не бывают приличного качества.

В «Визите ночной ведьмы» сошлось всё: притягательный своей отвратительности бигендерный герой, невесть что собирающийся сотворить с сахарным младенцем, тяжёлое ощущение сумасшествия, передающееся зрителю, и невозможность точно понять, что вообще происходит — типичная проблема сновидца.

«Кримхильда, видящая в вещем сне мёртвого Зигфрида», 1805

Ещё Фюссли любил классицизм извращённой любовью. Эта картина, которую невозможно найти в приличном качестве, снова о сне, где эрос, как и положено, встречает танатос. Говоря о Фюссли, критики не обходятся без упоминания его страсти к продолговатым формам (реплику Фрейда вставьте сами). Это полотно — сама продолговатость, и, раз так, в его описание уместно добавить оргазмические всплески и лучи-эктоплазму, похожие на мужское семя.

Ночной кошмар, то есть nightmare в буквальном переводе означает «кобыла ночи». Слепая голова животного, торчащая из прорези штор — прямое указание на демоническую природу лошадей. В средневековой Европе считалось, что те неспроста пасутся по ночам. Это из-за необходимости в сношениях с нечистой силой. Но обычно кобылы были суккубами и приходили к мужчинам. Возвращаясь к специфическим отношениям Фюссли и женщин, можно предположить, что вводя в спальню к даме и инкуба, и суккуба, он рассказывал историю её крайней, невозможной распущенности. А если уж совсем по психоанализу, то распущенности того, кому она снится. Учитывая то, что на месте сновидца всегда зритель картины, слив засчитан.

«Сон Белинды», 1790

«Сон Белинды» выгодно отличается от типичного Фюссли — он не на шутку расстарался, выписывая каждую деталь. Это качественно выполненная эротическая реплика всего классицизма вместе взятого, крайне удачное воплощение, навеянное поэмой автора XVIII века Александра Поупа. Дама тоже имела душераздирающую связь с древним демоном Арэилем. Картина получилась настолько более живой, чем положено Фюссли, что, вероятно, именно такая Белинда вдохновила современного автора готического и вампирского романа, писательницу Энн Райс на написание её скандального романа взросления и сопутствующего порока.

Предыдущие выпуски «Картины недели» можно найти по ссылкам:

«Ловля душ»Ван де Венне

«Суд Париса»Клингера

«Искушения святого Антония»Яна Мандейна

«Русалки» Маковского

«Великий архитектор» Блейка

«Мистерия XX века» Глазунова

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» Гогена

«Урок анатомии» Рембрандта

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author