zhavnerovich (zhavnerovich_) wrote,
zhavnerovich
zhavnerovich_

Categories:

Картина недели. «Ловля душ» Адриана Ван де Венне

В новом выпуске рубрики для тех, кто устал от разговоров об изобразительном искусстве как от тяжкой культурной повинности, художник из Золотого века Голландии — эпохи её экономического расцвета, когда местная живопись могла позволить себе и обслуживать модные интерьеры, и отрабатывать политическую и метафизические повестки. И «Ловля душ» в этом смысле универсальный отпечаток.

Конъюнктура живописного рынка начала XVII века была максимально приближена к современной: немного искусства могли себе позволить даже небогатые мещане — малые голландцы ориентировались именно на эти слои. Ведь малые они оттого, что благодаря размерам полотен, они могли вписаться на стену жилища с самой скромной планировкой. Процветал поп-арт как культура самокопирования, работавшие на территории Голландии две тысячи художников производили огромное количество живописного продукта. И придворный художник Адриан Ван де Венне не стеснялся халтурить, скорее, сомнительные технические характеристики некоторых работ свидетельствовало о его востребованности и беспробудной занятости.

«Ловля душ», 2016, версия

Почему вам будет легко понять Адриана ван де Венне?

– Ван де Венне сделал себе имя на бытовой живописи: он был ходячим «Инстаграмом» для кучки избранных. Кладом для истории костюма и нравов называют тот самый образец хорошо оплачиваемой халтуры — грубое полотно об отдыхе персонала, организующего досуг тогдашней золотой молодежи. Помимо тусовок высокопоставленных балбесов и с сценок из жизни их подданных, Ван де Венне занимался книжной иллюстрацией и дизайном печатной продукции — очень современно. Он оформлял популярные тогда книги-эмблемы, смесь учебников по конформизу, инструкций по выживанию и женских журналов для разных сословий. Там печатались тексты в духе нынешних «Как не облажаться» и «10 секретов его оргазма». Блогеров тогда, конечно, ещё не существовало, поэтому в довесок ко всем занятиям Ван де Венне был поэтом;

– Когда Ван де Венне писал «Ловлю душ», действовало двенадцатилетнее перемирие в Восьмидесятилетней войны, которая разделила Нидерланды на Северные и Южные, и это были жирные, но смутные годы. Новая граница проходила вдоль реки Шельды, как раз неподалёку от дома художника. Можно считать, что работа написана с натуры, и из вымысла тут только барахтающиеся человечки, так похожие на персонажей Яна Брейгеля Старшего, который уже был до невозможности часто цитируемым автором. На полотне две церкви соревнуются за право обладать душами смертных — прямое следствие политического раскола. Человечки на левом берегу — это протестанты с представителями дома Оранских, а фигурки справа — католики с Альбертом и Изабеллой Австрийской.

Ван де Венне выложил всё презрение к религиозному фанатизму, на которое был способен, при подробном рассмотрении картины становится ясно, что он неистово топил за протестантов;

«Однажды Иисус Христос, проходя по берегу озера Галилейского, увидел две лодки, причаленные к берегу, а рыбаки на берегу вымывали сети. Между этими рыбаками был и Симон-Петр с братом. Войдя в лодку Петра, Христос просил его отплыть немного от берега. Сидя в лодке, Он учил народ, собравшийся около озера. Окончив проповедь, Господь обратился к Петру. «Отплыви на глубину, — сказал Он ему, — и закиньте сети свои для лова».

Наставник, — отвечал Петр, — мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». Тотчас исполнил Петр Господне повеление, и было поймано такое множество рыбы, что даже сеть прорывалась. Он дал знак товарищам на другой лодке, чтобы пришли на помощь, и с ними едва вытащили улов. Рыбы было такое необыкновенное множество, что, наполненные ею, обе лодки начали тонуть. Эта чудесная ловля рыбы объяла священным ужасом присутствовавших. Все оставались в немом изумлении от необычайного чуда, и только Петр не мог удержать волнения. Чувство собственного недостоинства было так велико, что он совершенно не мог понять, чего хочет Господь от него, простого рыбака. «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный», припав к коленям Иисуса, воскликнул Петр. Но Господь успокоил его и сказал: «Не бойся; идите за Мною, и будете ловцами человеков». Это было и повеление, и обещание. Обе лодки шль на берег, все оставлено, и Петр с Андреем последовали за Христом.

«Призвание апостола Христа»

«Ловля душ», 1614 Амстердам, Национальный музей

Смотреть в большом размере

Кто есть кто в этом межконфессиональном супе?

Мужик из левой группы

Ван де Венне изобразил сам себя в первом ряду левой группы, среди протестантов. Он крайний слева. Или нет.

Явление Христа

Мужик посередине левой группы — единственный из всех смотрит прямо на зрителя, голова его не повёрнута и не наклонена так, как у остальных. На Ван де Венне он тоже похож. Ещё он похож на каноническое изображение Иисуса Христа. Второй точно такой же мужик сидит в протестантской лодке. То есть, либо Иисус за на стороне протестантов, так же как и Ван де Венне, либо Ван де Венне намекает, что через его физическое тело и художественный дар Иисус транслирует свою волю. И то, и другое, впрочем, одинаково чрезмерно высокомерно для протестанта.

Лодка толстого епископа против лодки протестантов

В этой лодке как раз собираются души спасённых христиан. Их вылавливают упитанные католические священнослужители во главе с епископом. Очевидно, что поместятся не все: духовенство занимает слишком много места в лодке, его представители чересчур толстые чтобы праведники могли на что-то всерьёз надеяться.

На протестантском же судне вообще нет лишних людей: сидящие в ней люди тянут сети с христианскими добродетелями, на которые они, по мнению художника, имеют эксклюзивные права.

Жухлое дерево

Красноречивое указание на поэзию автора: католическое дерево справа погибло и стоит сухое, под ним топчутся упыри-кардиналы. Тем временем протестантская растительность на противоположном берегу весело зеленеет.

Кошки против собак

Вместе с франтовато-сутенерского вида католиками на правом берегу трётся жирный кот и противный на вид мальчишка, а у ног протестантов расположился худосочный пёс и интеллигентного вида юноша с хорошим лицом.

Да, все уже поняли, что правым нельзя верить, а католицизм развращает, но собачку можно было и покормить. Хотя эффект от сытого пса, конечно, будет уже не тот. Короче, протестанты настоящие короли драмы, а католики — какая неожиданность — снова толстые!

Предыдущие выпуски «Картины недели» можно найти по ссылкам:

«Суд Париса» Клингера

«Искушения святого Антония» Мандейна

«Русалки» Маковского

«Великий архитектор» Блейка

«Мистерия XX века» Глазунова

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» Гогена

«Урок анатомии» Рембрандта

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author