zhavnerovich (zhavnerovich_) wrote,
zhavnerovich
zhavnerovich_

Categories:

Картина недели. «Русалки» Константина Маковского

В очередном выпуске рубрики о том, что искусство проще и приземлённее, чем нам внушали с детства, картина, ставшая в своё время таким мощным инфоповодом, что далёкий от искусства император Александра II взял и пришёл на выставку передвижников. А после начал скупать работы Маковского, что сделало художника поп-звездой.

«Русалок» Маковского показывали на 7-ой Передвижной выставке в 1879 году. И тогда она получила откровенно хреновую критику лютых пугал от искусства Стасова и Гаршина (за «эффектную пластику обнаженных женских тел с использованием салонно-академических приёмов») и порицание коллег по цеху. Остальных передвижников бесила радужная увлечённость сказочными бабами и оторванность Маковского от народной повестки, которая так чесалась у всех правоверных передвижников.

Хуже того, Александр II, который, как уже было сказано, не разбирался в искусстве, был до того впечатлён теми самыми эффектной пластикой и салонными приёмами, что сделал Маковского чуть ли не придворным художником и с ходу заказал ему серию портретов семьи. Радости коллег, конечно, не было предела.

Все развлечения русалий по версии LiveJournal Media, 2016

Почему вам будет легко понять Маковского?

— Парадокс: Маковский умудрился пострадать за искусство, не признанное коллегами, зато одобренное истеблишментом. За этот сюжет крепко досталось только ему, при том, что своих русалок писали и другие члены кружка — Репин и Крамской, например.

Но у Репина русалки — это всего лишь эскорт морского царя, на приём к которому попал Садко. Позы их выражают покорность и, в общем, не раздражают. Опять же, на картине изображен угнетенный класс, а передвижникам это очень даже подходило.

Русалки Крамского, созданные по гоголевским мотивам, вообще сплошная нежить, ни о какой эротике или социальной несправедливости там и речи не идёт (ну, разве что если считать, будто мёртвых дискриминируют живые). Единственную претензию к картине высказывал коллекционер Третьяков, чьи домашние якобы теряли сознание в комнате, где расположились русалки, а одна из гостей, насмотревшись на полотно, даже сиганула насмерть в Яузу;

– Это картина про зомби. Её героини — это не только те, что сидят на ветвях в русских сказках и олицетворяют собой всё волшебное и прекрасное. Согласно славянской традиции, русалками становятся незамужние девушки и просватанные невесты, умершие на специальной Русальной неделе, которая проходит с 19-го по 24-ое июля. Именно в это время скопления симпатичных живых мертвецов можно наблюдать у водоёмов и на заливных лугах. В лесу тоже можно, ведь они действительно обожают раскачиваться на ветках. Всё это мероприятие с купаниями, хороводами и качелями называется русалиями — такой шабаш для приличных, но мёртвых девушек;

«Русалки» Маковского, висят в Русском музее в Петербурге, 1879

Как читать полотно с резвящимися ню?

Одетая обнажёнка

Стоит всё же договориться, что русалки по определению не голые, а перманентно полуголые существа, потому что у них есть хвосты и волосы. Художники диснеевской «Русалочки» своеобразно утвердили этот момент, снабдив верхнюю часть хвоста Ариэль дополнительной складкой чешуи, создающей эффект бикини или банного полотенца на бёдрах.

Не по-детски соблазнительная Ариэль из мультика

Но русалки Маковского — мёртвые славянки, а не, например, немки. Поэтому хвостов у них нет. Наготу восточноевропейских русалок традиционно скрывают длинные волосы. Волосы русые, конечно же, — это один их признаков вида и один и вариантов происхождения названия конкретной нежити.

Своя атмосфера

Картину Маковский писал в самом подходящем для сюжета месте, в поместье Загоны, недалеко от Диканьки, на границе Черниговской и Полтавской губерний. И тихую украинскую ночь писал с натуры, как, вероятно, и центральную фигуру, томно потягивающуюся в лунном свете. Маковского критиковали и за чересчур реалистичное изображение девичьих тел, но он всего лишь был верен преданию — фольклор настаивает на том, что никакого белья русалки не носят, хотя в своих жалобных и хитрых песнях, которые можно услышать июльской ночью, они могут просить живых об одежде. Но это всего лишь способ заманить к себе в круг какого-нибудь глупого ребёнка и заплясать его до смерти.

Церковь всегда согреет их

Русалии — мероприятие языческое и богомерзкое, и, видимо, дабы показать, что всё под контролем Господа, Маковский изображает в углу оккультное сооружение. Получилось странно: нечисть с особым цинизмом резвится перед храмом божьим. Представители церкви, в общем, тоже картину не поняли.

Каналы передачи нечисти

Вода, деревья и традиционный ведьминский хоровод-очередь (как на европейских средневековых гравюрах) — это традиционные пути перехода между мирами живых и мёртвых. Маковский валит всё в изящную кучу, а под корягой размещает привет прерафаэлитам — дамочку, лежащую в кувшинках.

Предыдущие выпуски «Картины недели» можно найти по ссылкам:

«Великий архитектор» Блейка

«Мистерия XX века» Глазунова

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» Гогена

«Урок анатомии» Рембрандта

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments