Category: лытдыбр

Category was added automatically. Read all entries about "лытдыбр".

Стиг Ларссон, "Девушка с татуировкой дракона"

Сразу скажу: в жизни бы не взялся за такой ядреный трэш, но меня взяли на "слабо", пришлось таки изучить.
Сразу еще скажу: текст содержит некоторое количество спойлеров. Не то чтоб я рассказывал, что убийца - шофер, но кто хочет сохранить чистое восприятие книги - я предупредил.

Толстая книжка, очень толстая.
Автор, как и подобает скандинаву, умудрился написать не ту историю и не о том (ни разу еще не встречал хорошего романа, написанного скандинавом).  Скандинавский стиль зато - классический-классический. Размеренный, вязкий такой, монотонный, движухи вообще нет никакой, что, впрочем, и радует.

Да, как детектив - говно полное, ибо убийца - садовник мне лично было малоинтересно, кто и кого убил, кто съебнул из запертой комнаты и в каком направлении.  Это, кстати, вовсе не потому, что я не люблю детективы. Я их люблю.
Это потому, что автор нагнал такого густопсового говнища, что я просто не понял, зачем там пытаться разгадать загадку.  Автор мог спокойно написать, что виной всему кровожадные маньяки с Тау-Кита (спойлер: он, в принципе так и написал).

Книга, тем не менее, дико понравилась.  Ибо в общем-то является хорошим путеводителем по шведской жизни.  Автор имеет чудесное знание материала и являет нам его буквально в каждой фразе.

Через это дело я читал книгу с широко раскрытыми глазами.  По окончании могу сообщить следующее: шведы - нация законченных мудаков, нация вырождающаяся, предельно коррумпированная, предельно жестокая и эгоистичная.  Добавим к этому яростный национализм, жадность, лень, отсутствие любопытства и эрудиции в общих вопросах - получим замечательный портрет шведского общества.

Итак, труд великолепен: в нем присутствует общество, которому глубоко похуй проблемы отдельного члена общества. Причем добро бы речь шла об одной только девушке - главной героине (она, безусловно, яркий пример, но добробы она одна, так нет же).  Там вообще никому нет дела ни до кого. Все страдания любого конкретного человека шведское общество объясняет в Ройзман-стайл: да он же упоротый! (Евгения я люто бешено уважаю, есличо, просто универсальное объяснение такое универсальное).
Девушка ведет себя нестандартно - пиздец девушке, в дурку ее. Старичка терроризируют бандеролями - нехуй переживать, это старческое, отвернитесь от него, не мешайте ему помирать.

Да, в плане сострадания шведское общество вообще показано в книге гадким блевотным упырем. Я еще не встречал настолько беспросветной книги, если честно.  Вот даже достаточно чернушная сага "Песнь льда и пламени" - и та не оборудована бесчувственными ублюдками в таких количествах.

Замечу, что если шведский человек держит хвост пистолетом, смотрит молодцом и не демонстрирует обществу свои маленькие проблемки, то он может быть насколько угодно грязным ублюдком. Общество его радостно примет - лишь бы подвал, где он терзает свои жертвы, был достаточно глубок и звукоизолирован.

Автор как, мне кажется, даже не пытался описать это, как что-то плохое.  Он и сам - продукт той среды.  Он ее не описывает, как нечто экзотическое и противоестественное. Он просто ее описывает, ну вот как рыба описывала бы воду в процессе описания своего погружения в ранее неизведанную пещеру.  Для рыбы было бы интересно, что там находится, на дне этой пещеры, а мы бы читали и кричали: "Охуеть! Она под водой! Дышит! Мы бы не прожили там и минуты!"

Собственно, та же хуйня и тут.  Человек ровненько так описывает окружающую его действительность, как нечто нормальное.  Живет замужняя дама на два дома - да и похуй всем, ей так удобно (потому что она молодец, а вот как героиня обнаруживается полицией в компании непонятного мужика, ее объявляют проституткой и жестоко ущемляют, ибо ебаться с кем попало можно только будучи успешным).  Сумасшедшая старуха бросается на людей в начале книги - никого не ебет.  Сумасшедшая старуха отбросила коньки в конце книги - никому не жаль. Человек пропал - да и похуй же, мы искали, не нашли.  Маньяк убивает женщин - ну так он убивает всякое говно из Молдавии и Белоруссии (спойлер! спойлер!) чего их жалеть-то, они даже не умеют говорить на Великом Шведском языке.  Нет поводов даже уведомлять полицию, просто заплатим виру семьям убитых и ляжем спать.

Вся книга - непрекращающийся пиздец, торжество алогичности общества, его жестокости и безразличности.

Да, кстати, об алогичности: с этим в книге полный порядок.  Я читал - наслаждался абсурдностью происходящего.  Главная героиня, будучи человеком с особенностями характера, признана недееспособной, лишена множества прав, в том числе и права распоряжаться собственными деньгами, помещена под надзор адвоката, классическая такая дура со справкой.  При этом ей разрешают учредить юрлицо с отдельным банковским счетом и владение/управление транспортным средством. Я бы на месте этой барышни моментально устроил оптовую торговлю героином с расчетами по безналу, ибо иметь одновременно фирму и справку о недееспособности - это круто, круто, очень круто!  А на правила дорожного движения можно и вовсе хуй покласть, ибо вот она, справочка.  Это в людоедской России психов на дороги не выпускают, а в Швеции - пожалуйста.

Про тюрьму санаторного типа, из которой героя выпускают на месяц раньше, ибо он не брал выходные, я и вовсе молчу. Охуенная тюрьма.  Да.

Автор в нелогичности и некомпетентности живет, дышит и купается. Немудрено - там все общество такое (см. тюрьма, которая не тюрьма, псих, который не псих и так далее).  Чего стоит сцена погони за удирающем на мощной вольве злодеем? Его преследовали на мотоцикле с двиглом 125 кубов! Прекрасно же! Автор не осознавал, о чем он пишет, но ему это и не надо было - в шведском мире все нелепое возможно!
Молчу, молчу, совсем молчу  про описание хакерского инструментария, ибо это совсем невообразимый пиздец и так нельзя.  Но это просто милая деталь, еще раз указывающая, что в некомпетеном мире отчего бы автору быть компетентным? Он ровно такой же, как и общество, в котором живет.

И там такого полно.  как только автор погружается в детали, он делает какую-то фантастическую хуйню.  Описание переводов средств со счета злодея на свой собственный было настолько феерическим, что просто не знаешь, как автор прожил столько лет и не понял, что так нельзя, бабло мало спиздить (он, кстати, неправильно описывает процесс покражи), его еще надо отмыть и отбелить - этого он не показывает вовсе, ибо мир, в котором он живет, нелогичен и зачем стараться.

Да, во второй книге это бабло начали тратить - опять же слезы из глаз, но уже по другой причине, ибо когда автор - нищеброд и мудак, его герои вынуждены быть такими же, как бы им ни хотелось быть другими).  Его разбогатевший персонаж - строгая калька с анекдота про зеков, которые объясняют цветущий вид Аллы Пугачевой тем, что она всю жизнь ест центряк: пряники, сало, маргарин.  Тут та же фигня - на наворованные миллионы персонаж обставляет свою квартиру мебелью, купленной в ИКЕА. Что, с одной стороны и понятно: автор черпал свое вдохновение в бесплатных каталогах означенного магазина, но с другой стороны как-то нечестно по отношению к читателю: читатель в моем лице ждал черной икры на хрустале и шампанского Луи Редерер в серебряных ведерках.

Да, чтоб поскорей закончить с первой книгой: книга охуенна.  С ее страниц веет холодом, сыростью и беспросветным пиздецом. Автор смог.

И немного про главную героиню: автор заебал описывать свой сексуальный фетиш. Девушка уже к середине первой книги превратилась из немного задроченного талантливого подростка, поставленного жизнью в непростые обстоятельства, транзитом через хакера и катателя на мотоцикле в яростного бэтмана: к концу книги она стала светской львицей, разговаривающей на куче иностранных языков и знающей особенности банковских переводов (в той мере, в какой этой темой владеет автор, но опустим это).  Ко второй книге она начинает совращать подростков и убивать злодеев при помощи урагана, попутно решая в уме теорему Ферма. 

Да, вторую книгу я так и не дочитал - теорема Ферма меня выкосила.

Но еще раз: получил от прочтения первой книги неземное удовольствие.  Всячески рекомендую: не книга, а энциклопедия того, к чему приводит жизнь в мононациональном социалистическом обществе. Ну и путеводитель по шведской жизни обратно же.

И еще раз: скандинавские авторы это какой-то невообразимый пиздец.  Пока писал - вспомнил про читанного Пера Валё.  Он точно такой же.