?

Log in

No account? Create an account
Церковь Св.Андрея, Иерусалим - Записная книжка Ёжика (с хвостиком) [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Церковь Св.Андрея, Иерусалим [Aug. 10th, 2005|12:34 pm]
Ёжик
[Tags|]

Это было очень давно. После долгого и утомительного перелета Ленинград-Вена-Лод, завершившегося глубокой ночью, нас поселили в иерусалимской гостинице "Ариель".
Первое действие утром - бегом к окну. Пейзаж, открывшийся моему взору, запомнился, думаю, на всю жизнь - показавшаяся несколько странной улица Хеврон со степенно прогуливающимся по тротуару пожилыми арабами в куфиях, железнодорожная станция с толпящимся перед ней народом, привокзальный ресторан с громким для советского человека названием "Филадельфия".
Особое внимание привлекло расположенноe чуть правее какое-то старое, напоминающее крепость, здание с шотландским флагом наверху. Раз флаг, да и огорожено забором, значит - посольство. Хода нет.
Много лет спустя узнал, что это совсем не посольство - у шотландцев не бывает ни посольств, ни консульств - а церковь-мемориал шотландским солдатам, погибшим в Первую мировую войну.
И вот только совсем недавно мне удалось в ней побывать.


Церковь Св.Андрея (1927-1930)
Архитекторы - К.Холлидей, Д.Бен-Дор и З.Хармат


Британские войска вошли в Иерусалим в декабре 1917 года. Победа была достигнута ценой жизней тысяч солдат, навсегда оставшихся лежать в земле Палестины.
Среди погибших было много шотландцев, и уже через месяц на их родине начали собирать средства на возведение мемориальной церкви в Иерусалиме. Инициатором выступил Ниниан Хилл (Ninian Hill), судовладелец и старейшина церкви из Эдинбурга. За несколько лет организаторам удалось собрать 50 тысяч фунтов.

В 1927 году у греческой православной церкви в 100-летнюю аренду был приобретен участок на холме над долиной Хином (она же Геенна). Место это называется плечом Хинома (на иврите - "кетеф Хином"), оно упоминается в Ветхом завете (Иисус Навин, 18:16), именно здесь проходила граница между владениями колен Иуды и Вениамина.
Церемония закладки первого камня прошла 7 мая 1927 года, во время визита в Иерусалим Эдмунда Алленби, по руководством которого десять лет до этого была одержана победа в палестинской кампании.


Мемориальная шотландская церковь.
Этот камень был заложен 7 мая 1927 фельдмаршалом виконтом Алленби,
кавалером орденов Бани и св. Михаила и Георгия,
в ознаменование освобождения Иерусалима 9 декабря 1917.


К проектированию здания был привлечен английский архитектор и градостроитель Клиффорд Холлидей. Ему помогали два архитектора-репатрианта, с которыми Холлидей уже имел опыт совместной работы - Дан Бен Дор и Золтан Хармат, выходцы из России и Венгрии соответственно.
Холлидей много работал в Палестине, хотя и находился в тени своего соотечественника Остена Гаррисона (см. мой пост о Армон ха-Нацив).


Клиффорд Холлидей (1897-1960)
Фото из книги "Bauhaus on the Carmel and the Crossroads of Empire"


Среди иерусалимских построек Холлидея - новый корпус офтальмологической больницы Св.Иоанна на улице Хеврон (ныне "Jerusalem House of Quality") и небольшой квартал на улице Яффо (здания банка Барклайз и библейского сообщества, а также садик между ними).
Холлидей был автором плана Иерусалима, по которому город застраивался с 1930 по 1944 годы. Огромное значение имели составленные им планы Хайфы и Нетаньи, определившие развитие этих городов на долгие годы.
Но ничто не может сравниться со скромной церковью над долиной Хином, ставшей вершиной творчества британского архитектора.


Церковь Св.Андрея. Вид с севера.


Как и Гаррисон, Холлидей стремился в своих постойках объединить восток и запад. Но если в своей западной составляющей Гаррисон оставался приверженцем классического британского колониального стиля (его главные постройки - музей Рокфеллера и Армон ха-Нацив, выглядят как мощные и неприступные крепости), Холлидей был открыт новым веяниям архитектуры того времени, что сближало его с еврейскими архитекторами, к концу 20-х годов взявших на вооружение зарождавшийся в Европе космополитический интернациональный стиль (школа Баухауз, идеи Ле Корбюзье и другие).
Конечно же, Иерусалим - не Тель-Авив и даже не Хайфа. Особый характер города наносил отпечаток и на работы архитекторов-евреев, иерусалимские постройки которых в большинстве своём были более умеренными в своей революционности, пытались подстроиться под местные ландшафт и уже сложившуюся застройку.

В период раздела Иерусалима в силу различных причин эта традиция была утрачена, и многие здания, построенные в 50-е-начале 60-х гг., неприятно выбиваются из общего ряда. Но после шестидневной войны, идеи западно-восточного синтеза, воплощенные британскими архитекторами в 20-30-е гг., вновь оказываются востребованными - когда у нового поколения израильтян появилась возможность ознакомиться с постройками в восточной части города, архитекторы, не сговариваясь, вернулись к забытому старому, но уже в современной обработке.
Два здания периода британского мандата стали классикой - дворик из музея Рокфеллера (арх. Гаррисон) был воссоздан в зданиях Верховного суда и колледжа Хибру Юнион, а мотивы куполов, окон и ризниц небольшой церкви Холлидея повторяются в облике многих рядовых зданий жилых кварталов города.


Церковь Св.Андрея, 30-е гг.
Из архива негативов Э.Матсона.
Другие снимки из архива: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Чтобы подчеркнуть национальный характер постройки Холлидей использовал образ шотландского замка. Почему не церкви? Можно только предположить, что стиль шотландских церковных построек, испытавший сильное английское, фламандское и французское влияние, архитектор счел недостачно выразительным.
А вот средневековым замкам в Шотландии присущи свой неповторимый стиль и шарм. Расположенные обычно у воды или на вершинах гор, которыми богата северная земля, шотландские замки заметно отличаются от английских, построенных на равнинах. К тому же, в отличие от английских и европейских, замки в тех краях не строились в расчёте на долгую осаду, и, как результат, не столь тяжелы и менее похожи на крепости (см. интересную статью "История развития замковой архитектуры средневековой Британии").


Замок Эйлеан Донан, Шотландия.
Взято здесь.


Кажущееся сложным по форме, здание на самом деле состоит из простых геометрических фигур разного размера, и напоминает собранную из конструктора модель. Несомненно влияние Баухауза, постройки в стиле которого отличает подчёркнутая ассиметричность. В то же время, это можно воспринимать как реверанс в сторону востока, для которого характерно хаотическое нагромождение построек одна на другую.
В характерном для построек в Старом городе стиле выполнены и два простеньких белых купола над церковью.
Решение для башни-колокольни было предельно простым - никаких шпилей, простая коробка, увенчанная таким же простым крестом. Похожие башни в стиле неоренессанса можно встретить в Европе, в частности, в Италии, но в Иерусалиме это, похоже, единственный пример башен подобного типа.
В строительстве церкви Холлидеем был использован особый вид известняка, быстро чернеющий на открытом воздухе (посмотрите на первый снимок и сравните его с фотографиями 30-х годов). В результате, церковь начала "стареть" не по годам, а по часам, и вскоре по внешнему виду мало чем отличалась от зданий, построенных значительно ранее.

Комплекс, имеющий форму буквы L (или Г, как кому нравится) состоит из непосредственно церкви и примыкающей к ней трёхэтажной гостиницы.


Вход в гостиницу.


Поначалу это был приют для паломников - очень скромный, с удобствами в коридоре. Затем много лет здание пустовало, пока в 80-е гг. не было капитально отремонтировано. Сейчас это гостиница на 45 мест.
Прейскурант цен

Фасад гостиницы, обращенный во двор, украшен аркадой в арабском стиле. К сожалению, в целях удобства постояльцев в ходе реконструкции аркада была застеклена.

Церковь носит имя Св. Андрея - патрона шотландцев с VII века, и была торжественно открыта в день святого, 30 ноября 1930 года.
Андрей, рыбак с берегов Кинерета, был одним из двенадцати учеников Иисуса. После смерти учителя по жребию, проведенному апостолами, ему выпало идти проповедовать идеи христианства на севере. По одной версии, Андрей дошёл до территории нынешней Украины, по другой - до новгородских земель (и поэтому почитаем Русской православной церковью). Был распят в Патре (Греция). По просьбе осуждённого при этом был применён крест в форме буквы Х, носящий с тех пор имя андреевского.
"Святой Андрей, покровитель Шотландии", статья на сайте Би-Би-Си
"Андрей, апостол киевской Руси", статья на православном сайте
История андреевского креста (англ.)


   
Два варианта Андреевского флага.
Слева - флаг Шотландии, справа - флаг военного флота России.


Церковь Святого Андрея - единственная в Иерусалиме пресвитерианская церковь. Другие протестантские церкви принадлежат в основном лютеранам (Редимер, церковь Вознесения в Августе Виктории и др.) и англиканам (собор Святого Георгия, церковь Мессии). Есть баптистская церковь, а вот у кальвинистов - течения, наиболее близкого к пресвитерианству, своей церкви в Иерусалиме нет.

Пресвитериане - протестантская деноминация, в которой церковная власть возложена на избранных представителей местных общин (конгрегаций) или более крупных объединений – пресвитерий. Название деноминации восходит к греч. presbyteros («старший», «старейшина»), оно указывает на особую систему церковного управления, осуществляемого пресвитерами, или старейшинами. В Европе церкви такого типа именуются реформатскими. Пресвитерианские и реформатские церкви составляют вместе крупнейшее ответвление протестантизма, численность которого во всем мире составляет ок. 46 млн. человек...


Шотландцы с симпатией относились к евреям, и неслучайно многие британцы, оказывавшие помощь в становлении еврейского государства, были шотландцами или выходцами из Шотландии (достаточно назвать Бальфура и Вингейта). В последнее время, однако, позиция шотландской церкви стала более уравновешенной, и её основные усилия направлены на поиски взаимопонимания между евреями, мусульманами и христианами. Так, сейчас при церкви работает - если не ошибаюсь, единственный в еврейской части города - магазин, торгующий предметами палестинского народного творчества.
Очень хорошо о взаимоотношениях шотландцев и евреев рассказывает А.Майстровой (см. статья "Сердце Брюса").

Несмотря на многочисленность последователей пресвитерианства во всём мире, после ухода британских войск из Палестины и раздела Иерусалима церковь переживала трудные времена. Не было больше расквартированных в городе шотландских военных, а немногочисленная местная община осталась в восточном Иерусалиме. Доходило до того, что некоторый период времени настоятелю церкви приходилось совершать службу в одиночестве.
С воссоединением города и развитием туризма ситуация медленно, но начала меняться к лучшему, хотя заполненных залов во время воскресной службы, как в 30-е годы, церкви увидеть не придётся, похоже, никогда.


Интерьер церкви.


Интерьер выдержан в традиционном для реформатских церквей стиле - белые стены, почти полное отсутствие декора, подчеркнутая строгость дизайна немногочисленных предметов, находящихся в зале. Вкупе с широкими окнами, через которые в изобилии проникает солнечный цвет, создаётся ощущение простора - явление редкое для иерусалимских церквей.
Тем более, обращают на себя внимание некоторые необычные детали интерьера.
Прежде всего, это окна в виде витражей из хевронского стекла в стиле ар-деко - два огромных по бокам, и одно небольшое сзади, в форме круга. Рисунок на двух боковых окнах, находящихся друг напротив друга, идентичен, но при этом использованы разные цветовые решения.
Под круглым окном находится небольшая мемориальная доска с флагами по сторонам.


Слева направо расположены: военно-морской флаг Великобритании, флаги Шотландии и
Великобритании, флаг торговых судов Великобритании.

В центре - мемориальная доска в память воинов 52-ой дивизии,
погибших в I Мировую войну.


К спинкам сидений приклеплены таблички с названиями полков, городов и районов Шотландии.
Наибольший интерес представляет апсида церкви. Перед амвоном (возвышение, с которого читаются молитвы) находится замурованная в пол медная пластина, установленная в память о короле Шотландии Роберте I Брюсе (1274 - 1329), завещавшем похоронить своё сердце в Иерусалиме. Гонец, перевозивший драгоценный груз, был убит на пути в Святую землю, и завещание выполнено не было.

Амвон и пол вокруг него выполнены из камня светло-зелёного цвета. Это мрамор, добываемый на крохотном острове Айона (Iona), входящим в состав Гебридских островов в западной Шотландии. На Айоне в VI веке основал монастырь святой Коломба Колумкилле ("столп церкви"), миссионерская деятельность которого положила начало распространению христианства в Шотландии.

Согласно брошюре, которую можно получить на входе, этим же мрамором отделана и полукруглая стена апсиды, к сожалению, скрытая занавесью.
Подробную информацию об этом необычном камне можно найти на сайте, посвященному искусству Айоны.

Если внимательно присмотреться к зданию снаружи (см. репродукцию отрытки в самом конце поста), можно заметить что под выдающейся частью церкви, в которой находится апсида, вследствие особенностей рельефа, скорей всего, имеется подземный этаж. К сожалению, заметил это только во время написания поста.
Не поднимались мы и на башню. Даже не знаю, разрешено ли это, но стоит попробовать - красивая металлическая дверь, ведушая на лестничный пролёт, заперта не была.

Ещё одним восточным мотивом, использовавшимся как Холлидеем, так и Гаррисоном, была керамика работы армянских мастеров, приглашённых в Иерусалим английскими властями. В соответствии с общим духом интерьера керамика - за одним исключением - довольно скупа, но по её количеству постройка Холлидея уступает, пожалуй, только гостинице "Америкэн Колони".



  
Керамика работы Давида Оганесяна (1884-1953).
На верхнем снимке - ниша у входа в церковь,
слева - фонтан в здании гостиницы, справа - одна из ниш у входа в гостиницу.


Если выйти из церкви через вторую дверь, в стене слева можно увидеть табличку на нише, в которой захоронен пепел Ниниана Хилла (1869-1946) - того самого, по инициативе которого была построена церковь; он же был и первым её священником.

Во время строительства церкви были обнаружены древние могилы, что неудивительно - места в районе Геенны буквально напичканы древними захоронениями, одно из них даже использовалось турками под склады.
Археологические раскопки начались здесь только в 1975 году. Продолжались они двадцать лет, и в их ходе были сделаны удивительные находки. Так, был найден только по счастливой случайности неразграбленный семейный склеп с большим количеством предметов быта периода Первого Храма (VII век до н.э.). В другой пещере были сделаны ещё более сенсационные открытия - два миниатюрных серебрянных свитка, раскрутить которые заняло три года. Внутри на них было выгравировано Благословение коэнов (Числа, 6:24-26). Утверждается, что это самый древний текст из Ветхого завета, который когда-либо удавалось найти.
Статья о раскопках в Еврейской виртуальной библиотеке (англ.).


Открытка с маркой и штемпелем первого дня. 15/02/2000.
Взято с сайта http://www.shdemati.com/


Рядом с церковью находится консульство Великобритании, частично расположенное в здании бывшего турецкого блок-поста, предположительно постройки XVI века.
До последнего времени церковь безраздельно господствовала в этом районе Иерусалима, но пристроеннoe снизу несколько лет тому назад здание центра наследия Бегина изменило ландшафт - белый камень, непредусмотрительно, на мой взгляд, использованный для его облицовки, отодвинул церковь на задний план. Замысел авторов проекта понятен - цвет стен соответствует названию автобиографической книги М.Бегина ("Белые ночи"), но к окружающей застройке всё же следует относиться с уважением.
Кстати, именно через центр (вход, увы, платный и только по предварительной записи) удобнее всего выйти к месту проводившихся раскопок.

Несколько месяцев назад в холле гостиницы открылась кофейня в шотландском стиле (The Scot's Coffee Shop: английский, иврит). Для тех, кто не хочет ехать в восточную часть города, где расположена "Америкэн Колони", это единственная возможность посидеть в зале со стенами, облицованными армянской керамикой.
Часы работы: пн-пт - с 12:30 до 22:00, сб - с 11:00 дл 22:00, вс - выходной.
Карта проезда с официального сайта церкви Св.Андрея


Церковь можно посетить практически в любое время, попросив ключи у портье в гостинице. Нам же удалось подойти к концу службы, которая совершается каждое воскресенье с 10 до 11 утра.
Насколько мне известно, здесь проходят также службы кальвинистов (на голландском языке) и корейской протестантской церкви, но информация о времени их проведения противоречива. По-видимому, это нерегулярные служения.
Интересно было бы также посетить рождественские службу, время проведения которой можно будет найти на сайте францисканцев.

Источники:
- St.Andrew's Scottish Guesthouse
- брошюра "Welcome to St.Andrew's Church, Jerusalem": 1, 2, 3, 4
- Д.Кроянкер, "Архитектура Иерусалима. Строительство в период британского мандата" (иврит)
- A.Bar-Am, "Beyond the Walls: Churches of Jerusalem"
- сайт "Мой Израиль": 1, 2
- Р.Дгани, "Христианские церкви, общины и ордена в Израиле" (иврит)
- Medieval Architects in Scotland





Рейтинг: 3 из 5.
linkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
(Deleted comment)
[User Picture]From: yozhik_
2005-08-10 09:57 am (UTC)
В Израиле происходит постепенное смещение от использования слова "Баухауз" к более обтекающей формулировке Ф.Джонсона "интернациональный стиль".
Конструктивизмом на западе, и в Израиле тоже (хотя мы не совсем запад :-)), называют исключительно советский вариант "интерстиля". Да ты знаешь :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: karamelka212
2005-08-10 09:54 am (UTC)

Интересно!

Женя,ты молодец! Такие интересности в Иерусалиме откапываешь))!
Слышал,что в Кейсарии новые раскопки обнаружили? Там много чего интересного,и в твоем изложении наверное,будет еще интересней про них узнать))),что скажешь по сему поводу))?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2005-08-10 10:00 am (UTC)

Re: Интересно!

Мне пока нужно Иерусалим хотя бы в общих чертах изучить.
А вот когда будем жить поближе к Кейсарии, обязательно туда съездим :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yanis_22
2005-08-10 10:58 am (UTC)
Большое спасибо. Как раз были там недавно ( тоже пытаемся за имеющийся год Иерусалим изучить ;), но листочек на входе не такой интересный и насыщенный как Ваш рассказ.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2005-08-10 11:12 am (UTC)
У меня, увы, даже и года на Иерусалим не будет :(

На башню вы поднимались?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: olkab
2005-08-10 11:28 am (UTC)
Урра! Ты туда пролез! А мы вот ещё не были. Зато пойдём вооружённые твоим постом.
Классный юзерпик :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2005-08-10 11:32 am (UTC)
Приходи - покажем юзерпик. В жизни он ещё более славный :-)
Кстати, это подарок нам на свадьбу от oita.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zalt
2005-08-10 12:06 pm (UTC)

спасибо

Мне Иерусалим кажется мрачноватым и консервативным. Но благодаря вашим живым репортажам мнение меняется. Но, в любом случае, исторический Иерусалим необъятен.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2005-08-10 12:18 pm (UTC)

Re: спасибо

Иерусалим действительно консервативен, но от это не менее интересен.
Я рад, что мне удается пробудить интерес у тех, кто раньше Иерусалимом не интересовался.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fateyeff
2005-08-10 12:43 pm (UTC)
Огромное спасибо! С таким интересом читаю Ваш журнал, хоть открыл его недавно и совершенно случайно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2005-08-10 01:06 pm (UTC)
А я сейчас зашёл в Ваш журнал и прочёл пост о Яффо. Очень понравилось.
Если Вам нужны какие-нибудь материалы для радиопередач - напишите. Постараюсь достать и передать (мы будем в Петербурге в октябре).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mag_2000
2005-08-10 01:49 pm (UTC)
Спасибо. Очень интересно.
Форма фонтана подозрительно напоминает мотивы, часто использовавшиеся в турецких мечетях.
Вот, например:
http://img.photobucket.com/albums/v65/magellan/misc/113_1304.jpg
http://img.photobucket.com/albums/v65/magellan/misc/109_0994.jpg
http://img.photobucket.com/albums/v65/magellan/misc/109_0945.jpg
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2005-08-10 02:44 pm (UTC)
Тому, что фонтан похож на турецкий, есть простое объяснение - армянские мастера прибыли в Палестину из Турции, где прожили несколько веков. Из-за этого до сих пор не утихают споры, считать ли армянскую керамику самостоятельным направлением.
На мой взгляд, это таки отдельная школа, но и отрицать её турецкие корни, по крайней мере, глупо.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: gingema
2005-08-10 02:24 pm (UTC)

офтоп

Юзерпик удался! :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2005-08-10 02:45 pm (UTC)

Re: офтоп

Более чем удался :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: uyh
2005-08-11 12:04 am (UTC)
К раскопкам, можно зайти и со стороны церкви, там калитка в заборе, только у кого ключ не знаю, мы там ночью были, будить никого не стали (постеснялись), пришлось через забор прыгнуть.

И вообще, ты совсем не заботишься о тех, у кого в принтере дио закончилось. Книгу хочу!!!(с картинками)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2005-08-11 02:31 pm (UTC)
Боюсь, книжка обойдётся тебе дороже, чем чернила ;-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: korovka
2005-08-11 02:09 pm (UTC)
Интересно очень.
Я была как-то внутри церкви. Там очень тихо так, спокойно, посетителей не было совсем...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2005-08-11 02:32 pm (UTC)
Их можно увидеть во время рождественской службы. В этом году хотелось бы сходить на неё.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: uyh
2005-08-11 07:22 pm (UTC)
тебе агент не нужен (с одной стороны тупя скромно взор, с другой потирая руки). Спонсоров искать будем.
Прикинь, деньги, слава, первые красавицы Рима (ой, ты же женат, об чём это я)
:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2005-08-11 07:38 pm (UTC)
Какие спонсоры!? Это будет прибыльное мероприятие :-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: leprechaun
2005-08-14 06:27 am (UTC)

Очень интересно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2005-08-14 07:22 am (UTC)
Спасибо.
Как жизнь то в Нетании?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sinli
2005-08-15 10:25 am (UTC)

- Р.Дгани, "Христианские церкви, общины и ордена в Израи

НЕ НАХОЖУ ЭТУ КНИГУ НИ В ОДНОМ МАГАЗИНЕ.
МОЖНО, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2005-08-15 11:03 am (UTC)

Re: - Р.Дгани, "Христианские церкви, общины и ордена в Изр

(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: igor_tribelsky
2005-08-19 08:39 pm (UTC)
В справочнике "Паломники и туристы - христиане" есть сведения о том, что в помещении церкви св.Андрея находится также представительство французской протестантской церкви. Имеется даже их телефон (02-6732401). Судя по всему, это не только те, кого исторически называли гугенотами, но довольно широкий конгломерат общин - в справочнике сказано, что имеются разные деноминации. Служба в Иерусалиме проводится дважды в месяц, по субботам в 16.30.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2005-08-20 04:36 am (UTC)
Да, у представителей реформатских христианских течений в Иерусалиме просто нету выбора, поскольку это единственная реформатская церковь в городе.
По-видимому, это нерегулярные службы - стараниями энтузиастов проводятся год-два, потом прекращаются.
Можно подойти в субботу, проверить :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: m_k
2005-08-23 04:44 am (UTC)
Мне казалось, что свитки с "биркат ха-коаним" были найдены Габи Баркаи в более южных погребальных пещерах на том же склоне Хинома, в Хакель-Дама, там где ныне стоит еще один удивительно-замечательный монастырь - св. Онуфрия. И не в 1975 г., а в 1979. Или я ошибаюсь? (Нет, не ошибаюсь - вот и в Вашей ссылке указано, что находка сделана на соседнем участке.)
Кстати, в монастырь Онуфрия и в Хакель-Даму планируется прогулка небезызвестного семинара (в начале нового семестра). Не хотите присоединиться? С пребежчицей вместе :)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2005-08-23 08:57 am (UTC)
Да, Габриль Баркай и 1979 год.
Но всё же находка была сделана в районе шотландской церкви. Хакель-Дама находится в низине Кедронской долины, а склепы были обнаружены на "кетеф Хином" ("плече Хинома"), т.е. выше.
Я давно искал возможность побывать в монастыре Онуфрия, и Ваше предложение поступило как нельзя кстати. Мы с удовольствием присоединимся, если только прогулка состоится не с 10 по 30 октября (мы в Питере).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>