?

Log in

No account? Create an account
Церковь Спасителя, Иерусалим - Записная книжка Ёжика (с хвостиком) — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Церковь Спасителя, Иерусалим [Dec. 21st, 2004|09:14 am]
Ёжик
[Tags|]
[mood |lovedloved]

В прошедшую пятницу во многих местах Израиля были зафиксированы самые низкие температуры за последние 50 лет. Небо при этом оставалось практически безоблачным.
Я очень люблю солнце в мороз - воздух в эти дни особенно прозрачен, всё искрится, светится. Мир вокруг становится больше, объёмнее. Просто радостно на душе.
В Израиле такие дни очень и очень редки, поэтому грех было не воспользоваться предоставившейся возможностью, и ни свет ни заря я отправился в Иерусалим.
У меня было не так уж и много времени, но материала набралось на несколько постов. Сегодня - первый, лютеранская церковь Спасителя в Старом городе.


Колокольня церкви Спасителя, Иерусалим.
Архитектор - Фридрих Адлер (1898).


Возвышающаяся над невысокими строениями вокруг храма Гроба Господня колокольня и примыкающая к ней церковь были построены чуть более 100 лет назад, в 1898 году. По меркам Иерусалима совсем новострой.
Они только вскольз упоминаются в путеводителях, сюда редко приводят туристов. А жаль - у этого места очень богатая история, да и здание не такое уж простое, как это кажется на первый взгляд. Открывающийся же вид на Иерусалим делает посещение колокольни просто обязательным.

Район, в котором находится церковь, называется Муристан. Муристан - это и одноименная улица, на которой стоит церковь, и находящийся рядом рынок.
На персидском (фарси) слово "Муристан" означает "госпиталь". Именно здесь в XII веке было положено начало рыцарскому ордену, первоначальной задачей которого было оказание помощи заболевшим паломникам, и поэтому известного, как орден госпитальеров. Полное его название – Суверенный Военный Орден Госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты (The Sovereign Military Hospitaller Order of St. John of Jerusalem of Rhodes and of Malta).
После изгнания крестоносцев рыцари бежали на Кипр, затем на Родос и Мальту, что отражено в названии ордена. Сейчас его штаб-квартира находится в Риме.
Это тот самый Мальтийский орден, который несколько лет, с 1798 по 1801 гг., был под властью российского императора Павла I.

После некоторого перерыва, вызванного уходом крестоносцев, здание вновь использовалось как приют для паломников. В XVI веке было разрушено.
Сейчас о нём напоминает небольшой обелиск, установленный в начале улицы Муристан.

Для желающих ознакомиться с историей ордена привожу несколько ссылок:
- "The History of the Order of St. John of Jerusalem" (англ.)
- "История Мальтийского ордена" (русский).
- Тем, кто хочет покороче (русский).



Вид на Старый город с воздуха.
Внизу - купола храма Гроба Господня, справа - церковь Спасителя.

Взято с сайта Virtual Jerusalem Tour.


Известно, что непосредственно на месте нынешней церкви Спасителя ещё в XI веке купцами из итальянского города Амальфи был построен монастырь Св.Марии Латинской (St.Maria la Latine) с церковью при нём. Предположительно в XII веке церковь была перестроена крестоносцами.

Update, 16/03/2007: развалины церковь Св.Марии Латинской сохранялись до постройки на этом месте церкви Редимер.
Иллюстрация Перотти, 1864 год (из книги "Jerusalem. Old Engravings and Illustrations").


В XIX веке интерес к христианским местам после долгого перерыва оживает, европейские державы стремятся застолбить место в Иерусалиме. В 1869 году крон-принц Фридрих Вильгельм (будущий кайзер Фридрих III) получил в подарок от турецкого султана Абдул Азиза восточную часть Муристана.


Церковь Спасителя, Иерусалим.
Проектный рисунок архитектора церкви Фридриха Адлера (1893).


Из-за финансовых затруднений к строительству церкви приступили только в 1893 г. Проектирование было поручено Фридриху Адлеру, известному архитектору из Берлина. Последний кайзер в истории Германии Вильгельм II, вступивший к тому времени на престол, принимал непосредственное участие в работе над проектом колокольни.
За основу была взята колокольня в итальянском городе Тиволи близ Рима, который незадолго до этого посетил Вильгельм II. Построена она была в романском стиле.

Вот как объясняет этот термин "Современная энциклопедия":
Романский стиль - художественный стиль средневекового западноевропейского искусства 10 - 12 вв. (в некоторых странах также 13 в.). Главные распространители - монастырские ордена. Для архитектуры (церкви, монастыри, замки) характерны простые стереометрические объемы (куб, цилиндр, параллелепипед, призма), толстые мощные стены, суровый крепостной облик...


Поскольку колокольня в Тиволи была сооружена в середине XVII века, пятьсот лет после расцвета романского стиля, её, как и колокольню церкви Спасителя, я всё же бы причислил к неороманским постройкам (нео - новый).

  
Слева - проект, подписанный кайзером Вильгельмом II (см. подпись внизу), справа - Cобор Сан Лоренцо (Св.Лаврентия) в Тиволи (Италия), взятый им за основу при строительстве колокольни.


Что же касается основного здания церкви, то была поставлена задача с максимально возможной точностью воспроизвести старое здание церкви Св.Марии Латинской, стоявшее на этом месте и развалины которого пролежали до конца XIX века.
Сохранившиеся ворота были встроены в новое здание и служат теперь запасным выходом из него. Подойти к ним можно с северной стороны. Двери, колонны и символика на них, конечно же, новые.

  
Cлева - так выглядели ворота в средние века (иллюстрация из "Palästina in Bild und Wort"),
справа - современный снимок.


Главный вход выдержан в тех же мотивах, что и северный. Обращают на себя абсолютно идентичные колонны, но об этом ниже.


Главный вход в церковь.


Орёл слева - герб германского рейха, агнец в центре символизирует Иисуса-Спасителя, справа же можно увидеть герб госпитальеров.

         


Церковь была торжественно открыта 31 октября 1898 года, в день Реформации, в присутствии кайзера Вильгельма II и его супруги Августы Виктории. Это был первый за многие века визит европейского монарха в Палестину, и в Германии ему придавалось огромное значение.
В тот же день Вильгельм II приобрёл участок на горе Сион для постройки ещё одной немецкой церкви, но не лютеранской (т.е. протестанской), а католической. Сейчас на нём находится церковь Дормицион.


Инаугурация церкви Спасителя в Иерусалиме 31 октября 1898 года.
Открытка, примерно 1910 год. Художник F.Perlberg.
Взято здесь.


Несмотря на то, что построена немцами, чаще используется английское её название - Редимер (Church of the Redeemer, церковь Спасителя, כנסיית הגואל).
Большинство зданий, принадлежавших немцам и немецким организациям (дома темплеров, Талита Куми и др.), после образования государства Израиль были конфискованы, но Старый город оказался в составе Иордании, поэтому церковь Спасителя сохранила своего владельца.
После Второй мировой войны немцев в Иерусалиме осталось очень мало, и в 1959 году церковь перешла под контроль Евенгелистической Лютеранской Церкви Иордании, став её центром. Остаётся она им и теперь, являясь единственной в мире лютеранской церковью с епископом-арабом во главе. Впрочем, большинство присутствующих в тот день, когда я там был, были европейцами.

После войн 1948 и 1967 годов, в ходе которых церкви были нанесены повреждения, в начале 70-х гг. было решено произвести в ней капитальный ремонт, коснувшийся, в первую очередь, интерьеров здания. Если до этого стены церкви были богато расписаны, то сейчас интерьер выдержан в строгом протестанском стиле, и о былом буйстве красок напоминают только витражи (тоже современные) и небольшая мозаика круглой формы с изображением головы Иисуса (оригинал). Мозаики с изображением четырёх евангелистов были сняты.
Не знаю, почему так, но наличие даже одной такой мозаики в лютеранской кирхе для меня выглядит странным - лютеранам, как и иудеям, изображение человеческого лица демонстрировать не положено.
Изменились и алтарь, и сцена; над входом был установлен изготовленный в Берлине орган.


Внутри церкви.


Попросите настоятеля церкви дать пройти во внутренний дворик. У самого входа в него можно заметить единственную колонну, найденную при раскопках перед строительством здания. Все новые колонны - не только во дворике, но во всём здании - в точности повторяют старую, что выглядит очень необычно.
На втором этаже сохранилась столовая, по-видимому, времён ордена госпитальеров.
Дворик очень уютный, тихий, в нём много зелени - находясь здесь, трудно представить, что в нескольких десятках метрах отсюда бурлит восточный базар.


Внутренний двор церкви.


Ну и, наконец, подъём. Колокольня Редимера - не самое высокое сооружение в Иерусалиме, и только вторая по высоте в Старом городе (после Сент Сальвадора у Новых ворот), но она уникальна своим местоположением в самом центре города (см. карту внизу).
40 метров, 177 ступенек - не так уж много, если сравнивать с Собором Св.Павла в Лондоне и даже Исаакиевским собором в Петербурге. Правда, последние метры приходится идти нагнувшись.
Подъём платный, билет стоит 3 шекеля.

Наверху открывается удивительная панорама, подобную которой вряд ли где можно найти:


Вид на Храмовую и Масличную горы с колокольни церкви Спасителя.


Весь Старый город виден как ладони. Сверху смотришь на него, как на живую карту, причём рельефную; проглядывается даже пустыня, начинающаяся за восточной границей города. Я впервые по-настоящему пожалел, что у меня нет хорошего фотоаппарата (хотя бы 4 мегапикселя) - такой ясной погоды, да ещё в выходные, ждать придётся долго.

Полностью снимки выложены здесь:
http://public.fotki.com/yozhik/israel_2004/views_from_the_bell/




Колокольня открыта с понедельника по субботу с 9:00 до 13:00 и с 13:30 до 15:00.
На входе можно приобрести литературу о церкви, в основном на немецком языке. Но есть и небольшая брошюрка на английском (10 шекелей).

Источники:
- "Lutheran Church of the Redeemer. Jerusalem" (англ.)
- Aviva Bar-Am, "Beyond The Walls: Churches of Jerusalem" (англ.)
- Д.Кроянкер, "Строительство в Старом городе" (иврит)
- статья "Santa Maria Latina, the Church of St. John the Baptist and the Muristan in Jerusalem" (англ.)
- сайт "Лютеране Святой Земли" (англ.)




Рейтинг: 5 из 5.
linkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: bobby_bu
2004-12-20 11:59 pm (UTC)
Очень интересно и как всегда профессионально.
Помню данное место, но столько узнать о нём за 10 минут - снимаю шляпу.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-12-21 12:42 am (UTC)
Вот это и было моей целью. Когда состарюсь, нужно будет рассказать внукам - возьму пост и за 10 минут вспомню :-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mag_2000
2004-12-21 12:01 am (UTC)
Как всегда очень интересно. Твои рассказы очень помогли нам прошлым летом в поездке в Иерусалим. Без них много любопытных мест и сооружений мы бы просто упустили.

Церковь была торжественно открыта 31 октября 1898 года, в день Реформации, в присутствии кайзера Вильгельма II и его супруги Августы Виктории. Это был первый за многие века визит европейского монарха в Палестину
Не согласен со словом первый. Император Франц Иосиф посетил Иерусалим в 1869 году.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-12-21 12:42 am (UTC)
Ты прав, я должен был выразиться более чётко. Франц Иосиф, как и крон-принц Фридрих Вильгельм (о котором я упомянул в тексте), совершал поездку на открытие Суэцкого канала, и в Иерусалиме был проездом. Это не был официальный визит к святым местам.
Я потом внесу исправления в текст. Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ein_gedi
2004-12-21 12:22 am (UTC)
Спасибо! Замечательно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-12-21 12:43 am (UTC)
Всегда рад, что тебе понравилось :-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yulkar
2004-12-21 12:24 am (UTC)
Спасибо огромное! Как всегда - здорово!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-12-21 12:52 am (UTC)
Когда места того заслуживают, не здорово выйти не может :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: abramz
2004-12-21 12:27 am (UTC)
Здравствуйте, давно и с интересом вас читаю.

Во-первых, спасибо за то, что вы делаете.

А во-вторых, есть вопрос не совсем по теме данного поста: не могли бы вы посоветовать интернет-ресурс на иврите, рассказывающий об истории тель-авивского парка а-Яркон. Я взялся помочь сыну в подготовке какой-то школьной работы и сейчас собираю информацию.
Заранее благодарю.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-12-21 12:51 am (UTC)
Какого рода информация вам нужна?
Официальное название парка (или его части, не знаю) - Ганей Иегошуа, названные так в честь Иегошуа Рабиновича, мэра Тель-Авива.
Я об этом упоминал в посте о кладбище Трумпельдор, где он похоронен.

Посмотрите также сайт парка:
http://www.park.co.il/
Может, это как раз то, что вы ищете?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: chertov
2004-12-21 01:00 am (UTC)
Спасибо. Как всегда, очень интересно. Я видел эту церковь, когда был на экскурсии. Ваш журнал - готовая к изданию энциклопедия.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-12-21 01:22 am (UTC)
Значит, экскурсии туда всё же водят. Это очень хорошо.
До энциклопедии журнал не дотягивает ну никак :-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: isinda_bubuev
2004-12-21 01:29 am (UTC)
Странно но примерно в ето-же самое время Адлер&Салливен в Чикаго первые небаскребы клепали на металлокаркасе, или ето был другой Адлер?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-12-21 01:36 am (UTC)
Того звали Данкмар Адлер, а этого Фридрих Адлер :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hachik
2004-12-21 01:29 am (UTC)
Spasibo, vsegda s neterpeniem jdu tvoih postov, daje pro ekonomicheskie jurnaly bylo interesno. :-)
Ya v etot shabat toje po Staromu Gorodu brodil, pravda, po drugomu marshrutu, promerz do kostei.
Videl afishku - predrojdestvenskii konzert Londonskogo hora v Redeemer, po-moemu, 23 dekabrya.
Odna iz dostoprimechatelnostei zerkvi - russkoyazychnyi arab-ohrannik, k-y v Moskve uchilsya kogda-to. Ego vse russkie zdes znaut :-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-12-21 01:37 am (UTC)
А я с ним на английском... Не местный я...
В следующий раз удивлю :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sylphida
2004-12-21 02:20 am (UTC)
Ежик, ты просто чудо! Изумительный рассказ!!!
Вот кого нужно было цитировать да и вообще, на помощь звать, когда doc_a приезжал.. эххх..
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-12-21 03:11 am (UTC)
Надеюсь, к следующему его приезду качество постов достигнет такого уровня, что я не буду краснеть, узнавая, что их распечатывают :-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: ex_luch
2004-12-21 04:18 am (UTC)

Разве имущество тамплеров и других немецких граждан еще не британское правительство .. того? Как граждан вражеского государства? Или я путаю?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-12-21 04:33 am (UTC)
История темплеров в Иерусалиме несколько отличается от истории темплеров в других поселений. Здесь они жили до 1949-1950 гг., англичане к тому времени уже ушли.
В своём посте о Мошаве Германит я рассказывал об этом.

(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: severr
2004-12-21 05:28 am (UTC)
очень интересно.
и забавно
Сплит, Хорватия, римский кафедральный собор


(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-12-21 08:11 am (UTC)
Поискал в интернете, и узнал, что колокольня в Сплите была построена с XII по XVI век, т.е. при её строительстве уже ориентировались на образцы романской церковной архитектуры, господствовавшей на севере Италии в XI-XII веке.
Cходство действительно просто поразительное. Колокольня в Тиволи похожа на сплитскую больше из-за 4 оконных проемов на каждой стороне (2х2).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: rollon
2004-12-21 05:32 am (UTC)
я могу ошибаться, но по-моему это всё-таки агнец, а не телец (не слышал, чтоб иисуса телёнком изображали; рыбой и ягнёнком - часто).
кстати, о стилях - есть ли какая-то разница между нео- и псевдоготикой (если такой стиль вообще есть)?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leprechaun
2004-12-21 07:11 am (UTC)
ИМХО, таки агнец...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: millimallikas
2004-12-21 06:32 am (UTC)
Ёжик, восхищаюсь и благодарю.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-12-21 08:22 am (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: lekta
2004-12-21 02:13 pm (UTC)
А можно спросить?
На некоторых крестах есть кружочек внутри. Это хорошо видно на 4-той фотографии. А что это значит?
Я знаю, что у разных церквей свое изображение креста, а этот кружочек внутри креста характерен только для протестанства или нет? А может это для колоколен только?
Что-то интересно стало.
А еще мне очень внутренний дворик нравится.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-12-21 08:42 pm (UTC)
lekta, это кельтский крест. Он высится не только церковью Спасителя, но и, например, над другой немецкой церковью в Иерусалиме, Дормиционом, хотя она католическая, а не протестанская.
Считается, что германские племена были потомками кельтов, поэтому на многих немецких церквях и используется такой крест.

История кельтского креста: http://www.celtarts.com/celtic.htm
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yozhik_
2004-12-22 05:44 pm (UTC)
Спасибо! Скорей бы уж начали...
Мы с товарищем - он живет в Афуле - в начале года прошлись по местам в городе, где проходила старая дорога.
В центре города даже сохранилась станция, но провести через неё линию уже не удастся - буквально лет 7-8 назад колею застроили домами :(
Теперь придется прокладывать линию в обход центра города, что затруднит использование поезда горожанами. Очень жаль.

А вот в Кфар-Иегошуа старую станцию можно приспособить вполне.

Вот мои снимки:
Afula Old Train Station
Kfar Yehoshua Train Station
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>