Ёжик (yozhik_) wrote,
Ёжик
yozhik_

Categories:
  • Mood:

Алоней Аба (Вальдхайм)

В предыдущем посте о Бейт Лехем ха-Гелилит я несколько раз упомянул о соседнем с ним посёлке под названием Вальдхайм (Waldheim).
Хотел сначала написать о них вместе, но по мере сбора материала понял, что Алоней Аба (так сейчас называется Вальдхайм) заслуживает отдельного разговора.



Это шпиль церкви в Алоней-Аба с флюгером в виде петушка на вершине.
Но ведь у темплеров не было церквей. Откуда же она появилась в Вальдхайме?
В этом ключ к пониманию, почему жители Вальдхайма и Бейт-Лехема, двух соседних немецких посёлков в Палестине, оказавшись за тысячи километров от Германии, жили независимо друг от друга.



Дело в том, что среди темплеров - движения, превозгласившего себя независимым религиозным течением - были такие, кто возвращался к официальной церкви. Их было немного, но они были. "Возвращенцы" продолжали жить в посёлках темплеров, были в хороших отношениях с ними, но при этом их жизнь имела несколько другой уклад.
Вальдхайм - единственное поселение в Палестине, основанное "возвращенцами"; они же составляли всё население небольшого посёлка. Поэтому, строго говоря, посёлком темплеров его называть нельзя.


Карта Бейт-Лехема и Вальдхайма, 1935 год.
Здесь её можно посмотреть в более крупном масштабе (340 Кб).


В 1907 году, год спустя после основания Бейт-Лехема, группа бывших темплеров, также из Хайфы, приобрела участок, примыкавший к только что основанному поселению. Ранее на нём располагалась ещё одна арабская деревушка Умм-аль-Амад.
Wald - по-немецки означает "лес", heim - "домашний", "домашний очаг", т.е. название посёлка означало "родной лес".

Как видно на карте, дорога из Бейт-Лехема к шоссе Назарет-Хайфа, проложенная совместными усилиями жителей двух посёлков, проходила первоначально по самому центру Вальдхайма, где она делала разворот под углом 90 градусов.
Как это было принято у темплеров, в Вальдхайме также были две главные улицы, пересекавшиеся под прямым углом, в данном случае на вершине небольшого холма. Только в отличие от соседнего Бейт-Лехема они были примерно одинаковой длины. Проектированием посёлка руководил Эрнст Фойгт.

Вернувшиеся в лоно официального протестантизма, в отличие от раскольников-темплеров, должны были иметь церковь. Она была построена примерно через 10 лет после основания посёлка (дата постройки указывается везде разная) и находилась на пересечении двух главных улиц города. Народного дома (бейт ха-ам) в посёлке, естественно, не было.


Здание бывшей церкви в Алоней-Аба, 2004 год.


А вот так церковь выглядела, когда была действующей:


Немецкая евенгелистская церковь в Вальдхайме.


В настоящее время здание бывшей церкви пустует.

Участки в Вальдхайме были ещё меньше, чем в Бейт-Лехеме, поэтому дома здесь стоят очень близко друг к другу, особенно в центральной части города.
Посёлок был маленьким, его население не превышало 100 человек. В настоящее время сохранилось около 15 немецких домов.







Именно скученность построек придаёт Алоней-Аба ещё большее ощущение Европы, чем в Бейт-Лехеме. Во многих местах сохранились старые деревья, посаженные немцами.


Деревья стали большими.


Именно с Вальдхаймом связаны, пожалуй, самые неприятные страницы истории отношений между евреями и немцами в Палестине. 17 апреля 1948 года в 4 утра бойцы Хаганы, еврейской военной организации, попытались пройти в посёлок, окруженный колючей проволокой и охраняемый британской полицией (там был лагерь для перемещённых лиц).
Искали членов нацистской партии. Когда английский полицейский выстрелил в воздух, еврейские подпольщики подумали, что немцы начали сопротивляться (на самом деле, оружия в посёлке не было, а все мужчины призывного возраста были давно депортированы англичанами) и открыли огонь. В результате погибли трое жителей Вальдхайма - доярка, уже вышедшая на работу в столь ранний час, и немолодая супружеская пара.
На следующий день англичане объявили об эвакуации посёлка. На сборы было дано всего 20 минут.
Через 2 дня все жители посёлка уже были на борту корабля, вышедшего из порта Хайфы.

В музее Коби Флейшмана в Бейт-Лехеме есть несколько старых фотографий, сделанных в Вальдхайме. У меня же, кроме снимков учеников школы и здания церкви (см. выше), к сожалению, ничего нет.

В 1948 же году немецкое название было заменено на Алоней Аба, здесь поселились представители организации "Маавак" ("Борьба"). В основном, это была молодёжь - выходцы из Румынии, Германии и Австрии. Было решено, что здесь будет мошав (аналог совхоза).
В окрестностях растёт много дубов, есть дубовые рощи, поэтому выбор названия неслучаен ("алоним", "алоней" на иврите означает "дубы"). К тому же оно перекликается с прежним.
"Аба" - это в честь парашютиста Абы (Аббы) Бердичева, члена "Маавака", попавшего в плен при выполнении боевого здания во время Второй мировой войны и погибшего в концлагере Маутхаузен.


Мусорный бак с надписью "кнесия" (церковь).
Где ещё в мошаве можно увидеть такую надпись?


После основания Израиля дорога на Бейт-Лехем в районе Алоней Аба была перенесена за пределы последнего. К Алоней Аба сейчас ведёт съезд с дороги (есть указатель).

Сейчас в мошаве ведётся строительство коттеджей, поселиться в которых может любой желающий. Работал бы в Хайфе, наверняка бы купил там домик.
Рекламные ролики о проекте.

Если будете ехать с севера в центр страны, попробуйте выкроить час-полтора, и заверните на перекрёстке Алоним. Минут 15 на Алоней Аба и 1 час на Бейт-Лехем (включая музейчик, работает по пятницам и субботам) вам вполне хватит.

Ещё раз карта региона


Рейтинг: 3 из 5.
Tags: Темплеры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments