Ёжик (yozhik_) wrote,
Ёжик
yozhik_

Category:
  • Mood:

Бейт Лехем ха-Гелилит

10. Третий жребий выпал сынам Завулоновым по племенам их, и простирался предел удела их до Сарида;
11. предел их восходит к морю и Марале и примыкает к Дабешефу и примыкает к потоку, который пред Иокнеамом;
12. от Сарида идет назад к восточной стороне, к востоку солнца, до предела Кислоф-Фавора; отсюда идет к Даврафу и восходит к Иафие;
13. отсюда проходит к востоку в Геф-Хефер, в Итту-Кацин, и идет к Риммону, Мифоару и Нее;
14. и поворачивает предел от севера к Ханнафону и оканчивается долиною Ифтах-Ел;
15. далее: Каттаф, Нагалал, Шимрон, Идеала и Вифлеем: двенадцать городов с их селами.
16. Вот удел сынов Завулоновых, по их племенам; вот города и села их.



Речь идёт не о Бейт-Лехеме (русский вариант - Вифлеем), родине Иисуса Христа, который находится к югу от Иерусалима, и, думаю, знаком всем читателям, а о небольшом посёлке, затерявшемся в холмах, нависающих над Изреэльской долиной, недалеко от шоссе, связывающего Хайфу и Назарет.
Чтобы избежать путаницы, при образовании Израиля ему было дано название Бейт-Лехем ха-Гелилит - Бейт-Лехем Галилейский.

Ещё во время Талмуда здесь находился еврейский город, его сменила арабская деревушка Бет-Лахем. А в начале ХХ века здесь поселились темплеры - представители крайнего религиозного течения в Германии.
О темплерах я уже подробно рассказывал, и тем, кто слышит это название впервые, предлагаю сначала ознакомиться с предыдущими постами:

- Кто такие темплеры
- Немецкая колония в Иерусалиме
- Сарона



Немецкая колония в Бейт-Лехеме была основана в 1906 году, когда группа молодых темплеров, возвратившихся после обязательной службы в немецкой армии, решила отделиться от родного поселения в Хайфе и начать заниматься сельским хозяйством.
На юге - поселения темплеров делились на северные и южные - сельскохозяйственное поселение уже было (Сарона), начиналось освоение второго (Вильгельма).
С опозданием на более чем 30 лет (Сарона была основана в 1871 году) такое поселение было основано и на севере.
Было решено приобрести землю полуразрушенной и погрязшей в долгах арабской деревушки, принадлежавшей семейству Сарсук, на относительно небольшом расстоянии от Хайфы; у темплеров уже тогда были дилижансы, и поездки между поселениями не занимали много времени.
Безусловно, важную роль в принятии решения сыграло то, что вблизи посёлка были обнаружены развалины еврейского города, упоминающегося в Ветхом завете (см. выше).


Центральная улица Бейт-Лехем ха-Гелилит


Планирование Бейт-Лехема было поручено доктору Готтлибу Шумахеру из Хайфы, представителю известной семьи темплеров, выходцев из США. Как и в других новых поселениях, участки были расчерчены вдоль двух главных улиц, пересекавшихся под прямым углом. Только главная улица оказалась значительно длинней второй - 770 и 200 метров соответственно.
Поскольку с северной стороны главной улицы были расположены участки с намного меньшей площадью, чем с южной, домов там оказалось значительно больше, и располагались они близко друг к другу, что и определило характер поселения - это был посёлок, практически вся активность в котором была сосредоточена на одной стороне длинной улицы. Такое необычное для современных населённых пунктов распределение сохранилось до наших дней.
Арабские дома и кладбище тронуты не были и примыкали к посёлку с востока.

Официальная церемония закладки нового поселения прошла 15 сентября 1906 года в присутствии 250 человек, съехавшихся со всех темплерских поселений.

Турецкое правительство с подозрением отнеслось к планам темплеров поселиться вблизи стратегически важной железной дороги (т.н. дорога Хеджаз), и им в течение долгого времени не удалось получить подтвержение сделки о покупке этих земель. Этим и объясняется небольшое количество жителей Бейт-Лехема и основанного на год позже Вальдхайма (о нём я расскажу в следующий раз): в 1909 году в 16 домах посёлка жило всего 25 человек.

Из-за нехватки средств сначала были построены временные жилища, примыкавшие к конюшням и коровникам. Зачастую строительство постоянного дома отодвигалось на много лет.

Уже в первую зиму начала свирепствовать малярия. Однако, со времени основания первых поселений медицина шагнула вперёд, да и у самих темплеров был накоплен большой опыт борьбы с этой болезнью, и её распространение удалось быстро погасить.
Тогда же, зимой 1907 года, были засеяны поля в посёлке. Обработка земли в этих местах оказалось особенно тяжелой, пришлось заказывать технику из Германии.

В 1908 году темплерами было проложена дорога к шоссе Хайфа-Назарет: современная дорога от перекрёстка Алоним к посёлку почти полностью проходит по этому маршруту. Для жителей Бейт-Лехема и близлежащего Вальдхайма было очень важно установить удобное транспортное сообщение с Хайфой, т.к. именно этот город должен был стать основным рынком их товаров - в основном, мясных и молочных продуктов.
Поставки молока начались уже в 1913 году и достигли пика в середине 20-х годов, когда население еврейской Хайфы начало резко увеличиваться.


Общий вид посёлка. Снимок 20-х гг.


Первая мировая война практически не коснулась этих мест. К тому же, в отличие от южных посёлков "северные" темплеры не были сосланы в ссылку в Египет, что позволило наращивать объёмы производства.
В 1925 году население Бейт-Лехема составляло 98 человек, живших в 18 зданиях. Это был самый маленький посёлок темплеров (крохотная, но самостоятельная Вальгалла всё же обычно считалась частью поселения в Яффо).
Большинство семей - 17 из 21 - были фермерами; в посёлке также проживали семьи двух торговцев и двух учителей.

Самым заметным зданием в поселке был, конечно же, народный дом (на иврите - Бейт ха-Ам), в котором проходили все значительные события.
Уже в наше время к зданию была пристроена небольшая пристройка, хороший пример того, как можно сочетать старое и новое в строительстве. Сейчас в пристройке находится библиотека.


Бейт ха-Ам (Народный дом). 1917 год.



Он же. 2004 год.


Рядом с народным домом возвышается водонапорная башня, уникальная тем, что на её вершине установлен небольшой колокол, звонивший обычно по воскресеньям перед совместной молитвой. Церкви, как и в других поселениях темплеров, в Бейт-Лехеме не было.
Во дворе народного дома находится небольшое здание, в котором жили черкесы, сторожившие посёлок. Сейчас оно используется под синагогу.


Водонапорная башня.
Обратите внимание на колокол.



Дома в посёлке очень простые. Многие из них сочетают основную постройку начала ХХ века и более поздние пристройки. Обычно надстраивались этажи (кладка верхних этажей при этом отличается от нижних). Часто пристраивались наружные лестницы и балконы, как на снимке ниже.



До начала 30-х годов жители Бейт-Лехема и Вальдхайма, двух немецких посёлков, находящихся на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга, хотя и находились в дружеских отношениях, в силу религиозных различий старались в общественной жизни быть самостоятельными - так, у каждого поселения были свои школы, детские сады. Но в 1933 году перед лицом еврейского бойкота всё это отступило на задний план и поселения начали объединяться на основе идей национал-социалистической партии: в посёлках была создана единая нацисткая организация, был и свой Гитлерюгенд.
Вообще, среди немецких поселений поселений в Палестине, именно в Бейт-Лехеме и Вальдхайме был самый высокий процент членов нацистской партии - сказывался фермерский характер поселений (фермеры были одной из основных сил, поддерживавших Гитлера).


Из архива семьи Блайх.


В 1939 году в посёлке проживало 100 человек.
Как и в других поселениях темплеров, с началом Второй мировой войны англичанами в Бейт-Лехеме был организован лагерь; жители посёлка потеряли свободу передвижения.
В 1948 году после трагических событий в Вальдхайме жители Бейт-Лехема не стали искушать судьбу и почти в полном составе уехали из посёлка. После нескольких лет ожидания на Кипре, все они оказались в Австралии.
В начале 70-х гг. прах могил с кладбища темплеров в посёлке был перенесён на кладбище в Хайфу. С тех пор о темплерах в Бейт-Лехеме напоминают только дома и неуловимый дух иностранного присутствия в посёлке.


Из архива семьи Блайх.



Дом семьи Блайх в наши дни.


После ухода темплеров Бейт-Лехем, получивший в 1948 году приставку ха-Гелилит, был заселён еврейскими переселенцами.
Мне трудно судить, каким был посёлок до начала 90-х годов, но сейчас он заметно отличается от других тем, что здесь действует много ресторанов (на данный момент - 7) и магазинов, владельцами которых являются его же жители. Вкупе с необычной атмосферой и удачным месторасположением это привлекает иногородних - в выходные дни здесь много народу.

В самом конце посёлка находится дом Коби Флейшмана, на первом этаже которого его владельцем организован небольшой музей. По большому счёту, интерес представляет только первая комната, в которой вывешены фотографии поселения в 20-30-е гг., а также карта с указанием фамилий всех владельцев участков в посёлке в те времена.
В дальней комнате представлены предметы быта уже израильского периода - по-видимому, начала 50-х гг.
Центр открыт в пятницу и субботу, но лучше уточнить это заранее. Его сайт: http://www.bagalil.co.il
Как выяснилось, открыт от только по субботам, да и то не всегда. Обязательно уточните заранее по телефону, приведенному на сайте!

Можно также заказать экскурсию по посёлку, но на меня она не произвела впечатления. Единственное, что заинтересовало - нацистский флаг со свастикой и надписью "Бейт-Лехем - Вальдхайм", который, думаю, можно попросить продемонстрировать и в музее.


Коби Флейшман с нацистским флагом на фоне своего дома.
Снимок любезно предоставлен Долей.


Ниже приводится фрагмент карты Изреельской долины. Тем, кто едет из Тель-Авива, нужно следовать через Иокнеам, выезд из которого находится в правой части карты снизу.
От перекрёстка Алоним до Бейт-Лехема ха-Гелилит - около 5 километров.


Полностью карту можно посмотреть здесь.


Ещё несколько ссылок:
http://bl.newsnet.co.il/Front/NewsNet/newspaper.asp
http://www.ynet.co.il/articles/1,7340,L-2162577,00.html

*********************

Считаю необходимым выразить благодарность израильской профсоюзной организации и её руководителю Амиру Перецу лично за оказанное ими содействие. Без организованного по их инициативе перерыва в моём рабочем графике написание данного поста в столь краткие сроки не представлялось возможным.


Рейтинг: 2 из 5.
Tags: Темплеры
Subscribe

  • (no subject)

    Меня здесь давно не было. Несколько лет. Но сейчас есть повод. Наконец-то вышла моя новая книга. Это первый том иврит-русского словаря…

  • (no subject)

    Поступила просьба опубликовать список всех книг, которые можно у меня приобрести. Я его уже выкладывал, но он затерялся в недрах интернета. Это не…

  • (no subject)

    Рафи Касимов снова собирает группу - на этот раз для поездки в Испанию (Кастилия и Арагон). В середине июня. Я всё-таки надеюсь, что когда-нибудь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments

  • (no subject)

    Меня здесь давно не было. Несколько лет. Но сейчас есть повод. Наконец-то вышла моя новая книга. Это первый том иврит-русского словаря…

  • (no subject)

    Поступила просьба опубликовать список всех книг, которые можно у меня приобрести. Я его уже выкладывал, но он затерялся в недрах интернета. Это не…

  • (no subject)

    Рафи Касимов снова собирает группу - на этот раз для поездки в Испанию (Кастилия и Арагон). В середине июня. Я всё-таки надеюсь, что когда-нибудь…