?

Log in

No account? Create an account
Мигдаль "Шалом Меир", Тель-Авив - Записная книжка Ёжика (с хвостиком) [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Мигдаль "Шалом Меир", Тель-Авив [Sep. 1st, 2004|06:06 pm]
Ёжик
[Tags|]
[mood |25 лет назад я пошёл в школу]


Тель-Авив. Справа - Мигдаль "Шалом Меир".
Архитекторы - Ицхак Перльштейн и Гидон Зив (1962-1964).

Снимок взят с сайта http://telavivinf.com


Как и было обещано в предыдущем посте, посвященному гимназии "Герцлия", сегодня рассказ будет о новом здании, возведенном на том самом месте, где находилась гимназия.
Построенный в середине 60-х годов 142-метровый гигант "Шалом Меир", известный также как "Мигдаль (Башня) Шалом Меир" и как "Кольбо Шалом", стал первым небоскрёбом Тель-Авива и Израиля.

В начале 60-х гг. застройка Тель-Авива была преимущественно низкой. Плавный силуэт молодого города прерывался лишь мечетями и церквями в его южной части, доставшейся городу в наследство от Яффо и арабских деревень, а также куполом большой синагоги на улице Алленби. Самым высоким жилым зданием в городе в то время была 8-этажная надстройка над магазином на ул.Бен-Йегуда, 79 (архитектор - Нахум Золотов).
Предприниматель Мордехай Меир решил вывести Тель-Авив в число городов-рекордсменов и взялся возвести высотку в американском стиле, которую назвал в честь своего отца Шалома Шахане Меира. Отсюда и название - "Мигдаль Шалом Меир" (Башня Шалома Меира).

По первоначальному проекту на месте сносимых гимназии и соседних с ней строений было предложено создать открытое пространство (площадь), а в центре возвести высотное здание. Проект был отклонён, поскольку не удовлетворял условию, по которому улица Герцля должна была перестать быть тупиковой.
Тогда было найдено оригинальное решение, удовлетворившее тель-авивский муниципалитет - площадь исчезла, а автомобильное движение было организовано под зданием, которое как бы опиралось на опоры, расположившиеся с двух сторон улицы.
С инженерной точки зрения, были построены два отдельных здания, соединенные друг с другом проходами, начиная со 2-го этажа и выше.
Это хорошо видно на следующих снимках:


"Шалом Меир" во время строительства. Середина 60-х гг.
Большие башни по сторонам уже возведены.



Проезд под зданием.


На стройке использовались два строительных крана (см. снимок 60-х гг.) - по одному для каждой башни. В Израиле в то время не было опыта строительства высотных зданий, и один раз краны столкнулись...

Подрядчика преследовали не только технологические трудности. В процессе строительства его финансовое состояние резко ухудшилось, и правительству Израиля, заинтересованного в строительстве здания, пришлось выкупить несколько этажей. Этим и определяется большое количество находящихся в "Шалом Меире" офисов различных государственных структур.


60-е гг. Вид из Неве Цедека.


Новое здание поражало воображение. В стране, существовавшей всего 17 лет, в которой ещё не было телевидения и только-только начинали пользоваться холодильниками, был построен 34-этажный дворец по последнему слову техники - с эскалаторами, центральной системой кондиционирования, десятью быстрыми лифтами, подземной автостоянкой и будущей станцией метро внизу.
Да, уже в то время задумывались о строительстве метро, первая линия которого должна была пройти как раз в этом месте. Метро строят до сих пор, да и маршруты преполагаемых линий изменились, и, скорей всего, эта станция никогда не примет пассажиров.

Интересно, что это не единственное подобное здание в Израиле. В 1986 г. в Хайфе было построено здание "Невиим" (более известное как "Шекем"), в которое был встроен вход в хайфскую подземку. Комплекс, который планируется возвести на месте нынешней фабрики "Тнува" на дерех Бегин в Тель-Авиве, тоже будет включать в себя станцию метрополитена.
См. также мои старые посты о строительстве тель-авивского метро от 26.07.2003 и 09.09.2003.


Здание было спроектировано с учетом строжайших норм сейсмоустойчивости.


Вид с ул.Герцля.


На самом верху была открыта смотровая площадка, с которой открывался роскошный вид на город. Впоследствии, из-за участившихся случаев самоубийств, её пришлось огородить сеткой. Внизу были открыт первый в Израиле магазин "Кольбо" по международным стандартам. Магазины "Кольбо" ("всё в нём", иврит) существовали с 30-х годов, но такого, в западном стиле, ещё не было.
Название супермаркета "Кольбо Шалом" часто стало заменять официальное название всего здания.
На втором этаже были установлены игровые автоматы; там также действовал быстро завоевавший популярность музей восковых фигур по образцу лондонского Мадам Тюссо, но на местную тематику.



В Израиле любят повторять, что "Шалом Меир" входил в пятерку самых высоких зданий (не считая телебашни и шпили соборов) за пределами Северной Америки. На самом деле, однако, это не так.
Не ручаюсь за полноту приводимых данных, но по моим подсчетам, впереди находилось, как минимум, шесть зданий в Европе.
Несмотря на это, нельзя не признать факт вхождения Израиля в элитный клуб стран - обладателей высотных зданий. Ни во Франции (300-метровая Эйфелева башня не в счёт), ни в Англии, ни в Германии подобных зданий не было до 70-х гг.
"Шалом Меир" опередил знаменитое здание "Пирелли" в Милане (Италия), все здания лондонского Сити, сравнялся со зданием, построенном Франко в Мадриде, и уступил только сталинским высоткам в Москве и Варшаве.

Вот список самых высоких зданий за пределами США и Канады на середину 60-х годов (список мой, возможны неточности):

1. Здание МГУ, Москва (240 м, построено в 1953 г.)
2. Дворец культуры и науки, Варшава (Польша) (231 м, 1955)
3. Гостиница "Украина", Москва (198 м, 1955)
4. Здание на Котельнической набережной, Москва (176 м, 1952)
5. Здание министерства иностранных дел, Москва (172 м, 1953)
6. Здание на Кудринской площади, Москва (160 м, 1954)
7-8. Torre de Madrid, Мадрид (Испания) (142 м, 1957)
7-8. Мигдаль Шалом Меир, Тель-Авив (Израиль) (142 м, 1965)
9. Гостиница "Ленинградская", Москва (136 м, 1953)
10. Здание на площади Красных Ворот, Москва (133 м, 1953)
11. Pirelli Tower, Милан (Италия) (127 м, 1958)
12. Millbank Tower, Лондон (Великобритания) (119 м, 1962)




Снимок сделан на углу улиц Алленби и Монтефиоре.


В архитектурном плане "Шалом Меир" здание весьма посредственное. В те годы при строительстве офисных зданий, а высотных особенно, превалировала строгая и чёткая геометрия вкупе с простотой отделки, и израильский небоскреб, предназначенный в первую очередь для сдачи помещений под офисы, не был исключением. Кристально чистым воплощением этого подхода являются постройки архитектора Людвига Мис ван дер Роэ. Но "Шалом Меиру" до них, конечно, как до луны.


Cигрэм Билдинг (Seagram Building), Нью-Йорк.
Архитектор - Л. Мис ван дер Роэ (1958 год).

Взято с сайта http://www.galinsky.com/



Мигдаль "Шалом Меир" безусловно вдохнул жизнь в разрушающийся центр города, но изменить его судьбу не смог. Один в поле не воин, для решения подобных задач требуется комплексный подход.
В рабочие дни в здании одновременно находились несколько тысяч человек: здесь располагаются приемные нескольких министерств, "Кольбо Шалом" привлекал покупателей со всего города, много посетителей было и в музее.
Со временем, однако, открылись супермаркеты в других районах городах и пригородах, поток покупателей начал ослабевать. А когда в конце 80-х гг. в Израиле появилась мода на торговые центры (моллы, они же каньоны), "Кольбо Шалом" вообще был вынужден закрыться. Сейчас в здании снова работает супермаркет сети "Ко-Оп", но он занимает лишь небольшую часть площади своего предшественника.
Дольше других продержался музей восковых фигур, но в середине 90-х гг. закрылся и он. Даже не переехал - просто закрылся, и всё.

"Шалом Меир" удерживал пальму первенства самого высокого здания Израиля более 30 лет. Только в 1999 году был построен комплекс Азриели из трех башен, самая высокая из которых достигла высоты 187 м. Там также была открыта площадка обозрения, и вскоре площадка в "Шалом Меир" из-за отсутствия посетителей была закрыта.
Впрочем, рекордсменом Азриели пробыл недолго - уже в 2001 году в Рамат-Гане было построено 68-этажное здание "Шаар ха-Ир" высотой 244 метра.


1964 год. Вид с крыши музея Яффо.


Очень хотелось сделать фотографию с той самой точки, с которой был снят этот снимок, и мне даже удалось её определить: это крыша музея Яффо. Однако, музей открыт только для групп, и пришлось снимать с другого места.
На снимке 2004 года хорошо видно, как много зданий было построено вдоль побережья за прошедшие 40 лет, и что "Шалом Меир" по-прежнему возвышается над младшими братьями, хотя его лидерство, конечно, уже не столь бесспорно.


2004 год. Мигдаль "Шалом Меир" - чуть правее центра.


В фойе здания ведут два входа - западный и восточный.
Если войти через западный вход, справа будет небольшое помещение "Центра изучения Тель-Авива" ("המרכז להכרת תל-אביב-יפו"), под эгидой которого проводятся многочисленные экскурсии по городу. Там же можно полистать краеведческую литературу, некоторые книги можно купить. К сожалению, у центра нет постоянных часов работы, но обычно они открыты в будние дни с 10:30 до 12:30. Иногда открыты и по пятницам. Их телефон - 03-5100337.

В большом зале друг напротив друга расположены два мозаичных панно. Одно из них - дальнее - было установлено при открытии здания, его автор - известный тель-авивский художник и писатель Нахум Гутман (1898-1980), детство которого прошло неподалеку, на улице Герцля, 3.
Второе панно было установлено позже, в 1996 году. Его автор - Давид Шарир, уроженец Тель-Авива, и называется оно "Тель-Авив. Второе поколение". Обе мозаики сделаны в итальянском городе Равенна, причем вторая была сделана сыном мастера, собравшем первую, по мотивам Гутмана, 30 лет до этого.
Не буду останавливаться на описании мозаик - лично на меня они не произвели впечатления. Скажу только, что панно 60-х гг. имеет четыре раздела: зеленый (старый Яффо, утопающий в зелени), желтый (молодой город на песках), красный (период британского мандата) и синий (современный город). Кто хочет, может ознакомиться с ними сам; объяснения даны на иврите и английском.
Рядом с панно Гутмана установлен первый тель-авивский фонарь. Оригинал или нет, сказать затрудняюсь, но очень похож на тот, который приходилось видеть на снимках :-)

Куда больше меня заинтересовали макеты в центре зала. Особенно интересно воспроизведение старого Тель-Авива начала 10-х годов. Над домами висят флажки, указывающие их владельцев. Столько знакомых имен: дом Меира и Цины Дизенгоф, дом Акивы Вайса, дом Гутмана, дома Шалуша, дом Шенкина и многие другие.
В конце западного фойе проводятся временные выставки, зачастую довольно интересные. Так, сейчас там демонстрируются фотографии Тель-Авива, сделанные Шимоном Корбманом - это часть экспозиции, которая была представлена на выставке в музее Эрец Исраэль.

Если войти через восточный вход, попадаем на выставку старых карт Тель-Авива.

Восточный и западный фойе соединены друг с другом галереей, на которую можно подняться на эскалаторе.
На ней раньше находились игровые автоматы и музей, теперь их место заняли офисы. Тем не менее, в центральной части галереи есть небольшая фотовыставка о строительстве здания, а также материалы о нереализованных проектах Йо Минг Пея - того самого, который потом построил пирамиды во дворе Лувра. К сожалению, Тель-Авив отказался от реализации казавшихся слишком смелыми для 50-х годов проектов Пея.


Макеты фасадов зданий архитектора Й.Мегидовича.


Если немного поплутать по коридорам, то можно найти выставку, посвященную архитектору Йегуде Мегидовичу. Он построил в Тель-Авиве более 500 зданий!

Часы работы "Шалом Меир":
воскресенье - четверг: 7:00 - 19:00
пятница: 7:00 - 14:30
суббота: закрыто


Источники:
- А.Эльханани "Борьба за независимось израильской архитектуры в XX веке"
("המאבק לעצמאות של האדריכלות הישראלית במאה ה-20").
- О.Регев, "Небольшая прогулка по большому городу" ("טיול קטן בעיר גדולה").
- Статья Хелен Берман (Helen Berman) "The towering heart of Tel Aviv" в газете Jerusalem Post от 29.12.2003.
- Все черно-белые снимки взяты с сайта "Tel Aviv in Focus".
- cайт "Emporis Building Database".

Рейтинг: 2 из 5.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: meshulash
2004-09-01 08:17 am (UTC)

В фойе интересный, на мой взгляд, макет проекта кикар а-мдина, ничего так и не построили. Есть какие-то еще макеты, но я не опознал, где это.
А еще в фойе несколько фотографий о посещении здания товарищем Рабином, в том числе - забавный обмер его головы для бюста.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-09-01 08:29 am (UTC)
Проекты застройки Кикар ха-Медина и района, где впоследствии был построен Дизенгоф-центр - это и есть работы Йо Минг Пея.

О фотографиях (их там не так уж и мало) я не упомянул намеренно. Не хотелось засорять пост :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bobby_bu
2004-09-01 09:23 am (UTC)
классное обозрение!
Я кстати как-то совсем давно смотрела с мигдаля Шалом парад авиации на день независимости.
Как здорово, что я успела.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-09-01 09:27 am (UTC)
Если постараться, и сейчас можно пройти на один верхних этажей и посмотреть в окна.
Но всё равно это не то...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dima1966
2004-09-01 10:24 am (UTC)
Скажите, а что это за высокое серое ромбовидное злание рядом с сабжем? У меня из окна видно очень похожее строение. http://people.msoe.edu/~reyer/mke/1985a.html
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-09-01 10:48 am (UTC)
Это здание корпорации "Африка-Израиль", руководит которой бывший советский гражданин Лев Левиев, сделавший миллиарды долларов на обработке южноафриканских алмазов, а сейчас занимающийся также недвижимостью.

Здания действительно чем-то похожи, но в Милуоки оно больше и старее. Да ромб у него куда более правилен.

Линки:
Африка-Израиль: http://www.emporis.com/en/wm/bu/?id=104836
411 East Wisconsin Center: http://www.emporis.com/en/wm/bu/?id=122451
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: picadilly_line
2004-09-01 11:09 am (UTC)
Спасибо!!!Спасибо!!! Снова спасибо!!! Я ваши посты жду с нетерпением всегда:):)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-09-01 11:20 am (UTC)
Вчера-сегодня были непростые дни, народу в ЖЖ мало, и мысли у них у другом. И тем не менее, меня кто-то читает. Спасибо тебе.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kart_inka
2004-09-01 11:28 am (UTC)
очень-очень-очень!
кстати, я зачиталась сайтом о небоскребах, спасиб
(ссылку об университете надо исправить)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-09-01 11:40 am (UTC)
Ззззз... Какая ошибка! Исправил :-)
Сайт очень интересный, это точно. Но мог бы быть и поудобнее, а то приходится всё время скакать обратно в заглавие.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2004-09-01 09:38 pm (UTC)
А можно подробнее про станцию метро внизу и первоначальный проект метро в Т-А? Я до сих пор располагал информацией о том, что идея начала обкатываться при Голде Меир в 1971-м году.
Еще раз большой спасиб. Тебя читают. :)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-09-01 10:30 pm (UTC)
Спасибо, что читаете :-)

Насчёт метро вынужден вас разочаровать - о первых его проектах мне известно очень немного.
Станция в "Мигдаль Шалом" закрыта, никто толком даже не знает, как туда пройти, хотя я догадываюсь, где она находится.

О строительстве метро говорили ещё в начале 60-х, вскоре после завершения строительства Кармелита в Хайфе (станция в Шалом Меир тому подтверждение). Но только в 1972 (варианты, 1968 или 1971) Голда Меир дала указанию Пересу, тогдашнему министру транспорта, начать разрабатывать этот проект. После войны Судного дня о нём забыли.
В то время считалось естественным, что линия пройдёт по историческому центру города: Алленби, Герцль, Ракевет...

Пару раз я встречал упоминания о том, что уже тогда проводились работы по изучению грунта.
Думаю, что подробности, включая варианты линий, можно найти в газетных подшивках. Книг и журнальных публикаций на эту тему никогда не встречал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zedra
2004-09-01 11:34 pm (UTC)
Спасибо.
Откровенно говоря мне тяжеловато читать о незнакомых городах. Приходится внутренне переключаться на "другой канал".
Но всё равно много любопытной информации.
ЗЫ. Вчера действительно было некогда поэтому отложила чтение поста на сегодня :).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-09-02 09:40 am (UTC)
Конечно, конечно. В Израиле есть своя некая специфика, которую очень непросто понять, находясь в России. Европа россиянам в этом плане ближе.
Я бы с удовольствием написал о любимых местах Петербурга, в частности, о зданиях в стиле модерн, но, думаю, кто-то это сделает лучше меня ;-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: cheshski
2004-09-02 04:23 am (UTC)

excellent!
thanks
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-09-02 09:41 am (UTC)
Merci :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: guy_gomel
2004-09-03 05:14 pm (UTC)

Как всегда!
Удовольствие и восторг от твоих краеведческих статей.

PS: Честно признаюсь, что большой любви к Мигдаль Шалому не испытываю.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-09-03 09:38 pm (UTC)
Думаю, что найти восторгающегося этим зданием будет непросто :-)
Тем не менее, оно стало частью истории города. Лучше пусть оно будет, чем его не было.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: devushka23
2004-09-15 03:42 am (UTC)
Ну надо же! Мне дали ссылку на твой журнал как раз неделю перед началом моадей бет.
Мне надо учиться, а я в твоём журнале копаюсь, оторваться трудно, так всё интересно описано:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-09-15 05:30 am (UTC)
Интересно, кто дал? У нас же нет общих френдов?

Удалять свой журнал я не собираюсь. По крайней мере, в ближайшее время :-)
Так что готовься спокойно к экзаменам, я и мой журнал никуда не убежим :-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ulitsky
2004-09-19 05:46 am (UTC)
Оффтоп - завтра в 7 просмотр Зенит - Торпедо, нужен кворум. Ты участвуешь ?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-09-19 08:26 am (UTC)
Да!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nikol_nikol
2004-09-21 09:04 am (UTC)
Так интересно! Спасибо
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-09-21 09:12 am (UTC)
Спасибо и тебе.
Надеюсь, завтра-послезавтра выложить новый пост. Так что заходи :-)
(Reply) (Parent) (Thread)