Ёжик (yozhik_) wrote,
Ёжик
yozhik_

Category:
  • Mood:

Темплеры

В планах рассказать о поселках, основанных в Палестине немецкой религиозной сектой темплеров. Рассказ о колонии в Иерусалиме уже почти готов, ещё один - о поселке на территории нынешнего Тель-Авива - в стадии сбора материала.
Однако перед тем, как начать рассказывать о местах проживания темплеров, мне хотелось бы сделать вводный, обобщающий экскурс в историю их движения. А вдруг кто-то не знает, кто это такие?

Темплеры (не путать с орденом тамплиеров, с которыми у них, кроме названия, нет ничего общего) представляли собой крайнее течение в популярном среди лютеран Германии XVIII-XIX веков движении пиетистов.

Пиетизм - мистическое движение в лютеранстве, основанное Филиппом Шпенером (ум. 1705). Отвергает как развлечения, так и церковную обрядность, превыше всего ставя религиозное чувство личного переживания Бога.


Кристоф Хофман (Christof Hoffmann, 1815-1885), выросший в пиетистской семье, решил пойти дальше и начал призывать к созданию т.н. фолькготтес (Das Volk Gottes), "нации бога", которая перееедет жить на "землю бога" и будет там готовиться к приходу мессии. Понятно, что под этой землёй подразумевалась территория нынешнего Израиля. При этом за образец брались ранние христианские общины, возникшие среди евреев в первые века нашей эры.


Основатель движения темплеров Кристоф Хофман с женой и сыном.


В конце 30-х гг. XIX века Хофман основывает учебное заведение, а в 1845 году - газету, в которых распространяет своё учение. Идеи Хофмана были довольно популярны в земле Вюртенберг (административный центр - город Штутгарт), где он жил, и в 1848 г. его даже избрали в германский парламент, заседавший в то время во Франкфурте.
Но реальные очертания переезд в Палестину получил только после присоединения к движению в конце 40-х гг. Георга Давида Хардегга (Georg David Hаrdegg), потребовавшего от Хофмана перейти от слов к делу и взявшего организацию переезда в свои руки.
Уже в 1853 году прошло первое собрание последователей Хофмана и Хардегга, а годом позже была основана организация "Друзья Иерусалима".
Призывы к переселению на Святую землю вызвали недовольство официальной церкви, не без оснований усмотревшей в идеях Хофмана угрозу своей власти. Вообще, отъезд на жительство за рубеж в те годы в Германии воспринимался как предательство (жившие в СССР должны хорошо помнить, какая атмосфера этому сопутствовала), и Хофману пришлось весьма нелегко. Многие поспешили от него дистанцироваться, количество последователей резко сократилось - с примерно 10,000 до 3,000 человек.
Разрыв с церковью привёл к основанию в 1862 г. Der Deutsche Tempel - религиозной организации, независимой от официальной церкви. С тех пор темплеры представляют собой самостоятельное религиозное движение.
Tempel (англ. - Temple) означает храм, но в отличие от тамплиеров, название ордена которых происходит от этого же слова, здесь речь идёт не о восстановлении храма как такого, но о создании общества, ему достойного. Именно через образцовый образ жизни призывал Хофман подавать пример остальным - миссионерской деятельностью в общепринятом понимании темплеры не занимались.
Большинство темплеров были выходцами из южных земель Германии - Бадена, Вюртемберга и Баварии. Были и переселенцы с севера страны, а также из России и США.
В основном, это были деревенские жители - крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы, прошедшие строгий отбор перед поездкой: принимались в учёт здоровье кандидата, его профессия, а также обладание минимальной суммой денег на обустройство на новом месте.

Несмотря на финансовые и организационные трудности, в конце 1868 года переселенцы - их было порядка 20-30 человек - прибыли в Хайфу. В следующем году там была основана первая колония темплеров.
Тогда же, в 1869 году было основано поселение в Яффо,
в 1871 - Сарона (Sarona), ныне район Кирья в Тель-Авиве,
в 1873 - Рефаим в Иерусалиме.

В начале ХХ века пошла новая волна поселений, основанных вторым поколением темплеров, родившимися уже в Палестине:
в 1902 была основана Вильгельма (Wilhelma, ныне Бней Атарот), недалеко от Лода,
в 1903 - Валгалла (Walhalla), рядом с Яффо, ныне район улицы Эйлат в Тель-Авиве,
в 1906 - Бейт-Лехем (или Вифлеем, ныне Бейт-Лехем ха-Гелилит), на полпути между Хайфой и Назаретом,
в 1907 - Вальдхайм (Waldheim, ныне Алоней Аба), рядом с Бейт-Лехем ха-Гелилит.
Годы основания новых поселений в различных источниках приведены разные. По-видимому, есть путаница между годами основания поселений и их заселения.

Ещё одно поселение Нойхардтхоф (Neuhardthof) было возведено в начале ХХ века в районе арабской деревушки Тира (ныне Тират ха-Кармель) под Хайфой, но было оставлено практически сразу после заселения.
Во владении темплеров были также гостиницы в Назарете и Тверии, несколько семей осели в Рамле и Ашдоде.

Уже к 1875 году насчитывалось 750 переселенцев. К началу первой мировой войны численность поселений темплеров достигла 1,700 человек (для сравнения, численность еврейского населения Палестины в то время составляла 12,500 человек), и практически не изменялась до конца 30-х гг.

Хотя об этом в Израиле не очень любят вспоминать, вклад темплеров в развитие Палестины огромен. Именно примером темплеров были вдохновлены первые еврейские поселенцы, когда пытались поселиться на трудных для проживания землях: темплеры первыми доказали, что европейцы могут здесь жить.
Отношения между евреями и темплерами нельзя было назвать дружескими - хотя темплеры приветствовали поселенческую деятельность евреев, жили они очень обособленно и контактировали с чужаками только если этого требовал бизнес. Но несмотря на отсутствие тесных контактов, евреи очень многое почерпнули из опыта темплеров - в виде заимствования методов работы с землёй, в строительстве, даже в повседневной жизни.
Арабы же, находясь под впечатлением богатства (относительного, конечно) темплеров, считали, что те их эксплуатируют. К тому же арабское население использовалось темплерами как рабочая сила, что не способствовало улучшению отношений между ними.

Темплеры принципиально изменили методы ведения хозяйства, принятые до этого в Палестине. Особенно впечатляют нововведения в сельском хозяйстве и сельскохозяйственном машиностроении (да и какое вообще было машиностроение в этих краях): до их прихода местное население не имело представления об удобрениях, ирригации, насосах, трубах, паровых станциях, комбайнах и других достижениях техники, уже использовавшихся в Европе. Завод братьев Вагнеров (Wagner) по производству сельхозтехники в Валгалле к 1910 стал крупнейшим в Палестине - на нём работало более 100 человек.
Темплеры занимались животноводством, выводили новые породы коров путём скрещивания местных, привычных к жаркому и влажному климату, с более плодовитыми. Впервые была основана пивоварня, на промышленную основу поставлено виноделие.
Не менее значительны достижения темплеров в градостроительстве. Строительство они вели строго по заранее составленному плану - здесь жилые дома, здесь общественные, а здесь мастерские, и это выделяло немецкие поселения среди хаотичных восточных построек. Улицы в темплерских посёлках, если только тому не препятствовала уже сложившаяся застройка, пересекались друг с другом строго под прямым углом.
Для построек темплеров были характерны наклонные крыши, выложенные красной европейской плиткой - с годами они превратились в визитную карточку еврейских поселений (у арабов крыши, как правило, плоские).
Также по всему Израилю теперь растут эвкалипты, впервые посаженные в 1872 г. темплерами для осушения болотистых почв, и повсеместно использованные затем еврейскими поселенцами.
Темплеры также были среди тех, кто организовал первую транспортную компанию, наладившую в 1869 году регулярное сообщение между Яффой и Иерусалимом. Они же занимались импортом, сборкой и ремонтом повозок.


Темплер-извозчик.


Пик расцвета поселений темплеров пришёлся на начало первой мировой войны. После прихода англичан граждане Германии, проживавшие в Палестине, были интернированы и сосланы в город Хелуан в Египте, где пробыли около двух лет, с 1918 по 1920 гг.
Англичане, однако, были наслышаны о трудолюбии темплеров и когда после получения мандата на управления Палестиной перед ними встал вопрос об её экономическом развитии, темплеров было решено вернуть домой.
Египетская ссылка не оказалось последней. В 1933 г. после прихода к власти в Германии национал-социалистов под руководством Гитлера, появились его последователи и среди темплеров. Хотя старшее поколение, в своё время покинувшее Германию, всегда относилось к происходящему на родине с недоверием, молодёжь оказалась более восприимчивой к идеям национал-социализма. В Палестине действовало несколько филиалов
нацистской партии: фотографию здания в Яффо, в котором размещалось одно из них, с флагом со свастикой можно увидеть в музее Яд ва-Шем.
Сразу после объявления Англией войны Германии в 1939 году, немецкое население Палестины, за исключением мужчин призывного возраста, было сослано в лагеря, образованные в Сароне, Вильгельме, Бетлехеме и Вальдхайме. Мужчины же были размещены в лагере военнопленных в Акко.
С продвижением войск немецкого генерала Роммеля к границам Палестины часть темплеров, в основном, молодые семьи, была выслана в Австралию, в город Татура.
После ужасов войны жить в соседстве с евреями уже не представлялось возможным - еврейское население Палестины требовало выселения немцев.
В 1946 году был убит мэр Сароны, в 1948 году нападению подвергся поселок Вальдхайм - и темплеры вынуждены были бежать на Кипр. Через некоторое время им было разрешено переселиться в Австралию, к тем, кто обосновался там раньше.
В Иерусалиме темплеры оставались до 1950 г.
В настоящее время в Австралии - в основном, в районе Мельбурна - проживает большая часть темплеров. Там они получили возможность сохранить привычный образ жизни, хотя, конечно, с мыслью о построении образцового общества на Святой земле им пришлось распрощаться.
Подробнее об их повседневной жизни можно узнать на сайте http://www.templers.org/ (английский)

Группа темплеров вернулась в Германию, в Штутгарт, во время войны в рамках обмена еврейских заключенных в концлагерях на граждан Германии, находившихся в руках войск союзников. В 1949-1950 гг. к ним добавилась небольшая группа беженцев из Иерусалима.
Их сайт - http://www.tempelgesellschaft.de/ (немецкий)

В 1952 году, в ходе встречи между премьер-министром Израиля Бен-Гурионом и канцлером Германии Аденауэром было достигнуто решение о компенсации гражданам Германии, имущество которых было экспроприировано Израилем. Львиная доля этих выплат досталась темплерам.

Для желающих подробнее ознакомиться с историей движения темплеров рекомендую статьи и книги недавно скончавшегося профессора хайфского университета Алекса Кармеля, признанного авторитета в этой области.
Биография А.Кармеля и список литературы.

Также представляет интерес книга Цви Бен-Арци "Из Германии на Святую землю" ("מגרמניה לארץ הקודש"). Несмотря на то, что она затрагивает только начальный период поселенческого движения, очень интересно было узнать о том, как выбирались места проживания, как велось строительство.
Фундаментальный труд "Uns rief das Heilige Land" или его английский перевод "The Holy Land Called" можно заказать по адресу tsa@datafast.net.au за 60 австралийских долларов (около 42 US$), включая пересылку морем. Немецкий вариант книги можно найти также в онлайн-магазинах.
Tags: Темплеры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →