Ёжик (yozhik_) wrote,
Ёжик
yozhik_

Category:
  • Mood:

Сент Петер ин Галиканту (Церковь Святого Петра в Галиканту)


Петух на фоне пасмурного иерусалимского неба.


Находится он на вершине церкви Святого Петра в Галиканту, одной из самых больших и красивых церквей Иерусалима.
Ещё один петух расположился на вершине башни Дормициона, в нескольких сотнях метров от этого.

Галиканту (Gallicantu) - так католики называют место на восточном склоне горы Сион в Иерусалиме, что в переводе с латыни означает "петушиный крик" ("gallus" - петух, "cantus" - пение).
Название идёт из Нового завета: по католической традиции, именно на этом месте ранним весенним утром Пётр, один из двенадцати апостолов, трижды предал своего учителя во время допроса Иисуса первосвященником Кайафой.
Незадолго до этого, несмотря на заверения Петра, Иисус пророчествовал, что тот предаст его, сразу после чего пропоёт петух. Так и случилось.

54. Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.
55. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.
56. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.
57. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.
58. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!
59. Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.
60. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.
61. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.
62. И, выйдя вон, горько заплакал.



Уже в 457-459 гг. императрицей Евдокией на этом месте была построена церковь, разрушенная, по-видимому, персами в 614 г. Через некоторое время она была восстановлена. В Х веке снова разрушена, и отстроена заново крестоносцами, тогда и получила имя "Галиканту".
В ХIV-XV вв. вновь разрушена и в таком состоянии пребывала до конца XIX века.
В 1888 г. здесь были начаты раскопки, в результате которых было решено, что дворец первосвященника Кайафы находился именно здесь.
До раскопок считалось, что дом Кайафы находился чуть западнее, там где находятся могилы армянских патриархов. Армяне до сих пор придерживаются старой версии, на том месте ими была возвигнута церковь (её можно увидеть, если заглянуть через ворота армянского кладбища у Сионских ворот; иногда оно бывает открыто). Отношение других христианских течений к этому мне неизвестно, но по количеству русских паломников, составляющих большую часть посетителей, можно сделать вывод, что православные в этом вопросе сходятся с католиками.
Раскопки проводились орденом ассумпционистов, приобрёвшим этот участок и впоследствии построившем на нём монастырь, гостиницу для паломников и церковь.
Вот что пишет об ордене ассумпционистов в своей книге С.Баландин:

Этот орден представяет собой ответвление ордена августинцев. Как самостоятельная организация он был основан в 1845 году Эммануэлем д’Альзоном. Название ордена происходит от Успения Богоматери (Assumptio по-латыни). Цель ордена – научная деятельность, пропаганда христианского мировоззрения и борьба с материализмом. В 1887 году (говорят, что в ответ на строительство Русского подворья, французы старались превзойти своих конкурентов и прочнее утвердиться в Иерусалиме) ассумпционисты построили роскошный монастырь “Нотр-Дам де Франс” (архитекторы отцы монахи Брисасье и Этьен Бубе). Фасад этого красивейшего здания Иерусалима был сильно изуродован во время Войны за независимость 1948 года. Сегодня здание принадлежит Ватикану и используется как гостиница для паломников ...
Один из монахов бывшего монастыря Жермен Дюран был инициатором организации покаянных паломничеств в Иерусалим, а также приобретения участка и строительства нового ассумпционистского монастыря “Сент Петер ин Галиканту” на Сионской горе ...

С официальной версией истории ордена можно ознакомиться на его сайте (на английском).

Современная церковь была построена в 20-е гг., но освящена только в 1931 году, и именно этим годом принято датировать завершение её строительства. Архитектор - отец Этьен Бубе (Rev.Pere Etienn Boubet, 1865-1934), о чём свидетельствует мемориальная доска, установленная у входа в здание. Он также участвовал в постройке главного объекта ордена ассумпционистов - Нотр Дам де Франс у Новых ворот (с 1967 - Нотр Дам де Жерюзалем), начатую другим французским архитектором отцом Брисасье (Brisacier). Ещё одна церковь, спроектированная Бубе - Нотр Дам де Арш д'Альянс - находится в деревне Абу-Гош, под Иерусалимом (историческая справка на иврите, немного на английском)

Церковь расположена на крутом склоне горы Сион, поэтому проект этого трёхэтажного здания весьма необычен: площадь нижнего этажа намного меньше площади среднего, а средний, в свою очередь, меньше верхнего.
В то время как в целом форма здания похожа на византийские постройки (большой высокий купол в виде правильной полусферы в центре, округлые завершения массивных стен вокруг), его оформление выполнено совсем в другом духе, и ничем не напоминает старинные церкви: внутри просторно, свободно, мозаика очень неброская, светлых цветов - вообще, везде превалируют светлые цвета. Внешнее оформление, в основном мозаика, под стать внутреннему. Только на самом нижнем этаже, почти в подземелье, чувствуется дыхание старины. Сочетание старого и нового в церковных постройках встречается не так уж и часто, и ещё реже такое сочетание органично. В данном случае, оно выглядит совершенно естественно, т.к. выполнено с большим тактом и умением, присущими французским архитекторам.



Церковь Св. Петра в Галиканту, Иерусалим
Архитектор - отец Этьен Бубе (1931)
Оба снимка взяты с сайта http://www.my-holyland.com/

Первое, что бросается в глаза на первом (верхнем) этаже - огромный витраж на потолке в виде креста. Ничего подобного я больше нигде не видел, и уже ради этого церковь достойна посещения.
На больших снимках наверху видно, что стойка с петухом находится аккурат посередине стеклянного креста.
А это уже мой снимок, изнутри:



Мозаичные панно на стенах выполнены в простом, почти примитивном, стиле. После нарочито серьезных и надрывных картин, так часто встречающихся в церквях, в том числе и современных, такая простота и лёгкость радуют глаз.
Над алтарем находится большое панно (его нижную часть видно на следующем снимке) с изображением сцены допроса Иисуса во дворе у первосвященника Кайафы, т.е. на том самом месте, на котором, как считают католики, была построена церковь.
Почти все надписи сделаны на французском - орден ассумпционистов был основан во Франции.


Первый этаж

Обязательно обратите внимание на таблички с римскими цифрами - от I до XIV - в разных местах зала, обозначающих 14 остановок Иисуса по пути на Голгофу (Иусус получает крест, Иисус падает и т.д.): обычно их представляют пафосно, в виде картин с множеством подробностей, но здесь они выполнены настолько просто, в виде простых крестов на зелёном фоне и с кратким описанием остановок, что поначалу воспринимаются как рядовой элемент декора. Лаконичность воспроизведения производит сильное впечатление, и теперь я надолго запомню, что остановок было именно четырнадцать; нагромождение же деталями зачастую даёт обратный эффект.


12-ая остановка (sur la croix, "на кресте")

Спускаемся вниз, на минус первый этаж. Там есть свой алтарь. Старые стены церкви крестоносцев встроены здесь в новое здание. В центре зала видно отверстие, ведущее в одну из камер заключения, со знаками, оставленными крестоносцами, с краю.

Спускаемся ещё ниже, на минус второй этаж. Это пещеры-казематы времён периода Второго Храма, в одной из которой, по преданию, был заточён Иисус в ночь перед судом.
Cхема нижнего этажа / Стенд с комментарием.
Также, где-то здесь, по-видимому, были заключены и подвергнуты телесному наказанию апостолы, ученики Иисуса.


В заключение, нельзя не упомянуть о других достопримечательностях на территории монастыря:

- смотровая площадка. Находится сразу после кассы, не доходя до церкви. С неё открывается, наверное, самый лучший в городе вид на восточный Иерусалим: прямо под ногами начинаются дома деревушки Силуан, в которой находилась Силоамская купель (бирхат ха-шилуах). Шилуах (Шилоах) - второе название Силуан, связанное с тем, что по христианской традиции Иисус направил (на иврите - "шалах", отсюда и название) в купель слепого, и тот прозрел. (Евангелие от Иоанна, 9:7).
Ещё внизу справа можно заметить греческий монастырь святого Онуфрия, практически не видный с других точек в городе.

- лестница Маккавеев. Считалось, что лестница была построена евреями, чтобы соединить Кедронскую долину с горой Сион и остальным городом. Поэтому христиане верили - и верят - что именно по этим ступенькам спускался Иисус вечером в святой четверг (предшедствующий страстной пятнице), направляясь на молитву в Гефсиманский сад у подножия Масличной горы. Отсюда и второе название - Scala Santa, "святые ступеньки" (не путать с лестницей с таким же названием в Риме).
Однако, раскопки проведённые уже в ХХ веке, показали, что лестница была сооружена позже, в византийский период.

- памятник во внутреннем дворике церкви. Памятник совсем новый, если не ошибаюсь, был установлен к празднованию 2000-летия христианства.
Сюжет памятника: Петр обращается к женщине и отрицает Иисуса, о чём гласит надпись на латыни на подстаменте "Non novi Illum" ("я не знаю Его", евангелие от Луки, 22:57)

- макет Иерусалима византийского периода, находится на небольшом возвышении сразу за церковью. Макет довольно прост, но о Иерусалиме этого периода мне известно не так уж и много, поэтому было любопытно с ним ознакомиться. В кассе за 5$ (25 шекелей) можно приобрести брошюру с комментариями к экспозиции.


Scala Santa


Практическая информация
Церковь находится немного ниже Сионских ворот. От них пройдите метров 50 по спуску, перейдите дорогу и увидите церковь.
Тем, кто едет на машине, можно попробовать припарковаться на стоянке у Сионских ворот - с утра места, как правило, есть. Из западной (еврейской) части города к воротам вдоль южной стены старого города идёт двухсторонняя дорога, поэтому вернуться проблем нет.
Вход - 7 шекелей, при предъявлении студенческого билета - 5. Кассир говорит на иврите и английском.



Отсканировал небольшой фрагмент карты Иерусалима (церковь - в самом центре внизу). Можно воспользоваться также панорамным снимком на сайте турагенства "Net" (церковь - с правой стороны снимка).

Литература
"Руководство по христианским местам в Израиле" (иврит)
Aviva Bar-Am, "Beyond The Walls: Churches Of Jerusalem" (английский)
Сергей Баландин, "Пятое евангелие" (бумажный вариант книги можно приобрести за 100 шекелей, связавшись с дочерью автора marinba)


Рейтинг: 4 из 5.
Tags: Иерусалим
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments