Ёжик (yozhik_) wrote,
Ёжик
yozhik_

Category:
  • Mood:

Коразим



Это фрагмент стенда в парке Коразим на северном берегу Кинерета (Тивериадского озера).
Стенд посвящен базальту - вулканической породе, образованной из сгустков застышей лавы, и имеющей темно-черный цвет, столь непривычный для живущих в центре и на юге Израиля.
И, действительно, черный цвет стен зданий, возведенных из базальта - самое сильное впечатление от посещения развалин древнего еврейского города Коразим.

Черный цвет здесь повсюду - черные стены домов, дорожки, вымощенные черным камнем, просто обломки черных камней, разбросанных вокруг. Даже ящерицы, подобно хамелеонам, здесь предпочитают иметь черную окраску.
Конечно, сейчас трудно себе представить, что когда-то в районе Голанских высот были действующие вулканы, но черные камни, которые мы видим сегодня, не могли образоваться, если бы поблизости в свое время не происходило их извержение.
Есть предположение, что название Коразим имеет греческое происхождение и означает "дымовая печь" (в чём я, однако, сильно сомневаюсь: в иврите есть слово каруз (כרוז) - глашатай, а по некоторым источникам название города раньше произносилось как Корзим).
Коразим расположен на высоте примерно 270-280 метров над озером Кинерет. Период его расцвета, как и у других еврейских городов в Галилее, пришелся на период после разрушения Второго храма в 70 н.э.

Так, и здания, которые были раскопаны в начале ХХ века и развалины которых можно увидеть в парке, были построены уже после разрушения храма, в III-IV веках. Но то, что Коразим существовал и раньше, сомнению не подлежит - по-видимому, город со временем изменил своё местоположение, сместившись немного вниз по склону.
Вокруг парка, буквально в 100-200 метрах по радиусу, территория не раскопана и ждёт своего исследователя.



Главная достопримечательность - это, конечно же, относительно хорошо сохранившаяся и одна из самых красивых в Израиле, но при этом почему-то малоизвестная туристам, синагога.
Как и большинство раскопанных зданий, синагога, по-видимому, построена в III веке (хотя есть мнения, что раньше, во II веке), разрушена в IV, вновь отстроена в V, и, по-видимому, вновь разрушена в VII или VIII веке.

Синагога построена в типичном галилейском стиле: в форме базилики, разделенной на три части двумя рядами продольных колонн, с сиденьями вокруг зала и со стилобатом под главным входом. В здании было три входа, все обращенные на юг, в сторону Иерусалима.

У коразимской синагоги при этом есть свои особенности, связанные как раз с использованием базальта. Ведь базальт очень хрупкий камень, и, чтобы избежать разрушений, длина свободных базальтовых брусков обычно не превышала 1,8 метра, что накладывало ограничение на размер комнат, которые во всех зданиях города были очень маленькими.
Так, для того, чтобы при строительстве потолка не использовать длинные бруски, в синагоге помимо двух рядов продольных колонн есть и один поперечный.



Поскольку базальт очень хрупок, его крайне тяжело обрабатывать - одно неверное действие, и вся работа загублена. И поэтому нельзя не восхищаться работой коразимских мастеров, вырезавших надписи и даже орнамент на базальте: использовались геометрические мотивы, встречаются изображения львов, медуза, есть мифологические сцены. Надписи сделаны на арамейском и иврите.
Базальт тверже известняка, использовавшегося в других местах, поэтому коразимские надписи хорошо сохранились (кто учил сопротивление материалов, наверное, помнят, что твердый/мягкий и прочный/хрупкий - принципиально разные свойства материала).

Зная, как трудно работать с базальтом, нельзя не восхищаться стулом из этого камня, т.н. "сиденьем Моше". Правда, его оригинал находится в иерусалимском музее, а в Коразиме всего лишь копия (слева от входа в синагогу).

Это была не единственная синагога в городе. В 200 метрах к западу от этой были найдены следы ещё одной, более ранней.
Интересен внутренний двор-площадь, выложенный тем же черным камнем, что и обступавшие его со всех сторон здания (см. снимок ниже).
Помимо синагоги, раскопано несколько жилых кварталов, масличный пресс и миква (ритуальная ванна).


Площадь около синагоги.


Город Коразим упоминается в Новом завете и Талмуде.
Талмуд описывает Коразин, как место, в котором жнут пшеницу и что, если бы не расстояние, её было можно было бы посылать в Иерусалим: качество коразинской пшеницы было известно далеко за пределами Галилеи.

А вот в Новом завете Коразим (по православной версии Хоразин) занимает важное место. Иисус жил в Кфар Нахуме (Капернаум) и часто бывал в соседних Коразиме и Бейт-Цайде (Вифсаида).
На карте эти города образуют правильный треугольник. Их так и принято называть - "Евангелистический треугольник". Именно внутри этого треугольника произошло большинство чудес, приписываемых Иисусу - 18 из 33.
Непосредственно из этих мест и соседних городов были и 11 из 12 апостолов - учеников-последователей Иисуса. Все, кроме Иуды Искариота (Искариот = Иш Крайот = человек из Крайот, но речь идёт, конечно, не о хайфских крайот :-)).

Население этих трёх еврейских городов, тем не менее, новое учение не приняло и отказалось покаяться, как требовал того Иисус, за что были им прокляты:

Евангелие по Матфею, глава 11
20. Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было Его сил, за то, что они не покаялись:
21. горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они в мешковине и пепле покаялись,
22. но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, чем вам.
23. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до этого дня;
24. но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, чем тебе.


Трудно сказать, насколько сбылось предсказание Иисуса.
Город процветал, расширял границы ещё несколько сот лет, и пришёл в запустение только после VIII века. Евреи считают это ещё одним доказательством ложности христианского учения, но христиане уверены в обратном, и в записках средневековых путешественников упоминается о безжизненном месте, жители которого были наказаны.

Последними на этом месте поселились бедуины, жившие здесь до возникновения Израиля, после чего они ушли в Сирию. Это были не те бедуины, которые сейчас живут в Негеве - например, они занимались рыболовством. Об их пребывании напоминает могила шейха Рамадана, находящаяся в крайне запущенном состоянии - я её с трудом нашёл, хотя находится она прямо напротив входа в парк.

В 1982 году недалеко от древнего города был основан еврейский посёлок с таким же названием. Сейчас в нём проживают около 100 семей.
Рядом с новым Коразимом находится знаменитая ферма "Веред ха-Галиль".



План раскопок: иврит, английский.
У всех объектов установлены стенды с подробным их описанием. В этом плане это из лучших парков в стране.
Времени на осмотр требуется немного - около получаса, максимум час.

Для тех, кто едет с севера: ехать по 90-му шоссе, повернуть на перекрестке Коразим (рядом с Веред ха-Галиль) направо и проехать около четырех километров: простенькая карта на английском и иврите, подробная на иврите. В районе перекрестка увидите Галилейский дом, о котором я уже рассказывал.

Вход: 12 шекелей.
Открыто: 8 - 17 (апрель-сентябрь), 8 - 16 (октябрь - март).
Официальная страничка парка (на английском)

Рейтинг: 3 из 5.
Tags: Парки Израиля
Subscribe

  • Крокодилополис и Нахаль Таниним

    Эти развалины - практически всё, что осталось от рыбацкого городка Крокодилополис на берегу Средиземного моря, в предместьях Кейсарии.…

  • Шивта

    Дорога в Шивту - дорога в никуда. Уж очень такая подпись напрашивается. И действительно, после Шивты дорога кончается, дальше песок и горы. В…

  • Эйн Афек

    Совершенно случайно за последние два дня дважды оказывался в Хайфе. Вчера по окончании непростой трудовой недели, находясь в состоянии…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments

  • Крокодилополис и Нахаль Таниним

    Эти развалины - практически всё, что осталось от рыбацкого городка Крокодилополис на берегу Средиземного моря, в предместьях Кейсарии.…

  • Шивта

    Дорога в Шивту - дорога в никуда. Уж очень такая подпись напрашивается. И действительно, после Шивты дорога кончается, дальше песок и горы. В…

  • Эйн Афек

    Совершенно случайно за последние два дня дважды оказывался в Хайфе. Вчера по окончании непростой трудовой недели, находясь в состоянии…