Ёжик (yozhik_) wrote,
Ёжик
yozhik_

  • Mood:

Армон ха-Нацив (Governor's House)

Этот пост можно считать продолжением предыдущего. В тот раз речь шла о музее Рокфеллера, а сегодня хочу рассказать об ещё одной постройке архитектора Гаррисона в Иерусалиме - Армон ха-Нацив.


Governor's House (Армон ха-Нацив), Иерусалим. 30-е гг.


Этот снимок сделан в 30-е годы, вскоре после окончания строительства. Уже лет через десять здание скрылось за расросшимися вокруг деревьями и увидеть его целиком с тех пор не представляется возможным.



Холм Джабель Мукабер.
На вершине холма - скрытый за деревьями Армон ха-Нацив. 40-е гг.


Резиденция верховного комиссара (British High Commissioner), высшего лица в подмандатной Палестине, находилась в Армон ха-Нацив с 1933 по 1948 гг. Здание было построено специально для этих целей, до этого использовались временные помещения.

Так, после того, как англичане в 1920 г. получили мандат на управление Палестиной, резиденцией было решено сделать больничный комплекс Августа Виктория на горе Скопус, экспроприированном у немцев, которым он принадлежал до 1-ой мировой войны.
В Августе Виктории поселился Герберт Самуэль (Herbert Samuel), первый верховный комиссар (всего их за годы английского присутствия было семь), занимавший этот пост с 1920 по 1925 год.
После землятресения в 1927 г. резиденция переехала в "Бейт-Маханаим" недалеко от Русского подворья. Это было при втором комиссаре - лорде Плумере (Herbert Plumer, 1925-1928). Здесь же жил третий комиссар сэр Джон Ченслер (John Chancellor, 1928-1931).

В середине 20-х гг. начали появляться планы строительства постоянной резиденции. Предлагались варианты постройки как в центре города (в виде традиционного европейского Town Hall), так и за его пределами. В конце концов, был выбран второй вариант.

Проектирование поручили главному архитектору британской администрации - Остену Гаррисону.
Здание было построено в 1929-1933 гг. на приобретённом для этих целей холме Джабель Мукабер, прямо напротив Храмовой горы. Это место находится сравнительно недалеко от центра города, к тому же к нему есть удобный подъезд с дорог, ведущих к другим городам (дерех Бейт-Лехем и дерех Хеврон).
Правда, на вершине холма часто, особенно зимой, дуют сильные ветра, поэтому в проекте были предусмотрены двойные окна и посадка деревьев вокруг здания.

Этот холм упоминается в Ветхом завете - с него Авраам увидел другой холм, Мория (Храмовую гору), на котором собирался принести в жертву своего сына Исаака.

Бытие, 22:2-22:5

22:2 [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
22:3 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.
22:4 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.
22:5 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.


Среди западных христиан этот холм известен как "Hill of the Evil Council" - именно на нём собрались первосвященники во главе с Кайафой, решая судьбу Иисуса.

Переезд в Армон ха-Нацив, или, как его называли англичане, Governor's House, был совершён при правлении Артура Уокопа (Arthur Wauchape, 1931-1938). C тех пор это была постоянная резиденция верховных комиссаров: Гарольда Мак-Майкла (Harold McMichael, 1938-1944), лорда Горта (John Gort, 1944-1945) и сэра Алана Каннингэма (Alan Cunningham, 1945-1948).


Армон ха-Нацив. 30-е гг.
Взято с сайта Picture History.
Update from 12.08.2006


Дворец (в том, что это именно дворец, сомневаться не приходится) был спроектирован намного большим, чем аналогичные постройки англичан в других колониях: огромные размеры объяснялись удалённостью здания от гостиниц, ведь гостей надо было где-то селить.

Англичане с большой ответственностью подходили к строительству новых зданий в Палестине и отказались от слепого копирования построек на родине и в других своих колониях, что нельзя сказать о постройках, спроектированных представителями других европейских держав, много строивших в Иерусалиме: французских (например, Нотр Дам де Жерюзалем), русских (например, Русское подворье или церковь Св.Магдалины), немецких (та же Августа Виктория и Дормицион) и итальянских (постройки Берлуччи, да и бейт Дженерали тоже), зачастую выглядящих чужаками, никак не вписываясь в местный контекст.

Англичане же пошли другим путём и попытались выработать оригинальный стиль, сочетающий в себе европейские и ближневосточные мотивы. Нельзя сказать, что это им удалось - постройки Гаррисона, Холлидея и других английских архитекторов, строивших в Иерусалиме, с первого взгляда воспринимаются именно как английские, но то, что их бережное отношение к местной культурной традиции привело к возникновению уникального иерусалимского архитектурного стиля, бесспорно. Так, трудно представить себе, как бы выглядел сейчас город, если бы англичанами не был принят закон об обязательной облицовке зданий местным камнем.
30 лет английского присутствия ощущаются в городе буквально во всём. Например, до последнего времени практически не было крупных промышленных зданий: Иерусалим как был, так остался городом служащих, строить заводы в нём и окрестностях англичане не разрешали, и развитие промышленности сосредоточилось в Тель-Авиве и Хайфе.

Но вернёмся к Армон ха-Нацив. В отличие от других своих построек, здесь Гаррисон отошёл от симметрии. Скорее всего, это был вынужденный шаг из-за особенностей рельефа местности, на которой возводилось здание.


Austen St.Barbe Harrison, 1891-1976


Интерьер здания, по словам свидетелей, поражает продуманностью деталей и качеством исполнения: Армон ха-Нацив по праву считался самым роскошным зданием в Палестине.
В здании четыре зала - приёмная (у парадного входа), столовая, гостиная и бальный зал.
Последний, хоть и в нём нет купольного свода, как в других - самый нарядный и богатый.
Пол в нём был уложен паркетом и покрыт персидскими коврами, с потолка свисали огромные хрустальные люстры, по стенам были развешаны портреты английских королей в массивных золотых рамах. Наверху была устроена галерея для оркестра. Ещё там есть камин, облицованный армянской керамикой, работы Давида Оганесяна, того самого, который облицовал пространство над фонтанчиком в музее Рокфеллера. Да всего и не перечислить.
Именно в этом зале устраивались торжественные приёмы и вечера, на которые приглашался местный политический бомонд - как еврейский, так и арабский.
Атмосферу, царившую на этих приёмах, подробно описал в своей новелле
"הר העצה הרעה" Амос Оз; в английском переводе, естественно, "Hill of Evil Council" (ссылки ведут на странички на сайтах книжных магазинов, обычно они быстро устаревают). К сожалению, русского перевода новеллы [пока?] нет.


Сад во внутреннем дворике.
Взято с сайта Education Matters


Вокруг здания разбиты роскошные, не похожие один на другой, сады. А ведь местность в этих местах каменистая, садоводством заниматься здесь непросто, но англичанам терпения было не занимать: есть и искусственные (см. фото выше), есть и дикие сады.
Обратите внимание, что дворик, изображенный на снимке, очень похож на дворик в музее Рокфеллера. Это не случайно, т.к. первоначально предполагалось соорудить здесь бассейн, но из-за нехватки средств от этой идеи пришлось отказаться. Для этой цели дворик немного углублен, это хорошо видно на самом первом снимке (слева от здания). Интересно, что рядом с ним есть кладбище собак, используемое по назначению и в наше время.
В другом саду, с восточной стороны, был (не знаю, сохранился ли он до наших дней) небольшой фонтан в виде восьмоугольника. Вообще, характерные для арабской архитектуры восьмиугольники часто встречаются в деталях здания.

После ухода англичан, между 1949 и 1967 гг., территория, на которой находится Армон ха-Нацив, а также участок примыкающий к нему с юга (ныне часть района Тальпиот Мизрах), были демилитаризованной зоной (NO MAN'S LAND, см. карту ниже). То есть не принадлежали ни Израилю, ни Иордании. С мая по октябрь 1948 гг. в здании находилось представительство Красного Креста, потом в него въехали представители ООН.


Фрагмент карты раздела Иерусалима, 1949-1967 гг.
Взято отсюда.


Кстати, именно потому, что эта (северная) часть района Тальпиот-Мизрах не принадлежала Иордании, палестинцы на неё не претендуют. А вот юго-восточная часть района была построена на землях, отчужденных от деревни Цур-Бахер, и по родосским соглашениям числится за арабами.

В шестидневную войну Армон ха-Нацив был захвачен иорданскими войсками, но израильтяне быстро отвоевали позиции.
Подробнее об этом можно почитать на сайте WWW.Jerusalem-Archives.com (часть 1, часть 2, часть 3).

Сейчас в здании снова находится штаб-квартира наблюдателей ООН.

Израильтяне считают эту землю своей, временно занятую международной организацией, ООН же по прежнему считает территорию нейтральной.

Проход внутрь запрещён, снимки делались через решётку, поэтому увидеть практически ничего не удалось:


Армон ха-Нацив. Архитектор - Остен Гаррисон (1929-1933).


Помимо решетки, снимать мешают десятки, если не сотни машин, находящиеся на территории комплекса. Есть даже свалка разбитых машин.
Но северный фасад всё же заснял:



А вот на следующем снимке снято не главное здание, а ворота на въезде на территорию парка.


Ворота на въезде в Армон ха-Нацив.


Ворота построены в средневековом стиле, в виде входа в крепость. Кстати, они хорошо видны справа на фотографии 30-х гг (см. самый первый снимок). От ворот идёт петляющая дорога, ведущая прямо к парадному входу, выполненному в виде мавзолея мамалюков (видел только на фотографиях).

С северной стороны территорию, занятую ООН, опоясывает один из трёх иерусалимских променадов (на иврите - "таелет"), и, на мой взгляд, самый красивый из них - Goldman promenade. Дворец, правда, не видно и там (закрыт деревьями и другими постройками), зато открывается прекрасный вид на Храмовую и Масличные горы, Эль-Азарию (она же Вифания, деревня, где жил святой Лазарь), а также на Абу-Дис.
Непосредственно вокруг есть свободные от застройки земли, и после начала строительства Израилем района Тальпиот Мизрах начали появляться планы их застройки.

Один из проектов был предложен Луисом Каном, американским архитектором, которому так и не удалось ничего построить в Иерусалиме (см. пост о синагоге Хурва).

В конце 90-х гг. появился проект строительства высокой башни (авторы - архитектор Ионатан Шилони и инженер Узи Села), которую было бы видно практически из любой точки в городе. Высота башни - 132 метра, с антенной - 152 метра.


Вид с квартала Тальпиот (монтаж!)


Общий вид (монтаж!)


Рядом с башней предполагается - в рамках другого проекта - строительство 5 (по другим источникам, 10) гостиниц. Основа самой башни по проекту составляет 4 этажа, в которых предполагалось разместить торговый центр, а на вершине должен был расположиться ресторан.
Подробнее обо всём этом можно узнать на сайте проекта:
http://www.jerusalemtower.com/project.phtml (английский)
http://www.jerusalemtower.com/project_e.phtml (иврит)

Проект вызвал ожесточенные споры. В частности, против него протестовали жители близлежащих домов и общество сохранения наследия Иерусалима. Дело было передано в суд, где оно расматривалось несколько лет, и вот в 2003 г. суд постановил: башне быть. Претензий в отношении её высоты суд не принял, но в течение двух лет должен быть проведён новый - открытый и международный - конкурс проектов.
Подробнее о судебной тяжбе можно узнать на
http://www.sustainable-jerusalem.org.il/jerusaleme/struggle.html

**********


Во многих странах хотя бы раз в году устраивается день открытых дверей, когда можно посетить интересные объекты, в обычное время человеку с улицы недоступные. В Израиле проводится нечто похожее в день независимости, но на ООН это, похоже, не распространяется. Жаль, очень уж хочется попасть за этот забор с колючей проволокой.


Вопросы, на которые мне не удалось найти ответа:

1. Армон ха-Нацив на иврите означает "дворец правителя", что не соответствует английскому оригиналу Governor's House. Кто-нибудь знает, почему в иврите "дом" был заменён "дворцом"?

2. В отличие от католической и протестантской, в православной литературе упоминается только событие ("заговор первосвященников"), но не место. Почему?

3. В российской критике встречал перевод названия вышеупомянутой новеллы А.Оза - "Гора дурного совета". Правилен ли перевод?

4. Не раз, и не два слышал о том, что ООН должна выехать из здания. Когда?

Рейтинг: 2 из 5.
Tags: Иерусалим
Subscribe

  • Эйн Джувейза

    Источник Эйн Джувейза. Cпуск в шахту. Впервые об источнике Джувейза я узнал около года назад из поста неутомимой путешественницы…

  • Open Days, Jerusalem. 11-12/09/2009

    Как, наверное, многие уже знают, 11-12 сентября состоятся очередные, третьи по счёту, дни открытых дверей в Иерусалиме. Предваряя просьбы о…

  • Дом Эманна, Иерусалим

    Дом Фридриха Эманна. Дерех Бейт Лехем, дом 22. Архитектор - Фридрих Эманн (1905). Прошедшие в Иерусалиме дни открытых дверей вызвали огромный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Эйн Джувейза

    Источник Эйн Джувейза. Cпуск в шахту. Впервые об источнике Джувейза я узнал около года назад из поста неутомимой путешественницы…

  • Open Days, Jerusalem. 11-12/09/2009

    Как, наверное, многие уже знают, 11-12 сентября состоятся очередные, третьи по счёту, дни открытых дверей в Иерусалиме. Предваряя просьбы о…

  • Дом Эманна, Иерусалим

    Дом Фридриха Эманна. Дерех Бейт Лехем, дом 22. Архитектор - Фридрих Эманн (1905). Прошедшие в Иерусалиме дни открытых дверей вызвали огромный…