Ёжик (yozhik_) wrote,
Ёжик
yozhik_

Category:
  • Mood:

Музей Рокфеллера (Rockefeller Museum)

Уже несколько месяцев собирался посетить музей Рокфеллера в Иерусалиме, но никак не получалось туда выбраться. И вот вчера наконец-то съездил.
Если кто не знает, это музей археологии в восточном Иерусалиме. Восточную (арабскую) часть города я совсем не знаю, поэтому на своей машине ехать не рискнул; к тому же меня "информировали" о том, что музей находится на высоком холме (в действительности, холм чуть выше стен старого города), и вариант пешей прогулки тоже отпал.
Доехать до музея можно либо на автобусе (1-ый и 2-ой маршруты), либо на такси (20-25 шекелей из центра города). Каково же было моё удивление, когда выяснилось, что обратно уехать нельзя: такси там ходят крайне редко, а автобусы принципиально не берут пассажиров, только высаживая их. Но ничего, добрые люди подвезли.




Вынужден разочаровать тех, кого интересуют коллекции музея - в археологии я разбираюсь слабо, большинство экспонатов мне ни о чём не говорили. Правда, вспомнив, о том, что рассказывал oteckabani, нашёл таки череп с шишкой на темени. Действительно впечатляет.
Экспозиция охватывает период от бронзового века до 1700 г. нашей эры и расположена в хронологическом порядке. Немного о ней можно узнать на
http://www.imj.org.il/eng/branches/rockefeller/final/i_and_a.html

Конечно, это не Британский музей и не Кунсткамера, но музей большой. В Израиле точно ничего подобного больше нет (археологическая часть музея Израиля будет поскромнее). Но меня больше интересовали история и здание музея, ведь это одна из главных построек периода британского мандата в Палестине.


Музей Рокфеллера. Архитектор - Остен Гаррисон (1930-1935).


Автор проекта музея - Остен Гаррисон (Austen St.Barbe Harrison, 1891-1976) был главным архитектором британской администрации с 1922 по 1937 гг. Среди его иерусалимских построек: Дом правителя (Армон ха-Нацив), центральный почтамт на ул.Яффо, школа "Омария" в Ган ха-Паамон. Строил он и в других городах подмандатных Палестины и Трансиордании, а также в Англии, Гане, Йемене. Здание музея Рокфеллера Гаррисон считал вершиной своей карьеры.

Англичане очень интересовались историей Эрец Израэль, с началом их правления в конце 10-х гг. раскопки стали проводиться повсеместно, и уже в 1919 г. заговорили о строительстве большого музея, который смог бы стать хранилищем находок археологов. После того, как в середине 20-х годов удалось убедить Джона Д.Рокфеллера (сына) выделить 2 миллиона долларов - сумма по тем временам очень большая - на строительство и обеспечение деятельности будущего музея, идея начала приобретать реальные очертания.
Условием Рокфеллера было то, что это будет музей именно археологии, а не тем, что в Европе и Америке принято называть Nature History Museum (в России такие музеи называются краеведческими).

Местом строительства был выбран холм Керем Аль-Шейх у северо-восточной границы старого города.
Перед Гаррисоном была поставлена задача построить здание, выражающее "уважение и почтение западной культуры перед историей Эрец-Исраэль, более значимой для западных народов, чем какая-либо другая" (перевод мой).
В своём проекте Гаррисон попытался объединить европейские и восточные мотивы, что по мнению архитектора, соответствовало поставленной цели, а также было данью моде (незадолго до этого в городе было возведено ещё одно знаменитое здание - ИМКА, вся композиция которого основана на сочетании мотивов разных культур). Если в целом здание имеет европейский вид - такие крепости строили в Англии в начале XVII века, а в ХХ этот стиль был реанимирован в строительстве госучреждений, например, в здании Би-Би-Си в Лондоне, то многие детали - двери, окна, аркады, внутренний двор - имеют ярковыраженное восточное происхождение.


Макет музея в Мини-Израиле


В южном и северном корпусах, симметричных относительно главного входа, сейчас расположены офисы, лаборатории, хранилища музея, а также управления по делам археологии ("решут ха-атикот"), находящегося там с 1967 года. Музей же расположен в северном корпусе, состоящего из трёх прямоугольных залов, образующих внутренний дворик (см. фотографию макета наверху).
Жалею о том, что не попросил подняться наверх. Не уверен, что это возможно - скорее всего, нет - но попробовать надо было. С площади около музея хорошо просматриваются университет, больница Августа Виктория и Масличная гора.

В ходе работ на холме было найдено древнее кладбище, потребовавшее проведения детальных раскопок, что повлекло за собой задержку строительства. К тому же Рокфеллер потребовал, чтобы здание было сейсмоустойчивым, поэтому оно возводилось долго, с 1930 по 1935 год. Музей был открыт в торжественной обстановке 13 января 1938 года.






А это фотографии, сделанные в одном из двух больших залов. На верхнем снимке хорошо видно, насколько хорошо продумано их освещение - электрический свет днём не требуется. Поскольку музей закрывается самое позднее в три часа дня, думаю, электрическое освещение работает там очень редко, если вообще когда-либо работает.
Поразили светильники (не те, которые на верхнем снимке, а под ссылкой) - я даже спросил сотрудника музея (одного-единственного там...), не современные ли они. Нет, висят с 1935 года!
Пол сделан из пробкового дерева (!), чтобы приглушать звуки от шагов посетитей. Да, англичане строили основательно...

     


Дверные проёмы (снимок слева) и аркады во дворе (справа) выполнены в стиле, распространённом в мусульманских постройках. Двери сделаны из турецкого ореха, и висят 750 кг каждая. Внутри аркад расположены экспонаты.
Отдельный разговор - массивная внешняя дверь с арабскими прямоугольными символами.


Внутренний двор.


Внутренний двор удивительно напоминает Альгамбру в испанской Гранаде.
К сожалению, буквально несколько месяцев назад сломалась система подачи воды и бассейн больше не заполняется.


Во дворе.


Обратите внимание на плитки на боковых стенах. Их 13 (по другой версии - 10, к сожалению, не подсчитал), и каждая изображает один из народов, когда-либо населявших Эрец Исраэль: хананейцы, египтяне, евреи, финикийцы, ассирийцы, персы, вавилоняне, греки, римляне, арабы, крестоносцы, мамалюки, турки. Это работы английского скульптора Эрика Гилла. Он же автор - или как бы сейчас сказали, дизайнер - надписей, сопровождающих посетителей: на английском и арабском или на английском и иврите. Не знаю, из чего и как они сделаны, но сделаны они капитально, на века (смотри самый верхний снимок).
Трудно сказать, почему, но именно эти надписи - то, что мне больше всего запомнилось при посещении музея.
Ещё одна табличка Гилла украшает вход музея и символизирует встречу культур Африки и Азии (именно так).


Ниша для фонтанчика. Автор мозаики - Давид Оганесян.


В конце двора под куполом находится небольшое помещение в типично мусульманском стиле, облицованное армянской мозаикой. Если посмотреть внутрь, видно, что мозаика требует реставрации.
Надо сказать, что из всех виденных мною работ мастеров армянской керамики эта производит самое сильное впечатление. Если у кого-то есть желание, может сходить в собор Св.Андрея рядом с железнодорожным вокзалом, там внутри одной из примыкающих к собору построек есть похожая работа (кажется, того же автора), но на порядок меньшего размера.


Перед окончанием действия Британского мандата, в 1948 года, англичане назначили международный совет попечителей музея, который действовал до 1966 года, когда музей был национализирован иорданским правительством. В 1967 году, после окончания шестидневной войны музей стал филиалом музея Израиля (во время войны здесь шли боевые действия, их следы можно увидеть на стенах здания).

Сейчас положение музея весьма плачевное и, похоже, в Израиле просто не знают, что с ним делать. Местоположение отпугивает потенциальных посетителей, их в музее очень мало, и ситуация вряд ли изменится в ближайшее время. С 1967 года здание ни разу практически не ремонтировалось (был приведён в порядок только один зал), в залах нет кондиционеров, часть экспонатов до сих пор не имеют табличек на иврите. Раньше при музее работал небольшой магазинчик, несколько лет назад он закрылся.
Вообще, во время осмотра экспозиции меня не покидало ощущение обреченности музея, то, что Израиль уже смирился с тем, что музей рано или поздно перейдёт палестинцам.

Официальный сайт
Немножко на русском.
Статья antik'a. Recommended! (только время работы музея здесь указано устаревшее: когда-то музей работал до 17:00 ...).

До недавнего времени вход в музей стоил 26 шекелей, при этом посетители музея Израиля в западном Иерусалиме могли посетить его филиал в восточной части бесплатно в течение месяца.
Несколько месяцев назад вход в музей Рокфеллера стал бесплатным. Однако, количество посетителей эта мера увеличить не помогла, их как практически не было, так и нет.
Никаких документов, как это было у oteckabani, на входе не потребовали.
Update, 30/07/2004: Найден сайт http://www.antiquities.org.il , где есть раздел, посвященный музею (иврит).


Вас предупреждали!


Рейтинг: 3* из 5.
* восточный Иерусалим
Tags: Иерусалим
Subscribe

  • (no subject)

    Меня здесь давно не было. Несколько лет. Но сейчас есть повод. Наконец-то вышла моя новая книга. Это первый том иврит-русского словаря…

  • (no subject)

    Поступила просьба опубликовать список всех книг, которые можно у меня приобрести. Я его уже выкладывал, но он затерялся в недрах интернета. Это не…

  • (no subject)

    Рафи Касимов снова собирает группу - на этот раз для поездки в Испанию (Кастилия и Арагон). В середине июня. Я всё-таки надеюсь, что когда-нибудь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments

  • (no subject)

    Меня здесь давно не было. Несколько лет. Но сейчас есть повод. Наконец-то вышла моя новая книга. Это первый том иврит-русского словаря…

  • (no subject)

    Поступила просьба опубликовать список всех книг, которые можно у меня приобрести. Я его уже выкладывал, но он затерялся в недрах интернета. Это не…

  • (no subject)

    Рафи Касимов снова собирает группу - на этот раз для поездки в Испанию (Кастилия и Арагон). В середине июня. Я всё-таки надеюсь, что когда-нибудь…