Ёжик (yozhik_) wrote,
Ёжик
yozhik_

Category:
  • Mood:

Синагога "Хурва"




Думаю, нет туриста, побывавшего в Иерусалиме и не обратившего внимания на большую каменную дугу в еврейском квартале старого города.
Наверняка многим из читающим эти строки известно, что это развалины синагоги. Многие должны были запомнить и её название - "Хурва", уж очень оно соответствует состоянию здания ("хурва" означает "развалины").

Хотя я знал, что синагогу разрушили в ХХ веке, до последнего времени она представлялась мне очень древней, с историей, уходящей куда-то вглубь веков.
Каково же было моё удивление, когда в последнем номере журнала "Эрец ве-Тева" ("Страна и природа") прочёл, что здание синагоги простояло на этом месте менее 100 лет.
Захотелось узнать о нём поподробнее.



Синагога "Хурва" в 70-е гг. ХIХ века.


Этот рисунок сделан примерно с той же точки, что и верхний снимок, и их удобно сравнивать.
С первого взгляда бросаются в глаза размеры здания. Синагога была одной из главных высотных доминант старого города - высота восстановленной в середине 70-х гг. дуги в два раза ниже стоявшего здесь здания. Здание было высоким и по современным меркам - 24 метра в высоту соответствуют 8-9-этажному жилому зданию.
Ниже приведён панорамный снимок еврейского квартала.


Еврейский квартал Иерусалима. 1939 г.
Взято с сайта http://www.jerusalem-archives.org


Минарет, стоящий рядом с синагогой (см. верхние снимок и рисунок) - крайний слева, синагога "Хурва" чуть правее его.
Справа высится синагога "Тиферет Исраэль", она же "Ниссан Бек", такой же высоты как и "Хурва", и также разрушенная в 1948 году (всего на территории старого города тогда было разрушено 58 синагог).
Куполы синагог "Хурва" и "Тиферет Исраэль" вместе с куполами двух других высотных зданий - мусульманским куполом Омара и христианским Храмом гроба Господня были неотъемлемой частью силуэта города. Кто мог подумать, что у кого-то поднимется рука его изменить.


Синагога "Бейт Яаков" ("Хурва").
Архитектор Асаф Эффенди (1856-1864 гг.)


Интересно то, что на самом деле название "Хурва" никакого отношения к нынешним развалинам не имеет - здесь в начале ХVIII века стояла другая синагога и именно её развалины дали название этому месту. Это была первая ашкеназская (ашкеназами называют евреев-выходцев из Европы) синагога в Иерусалиме и возведена она была в 1701 г. учениками рабби Иегуды ха-Хасида на деньги арабских кредиторов. Вернуть ссуду ашкеназская община не смогла и, как следствие, синагога была разрушена, а община численностью около 1000 человек обращена в бегство.
Когда спустя почти 100 лет в Иерусалиме поселились выходцы из Литвы, возглавляемые Авраамом Шломо Цорефом, они были вынуждены маскироваться под сефардских (т.е. восточных) евреев, поскольку старый долг оставался в силе.
Настоящая фамилия Цорефа была Залман, он поменял её после приобретения профессии ("цореф" на иврите означает "ювелир"). Это был очень энергичный человек, взявшийся за разрешение старого конфликта - поехав в Каир, на приёме у Мухамеда Али, тогдашнего наместника Палестины (это было смутное время, когда Оттоманская империя на несколько лет потеряла власть в Палестине), он добился прощения долга и разрешения на постройку новой синагоги. Уже в 1836 г. на этом месте была построена небольшая синагога.
Строительство большой синагоги велось долго, с 1856 по 1864 год, прерываясь несколько раз из-за отсутствия средств. Официальное название синагоги - "Бейт Яаков", в честь Яакова (Джеймса) де Ротшильда, пожертвовавшего значительную сумму на её строительство.
Сам Цореф до открытия не дожил, в 1851 году его настигла рука арабского убийцы.

Проектировать синагогу поручили Асафу Эффенди, придворному архитектору турецкого султана, который как нельзя кстати работал в то время в Иерусалиме.
Необходимо отметить, что в иудаизме нет канонов для внешнего оформления зданий синагог, и до XVII-XVIII веков синагоги, как правило, строились в культурном контексте с местом их нахождения. Сейчас это трудно себе представить, но в католической Европе были синагоги в готическом стиле, синагоги же сефардских евреев были похожи на мечети. Так было и в этом случае - желая заручиться благосклонностью властей, проектирование здания было поручено официальному представителю правителя Оттоманской империи.
Эффенди использовал классический вариант византийской архитектуры - основа внушительных размеров, в данном случае в виде куба, которую сверху завершает мощный купол. История стиля восходит в VI веку, когда в Стамбуле был построен собор Айя София, и более поздние пострoйки в таком стиле признано называть неовизантийскими. Интересно то, что византийский стиль оказал влияние и на русскую церковную архитектуру (Храм Христа Спасителя в Москве, Морской собор в Кронштадте и др.).

Со строительством синагоги связана красивая легенда: высотность построек всегда была причиной распрей в Иерусалиме и мусульмане были категорически против того, чтобы возводимая синагога была выше рядом стоящего минарета. Поэтому в последнюю ночь в строительстве купола участвовало всё трудоспособное ашкеназское население города, и на утро мусульмане были вынуждены констатировать поражение: сносить здания, даже незаконно построенные, в Оттоманской империи запрещалось (зная это, начинаешь понимать психологию палестинцев, строящих где попало без разрешения, а потом возмущающихся тем, что их дома сносят).

О внутреннем убранстве синагоги известно мало. Вот одна из немногих фотографий, сделанных внутри здания:


Еврейские солдаты британской армии в синагоге "Хурва". 1942 г.


По снимку можно сделать вывод, что к 40-м годам в синагоге уже было электричество - с потолка свисают люстры в виде шара.
Один источник указывает, что арон ха-кодеш (место хранения свитков Торы) был привезён из России.
Ну, а о размерах зала синагоги можно судить по её развалинам.

Ещё один редкий снимок:


Иорданские солдаты взрывают синагогу. 1948 год.
Этот и предыдущий снимки взяты с сайта http://www.modia.org


Синагога была разрушена иорданскими войсками два дня спустя после захвата ими еврейского квартала.
Потеря еврейского квартала в Иерусалиме - безусловно, самая болезненная глава в войне за независимость.
Только через 19 лет, в 1967 году, евреи снова получили возможность молиться в старом городе. С 1948 по 1967 гг. иорданские власти производили строгую селекцию среди посещающих город туристов - при малейшем подозрении в еврействе туристам во въезде отказывалось, в независимости от гражданства; требовалось даже запасаться соответствующими справками.
Возвращённый после шестидневной войны еврейский квартал представлял собой жалкое зрелище - практически все здания в нём были уничтожены. Большинство построек, которые мы видим там сейчас, были возведены после 1967 года.

Уже летом 1967 года Яков Саломон (праправнук Авраама Цорефа) обратился к молодому тогда израильскому архитектору Раму Карми с просьбой разработать план строительства новой синагоги на этом месте. Карми от предложения отказался, рекомендовав пригласить для этой цели Луиса Кана. Луис Кан - известнейший американский архитектор эстонского происхождения - дал согласие на просьбу Саломона и вскоре приехал в Израиль для изучения места предполагаемого строительства. С 1968 по 1973 Каном было подготовлено три проекта, ни один из которых, однако, не был не реализован.
Во всех своих проектах Кан предлагал строить новое здание не на месте старого, а рядом с ним, оставив развалины в качестве напоминания о варварстве, совершённом в 1948 году.
Между синагогой и Стеной плача Кан хотел проложить т.н. "дорогу Пророков" ("the Route of the Prophets"), которая значительно изменяла облик еврейского квартала.
Кан умер в 1973 за несколько недель до очередной поездки в Израиль. Проект "Хурва" он считал одним из главных в своей карьере.

С появлением трёхмерной компьютерной графики нереализованные проекты Кана были "оцифрованы" и теперь мы можем даже заглянуть внутрь синагоги "по Кану".

     


Третий, последний, вариант преполагал возведение 12-метрового здания, облицованного белым иерусалимским камнем (коричневый цвет на рисунке сверху, на мой взгляд, использован для удобства воспроизведения). Камни должны были быть "нарезаны" точно так же, как это делалось при строительстве Второго храма (т.е. глыбы того же размера, что мы видим на Стене плача). Освещение помещения планировалось естественным, без использования электричества.

Другие трёхмерные модели можно посмотреть здесь, здесь и здесь.

Подробно о проектах Кана можно почитать в статье, опубликованной недавно в газете Boston Globe.

Предлагались и другие проекты - так, проектированием нового здания синагоги "Хурва" занимался известный английский архитектор сэр Денис Лесден (Denys Lasdun), как и Кан, преложивший решение в современном стиле.

В 1976-77 гг. (по другим источникам, в 1978 г.) на месте развалин была восстановлена арка одной из стен здания. Отсутствие нового здания считается осознанной позицией и призвано демонстрировать силу еврейского присутствия - дескать, обойдёмся без претензий на господство в небе старого города, мы и так здесь.
Есть и другой аспект: у евреев уже есть священное место в Иерусалиме - Стена плача, и, по мнению некоторых официальных лиц, строительство сооружения, способного каким-либо образом принизить значение еврейской святыни, нецелесообразно (этой точки зрения, в частности, придерживался бывший мэр Иерусалима Тэдди Колек). Но тогда возникает вопрос - а почему в XIX веке об этом не задумывались?

И вот совсем недавно, в 2002 г., израильское правительство приняло решение о восстановлении синагоги. Речь идёт о строительстве по тому же проекту 1856 года на старом же месте. Это спорное решение вызвало негативную реакцию у многих архитекторов - восстанавливать точную копию старого здания считается дурным тоном (вспомним хотя бы полемику вокруг строительства Храма Христа Спасителя в Москве). В мире искусства существует устоявшееся мнение, что подобные проекты свидетельствуют о неспособности современного общества предложить нечто своё, о его боязни перед новым. Вспомили и проект Кана, нереализацию которого стали называть "потерей памятника мирового значения".

Думаю, что до финала этой истории ещё далеко и мы ещё не раз станем свидетелями неожиданных поворотов в её развитии.

Update, 22/04/2004: Читатели меня убедили. Рейтинг повышается с 3 до 4 :-)

Рейтинг: 4 из 5.
Tags: Иерусалим
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (без темы)

    Меня здесь давно не было. Несколько лет. Но сейчас есть повод. Наконец-то вышла моя новая книга. Это первый том иврит-русского словаря…

  • (без темы)

    Поступила просьба опубликовать список всех книг, которые можно у меня приобрести. Я его уже выкладывал, но он затерялся в недрах интернета. Это не…

  • (без темы)

    Рафи Касимов снова собирает группу - на этот раз для поездки в Испанию (Кастилия и Арагон). В середине июня. Я всё-таки надеюсь, что когда-нибудь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 119 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • (без темы)

    Меня здесь давно не было. Несколько лет. Но сейчас есть повод. Наконец-то вышла моя новая книга. Это первый том иврит-русского словаря…

  • (без темы)

    Поступила просьба опубликовать список всех книг, которые можно у меня приобрести. Я его уже выкладывал, но он затерялся в недрах интернета. Это не…

  • (без темы)

    Рафи Касимов снова собирает группу - на этот раз для поездки в Испанию (Кастилия и Арагон). В середине июня. Я всё-таки надеюсь, что когда-нибудь…