Ёжик (yozhik_) wrote,
Ёжик
yozhik_

Categories:
  • Mood:

Шивта


Дорога в Шивту - дорога в никуда.

Уж очень такая подпись напрашивается. И действительно, после Шивты дорога кончается, дальше песок и горы.

В прошедшую субботу, наконец-то, совершил давно запланированную поездку в пустыню Негев. Путешествие оказалось более продолжительным, чем предполагал, маршрут пришлось менять на ходу, и вместо Шивты и Авдата посетил только Шивту. Зато на обратном пути заехал в Беэр-Шеву и посмотрел некоторые местные достопримечательности.

Сегодня будет рассказ о Шивте.


Для начала, думаю, необходим небольшой экскурс в историю набатеев, удивительного, малочисленного и малоизученного народа, жившего около пятнадцати веков на территории нынешних Израиля и Иордании.
Рассказывать о них можно очень долго, поэтому постараюсь быть предельно кратким.

Подробнее о набатеях можно узнать на сайте Авраама Негева, ведущего специалиста в этом вопросе.
Совсем недавно в сети был сайт http://nabataea.net/, не всегда точный в фактах, но очень подробный. К сожалению, в последнее время он не работает (уже заработал).
Из русских источников, конечно же, стоит просмотреть раздел сайта "Мой Израиль", посвященный набатеям.



Набатеи были, по-видимому, были ветвью арабских племён, но вели обособленный образ жизни, достигнув при этом небывалых по тем временам успехов в торговле, строительстве, ирригации, виноделии, разведении лошадей и во многих других сферах.

На территории Израиля было шесть населенных пунктов набатеев: Авдат, Ницана, Шивта, Реховот (не тот, что рядом с Тель-Авивом, а другой, в Негеве), Мамшит и Халуца, в то время как главный их город - Петра, находится в Иордании.


В трёх из израильских городов - Авдате, Шивте и Мамшите - сейчас действуют национальные парки.

До I века н.э. набатеи были кочевым народом, занимавшимся в основном торговлей специями и банальным грабежом. Набатеям было строжайше запрещено заниматься земледелием и ремеслами, поскольку считалось, что наличие недвижимости и имущества делало бы их уязвимыми перед противниками. Непослушание каралось смертной казнью.
После того, как римляне завоевали Египет, монополия на перевалку грузов из Азии и Аравийского полуострова к Средиземному морю была набатеями утеряна, казна и, соответственно, благосостояние набатейских племён резко ухудшились.
Вынужденный обстоятельствами, король Рабель Второй произвёл революцию в жизни набатеев, отменив запрет на земледелие и заставив их начать вести оседлый образ жизни. Буквально за сто-двести лет набатеи построили сложнейшие системы сбора и хранения воды, научились заниматься растениеводством и домашним животноводством, основали школы(!). Перечень можно продолжить. Видя, какими трудностями сопровождаются попытки государства приобщить нынешних бедуинов к жизни в домах, нельзя не восхищаться этим решением короля.
В IV веке н.э. набатеи перешли в христианство, что, безусловно, наложило отпечаток на повседневную жизнь и внешний облик городов.
С пришествием арабов набатеи не ушли с насиженных мест, но могущество их уже не было столь грозным, как прежде. К XIII веку набатеи исчезли с лица земли, по-видимому, растворившись среди бедуинов или арабов. Великая культура прекратила своё существование.

Теперь собственно о Шивте.
Город Шивта, находясь в стороне от торговых путей, в отличие от других набатейских городов не был ни торговым, ни военным центром. По-видимому, основной деятельностью его жителей было сельское хозяйство.
Основан город в I веке до н.э., его расцвет пришёлся на IV век н.э., т.е. на конец византийского периода, незадолго до прихода арабов.
Основные раскопки были произведены американцами и англичанами в 1933-1935 гг. Экспедицию возглавлял доктор Кольт (подтверждения тому, что он автор того самого револьвера, как утверждают некоторые издания, я не нашёл - Самуэль Кольт, автор изобретения, жил в 1814-1862 гг.). В здании, которое построила экспедиция, сейчас находятся службы парка.


Одна из центральных улиц Шивты

Город не был окружён забором или укреплениями. Вместо этого дома и улицы планировали так, чтобы стены крайних домов образовывали сплошную стену, прерывавшуюся только выходами нескольких главных улиц за пределы города.


Замысловатые линии улиц на снимке сверху неслучайны - улицы пролегали в соответствии с топографией участка. Благодаря такой планировке дождевая вода стекала в резервуары в нижней части города (емкостью 700 и 850 кубических метров, это размером с современный бассейн).


Конюшня.

Шивта не была центром коневодства, как Мамшит, в котором был выведен знаменитый арабский скакун, но конюшни в этих двух городах очень похожи.
Обратите внимание на полозки в нижней части отверстий, в которые клался корм.


Южная церковь.

В городе было три церкви - южная (самая старая), т.н. средняя и северная, самая большая и новая.
К северной церкви примыкал комплекс построек, по-видимому, монастырь (снимок внизу).


Комплекс построек у северной церкви.

У южной церкви сфотографировал водоём-умывальницу для крещения.


Умывальница в виде креста.

Поскольку умывальница довольно большая и явно предназначена для взрослых, то уже на основании этого можно сделать вывод, что южная церковь была построена первой, когда происходило массовое крещение набатеев.
Впоследствии приходилось крестить только младенцев, поэтому в новых церквях большие умывальницы уже не требовались.


Немного растительности.

Сейчас город практически слился с окружающим его пейзажем, ведь стены домов все песочного цвета. Раньше было не так: по свидетельству историков и археологов, город утопал в садах.
Ещё за городской чертой находилась сельскохозяйственная ферма, к которой можно подъехать, свернув налево метров за 200, не доезжая до парка - настоящий оазис посреди пустыни.


Внутри дома губернатора.

В центре города находится выделяющийся своими размерами и богатством дом. Принято называть его "домом губернатора", хотя доказательств этому не найдено.

    
Набатейские орнаменты на входе в дом губернатора.

Парк Шивта открыт с 8:00 до 16:00, с апреля по октябрь включительно - до 17:00. Насчёт пятницы, когда многие парки работают до 14:30, информации нигде не нашёл.
Вход бесплатный.
В бывшем здании Кольта (оно находится рядом со стоянкой) можно получить листки со схемой раскопок на английском и иврите.
Их я отсканировал: английский, иврит.
Добираться до Шивты нужно следующим образом: от Беэр-Шевы ехать по 40-му до перекрестка Тлалим, там повернуть на 211-ое шоссе, по которому проехать километров 20. У указателя "Шивта" повернуть налево. Через несколько километров рядом с военной базой стоит второй такой указатель, он изображён на снимке.

В районе Шивты есть ещё одно интересное место - холм Мицпе Шивта, с которого должен открываться красивый вид на окрестности. Поворот на него находится как раз перед вторым указателем на Шивту (см. верхний снимок). Если смотреть на указатель, повернуть нужно направо, на грунтовую дорогу. Меня напугала вывеска "шетах эш" ("линия огня") и я не риснул туда подняться. Но потом прочел в справочнике, что доступ на холм открыт по субботам и праздникам.


Небо Негева.
Снимок сделан из полуразрушенной апсиды южной церкви.


Update, 19/04/2004: у korovka можно найти дополнительную информацию, в т.ч. о растениях, встречающихся в тех местах.

Tags: Парки Израиля
Subscribe

  • Эйн Джувейза

    Источник Эйн Джувейза. Cпуск в шахту. Впервые об источнике Джувейза я узнал около года назад из поста неутомимой путешественницы…

  • Open Days, Jerusalem. 11-12/09/2009

    Как, наверное, многие уже знают, 11-12 сентября состоятся очередные, третьи по счёту, дни открытых дверей в Иерусалиме. Предваряя просьбы о…

  • Дом Эманна, Иерусалим

    Дом Фридриха Эманна. Дерех Бейт Лехем, дом 22. Архитектор - Фридрих Эманн (1905). Прошедшие в Иерусалиме дни открытых дверей вызвали огромный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments