Ёжик (yozhik_) wrote,
Ёжик
yozhik_

  • Mood:

Казино Галей Авив

Сегодня расскажу о давным-давно снесённом здании.


Казино "Галей Авив", Тель Авив. арх. И.Мегидович (1923)

Для того, чтобы начать рассказывать об этой постройке, стоит попытаться представить себе время, когда оно было построено.
В 1917 году власть в Палестине перешла от турок к англичанам. Англичане уделяли особое внимание строительству железных дорог в своих колониях - была увеличена ширина колеи, что позволило увеличить скорость движения, строились новые станции и приводились в порядок уже существующие. В первые же годы правления англичан появились проекты по расширению сети железных дорог.
Поэтому неудивительно, что в начале 20-х гг. по Тель-Авиву прошёл слух (оказавшийся ложным), что от вокзала в Яффо будет проведена ветка на север, вдоль моря.
Тель-Авив в те годы был ещё совсем маленьким городком, и, хотя море находится совсем недалеко от тогдашнего центра города, строительство вдоль берега тогда ещё практически не велось. Возможное строительство железной дороги грозило перенести центр города ближе к воде, и группа бывших одесситов решила построить новый вид развлечений - казино, прямо на берегу моря.
К 1923 году здание было готово. Оно находилось в самом конце улицы Алленби, за участком, занимаемом ныне Мигдаль ха-Опера.

Смешно, но насколько напоминает нынешние времена: во время строительства этого небольшого домика арабская печать в Яффо шумела по поводу воздвижении евреями огромной крепости на берегу моря :-)

Казино, как предполагалось вначале, открыто не было, вместо него заработало кафе в стиле люкс. Название тем не менее осталось: "Казино Галей Авив" ("волны весны", перекликается с названием города).
Здание кафе действительно было роскошно отделано как снаружи, так и изнутри, и было ориентировано на состоятельную публику.
Конструктивистские течения в те времена только-только зарождались, время прямых углов, правильных геометрических фигур и аскетизма в оформлении придёт в Палестину позже, лет через десять. А сейчас Иегуда Мегидович, самый плодовитый архитектор города за его историю, построил домик в эклектическом стиле.
Поскольку, как выяснилось, не все читатели знакомы с этим понятием, приведу его определение:

Эклектика /греч. eklektikos - выбирающий/ - в искусстве соединение несовместимого, различных чужеродных явлений в одном художественном образе. ... в одной композиции намеренно соединялись элементы различных исторических стилей...
Иллюстрированный художественный словарь, С-Петербург, 1993

Словарь Ушакова более краток:
Эклектизм - механическое, лишенное принципиальности, соединение разнородных начал, точек зрения, взглядов.

Затрудняюсь даже сказать, какие мотивы были использованы в данном случае, настолько всё смешано. По-видимому, это был причудливый симбиоз восточноевропейского и южноевропейского стилей. Я никогда не был в Одессе, но говорят, там есть похожие постройки.
У меня с с этим зданием связаны другие ассоциации - мне оно напомнило пирс в Брайтоне (не тот, что в Нью-Йорке, а в двух часах езды от Лондона), с его игровыми автоматами и аттракционами: вокруг море и больше ничего. Ничего, кроме атмосферы непринуждённости, лёгкости и нарочитой несерьёзности.

Здание находилось практически в открытом море, и стояло на высоких сваях, между которыми во время прилива плескалась морская вода. Это хорошо видно на втором фото:



Оба приведенных снимка сделаны Авраамом Соскиным, фотографом-летописцем истории Тель-Авива, о недавно прошедшей выставке которого я уже писал.
Сейчас в тель-авивском музее искусств музее Эрец-Исраэль проходит выставка другого фотографа, Шимона Корбмана. Вроде бы там тоже есть фотографии на фоне этого необычного здания.


В 1937 г. умер Меир Дизенгоф. И уже через год по решению муниципалитета кафе было снесено. Причина была в том, что, выдаваясь в море, оно портило общий вид набережной.
Я не случайно упомянул о смерти Дизенгофа: жалобы начали поступать ещё в начале 30-х гг, когда город подошёл вплотную к воде, но пока Дизенгоф был жив, кафе не трогали.

Kафе было местом встреч политического и культурного бомонда города, сосредоточением его ночной жизни. Ведь это было первое кафе на берегу моря.

Немного об архитекторе.
Иегуда Мегидович (1886-1961) родился в Умани, учился в Одессе. В Палестину приехал в 1919 г. и уже через год в возрасте всего 33 лет стал первым главным инженером Тель-Авива.
Мэр города Меир Дизенгоф тоже был выходцем из Одессы, поэтому вполне возможно, он знал Мегидовича ещё до приезда того в Тель-Авив.
С 1923 года Мегидович вел частную практику.
Здания Мегидовича не похожи друг на друга. Это ещё мягко сказано: они настолько отличаются, что трудно поверить, что их спроектировал один архитектор.
Это и монументальный Бейт ха-Амудим (ул.Рамбам, 12-14-16), и Большая синагога в восточном стиле на Алленби, 110, и конструктивистский Бейт Гутгольд на углу Алленби и Шенкин, и кинотеатр "Эстер" (ныне гостиница "Синема") в стиле Баухауз на пл.Дизенгоф, и многие, многие другие здания.

Из всей этой истории мне не ясно одно: почему первоначальный план размещения в здании казино был изменён? По-видимому, это было вынужденное решение, но хотелось бы узнать о его причинах более подробно.
Tags: Тель-Авив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments