
Это здание расположено на углу улиц Алленби и Нахалат Биньямин, на одной из оживленнейших площадей города - кикар Маген Давид.
Бейт Полищук (он же бейт ха-Пиль), Нахалат Биньямин, 1/ Алленби, 62
Архитекторы: Шломо Лясковски, Яков Оренштейн (1935)
Дом был построен в годы строительного бума в середине 30-х гг. по проекту Шломо Лясковски и Якова Оренштейна, которых я уже упоминал, рассказывая о другой их постройке, Бейт Реканати. Там же можно найти биографическую справку.
Бейт Полищук в 40-е гг.
На старой фотографии хорошо видно, что здание имеет форму буквы V c закругленным углом внизу (это не буква U!).
Тем израильтянам, кому за 40, этот дом известен прежде всего тем, что в нём долгие годы располагался, пожалуй, самый известный обувной магазин страны "ха-Пиль" (Слон). Часто дом так и называют - бейт ха-Пиль.
Магазина давно уже нет, в последующие годы на первом этаже размещались кафе, сейчас помещение занимает главное отделение сети закусочных "Бургер Кинг".
Как и большинство домов в Тель-Авиве, своё название дом получил от фамилии владельцев дома. Ими были Иегуда и Двора Полищук, о чём свидетельствует табличка на стене:
Дом построен с размахом, его размеры внушительны и по нынешним меркам. Особенно хорошо это видно, если немного отойти в сторону:
Бейт Полищук, вид с Алленби
Думаю, стиль постройки можно определить как конструктивизм с элементами баухауза. От баухауза были взяты длинные окна-ленты и пергола на крыше. Но это не чистый баухауз - так, здание строго симметрично, а баухауз проповедовал асиметрию.
Пергола - частый гость на крышах тель-авивских домов, поэтому приведу определение из энциклопедии:
Пергола - этим красивым словом называется ажурная конструкция, дальняя родственница беседки, которая служит опорой для вьющихся растений. Это увитые зеленью навесы, иногда коридоры из легких решеток на столбах или арках... появились в Средиземноморье...
http://www.alta-d.ru/encyclopedia/landdesign/301003.htm
Впрочем, по прямому назначению они нигде в городе, кажется, не используются.
Ещё одна интересная деталь - два круглых окна на каждой из боковых стен. В 30-е гг. в мире очень популярной была тема кораблей, лайнеров, ледоколов - они олицетворяли собой технический прогресс (как через 30-40 лет космические корабли, ракеты). Не обошла эта мода и Палестину.
Поскольку город был совсем юным, можно было не считаться с существующей застройкой (да её почти и не было), и в оформлении зданий использовали самые неожиданные элементы, которые где-нибудь в Париже или Мадриде, даже, наверное, в Америке выглядели бы неуместными. Таких круглых окон-иллюминаторов в Тель-Авиве очень много.
Стены дома облицованы керамикой серого цвета. Облицованы полностью, что необычно - как правило, облицовывали только нижний этаж. Именно благодаря керамике снаружи дом выглядит весьма прилично.
Раз уж зашла речь о бейт Полищук, нельзя не упомянуть дом по другой стороне Алленби:
Бейт Гутгольд, Шенкин, 2 / Алленби, 51
Архитектор: Иегуда Мегидович (1935)
Этот дом был построен чуть позже и его архитектор принял во внимание уже построенный (или только спроектированный?) дом напротив: у обоих зданий одинаковые горизонтальные линии, одинаковое количество этажей, там и там присутствует пергола.
Задача у Мегидовича была непростая - участок, на котором строился дом, был небольшим, причем большая его часть выходила не на площадь, а на узкую улицу Шенкин. Получилось здание в форме клюшки для хоккея с мячом :-)
Бейт Гутгольд в 40-е гг.
Бейт Гутгольд сильно обветшал. Хотел заснять в нём интерьеры, но даже не вытащил из сумки фотоаппарат, настолько всё запущено.
Район кикар Маген Давид никогда не считался благополучным. Рядом рынок - шум, интенсивное движение, много народа. Поэтому сильно сомневаюсь, что у домов вокруг когда-либо появится хозяин, который приведет их в надлежащее состояние. На вмешательство муниципалитета надеяться не приходится, ведь эти дома не представляют ценности - ни архитектурной, ни исторической.
А пока они стоят. Стражники улицы Алленби. Про себя я называю их Сциллой и Харибдой.