Ёжик (yozhik_) wrote,
Ёжик
yozhik_

Categories:
  • Mood:

Jerusalem Railway Station



Эта фотография висит в железнодорожном музее в Хайфе.
Из сопровождающей её надписи я уже знал, что на ней изображено, но всё равно пришлось довольно долго вглядываться, чтобы наконец-то глаз нашёл что-то знакомое: ими оказались очертания мельницы Монтефиоре.
Снимок сделан 111 лет назад, 26 сентября 1892 года, во время ожидания прибытия первого поезда на линии Яффо - Иерусалим.

Если сравнивать снимок внизу со снимком 1892 года, то по форме окон становится ясным, что это одно и то же здание. За сто с лишним лет к нему был пристроен дебаркадер (крытый перрон) и появилась покатая крыша - вот, пожалуй, и все изменения.


Иерусалимский железнодорожный вокзал. Вид с железнодорожного полотна. Декабрь 2003 г.



Вид с перрона



Главный вход.


Линия Яффо - Иерусалим имела протяжённость 87 км и была первой в Палестине, входившей в то время в состав Оттоманской империи (на старой фотографии можно увидеть турецкие флаги со звездой и полумесяцем). Из-за сложного рельефа путешествие по ней занимало более 10 часов, но для того времени это было революцией.


Схема первой железнодорожной линии в Палестине.
Снимок со стенда в музее.

Примечание: (Х)ар-Тув - это нынешний Бейт-Шемеш.


Историю прокладки линии можно почитать на снимках, сделанных мною со стендов музея: здесь и здесь.

К 1920 году поездка занимала уже "всего" 5 часов, к 90-м гг. - 1 час 45 минут.
Но параллельно развивался автомобильный транспорт, и уже с конца 40-х годов ему отдавалось предпочтение. Так, если в 60-х годах в день совершалось 5 рейсов в оба направления, то к концу 80-х уже только два, с 1995 года - один рейс в день. Летом 1998 года движение по линии было прекращено.
Более подробно обо всём этом можно почитать на http://www.pasim.org/index_jerusalem

В период, когда Иерусалим был разделён на израильскую и иорданскую части (1949-1967 гг.), железная дорога, включая вокзал, оставалась за Израилем. Это было одно из условий, выдвинутым Бен-Гурионом, тогдашним премьер-министром страны, при определении линии прекращения огня, и до 1967 года граница с Иорданией в некоторых местах в районе Иерусалима проходила параллельно железнодорожному полотну. Если пассажир высовывал голову в окно поезда, она могла оказаться уже на территории Иордании.

Уже вскоре после прекращения движения появились проекты по восстановлению железнодожного сообщения с Иерусалимом. Было предложено по крайней мере три проекта, вызвавшие жаркие споры. Один из них предполагал прокладку железной дороги по прежнему маршруту, остальные - по новым.
В результате было принято соломоново решение: Тель-Авив и Иерусалим свяжут две линии, северная и южная.
Северная пройдёт через аэропорт Бен-Гуриона (этот участок откроется уже этой весной), с ответвлением на Модиин (2005 год), и будет построена к 2008-2009 гг. Конечная станция будет находиться в районе здания Биньяней ха-Ума, на глубине 80 метров, спускаться и подниматься к ней будут на лифтах. Был проект продолжить линию под землёй до парка Независимости, но он был отклонён: слишком много старых зданий находится на этом участке, а опыта подземного строительства в зонах исторической застройки в Израиле нет.
Время поездки по северной линии из Тель-Авива в Иерусалим составит от 28 минут (с остановкой только в аэропорту) до 36 минут (со всеми остановками).

Южная линия пройдёт в основном по старой колее, при этом несколько крутых поворотов будут выпрямлены. До Бейт-Шемеша поезда уже ходят, оставшийся участок должен быть готов в декабре 2004 г. Время в пути - 88 минут (1 час 18 минут), что значительно меньше прежних 1 часа 45 минут.

Вот здесь то и развернулись события вокруг старого иерусалимского вокзала. Управление железных дорог, получив добро на строительство по старой разметке, естественно, предполагало, что конечной станцией будет вокзал, прослуживший в этом качестве более 100 лет.
Был подготовлен проект его реконструкции:




С сайта http://www.railnewsil.com/


Но тут в игру вступила иерусалимская мэрия. Она изначально всячески препятствовала проекту строительства северной линии, небезосновательно полагая, что её развитие приведёт к массовому исходу населения в Модиин (всего 10 минут езды). Потерпев поражение, мэрия решила отыграться на южном маршруте. Земля в Иерусалиме очень дорога, и территорию на месте вокзала, расположенного вблизи центра города, можно весьма выгодно продать строительным подрячикам. К тому же есть ещё несколько километров путей, проходящих внутри жилых районов - их тоже можно застроить. Нечасто у нищего муниципалитета появляется такая возможность пополнить свою казну. Здание вокзала при этом было предложено снести.
Стороны увязли в бюрократической борьбе, ситуация была патовой, строительство южной линии оказалось под угрозой срыва. И управление железных дорог решило временно отступить: на данный момент станция Малха на окраине города, строительство которой идёт сейчас полным ходом, на схемах указывается как конечная.

А пока... А пока иерусалимский вокзал мёртв. Первое время после закрытия его облюбовали наркоманы, но где-то год назад их выгнали, после чего двери и окна здания были заделаны жестяными листами. Закрылся и ресторан "Филадельфия" на вокзальной площади.

Update (07/02/2004): Р.Зееви (Ганди) в своей статье о зарождении железнодорожного движения в Эрец Исраэль утверждает, что поездка из Яффо в Иерусалим за нимала 6 часов, обратно - 4. При этом поездка на дилижансе в то время составляла 12 часов. Этому источнику можно доверять.
Tags: Иерусалим
Subscribe

  • Три выставки

    В последнее время мне удалось посетить три выставки, посвященные Тель-Авиву и Яффо. Все они вскоре закрываются, поэтому подробно рассказать не…

  • Здание банка Барклайз, Тель-Авив

    В период своего присутствия в Палестине англичане предприняли огромные усилия по обустройству Иерусалима, впервые за многие века вновь ставшего…

  • Дом Левина, Тель-Авив

    Дом Якова Левина. Бульвар Ротшильда, 46. Тель-Авив. Архитектор - Йегуда Магидович (1924). Ещё один старый пост, после внесения значительных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Три выставки

    В последнее время мне удалось посетить три выставки, посвященные Тель-Авиву и Яффо. Все они вскоре закрываются, поэтому подробно рассказать не…

  • Здание банка Барклайз, Тель-Авив

    В период своего присутствия в Палестине англичане предприняли огромные усилия по обустройству Иерусалима, впервые за многие века вновь ставшего…

  • Дом Левина, Тель-Авив

    Дом Якова Левина. Бульвар Ротшильда, 46. Тель-Авив. Архитектор - Йегуда Магидович (1924). Ещё один старый пост, после внесения значительных…