?

Log in

No account? Create an account
84 Rotschild Boulevard, Tel-Aviv - Записная книжка Ёжика (с хвостиком) [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

84 Rotschild Boulevard, Tel-Aviv [Sep. 17th, 2003|11:14 am]
Ёжик
[Tags|]
[mood |explorative]


Дом Энгеля. Бульвар Ротшильда, 84. Тель-Авив.
Архитектор - Зеев Рехтер (1933).



Вряд ли проходящий мимо этого дома на углу бульвара Ротшильда и улицы Мазе в Тель-Авиве даже взглянет на него. Года три назад я даже был внутри - на цокольном этаже находится офис фирмы по трудоустройству, и тоже ничего не заметил.
А ведь эта постройка оказала огромное влияние на развитие строительства в Израиле. Не преувеличу, если скажу, что большинство жилых построек в стране наследовали идеи, заложенные в проекте этого ныне невзрачного и запущенного здания.




Это фото сделано 70 лет назад.

- Первое, что бросается в глаза - чистые белые стены. Тель-Авив в 1930-1950 гг. называли "Белым городом", ведь большинство зданий в городе были белого цвета.
- Первый - или нулевой, как принято в Израиле - этаж, отсутствует. Вместо него подпорные столбы, или, по-народному, сваи.
Сейчас нулевой этаж застроен, там расположены офисы - в центре города ставки аренды всегда были высокими.
Но идея Ле Корбюзье о сводобном пространстве внизу дома оказалась очень кстати в жарком Израиле - даже в самый зной здесь бывает сквозняк, и в последующие годы абсолютное большинство домов в стране строилось именно на сваях.
- заделана сейчас и крыша. По идее Ле Корбюзье крыша должна быть общей для жильцов дома, и где должны были быть сады, в которых они могли бы встречаться. Поэтому крыша должна быть плоской.
Сейчас на крышах никто не встречается, но в Израиле они всегда для чего-то используется :-) Покатых крыш в многоэтажных домах здесь я не видел.
- многие балконы застеклены. Да, балконы в Израиле не прижились.
- окно-лента, ещё одна идея Ле Корбюзье. Тоже не к месту, здесь слишком много солнца.

А теперь сравните снимок 30-х годов с виллой Савой в Пасси под Парижем, концептуальной постройкой Ле Корбюзье. Похоже, согласитесь? Только балконов в Париже нет.



Вилла Савой. Пуасси (пригород Парижа).
Архитектор - Ле Корбюзье (1929).



http://www.galinsky.com/buildings/savoye/ - здесь подробно описаны идеи Ле Корбюзье применительно к этому зданию. Указано, как доехать него. Готов локти кусать из-за того, что этот сайт не попался мне раньше. В апреле я был в Париже, нашёл центр Ле Корбюзье в XVI квартале, в им же построенном доме, но это не то...

Ещё одна подробность. Дом на Ротшильд построен в форме буквы П, на старом снимке это хорошо видно. Сейчас во внутреннем дворе разрослось дерево, вторая половина здания им заслонена (см. нижнеее фото).



В последующие годы в Тель-Авиве было построено немало зданий в духе Ле Корбюзье, Маленький и далёкий Израиль стал основным местом, где идеи швейцарца воплотились в массовом строительстве.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: vvagr
2003-09-17 08:38 am (UTC)
Забавно, как единственный, но огромный, дом Корбюзье в Москве похож на маленькую французскую виллу.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2003-09-17 09:15 am (UTC)
окна-ленты и сваи - вот что объединяет в первую очередь эти два дома.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: britanika
2003-09-17 05:53 pm (UTC)
Угу, только сваи канули в небытие теперь в этом домике, как я понимаю ;)
А вообще дом на колоннах - это один из пяти принципов "идеального" строительства Ле Корбюзье. Объяснял он это тем что пешеходам должно быть удобно ходить по улицам - не надо обходить дома, можно выбрать наикратчайший путь.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2003-09-18 06:30 am (UTC)
Здесь сравниваются две постройки Ле Корбюзье - дом Центросоюза в Москве и вилла под Парижем.

А на Ротшильда сваи, кажется, остались (ведь если их убрать, дом обрушится :-), просто пространства между ними заделали кирпичём.
Идея Ле Корбюзье о свободном проходе под домом в Израиле приобрела другую окраску - свободный проход воздушных потоков. Обрати внимание, во втором корпусе (это хорошо видно на старой фотографии) столбов нет, т.к. воздух идёт со стороны улицы, и проход ему нужно дать только с этой стороны.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: britanika
2003-09-18 08:33 am (UTC)

Ponimau. No kogda ja govorila o tom chto svai propali - imela vvidu kak raz ih zakladku kirpichom.
I da, klimat v Tel Avive dejstvitel'no tjazhelyj. V Beer-Sheve, naprimer, ja ne videla ni odnogo doma v takom sostojanii kak tam. Zato mnogo domov v drugom sostojanii, tozhe plachevnom ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yankel
2003-09-17 09:57 am (UTC)

Aaaa, так теперь понятно.
Когда такие дома покрашены и содержатся в порядке- они великолепно выглядят. А то я думал: зачем такое трущобное строительство ведется.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2003-09-17 03:51 pm (UTC)
В Тель-Авиве очень тяжелый климат. Сравни с Иерусалимом, разница в сохранности домов просто огромная. Особенно это чувствуется внутри зданий (снаружи сравнивать было бы несправедливо - в Иерусалиме дома облицованы камнем).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yankel
2003-09-17 04:01 pm (UTC)
Все равно, раз в несколько лет могли бы красить.
Ну сколько это стоит ? Да и краски сейчас устойчивые :(

В Голландии был ? Видел , как дома выглядят ? В том числе и не облицованные ...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2003-09-17 04:39 pm (UTC)
Был я там... Был я и в Петербурге, где климат очень похож на голландский...

Краска там выгорает не так быстро, как в Израиле - это уж точно.
Необлицованные дома бывают разные - кирпичные, как многие в Голландии, например, не надо красить.
Но в главном ты, конечно же, прав.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: n_tau
2003-09-17 06:31 pm (UTC)
иногда просто покрасить здание - большая проблема. за этим домом, например, следит "махлекет шимур" мерии. а там - свои порядки. если ты берешься ремонтировать историческую постройку, то тебе придется согласовывать с ними этот процесс, а как правило, они требуют тотального восстановления изначального облика - просто покраской и штукатуркой не отделаешься, придется вложить уйму денег. иначе - никак :(.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2003-09-17 02:00 pm (UTC)
В Москве два здания Корбюзье. Хотя,... дом один.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2003-09-17 03:47 pm (UTC)
Первое - здание Центросоюза. А второе?
У меня в руках книга "Москва. Путеводитель по современной архитектуре, 1890-1991" Алессандры Латур, и там ничего, кроме Центросоюза и проектов Дворца Советов и плана Москвы ничего нет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yul
2003-09-17 02:10 pm (UTC)
Интересно!
Я только думаю, что балконы стеклили в основном из-за недостатка жилплощади. Так, в основном, чем может быть плохо - балкон?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2003-09-17 03:55 pm (UTC)
Да, конечно.
К тому же обрати внимание на то, что строение дома как бы подталкивало к заделыванию балконов (самый верхний, незаделанный, балкон это наглядно подчеркивает).
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2003-09-18 07:14 am (UTC)
Второй дом Корбюзье в Москве стоит, т.е. пристроен к 40-вому гастроному(архитектор Фомин). У меня путеводителя нет...Сейчас...улица...о...Фуркасовский переулок. От площади Воровского на юго-восток. Может, там соавторство какое, точно не помню.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2003-09-18 08:28 am (UTC)
Кто ты, мой верный читатель? :-)
Откликнись!
Всё, что я знаю о тебе - это только то, что ты читаешь мой дневник с сервера Московского радиотехнического института имени Минца... Почти каждый день.
Если тебе нужен account для ЖЖ или же просто для комментариев - дам в подарок :-)

А вот здания на Фуркассовском переулке нигде не нашёл. Придётся искать его самому в ближайший мой приезд в Москву.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2003-09-18 10:08 am (UTC)
НЕ. ЖЖ не хочу. Читаю так просто. Может, и не читаю, заглядываю. Посмотрела у кого архитектура в интересах и посматриваю. Я архитектор из Москвы. Хотя, вообще-то живу в подмосковье.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2003-09-18 04:57 pm (UTC)
Всегда рад видеть твои комментарии :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: mryam
2004-03-03 02:35 am (UTC)
Балконы не прижились - в оффисных зданиях?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-03-03 02:54 am (UTC)
Много ли ты видел современных зданий с балконами?

Посмотри на последний снимок - такие небольшие балконы встречались, в основном, в жилых зданиях. Их жители предпочитали балконам возможность увеличить площадь своих квартир.
Офисных зданий тогда было не так много, как сейчас. Офисы зачастую располагались в квартирах и на первых этажах домов, поэтому не думаю, что они оказали какое-либо воздействие на общую тенденцию.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: mryam
2004-03-03 03:48 am (UTC)
Я уточню, ладно? Старых зданий с балконами действительно очень мало. Новостройки (5-7 летней давности), те, что попадались мне на глаза, практически все с балконами. Разные знакомые искали квартиры на съем - все предпочитали квартиры с балконами, хотя такие квартиры на несколько десятков долларов дороже. Связано ли это с уменьшением количества душ в семье или с чем-то другим не знаю, но интересно.
И еще вопрос. Мы сняли домик с садом в Петах-Тикве. Хозяин рассказал, что одна половина дома построена еще во времена британского мандата, вторая (уже на сваях) в 50-х годах. У дома огромная застекленная веранда, плоская крыша. Есть какие-то сайты/организации, где я (не хозяин) могу узнать точные даты постройки, возможно, историю дома?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-03-03 09:49 am (UTC)
Тогда применю формулировку "о балконах в Израиле забыли на много лет". Идёт? :-)

Конечно, в муниципалитете интересующая тебя информация есть. Вопрос, знают ли они, где она у них лежит, и захотят ли они тебе её предоставить.
Ещё один возможный источник информации - общество по сохранению зданий.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: mryam
2004-03-03 02:35 pm (UTC)
Да Б-г с ней, с формулировкой. Причина интересна. Буду искать. :)
В муниципалитете вряд ли дадут. Жена хозяина там и работает. Мне не хочется подчеркивать, что проверяю их слова.
Спасибо за сайт, я покопаюсь.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yazon
2005-09-04 07:03 pm (UTC)
Спасибо! Мне, жителю Тель-Авива, интересно вдвойне! :)

Кстати, идеи Ле Корбюзье о крышах с садами напомнили о его австрийском коллеге...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2005-09-07 04:26 pm (UTC)
У меня все же несколько другие ассоциации :-)
Палстика Хундертсвассера по моему пониманию ближе к гаудианской. На некоторых домах Гауди, кстати, тоже можно гулять.
(Reply) (Parent) (Thread)