?

Log in

No account? Create an account
Этнографический музей, Артас Архитектор - Ф.Ягмур (2013) В… - Записная книжка Ёжика (с хвостиком) — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Aug. 12th, 2013|03:55 pm]
Ёжик
[Tags|]


Этнографический музей, Артас
Архитектор - Ф.Ягмур (2013)


В конце июля после долгого перерыва мне удалось посетить окрестности Вифлеема - Артас и Бейт-Джаллу. Поездка была прекрасно организована (спасибо товариществу "עמיתים לטיולים"), и если она будет повторена, искренне рекомендую воспользоваться этой редкой возможностью.
В принципе, мне эти места хорошо известны, но за то время, что я там не был, произошло несколько важных изменений.
Основное мое внимание привлек недавно открывшийся этнографический музей в деревне Артас.

Музей находится на территории османской крепости Мурад (XVII в.). Он является частью большого делового комплекса "Solomon Pools" ("Соломоновы Пруды").



Экспозиция музея состоит из двух частей - непосредственно этнографической и археологической.



Несмотря на то, что археологическая коллекция считается самой большой на территории Палестинской автономии, боюсь, что квалифицированному посетителю она малоинтересна. Экспонаты весьма стандартные, и что огорчает, практически отсутствует какая-либо информация о них. Даже на стендах с предметами быта я задержался дольше, что для меня необычно.
Но заинтересовало меня не то, и не другое. Необычно для наших мест само здание музея. Его стеклянные поверхности совершенно спокойно соседствуют с камнями османской крепости.



Ничего принципиально нового в этом нет. В Европе сочетание старого и нового уже давно никого не шокирует. Вспомните хотя бы Лувр. Наоборот, пришло понимание того, что для совмещения нового и старого нужны талант и такт (именно в таком порядке).
Сколько таких примеров можно найти в Израиле? Я смог припомнить только музей ЭЦЕЛя в Тель-Авиве (арх. А.Нив, А.Шварц), расположенный в старинном арабском доме. Но это проект 35-летней давности!
Есть ещё несколько жилых зданий, где верхний этаж был надстроен в стиле, принципиально отличающемся от основной части - но во всех случаях это была реконструкция построек XX в. О подобном строительстве в зданиях османского периода нет и речи, не говоря уже о более ранних.



Приоритетным для израильских архитекторов в последние годы стало направление полной реставрации. Новые корпуса, если таковые есть, практически неотличимы от старых. Самый наглядный пример - торговый комплекс "Мамилла" в Иерусалиме.
Это касается и воссозданных зданий - синагога "Хурва" и железнодорожный вокзал "ха-Тахана" в Тель-Авиве были построены заново по старым чертежам.



Уже вернувшись домой, я нашел в интернете подробности о строительстве музея в Артасе. Оказалось, что это постройка известного иорданского архитектора Фарука Ягмура (Farouq Yagmour), или, точнее, его архитектурного бюро (сайт - http://YagaRchitecture.com).
Среди его последних построек - наделавшая немало шума мечеть в в Объединенных Арабских Эмиратах (статья на русском | английском | фейсбук)
с минаретом в стиле авангарда 30-х ХХ в.



Spine Mosque, Dubai
Архитектор - Ф.Ягмур (2013)


Нам такие смелые проекты, похоже, не грозят... Но если подумать, в этом есть своя закономерность - те, кто находится в арьегарде, более открыты влиянию нового.

* * * * *

Полный отчёт о прогулке: http://shurikls.livejournal.com/44563.html
Официальный сайт музея: http://www.thecastle.ps/
Официальный сайт делового комплекса: http://www.solomonpools.com/
linkReply

Comments:
[User Picture]From: ben_tal
2013-08-12 01:00 pm (UTC)
"стеклянные поверхности совершенно спокойно соседствуют с камнями" -- есть и у нас. Например музей "Добрый самаритянин".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2013-08-12 01:06 pm (UTC)
это не совсем то и как раз наглядный пример того, как делать не надо.
примыкая к старой постройке, современный корпус никак с ней не контактирует. это как будто два разных здания.
посмотрите: http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A7%D7%95%D7%91%D7%A5:Good_Samaritan_museum_052.JPG
Мне кажется, что это было сделано намеренно. архитектор побоялся более "интимного" соседства.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ben_tal
2013-08-12 01:11 pm (UTC)
я видел его вблизи. возможно Вы правы...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arktal
2013-08-12 01:13 pm (UTC)
Пока читал всё время пытался вспомнить, где я видел похожее? Конечно, "Добрый самаритянин". ))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arktal
2013-08-12 01:17 pm (UTC)
Женя, напиши мне на E-Mail. У меня пропал твой адрес.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2013-08-12 01:22 pm (UTC)
Написал на gmail
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stop_by
2013-08-12 02:29 pm (UTC)
1. огромное спасибо за пост. :) сделаю всё возможное, чтоб туда попасть. очень интересно.

2. абсолютно верно замечено - про неумение (нежелание?) грамотного сочетания Времён.

3. "Приоритетным для израильских архитекторов в последние годы стало направление полной реставрации. ...
Это касается и воссозданных зданий - синагога "Хурва"... "

простите, пожалуйста, если моё замечание бестактно в контексте Вашего поста, но реставрация и воссоздание - принципиально разные понятия... я бы даже сказала - противоположные, антагонистичные.

что касается Хурвы - ни о какой реставрации (кроме счастливо уцелевшей на большую высоту "арон-кодешевской" стены и "каменных осколочков" по периметрам-фундаментам) речь вообще не шла.
задача (и не только архитектурная! во многом - "идеологическая") была такой - воспроизвести (Феникс?) синагогу "как была", хоть снаружи.
а барабан её - изначально - эллипс, не круг! это гораздо сложнее.
я так уверенно об этом говорю, потому что два года жизни на эту синагогу потратила, обмеряя каждый уцелевший камушек - чтоб грамотно "вписать" в крупномасштабные чертежи новодела.
и с самого начала не одобряла саму идею (ненавижу новоделы! (см."бассейн" в Москве)), радуясь прежней символической арке, в точности повторяющей "абрис" утраченного купола.
это - Хорошо и грамотно (с "выношенной" профессиональной точки зрения).

но не мне было (понятное дело) отменять "государственный заказ" критикой, да ещё и с акцентом (хоть и навострённым в российской школе потомственной реставрации). ))
и я сделала всё, что могла в этом "сюжете" - и даже горжусь теперь частичным результатом.
а уж конструкторы наши тогда выложились... просто шляпу снимаю, предметно понимая их "сверхбетонную", непосильную для израильской практики, задачу. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2013-08-12 02:48 pm (UTC)
1. это небольшой провинциальный проект. но у нас и так не смогли :(
3. конечно. я ни в коем случае не смешиваю реставрацию и воссоздание. Мамилла - это реставрация, даже с учетом всего нового, что построили в её рамках, а строительство новой Хурвы - это воссоздание.
Я понимаю, что есть случаи, когда воссоздание оправдано. Но в целом считаю такую практику порочной.
Работа архитекторов и инженеров, участвовавших в воссоздании Хурвы - уникальна (что, к сожалению, не скажешь о самих реставраторах - росписи на стенах уровня, скажем, ниже среднего). Но в целом проект, увы, больше похож на Храм Христа Спасителя - который, верю, воссоздавали тоже талантливые инженеры и архитекторы. Увы, ни о тех, ни о других никто не вспомнит...
Я в свое время писал, что был проект Кана на месте Л.Хурвы. Он морально устарел, всё-таки прошло 40 лет. Но если выбирать между ним и воссозданием, то я бы выбрал первое.
Вместе с тем, если выбирать между воссозданием и ничегоделанием, я всё-таки соглашусь на воссоздание :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maya_cooks
2013-08-12 03:40 pm (UTC)

есть случаи, когда воссоздание оправдано

Кргда вмешивается идеология - искусству тесно
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2013-08-12 03:54 pm (UTC)

Re: есть случаи, когда воссоздание оправдано

Разумеется. Но у меня сложилось впечатление, что в Израиле в любой ситуации предпочтут воссоздание.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maya_cooks
2013-08-12 04:14 pm (UTC)

Re: есть случаи, когда воссоздание оправдано

только не восстановление Храма :))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stop_by
2013-08-12 04:46 pm (UTC)
1. да, увы. :(

3-a.
"Я понимаю, что есть случаи, когда воссоздание оправдано. Но в целом считаю такую практику порочной."
абсолютно (!) согласна-солидарна (впрочем, уже сказала об этом выше и "развёрнутее").

3-b.
"(... росписи на стенах уровня, скажем, ниже среднего)".
не просто "ниже среднего", а ниже всякой критики.
делал их (и это не росписи, а "наклейки") очень талантливый человек, которого я много лет знаю.
иначе как временным помрачением рассудка под влиянием "Эго" это назвать нельзя.
там ещё кошмарные "крестовые своды" из деревяшек, в "притворе".

3-c.
не согласна с оценкой "каменного экстерьера" + чугуна (альбом каслинского литья из личной библиотеки очень тогда подсобил).
а такой чёткой кладки - нет вообще в Израиле. чтоб каждый шовчик - как надо. это - правда.
честь им и хвала - тем, кто реально строил-парился... не имея никакой аналогичной практики! :(

3-d.
вообще против идеологии. по мне - это личная жизнь. )

3-e.
проект Кана тоже бы предпочла, дело известное (хоть у меня с Каном "личные счёты"). ))

3-f.
ХХС - это плохая архитектура, даже до "бассейна" (imho).
при всём уважении и к Храму, и к архитектору того, что разрушили.
а уж что воссоздали... страх и ужас.

-----
так что - в целом - принципиальных разногласий нет... :) с учётом "нутряного" знания специфики застройки не отделённого от религии маленького, но гордого государства... ))

p.s.
и простите меня за неожиданную многословность.
крайне редко говорю об архитектуре вообще (наговорилась!) и об местном - особенно, болея. :(

Edited at 2013-08-12 09:49 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2013-08-13 03:31 am (UTC)
Мне очень интересно общаться с профессионалом :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mitiaf
2013-08-12 03:05 pm (UTC)
с 2008-го все значительно облагородилось
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2013-08-12 03:50 pm (UTC)
Да. Ты, кажется, об этом месте писал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mitiaf
2013-08-12 04:07 pm (UTC)
мы там в свое время вдвоем с Королем лазили и фотографировали и в бассейнах, и вокруг, но крепость была закрыта. наснимали много в насосных станциях, я даже списался с английским любителем механических диковин, изучавшим историю завода производителя, но мы так и не собрались написать
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2013-08-13 03:29 am (UTC)
Вспомнил. Да, с тех пор многое изменилось.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: evrikab
2013-08-12 07:40 pm (UTC)
Сколько лет, сколько зим! :)
Спасибо за долгожданный пост :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2013-08-13 03:29 am (UTC)
Да, я давно сюда не писал. Очень давно :-) Не могу привыкнуть к новым кнопочкам :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alldubin
2013-08-14 03:46 am (UTC)
Здорово! Может быть в следующий раз и мы сможем. Хорошо бы - зимой, когда попрохладнее...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2013-08-15 04:47 am (UTC)
Да, поездка получилась очень насыщенной. Слабое место - спуск в колодец в Артасе. Это, наверно, интересно (я не пошел), но отняло целых два часа.
(Reply) (Parent) (Thread)