?

Log in

No account? Create an account
Часовня в Отаниеми - Записная книжка Ёжика (с хвостиком) [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Часовня в Отаниеми [Sep. 3rd, 2011|08:54 pm]
Ёжик
[Tags|]

Ещё одна постройка супругов Сирен, о которых мы говорили в прошлый раз, расположена в университетском городке Отаниеми близ Хельсинки. Эта небольшая часовня считается вершиной их творчества.

О ней довольно много писал известный советский архитектуровед А.В.Иконников, автор единственной книги-путеводителя по финской архитектуре на русском языке. В характерной для него скупой манере он делится впечатлениями от посещения часовни. Мои ощущения полностью совпали. Место действительно удивительное. Не хотелось уходить.


Часовня в Отаниеми
Арх. Кайя и Хейкки Сирен (1957)

Территория часовни начинается символической оградой из прутьев. Ими же "обернута" небольшая башенка у входа в здание.




Деревья во внутреннем дворике - часть окружающего леса. Разделителями пространства служат неоштукатуренные кирпичные стены.



А.В.Иконников: Крутая односкатная деревянная кровля на стропилах открыта в интерьер, лишенный декора.



А.В.Иконников: Пространство направлено к восточной стеклянной стене, за которой открывается поляна с высоким белым крестом на фоне тёмных елей.



Кровлю я заметил уже потом. Хочешь или не хочешь, но взгляд сразу устремляется к противоположной стене.



Ещё один ракурс. К сожалению, с бликом.



Вообще, снимать было очень сложно. Резкий контраст тёмного зала и залитой солнцем поляны требовал более качественной фототехники.



Крест находится совсем рядом, кажется, что его можно потрогать. Но подойти не удаётся. Ощущение нереального.
Я потом попробовал обойти здание кругом. Спустился по лесу и стал пробираться сквозь заросли (кажется, дикой малины). Но всё было тщательно огорожено :)

Резюме А.В.Иконникова: Лаконичная форма, чуждая риторике, несёт многослойную метафору. Сильно и чисто эмоциональное воздействие пространства, сформированное светом, как и простейшими, не скрытыми отделкой материалами.

Часовня открыта для посещения в будние дни с 12:00 до 17:00.
Доехать до Отаниеми можно на автобусах 102, 103, 194, 195. Все они отходят от Камппи (нового автовокзала Хельсинки). Попросите водителя остановиться на ближайшей к часовне (по-фински - каппели) остановке. Желательно показать ему распечатанную карту.
Владельцам GPS проще: Espoo, Jämeräntaival 8A (Эспоо - это пригород Хельсинки, на территории которого расположен университет).


* * * * *

В 60-е гг. Финляндию посетил начинающий архитектор из Японии. Его звали Тадао Андо. Минималистская и пронизанная любовью к природе финская архитектура оказала сильное влияние на творчество японца.
Со временем став одним из ведущих зодчих конца ХХ века, Андо с теплотой вспоминал своё путешествие на поезде от Находки до Ленинграда, а оттуда - в Хельсинки.

В одной из самых известных своих работ - Храме на воде, японский архитектор переработал идею супругов Сирен, установив крест посередине пруда.


Храм на воде. Арх. Т.Андо (1985-1988)
© Design Stories



Храм на воде. Арх. Т.Андо (1985-1988)
© Mitsuo Matsuoka
linkReply

Comments:
(Deleted comment)
[User Picture]From: yozhik_
2011-09-03 06:28 pm (UTC)
Я тоже видел только первую. Надеюсь, увижу и вторую :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stop_by
2011-09-03 09:04 pm (UTC)
ох, как замечательно выверен каждый сантиметр!
я имею в виду "водный" фасад, интерьеры труднее оценить.
спасибо вам большое, я в первый раз это вижу.:)
какое талантливое супружество! ))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-09-04 02:08 am (UTC)
Вы будете удивлены, но постройки супругов Сирен долгое время мне были известны больше, чем других финских архитекторов.
Дело в том, что в начале 90-х гг. в библиотеке Техниона были всего две книги по финской архитектуре: общая история (автора не помню) и монография "Kaja + Heikki". Даже про Аалто не было отдельной книги, а про Сирен каким-то образом дошла до Израиля.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stop_by
2011-09-04 02:37 am (UTC)
а я на Аалто училась, это было что-то вроде современной хрестоматии.
но знакомство с финнами, к моему стыду, не расширилось.
еще раз - спасибо!
я очень мало пишу об архитектуре в ЖЖ (он для меня - игра в слова, что я очень люблю, а не проекция профессии), но я очень благодарна вам за ваши посты на тему (и "внутренние", и внешние).
и за "крестоносные"книжки, отдельно, их для меня у вас забирала ТОЖЕ_КОТ - мы давно дружим, невиртуально. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-09-04 03:16 am (UTC)
:-)))))
а вживую постройки Аалто Вы видели?

Edited at 2011-09-04 03:17 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stop_by
2011-09-04 03:55 am (UTC)
нет, увы!
я не была ни в Финляндии, ни в Швеции, ни в США, хотя очень много поездила, с юности, мне повезло, учитывая "параллелли".
в Москве я занималась не современной архитектурой (не проектированием), а исторической застройкой города - вышел знаменитый восьмитомник ( монография по памятникам архитектуры Москвы) - я работала в реставрационной мастерской, готовившей выпуск всех томов, до самого отъезда.
последним для меня было Лефортово.
а в Иерусалиме пришлось вспомнить проектирование - и я рада!
езжу по городу и поражаюсь, сколько же раз мне повезло - вот оно, потрогать можно, и вполне нестыдное! :))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-09-04 03:59 am (UTC)
я тоже много лет не выезжал из Израиля. и тем больше осталось впечатлений от поездки в Финляндию. Попробуйте всё же выбраться. В Хельсинки чувствуешь себя как дома, настолько всё знакомо по книгам.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stop_by
2011-09-04 04:17 am (UTC)
да вы неправильно меня поняли!
я очень много ездила отсюда - аж до Ниагарского водопада!
но Любовь моя - Британия.
даже в Иерусалиме я не чувствую себя так, как там.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-09-04 05:01 am (UTC)
Да, Лондон на меня произвёл сильнейшее впечатление. Намного более сильное, чем Париж, Стокгольм, Амстердам и даже Вена. Но если бы мне пришлось выбирать между Лондоном и Хельсинки, я бы препочёл Финляндию. Почти что родная деревня :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stop_by
2011-09-04 05:31 am (UTC)
надо же...
как однажды гениально выразилась моя мама - твой вопрос меня опешил.
ну, ежели мы совпали в смысле Лондона, растолкав Европу, подумаю и о финнах...
но, честно, Женя, если я и собиралась к Северу, то никак не думала хельсински.
ладно... озадачена слегка... вы для меня вкусовой авторитет, сильно грамотный, причем. :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-09-04 05:36 am (UTC)
Стокгольм - прекрасный город. И он действительно изящнее, галантнее Хельсинки, который ещё двадцать-тридцать лет назад был почти что деревней (был там и там в 1992 году, могу судить).
Но если речь идёт о современной архитектуре, Хельсинки даст фору большинству европейских городов.
впрочем, эти два города можно объединить в одну поездку :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stop_by
2011-09-04 05:41 am (UTC)
спасибо, я начну переучет, серьезно! :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maxvolovik
2011-09-03 08:36 pm (UTC)
какой-то физкультурный зал в школе ))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-09-04 03:14 am (UTC)
с видом на лес :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: i_drlis
2011-09-03 08:45 pm (UTC)
М-да.... Круги по воде видел. Но, чтоб крест! :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-09-04 03:15 am (UTC)
чего только люди не придумают :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: evrikab
2011-09-07 05:32 pm (UTC)
Женя, чем больше я читаю твои "финские" отчеты,
тем больше восторгаюсь финской архитектурой.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-09-07 05:43 pm (UTC)
Буду очень рад, если смог передать хотя бы часть своей любви к ней. Ведь ммои вкусы и предпочтения сформировались во многом под влиянием финской культуры. Я это осознал только в зрелом возрасте.
(Reply) (Parent) (Thread)