?

Log in

No account? Create an account
Церковь в Оривеси - Записная книжка Ёжика (с хвостиком) [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Церковь в Оривеси [Aug. 31st, 2011|02:55 pm]
Ёжик
[Tags|]

Ещё одна церковь, на этот раз - в небольшом городе Оривеси (менее 10,000 жителей). Чтобы до неё добраться, от Тампере (второй город Финляндии) следует проехать около 40 км в направлении на Ювяскюля.
В 1958 году в Оривеси сгорела старинная деревянная церковь, и недалеко от уцелевшей колокольни было решено возвести современный храм по проекту архитекторов Кайи и Хейкки Сирен.
Строительство новой церкви продолжалось около трёх лет. Её полное название - "церковь Пяти Хлебов и Двух Рыб на Арках" (Five Loaves and Two Fish Church of Arches). Если с хлебами и рыбами всё понятно, это одно из чудес, совершенных Иисусом (Мф 14:15–21), то относительно арок могу только предположить, что старая церковь имела арочные пролёты.


Церковь в Оривеси
Арх. Кайя и Хейкки Сирен (1961)


На снимке, сделанном с воздуха, хорошо просматриваются жёлтая колокольня XVIII века, новая церковь и аккуратные ряды городского кладбища.


© http://www.vastavalo.fi


Общая идея внешнего оформления церкви, предложенная супругами Сирен, отнюдь не нова. За несколько лет до этого была возведена церковь в Роншане (Франция), совершившая мини-переворот в архитектурном мире. Церковь в Оривеси - одна из её интерпретаций.
Не претендуя на философскую глубину произведения Ле Корбюзье, силуэт финской церкви пытается повторить линии прототипа. Чтобы это заметить, лучше всего встать с северной стороны.




Церковь в Роншане. Арх. Ле Корбюзье (1950-1954).
© http://www.paperny.com


Подробнее о церкви в Роншане можно почитать у carmelist:
http://carmelist.livejournal.com/180963.html (там с продолжениями)

Продолжим осмотр. Над входом, как и на крыше - простой крест.



Справа от входа - касса для пожертвований в виде деревянного человечка с отверстием. По-видимому, она сохранилась от сгоревшей церкви.



Широкие окна-ленты, как вертикальные, так и горизонтальные, а также спокойные, но не монотонные линии, которыми очерчено здание, делают его вполне современным и в наши дни. А ведь ему уже 50 лет.







Вокруг - городское кладбище.



Обязательно есть участок, на котором похоронены жители города, погибшие в финско-советскую войну 1939-1940 гг.



Но меня больше интересовала одна деталь в интерьере церкви.





Над алтарём установлена работа из камня. Её автор - Каин Таппер (1930-2004).
В то время молодой скульптор, Таппер подвергался многочисленным нападкам за свои неординарные произведения. Носящий название "Голгофа", барельеф многими был сочтён за богохульство, но всё же не был демонтирован.
Со временем отношение к творчеству Таппера изменилось. Сейчас "Голгофа" почитается как одно из самых ярких произведений эпохи.
Этим летом в городе Котка проходила посмертная выставка скульптора, но мы до неё так и не добрались.



Я спросил у служащей, какое отношение работа имеет к Голгофе. Она объяснила, что разлом в центре барельефа символизирует землятресение в евангельском описании казни Иисуса ("и земля потряслась", Мф 27:51).



В целом, оформление интерьера не представляет особого интереса, хотя, как это обычно бывает в финских постройках, много внимания уделено игре света и тени.
Кстати, обратите внимание на естественное освещение алтаря.



Просто, но в то же время стильно оформлен орган. Мне он более симпатичен, чем трубы усложненной формы в церкви Мююрмяки, о которой я рассказывал в прошлый раз.



У ступенек, ведущих к алтарю, нами была найдена необычная подставка для свечей (или как называется эта штука?). Сверху крест, внизу - шестиконечная звезда.



Церковь в Оривеси можно считать характерным примером финской архитектуры: неброский дизайн в духе современных тенденций, но обязательно в своей оригинальной трактовке, подчёркнутое внимание к деталям и, конечно же, стремление сделать повседневную жизнь людей максимально удобной и практичной.

Церковь открыта для посещения только в период летних каникул (пн-чт 10-18, вс 11-16, пт-сб - закрыто).
В другие месяцы её осмотр возможен во время службы. Или же вам повезёт, и на месте окажется кто-нибудь из церковных служащих.
По ссылкам - карты (1, 2), которыми я пользовался в поездке.
Адрес для GPS: Orivesi, Keskustie 17
linkReply

Comments:
[User Picture]From: liorasun55
2011-08-31 12:09 pm (UTC)
Женя, а церкви привычной нам архитектуры там встречаются? :)

Спасибо, очень интересно :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-31 12:19 pm (UTC)
Встречаются. Но они либо старые, не позднее середины ХХ века, либо неосновных конфессий - православные или католические.
Где-то в 30-40-е гг. ХХ века финская церковная архитектура вдруг разом отказалась от старого канона, и все стали строить по своему усмотрению.
Сейчас канона нет. Впрочем, как и у синагог в Израиле, где требуется только соблюдение правил размещения молящихся.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sharel
2011-08-31 01:28 pm (UTC)
Спасибо, интересно:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-31 01:34 pm (UTC)
Пожалуйста :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _svetka
2011-08-31 01:41 pm (UTC)
Да, Корбюзье с первого взгляда угадывается :-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-31 01:55 pm (UTC)
Да, да.
Кстати, я не уверен, что мне было бы уютно в Роншане. Но надо ехать и пробовать. Эта поездка вернула мне вкус к архитектурным путешествиям.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tozhe_kot
2011-08-31 01:44 pm (UTC)
впечатление, что эта церковь внутри гораздо темнее, чем две предыдущих

они все три протестантские, да?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-31 01:52 pm (UTC)
В Оривеси мы были уже ближе к вечеру, к тому же была переменная облачность.

Все церкви, о которых я пишу - лютеранские. Это основная религия страны.
А вообще, почти в каждом городе есть православные церкви. Католических совсем немного и только в крупных городах.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tozhe_kot
2011-08-31 01:59 pm (UTC)
спасибо
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: holon
2011-08-31 02:06 pm (UTC)
Может это совпадение, но прошлая церковь вся сияла светом, а в этой хоть и темней, но свет играет интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-31 03:35 pm (UTC)
Игра света и тени в Финляндии есть практически во всех новых зданиях. В Израиле это тоже присутствует, но цели диаметрально противоположные. Климат разный.
У нас архитектор ищет защищу от жаркого солнца, и пытается создать больше тени: жалюзи, наклонные окна (был такой способ), навесы, козырьки и пр. Игра создаётся иногда просто изумительная.
Финны же, наоборот, ищут любую возможность дать больше света: отверстия в потолках, стеклянные крыши, большие окна чуть ли на всю стену...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: carmelist
2011-08-31 02:41 pm (UTC)
Очень неплохой зал камерной музыки )) В очередной раз удивляюсь корректности финской архитектуры прошлого века.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-31 05:02 pm (UTC)
Там всякое было. Я потом начну публиковать про Аалто. Корректным с точки зрения европейской архитектуры его назвать можно с большой натяжкой.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: carmelist
2011-09-01 02:35 am (UTC)
Почему ты так считаешь?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-09-01 08:28 am (UTC)
Аалто с самого начала своей карьеры не вписывался в общий мейнстрим. У финнов другой бэкграунд и другой образ жизни, Аалто не хотел, а возможно, и просто не мог слепо поддаваться влиянию извне.
В своём стремлении уйти от слишком правильных форм, присущих европейской архитектуре, даже ранние и "правильные" здания Аалто отличают детали, которые где-нибудь в Германии или Бельгии в то время не могли бы появиться в принципе. Я потом это покажу у себя в ЖЖ.
Тот же бунт Ле Корбюзье в Роншане произошёл намного позднее того, как Аалто ввёл криволинейные элементы в свои постройки. Но в отличие от других архитекторов, которые просто устали от прямых углов и белых поверхностей, у Аалто это происходило естественно и легко, покольку являлось повседневной нормой финского бытия. Аалто также использовал дерево, камень и кирпич, когда о них в Европе уже забыли.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: makar_svirepii
2011-08-31 04:58 pm (UTC)
Спасибо, опять интересно :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-31 05:00 pm (UTC)
Такие слова никогда не надоедают :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: evrikab
2011-08-31 06:15 pm (UTC)
Не знаю почему, но гдядя на эту церковь,
почему-то припомнился Тадао Андо...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-31 06:50 pm (UTC)
Браво! Брависсимо!!! Высший пилотаж :))))
Связь действительно существует. Я ещё напишу об этом!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: evrikab
2011-08-31 07:02 pm (UTC)
Ура!!! Значит у меня была
правильная ассоциация !!! :)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: irenase
2011-08-31 07:10 pm (UTC)
Уже даже как-то неприлично писать про тягу финнов к неординарным церквям...:)))
И все же... Определенно это так.:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-09-01 03:04 am (UTC)
Мы воспитаны на другой культуре. Например, для американцев такие церкви в порядке вещей :-)
(Reply) (Parent) (Thread)