?

Log in

No account? Create an account
Церковь в Хювинкяя - Записная книжка Ёжика (с хвостиком) [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Церковь в Хювинкяя [Aug. 25th, 2011|01:09 pm]
Ёжик
[Tags|]

Мой ЖЖ практически не обновляется уже несколько месяцев. Желание писать есть, но занятость на всех фронтах просто запредельная.
Поэтому на некоторое время меняю формат и жанр. Постараюсь хотя бы раз-два в неделю выкладывать небольшие фотоотчёты о нашей поездке в Финляндию. Упор на архитектуру и дизайн, но будут и другие темы.
Понимаю, что для многих моих читателей Финляндия слишком далека, чтобы ею всерьёз интересоваться. Так что, все эти посты будут запрятаны глубоко под кат.

Сильнейшее впечатление произвела на нас церковь в небольшом городке Хювинкяя, примерно в 50 км к северу от Хельсинки.
Нет, я конечно знал о ней по публикациям и из Интернета. Иначе мы бы там и не оказались. Но увиденное превзошло все наши ожидания. Всё-таки фотографии не всегда передают красоту и глубину замысла зодчего.


Приходская церковь, Хювинкяя (Финляндия)
Арх. Аарне Руусувуори (1958-1961)


Из Википедии: "Имеет пирамидальную форму. В архитектуре церкви постоянно повторяются треугольные формы, что, по замыслу архитектора, символизирует Святую Троицу".



"Высота здания 32 метра, площадь [внешней поверхности, yozhik_] 1779 квадратных метров. В качестве основного материала для строительства были использованы бетон, мрамор и орегонская сосна."





В интернете не нашлось снимков с воздуха. Но в Википедии выложен эскиз, дающий представление о том, как выглядит здание целиком.


© Wikipedia


Источник, на который опирался Руусувуори, тогда ещё молодой архитектор, на мой взгляд, очевиден. Это реформистская синагога известного американского зодчего Ф.Райта, возведение которой завершилось как раз в это время. О ней в прошлом году подробно рассказывал carmelist:
http://carmelist.livejournal.com/268134.html


Синагога "Бет Шалом", Элкинс Парк (Пенсильвания, США)
Арх. Ф.Л.Райт (1953-1959)

© Wikipedia


Тем не менее, интерпретация внешнего вида зданий в этих случаях разная. Если у Райта это, скорей всего, Скиния завета, то прообразом финской церкви стала саамская хижина. Саами - это коренной народ Финляндии, до сих пор проживающий на севере страны.


Традиционая саамская хижина
© Flickr


Я никогда не был в США, но мне всё же кажется, что в Хювинкяя Руусувуори был более последовательным, чем Райт. Его проект более целостный, интерьер и экстерьер не оторваны друг от друга.
Хотя, возможно, моя оценка пристрастна - я ценю, но не люблю декорации Райта, и многие детали его зданий мне кажутся лишними.



Интерьер финской церкви действительно впечатляет. Это настоящий праздник геометрии. Кажется, нигде нет прямых углов. Даже скамейки расположены под углом, их длина варьируется в зависимости от местоположения в зале.

Не забывайте, что все расчёты проводились вручную. Вообще не верится, что здание спроектировано более пятидесяти лет назад. Эта церковь - подтверждение тому, что финская архитектура ХХ века во многом опередила своё время. Мы это увидим ещё не раз на примерах других построек, о которых я намерен рассказать.



Впоследствии Руусувуори сделал академическую карьеру. В финской литературе его почтительно называют "профессором Руусувуори".
Мне удалось посетить две более поздние его постройки - перестроенное здание муниципалитета Хельсинки и церковь в Тапиоле. Обе они совсем нестандартны, и заслуживают осмотра. Но ранний его проект мне более симпатичен. В нём есть дерзость, которая с возрастом как-то пропала (на момент начала строительства в Хювинкяя архитектору было чуть более 30).



Опять Википедия: "Широкие окна позволяют добиться высокой степени естественного освещения в здания. Алтарь находится перед одним из окон. Здание рассчитано на 630 мест для прихожан."













В детском уголке установлен небольшой макет церкви.



На выходе из зала - несколько стендов с архивными снимками. Здесь же можно отметиться в довольно пухлой книге гостей. Как и везде в Финляндии, в ней много записей на японском. Наша оказалась первой, сделанной на иврите.

Церковь находится на главной улице Хювинкяя. Открыта для осмотра каждый день с 9:00 до 18:00. Рядом есть бесплатная парковка.
В городе действует также железнодорожный музей с интересной коллекцией. Среди эскпонатов единственный, как утверждают, сохранившийся состав царской семьи. К сожалению, туда мы уже не успевали.
linkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: carmelist
2011-08-25 10:20 am (UTC)
Это да :) Прекрасная работа! Правда, что там было яйцом, а что курицей неизвестно. Пирамида - слишком распространенная искусственная форма, чтобы искать прототипы.

Про троицу я умолчу, там своя иерархия, как мне кажется.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-25 10:46 am (UTC)
В Финляндии выбор прототипов весьма скуден. Так что, здесь всё просто.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dan_il
2011-08-25 10:22 am (UTC)
Спасибо за пост-архитектура в самом деле очень впечатляет, если бы дело не касалось церкви,то так и хочется сказать - «Как хороши шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!
Хотя думаю что и в данном случае это подходит-уверен что прихожане этой церкви, без сомнения знают этот библейский стих..
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-25 10:42 am (UTC)
Практически не сомневаюсь, что знают. У лютеран ТАНАХ (Ветхий завет) имеет значительно больший приоритет, чем во многих других церквях.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nmiddle
2011-08-25 10:27 am (UTC)
Если бы не написали, что это церковь, сама бы не догадалась)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-25 10:43 am (UTC)
Это потому, что мы привыкли к православным и католическим храмам. впрочем, и католики сейчас начали строить по-современному.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: igorla
2011-08-25 10:52 am (UTC)
Да, снаружи больше всего походит на концертный зал, в жизни не подумал бы о церкви.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-25 01:00 pm (UTC)
Да, концертный зал - это то, что приходит в голову.
Впрочем, в лютеранских церквях постоянно проходят концерты. На фотографиях можно увидеть расположенный на балконе орган.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: liorasun55
2011-08-25 10:53 am (UTC)
Женя, рада твоему появлению!
Глядя на это здание, никогда бы не подумала, что это церковь :)Спасибо, интересно! :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-25 01:01 pm (UTC)
Да, как выше уже заметили, первая мысль - концертный зал :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: i_drlis
2011-08-25 10:58 am (UTC)

Ассоциативные ряды...

Вооот! А мое "знакомство" с Финляндией ограничивался водкой, Cибелиусом, Ларни, да русским шансоном с многовариантным использованием словосочетания "финский нож".
Ах, да, еще помню с детства "Гельсингфорс". Что-то там с революционерами...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-25 12:54 pm (UTC)

Re: Ассоциативные ряды...

Мы были в крепости Суоменлинна. Она же Свеаборг. Ты должен помнить фильм.

Я как-то давно писал о том, что наша дача находилась вблизи финской границы. Это довольно сильно повлияло на моё мировосприятие:
http://users.livejournal.com/yozhik_/72521.html (увы, там почти все ссылки битые)
В частности, с годами я понял, что именно финские архитектура и дизайн сформировали мой вкус и понимание искусства. А там и до Баухауза недалеко :-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: _svetka
2011-08-25 11:00 am (UTC)
Очень здорово.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-25 01:02 pm (UTC)
Я рад, что тебе понравилось :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: permosalim
2011-08-25 11:01 am (UTC)
Напоминает корабль!!
А Хельсинки красивый город ?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yurchik_p
2011-08-25 11:16 am (UTC)
Здорово!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: irenase
2011-08-25 11:22 am (UTC)
Очень интересное здание. У финнов, похоже, есть такая традиция - нестандартные церкви.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-25 01:09 pm (UTC)
Такие появились только в ХХ веке. Раньше были более классические.
Почему? наверное, став свободной, нация раскрепостилась. вообще, теперь финны очень восприимчивы к новинкам, новым идеям.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maxialla
2011-08-25 12:13 pm (UTC)
ооо, спасибо! ну почему же неактуально? читаю Вас из Питера, в Ф. бываю очень часто. ура постам про Финляндию! :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-25 12:47 pm (UTC)
Да, для жителей Петербурга это весьма актуально :-)
Вообще, я просто поражаюсь - такие интересные места под боком, а люди раз за разом едут в аквапарк :-) На экскурсиях по многим объектам россиян практически нет, только японцы и немцы.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: tozhe_kot
2011-08-25 01:53 pm (UTC)
интересная церковь какая
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-25 02:09 pm (UTC)
Это только одна из многих. Продолжение следует :-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-26 12:50 am (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zaj_gizund
2011-08-25 06:00 pm (UTC)
А меня больше всего поразила фотка "Традиционая саамская хижина". Там же избушка-на-курьих-ножках !!!
Вот откуда она появилась!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-26 12:50 am (UTC)
:)))
Да, на нас она тоже произвела сильное впечатление. Мы видели такую в парке Сеурасаари (парк финского быта) в Хельсинки.
Как было объяснено на вывеске, такие избушки использовались на хранения провизии. И необязательно рядом с постоянным жилищем.
Расположенные на высоте, они оставались незасыпанными даже в самую снежную зиму. К тому же, домики были труднодоступными для животных.
Думаю, где-нибудь на севере России такие домики тоже были в своё время.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: evrikab
2011-08-25 06:12 pm (UTC)
Какое лаконичное и интересное внутреннее
пространство церкви!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-26 12:51 am (UTC)
Да, финский дизайн очень лаконичен. Только в самые последние годы они начали позволять себе большее - влияние глобализма :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: curiousl
2011-08-25 06:46 pm (UTC)
Здорово, спасибо.

Финская архитектура прошлого века отличается какой-то особой гармоничностью. Использование цвета, форм и света и вписывание построек в ландшафт всегда радует глаз.

А в Суоменлинну вы на фестиваль ездили? А про мызы у Вас материал будет?

Между прочим, я в свое время гуляла по южной Финляндии в сентябре и еще очень даже приятно было, так что 20 августа не предел (там более, что у нас тут еще полная духовка в это время).

Хорошо, что Вы вернулись в ЖЖ.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2011-08-26 12:42 am (UTC)
Спасибо.
Точно планирую рассказать о Хвиттряске.
Потом, если не надоест, могу выложить также фотографии домов-усадьб Сибелиуса (в Ярвенпяя) и Галлен-Каллела (в Тервяспяя).

В сентябре часто бывают погожие дни. Но, согласитесь, погода становится настолько капризной, что лучше не рисковать.
К тому же, многие объекты работают только до середины-конца августа, т.к. поддерживаются подрабатывающими на каникулах студентами.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>