?

Log in

No account? Create an account
Эйн-Синия - Записная книжка Ёжика (с хвостиком) [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Эйн-Синия [Jun. 3rd, 2010|06:39 pm]
Ёжик
[Tags|, ]


Эйн-Синия. Усадьба Исмаила аль-Хуссейни.


Я уже рассказывал, что прошлым летом наша семья увлеклась прогулками, организованными Костей vizaviz по Южной Самарии. С местными проводниками нам удалось осмотреть почти все значительные объекты в тех местах. Мы ездили почти каждый месяц, а иногда даже раз в две недели.
В феврале, в связи с беспорядками на Храмовой горе, поездки прекратились, и с тех пор не возобновлялись. Вынужденный перерыв позволил мне засесть за книги и интернет, и более детально изучить, что же мы увидели.

Одна из таких поездок была в Джифну (она же библейская Гофна). В ходе подготовки к ней я попросил Костю заехать также в соседнюю деревню Эйн-Синия. К моей радости, просьба была удовлетворена.

Эйн-Синия (в арабском варианте - Айн-Синия) затерялась в небольшой долине к северу от Рамаллы, примерно в 30 км от Иерусалима. Неподалёку проходят шумные 60-ое и 465-ое шоссе, но прямого выезда на них со стороны деревни в настоящее время нет.

Несмотря на то, что Эйн-Синия не упоминается ни в одном из библейских источников, для меня эти места тесно связаны с еврейской историей. Надел Эфраима (в русской традиции - Ефрем), к которому относится деревня, занимает обширные земли к северо-западу от Иерусалима. На его территории находятся современные города Рамалла, Ариель, Модиин. После завоевания Ханаана здесь жил и умер предводитель еврейского народа Иисус Навин, один из самых известных представителей колена Эфраима. Его могила традиционно почитается в селе Кифл Харет в окрестностях Ариеля.
Крестьянское население Эфраима служило оплотом многочисленных восстаний еврейского народа против иноземных завоевателей. В местных горах скрывался от греков Йегуда Маккавей, прочную поддержку имели здесь повстанцы Бар Кохвы.


Карта Палестинской автономии. Фрагмент.
Источник: Perry-Castañeda Library Map Collection


Однако, в данном случае меня интересовала современная история. Именно в Эйн-Синии в начале ХХ века была предпринята первая попытка возрождения еврейского заселения к северу от Иерусалима. Как и последующие (Неве Яаков, Атарот), она завершилась неудачей. Современное еврейское поселенческое движение в тех местах ведёт отсчёт с 1977 года, когда было основано поселение Неве Цуф.


Эйн-Синия. Современный снимок.
Источник: Википедия.


В 1906 году в Эйн-Синии поселилось семейство Чертков с Украины. По приезде в Палестину Чертки остановились в Яффо, и сразу же приступили к поискам возможности основать новое сельскохозяйственное поселение. Вскоре при содействии друга семьи Элиезера Бен-Йегуды (создателя современного иврита) им удалось арендовать усадьбу в Эйн-Синии, принадлежавшую одному из многочисленных представителей семейства Хуссейни. Исмаил аль-Хуссейни проводил основное время вдалеке от родных мест, в основном, в Париже. Вести такой образ жизни ему позволяли значительные доходы от сдачи недвижимости (другим известным объектом, находившемся в его владении, было здание Ориент-Хаус в восточной части Иерусалима). Печально известный Амин аль-Хуссейни, в 20-30-е гг. занимавший пост муфтия Иерусалима, приходился ему племянником.


Эйн-Синия, дом Исмаила аль-Хуссейни. 1940 г.
С сайта http://www.sharett.org.il/


Договор был заключен со сроком на 10 лет, с последующим правом выкупа, и включал в себя непосредственно усадьбу с большим внутренним двором, надел земли (Чертки использовали её, в основном, для выпаса скота), а также мельницу в окрестностях деревни.


Дом Исмаила аль-Хуссейни. Современный снимок.


Поселенцы были преставлены тремя семьями, связанными друг с другом родственными узами:
- Фаней и Яковом Чертками, и их пятерью детьми - Ривкой, Моше, Адой, Йегудой и Геулой.
- Володей (Зеевом) Чертком, на тот момент холостым. Через год он поедет в Россию, чтобы вернуться со своей невестой Анной (Ханой). Вскоре после этого Анна родит дочь в одной из иерусалимских больниц.
- Гутой (Товой) и Барухом Катински, и их дочерью Дворой. Гута была родной сестрой Якова и Володи. Вторая их дочь Циона станет единственным еврейским ребенком, родившимся в Эйн-Синии.

Переехала жить в Эйн-Синию и "бабуся" - мама Якова, Володи и Гуты.


Яков Черток.
Снимок 1905 года, г.Херсон.
С сайта http://www.sharett.org.il/


Самым известным из Чертков был, конечно же, старший брат Яков (1860-1913). Это была его вторая попытка поселиться на земле предков. В первый раз он приехал сюда в составе группы БИЛУ, в 80-е гг. XIX века, но был вынужден вернуться на Украину.
Яков получил известность как литератор и переводчик. Его самая значительная работа - перевод на русский язык "Иудейской войны" Флавия. Вскоре после революции 1905 года он окончательно переежает в Палестину, на этот раз со всем своим многочисленным семейством.


Фаня Черток с детьми (справа налево): Ривкой, Моше, Адой, Йегудой и Геулой.
Снимок 1906 года, г.Херсон.
С сайта http://www.sharett.org.il/


Яков и Володя отдавали себе отчёт, что жизнь в чужом окружении, вдалеке от других еврейских поселений (поездка в Иерусалим занимала полдня) будет полна трудностей. Куда целесообразнее было поселиться в районе Реховота, Петах-Тиквы или Хадеры. Но желание возобновить еврейское присутствие в Самарии возобладало над практическими соображениями.
Городские жители, на новом месте Чертки занялись животноводством и растениеводством. Основным источником дохода стало производство оливкового масла, которое они отправляли на продажу в Иерусалим. Проблема кашрута требовала от них использования исключительно еврейского труда, поэтому приходилось нанимать рабочих иудейского вероисповедания, предоставляя им еду и ночлег в Эйн-Синии. Одим из них был молодой человек по имени Ицхак Бен-Цви, впоследствии ставший президентом Израиля.


Стоят (слева направо) - Ривка, Ада.
Сидят - Йегуда, Геула, Моше.

Снимок 1913 г., Тель-Авив. Фотограф - А.Соскин.
С сайта http://www.sharett.org.il/


Жизнь поселенцев была полна интереснейших коллизий. Например, на каком языке говорить с детьми? Ведь в отличии от других еврейских поселений, дети Чертков общались со сверстниками на арабском. Самое оригинальное решение приняли Това и Барух - с родившейся на Украине Дворой они говорили на русском, с саброй Ционой - на иврите.
Отношения Чертков с местным населением нельзя трактовать однозначно. Кто-то будет утверждать, что между соседями царили дружба и уважение, кто-то заметит, что Володе не раз приходилось применять оружие, чтобы отогнать непрошенных гостей из других деревень, и такую жизнь никак нельзя назвать спокойной. И оба будут правы.

Особенно интересной новая жизнь оказалась для старших детей Фани и Якова. Ривка, которой на тот момент было 14 лет, начала учиться в христианской школе в соседней деревне Джифна. 11-летний Моше был отдан в обычную мусульманскую школу в самой Эйн-Синии, где он наравне с другими учениками изучал коран (по другим данным, он учился вместе с Ривкой в Джифне). В речи Моше и его музыкально одаренного брата Йегуды до конца жизни останется характерный восточный акцент.


Усадьба Исмаила аль-Хуссейни. Центральный фасад.


Чертки прожили в Эйн-Синии всего два года. Уже вскоре стало ясно, что надеждам поселенцев встать на ноги на новом месте не суждено сбыться. Местное население вело натуральное хозяйство и в их товарах не нуждалось. Сбыт продукции в Иерусалим был сопряжен с высокими расходами на транспортировку. При этом расходы росли, как снежный ком. Финансовое положение семьи резко ухудшилось.
Но главной причиной, побудившей Чертков признаться в несостоятельности своих планов, стала культурная изоляция. Несмотря на небольшой, но постоянный поток гостей, чувство одиночества и беспомощности не покидало поселенцев. Последней каплей стало применение телесных наказаний в школе.
В 1908 году было принято решение вернуться в Яффо. Особенно тяжело переживали отъезд дети, уже не мыслившие свою жизнь в другом месте.

Вскоре после возвращения, в Яффо началось строительство новых еврейских кварталов. Чертки возвели два дома - на бульваре Ротшильд, 23, и Нахалат Биньямин, 41. Моше продолжил учёбу в гимназии "Герцлия", которую закончил в составе её первого выпуска; его сестры Ривка и Ада впоследствии выйдут замуж за одноклассников Моше - Дова Хоза и Элиягу Голомба соответственно.


Слева направо - Элиягу Голомб, Ципора Мейерова (в замужестве - Черток), Моше Черток, Ривка Черток (в замужестве - Хоз), Ицхак Квашне, Дов Хоз. 1917 или 1918 г.
Снимок из экспозиции музея Э. Голомба, Тель-Авив.


Судьба обитателей Эйн-Синии сложилась по-разному. Маленькая Двора, дочь Товы и Баруха, скончалась в 1914 году. Геула, младшая дочь Фани и Якова была одним из основателей кибуца Гиват Бреннер, умерла в 1940 году в возрасте 37 лет. Ненамного пережила её Ривка (1892-1940, в замужестве - Хоз), погибшая вместе со своими мужем и дочкой в автокатастрофе. Её супруг, Дов Хоз, был видным деятелем рабочего движения ишува. Именем погибших назван кибуц Дорот (на иврите - акроним имён Дов, Ривка и Тирца).
Более благосклонной была судьба к братьям Моше (1894-1965) и Йегуде (1901-1979). С образованием государства Израиль в 1948 году оба они гебраизировали свою фамилию на Шарет. Йегуда стал известным израильским композитором. Моше, занимавший к тому времени пост секретаря политического отдела Еврейского Агенства (Сохнута), впоследствии стал министром иностранных дел Израиля, а в 1954-1955 гг. занимал пост премьер-министра страны.
Муж Ады (1897-1970, в замужесте - Голомб), Элиягу, был организатором Хаганы - еврейских боевых бригад, всполедствии послуживших основой для формирования армии Израиля. В доме семьи на бульваре Ротшильд, в котором чета Голомбов прожила много лет, ныне действует музей Хаганы.
Циона Катински (1907-1995, в замужестве Рабау-Катински) известна как автор биографической трилогии, в которой описывает жизнь еврейского ишува в первой половине ХХ века. Глава одной из её книг, "В Тель-Авиве на песках", посвящена Эйн-Синии.

Двухлетнее пребывание в отдаленной арабской деревушке наложило сильный отпечаток на дальнейшей судьбе детей семьи Чертков. В своих воспоминаниях они отзывались об этом периоде, как о лучшем в своей жизни.
Так, Моше Шарет считал своим учителем неграмотного крестьянина Абу Уду, в беседах с которым проводил свободное время после уроков в школе. Неслучайно, М.Шарет остался в истории как политик, последовательно выступавший против силового противостояния с арабским миром, предпочитая путь переговоров.


Циона Рабау-Катински.
Источник: http://shivahformother.com


Чертки поддерживали связь с жителями Эйн-Синии в течение долгих лет. Наиболее известна встреча, имевшая место в 1940 году. Сохранился снимок, на котором запечатлены Моше, к тому времени уже видный политический деятель, Ривка и её супруг Дов Хоз.


Встреча в Эйн-Синии, 1940 г.
В центре - Моше Черток, по правую руку от него - Абу Уда, ещё правее - Ривка и Дов Хоз.
С сайта http://www.sharett.org.il/


После войны из Независимость Эйн-Синия оказалась на территории Иордании. Вновь посетить ставшее родным имение семья Чертков смогла только после окончания Шестидневной войны. К тому времени Моше Шарета уже не было в живых.


Статья в газете "Давар" от 24 июля 1967 г.
Источник: архив еврейской прессы.


Поскольку Эйн-Синия расположена на древней дороге Иерусалим - Шхем, её жители с незапамятных времен занимались обслуживанием путников, в частности, мелкой торговлей. В планах Чертков тоже было открыть небольшой магазин, но по неясным причинам осуществить задуманное им не удалось.


Вид с крыши дома аль-Хуссейни. Подъём к деревне Ябруд.


В середине 90-х годов была проложена новая дорога в обход Рамаллы и Эйн-Синии, и оживленный транспортный поток, до этого проходивший через деревню, иссяк.
С началом второй интифады старое шоссе остаётся перекрытым со стороны Вади Хармие, и с тех пор в деревню можно попасть только через Бир-Зейт или лагерь беженцев Джилазун.


Вход во двор.


Двухэтажная усадьба Исмаила аль-Хуссейни, которую снимали Чертки, до сих пор остаётся крупнейшим зданием в деревне. Не совсем понятно, кто в ней жил все эти 100 лет после отъезда Чертков, но в настоящее время она сильно запущена. Тем не менее, необходимости в проведении серьёзных реставрационных работ нет.


Внутренний двор усадьбы. Лестница на верхний этаж.


Помещения первого этажа ныне используются под склады, и мы в них не были, пройдя сразу во внутренний двор. А жаль - хотелось посмотреть, сохранилась ли печь, которую Чертки соорудили своими руками. Там же, внизу, по-видимому, стоял привезенный с Украины огромный рояль, на звуки которого сбегались жители деревни.


Лестница на верхний этаж. Вид со стороны двора.


Внутренний двор сейчас представляет собой беспорядочные заросли фруктовых деревьев. Все они были посажены, скорей всего, уже после отъезда Чертков.


Центральная комната верхнего этажа.



Одна из комнат верхнего этажа.


К сожалению, ни Моше, ни Циона в своих книгах не рассказывают о том, как были распределены комнаты между членами семьи. Но по упоминанию Ционы о том, что её мать любила петь, выходя на балкон, можно сделать вывод, что Катинские проживали на втором, верхнем, этаже.


Вид с балкона.


В начале ХХ века население Эйн-Синии представляло собой примерно 60 ютившихся в мазанках семей феллахов. Сейчас в деревне проживают около 700 человек - рост по местным меркам довольно скромный.


Вид с крыши дома аль-Хуссейни. Деревенская площадь и мечеть.


После поездки я списался с Йорамом, внуком Моше Шарета. Он был очень рад узнать о новостях из Эйн-Синии, в которой был в последний раз в 1974 году.
По его словам, мы оказались первыми израильтянами, которые побывали там после начала интифады. Думаю, что это преувеличение, но ехать туда сейчас действительно небезопасно. Несмотря на то, что Эйн-Синия находится в зоне B, разрешенной для посещения обладателям израильского паспорта, проезд к ней возможен только через запрещенную зону А. Да, это всего пять-десять минут езды по улицам Бир-Зейта, но рекомендовать такие поездки я не могу.


Пейзажи Эйн-Синии.


Но не всё так плохо. Есть возможность пройти на холм, прилегающий к Эйн-Синии с севера. С его вершины открывается прекрасный вид на деревню (см. один из снимков выше). Единственный в деревне дом с красной крышей - это и есть усадьба Исмаила аль-Хуссейни. Только не идите в одиночку, а присоединитесь к одной из групп поселенцев, которые часто путешествуют по этим местам.

Дополнительная информация:
- сайт, посвящённый наследию Моше Шарета
- статья Н.Шарет-Портер, правнучки М.Шарета
- сайт, посвящённый наследию Йегуды Шарета
- о пребывании Моше Шарета в Эйн-Синии в блоге Исраэля Бен Дора: 1, 2
- история семьи Катински на сайте фильма "Шив'а по моей матери"
- сайт деревни Эйн-Синия (араб.)
- Эйн Синия в Википедии иврит | английский
- слайдшоу с видами Эйн-Синии на youtube.com: 1, 2
- регистр зданий в Эйн-Синии (араб.)
- Эйн-Синия на сайте регионального совета округа Беньямин (иврит)
- PACE Tour Guide of Ramallah - al-Bireh & Region, pp.25-26. Ramallah, 2006

Рейтинг: 2 из 5.
linkReply

Comments:
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
From: leo447
2010-06-03 04:20 pm (UTC)
Замечательно!
большое спасибо
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-06-03 06:14 pm (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tozhe_kot
2010-06-03 04:22 pm (UTC)
спасибо, интересено
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-06-03 06:14 pm (UTC)
Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yana_zinigrad
2010-06-03 04:45 pm (UTC)
Женя, огромное спасибо за интереснейший рассказ!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-06-03 06:15 pm (UTC)
Пожалуйста! мне самому было очень интересно работать с этим материалом.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: devizzi
2010-06-03 04:46 pm (UTC)

Очень интересно, спасибо Вам!

Как случилось, что "крупнейшее здание в деревне" стоит пустое? Кажется, оно действительно в прекрасном состоянии. Почему там никто не живёт?

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-06-03 06:16 pm (UTC)
Могу только предположить, что у арабов не принято жить на съеме. Только в своем доме.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: michk
2010-06-03 04:50 pm (UTC)
Очень интересно, спасибо!
Если фамилия Черток, не правильнее ли писать "Чертоками" и т.д.?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-06-03 06:18 pm (UTC)
В выходных данных "Иудейских войн" указано "перевод Я.Л.Чертка":
http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/voina/index.html
(Reply) (Parent) (Thread)
From: savta
2010-06-03 05:10 pm (UTC)
Исключительно интересно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-06-03 06:19 pm (UTC)
Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alla_hobbit
2010-06-03 05:19 pm (UTC)
Очень интересно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-06-03 06:21 pm (UTC)
Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: liorasun55
2010-06-03 05:33 pm (UTC)
Женя, спасибо тебе за великолепный рассказ, как всегда, все очень скурпулезно собрано, со всеми ссылками, и написано замечательным языком :) Восхищаюсь твоим терпением и способностью добывать информацию и так ее обрабатывать!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-06-03 06:23 pm (UTC)
На самом деле, в данном случае нужно было только упорядочить имеющуюся информацию. Ничего нового я не написал :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: igor5
2010-06-03 05:36 pm (UTC)
Спасибо !
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-06-03 06:23 pm (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dan_il
2010-06-03 05:57 pm (UTC)
Удивительно интересно, как на примере одной лишь семьи, раскрывается история ишува и государства.Я много лет жил в Неве-Яаков- раньше при вьезде в квартал была военная база, и на ней несколько строений поселения Неве Яаков-потом базу перевели-всё сравняли и построили новые дома.Разрушили всё до основания, даже сосновую рощу не пожалели.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-06-03 06:25 pm (UTC)
В Израиле я к этому уже привык. Жалею только, что не успеваю запечатлеть. Хотя бы на фотоснимках.
Кстати, года полтора-два назад вышел объемный труд по истории Неве-Яакова. Настолько большой, что даже я его не купил. Негде ставить дома :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: irenase
2010-06-03 06:11 pm (UTC)
Oгромное спасибо за интереснейший рассказ!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-06-03 06:25 pm (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ryzhij
2010-06-03 06:35 pm (UTC)
Очень интересно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-06-03 06:37 pm (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: setos
2010-06-03 06:46 pm (UTC)
Потрясающе! Какие имена! Меня всегда потрясает "человечность" истории Израиля. Открылся еще кусочек жизни. Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-06-03 06:50 pm (UTC)
Да, эта поездка стала открытием и для меня. Хотя я прекрасно знал, куда еду :) Столько всего связано с этим местом и с этими людьми.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: paintervic
2010-06-03 06:47 pm (UTC)
Спасибо Женя, очень интересно!
А Чертоки видимо были очень музыкальны, вот к примеру это фото http://paintervic.livejournal.com/97676.html
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-06-03 06:52 pm (UTC)
Наверняка. От арабов они переняли способность различать звуки, уже неиспользующиеся в иврите. И до конца жизни подчеркивали правильное произношение многих слов.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: leorer
2010-06-03 06:48 pm (UTC)
Очень интересно, спасибо. :)
А пешком туда пройти со стороны Офры нельзя?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-06-03 06:56 pm (UTC)
Пешком можно пройти, наверное, с любой стороны. Проще всего это сделать по старому 60-му шоссе. Нужно подъехать к шлагбауму, который отделяет его от 465-го шоссе (это примерно на полпути между поворотом на Бир-Зейт и зданием британской полиции). Пройдя шлагбаум, по асфальту придете прямо в Эйн-Синию. Но обязательно с кем-нибудь из местных!!!
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>