Ёжик (yozhik_) wrote,
Ёжик
yozhik_

Categories:

Эммаус - Кубейбе - II


Церковь явления [Иисуса своим ученикам], Эммаус-Кубейбе.


Я давно лелеял мечту попасть в Кубейбе. Небольшая круглая горка с частоколом вечнозелёных деревьев, возвышающаяся к югу от 443-го шоссе - это и есть Кубейбе. Она хорошо просматривается из Модиина и Неби Самуэля, а самый роскошный вид открывается со стороны поселения Хар Адар.
Именно здесь, в этой деревушке, расположен католический Эммаус. О том, как сложилась эта традиция и о спорах вокруг неё, я в общих чертах рассказал в отдельном посте.

В последние годы попасть туда весьма непросто. Когда-то действовал прямой проезд через Гиват Зеэв и Биду, но его закрыли - кажется, ещё до второй интифады. До 2002 года можно было доехать через Бейт-Ликию, но и эта дорога теперь не действует. К тому же, речь идёт о зоне B, на территории которой Израиль уступил часть административных функций Палестинской автономии. Доступна она израильтянам чисто теоретически, ехать туда одному в наши времена - безумие.
И вот, благодаря усилиям Кости vizaviz в Кубейбе была организована экскурсия с местным проводником.

Стартовали мы в районе КПП Модиин-Илита. Путь пролегал через Дир Кадис, Харбату, Биилин, Цафу, Бейт Ур а-Тахту (он же библейский Нижний Бейт-Хорон), затем проехали под 443-им шоссе, по новой дороге поднялись до Бейт-Инана (Бейт-Ханан), и из него въехали в Кубейбе. Дорога, которая в мирное время занимала от силы четверть часа, расстянулась почти на час.

карта местности | маршрут поездки



Ворота монастыря.
Domine mane nobiscum - [Господи,] останься с нами (Лк 24:29).


Первое упоминание Кубейбе в письменных источниках следует отнести к началу XII века. С приходом в эти места крестоносцев они начали составлять описи новых владений. В список деревень в районе Иерусалима было включено поместье под названием Парва Магомерия, что в переводе с латыни означает маленькая мечеть. Находилось оно примерно на том же месте, где расположен современный Кубейбе. Связь названий очевидна - Кубейбе по-арабски означает маленький купол.

История отождествления Кубейбе с новозаветным Эммаусом восходит к XIII веку. В результате жестокого поражения в битве при Хиттине (1187 год) крестоносцы потеряли контроль над многими частями своего королевства, в т.ч. над районом вокруг Иерусалима.
В 1229 году с султаном Египта был подписан договор о перемирии, по которому крестоносцы вернули себе часть утраченных территорий. При этом главная дорога на Иерусалим, проходившая через Карьет Аль-Инаб (возможно, почитался как Эммаус в то время), осталась в руках мусульман. В связи с этим, паломнический путь сместился на север, и проходил теперь через Бейт-Нову, Кубейбу и Неби Самуэль.


Via Romana. Раcкопанная римская дорога в Кубейбе.


К тому времени крестоносцы уже возвели в Кубейбе церковь. Был здесь и небольшой придорожный посёлок. Никаких свидетельств о том, что Парва Магомерия почиталась ими за Эммаус, до нас не дошло. Совмещая эти два фактора, можно предположить, что церковь была приходской.

Увеличившийся поток паломников через Кубейбе со временем, однако, стал причиной возникновения новой традиции. Уже после ухода крестоносцев, в конце XIV века, в дневниках европейских путешественников начинают появляться упоминания о некоей могиле Клеопы, которую они посещали на своём пути в Иерусалим. Ни в Никополисе, ни в Карьет Аль-Инабе такой могилы никогда не было, что может свидетельствовать о начале переноса идентификации Эммауса на новое место.
В 1485 году в своих записях монах Франческо Суриано (впоследствии он занимал пост кустода) впервые упоминает Кубейбе, как место, где Иисус явился своим ученикам после своего Воскресения.

Действительно, деревня Кубейбе хорошо подходила под эту версию - она находится на дороге в Иерусалим, на расстоянии примерно 65 стадий от города (почти как в евангелии, где говорится о 60), тогда здесь ещё возвышались развалины крепости крестоносцев, которые по мнению паломников свидетельствовали о долгой традиции почитания места. О том, что могила Клеопы была "найдена" относительно недавно, они не знали.


Развалины периода крестоносцев.


Паломники продолжали посещать Кубейбе до 1686 года, когда был введён запрет на посещение деревни христианами. Тем не менее, сохранились свидетельства некоторых путешественников XVII-XVIII вв., осмелившихся здесь побывать.

В середине XIX века османские власти смягчили политику по отношению к европейцам в Палестине. В 1861 году в Кубейбе приезжает французская маркиза Паулина де Николаи. На вопрос о местонахождении дома Клеопы местные жители указали ей на развалины крестоносцев. де Николаи на собственные средства приобретает участок, и безвозмездно передаёт его францисканцам. Те, однако, поначалу отказывались от дара, подвергнув жёсткой критике авантюристские, по их мнению, действия де Николаи.
Но маркиза не унывала, и поселилась - в полном одиночестве среди арабского окружения - в небольшом полуразрушенном домике на купленной ею территории. Вскоре её усилиями здесь была сооружена небольшая часовня.
Через несколько лет де Николаи удаётся заручиться поддержкой папы, и францисканцы были вынуждены взять свои слова обратно. С тех пор Эммаус по католической версии находится в Кубейбе.


Монастырь в Эммаус-Кубейбе.
Открытка конца XIX века.


В 1873 году на участке, приобретённом де Николаи, было построено большое здание, включавшее в себя монастырь и гостиницу для паломников. Впоследствии в нём размещалась [также?] духовная семинария.


Первый монастырь в Эммаус-Кубейбе (впоследствии - семинария).
2009 год.


Тогда же, в 1873 году, францисканцы приобрели соседний участок к востоку от монастыря. В ходе проведённых археологических раскопок были найдены развалины церкви крестоносцев. Сохранились все апсиды, два алтаря, часть стен, а также основания нескольких колонн.


Раскопки в Кубейбе.
Снимок сделан в период с 1873 по 1901 гг.
Из коллекции негативов Э.Матсона.


 
Фрагменты церкви крестоносцев, встроенные в новое здание.
Слева - нижняя кладка придела Клеопы, справа - основа одной из колонн.


Неподалёку от церкви был раскопан фундамент строения, датированный монахами периодом Второго храма. Рядом с ним нашли захоронение, в котором находился скелет мужчины, скончавшегося в возрасте около семидесяти лет. Возможно, это и была могила Клеопы, которую почитали паломники XIV-XVII вв.

При возведении нового храма развалины церкви крестоносцев были в него встроены. "Дом Клеопы", располагавшийся под углом к апсидам крестоносцев, не вписывался в правильный прямоугольный план церкви, и оказался погребенным под фундаментом современной постройки. Теперь мы вряд ли когда-либо сможем узнать, действительно ли это было здание, стоявшее здесь во времена Иисуса.


Всё, что осталось от "дома Клеопы".


Проектирование церкви было поручено францисканскому архитектору Венделину Хинтеркойзеру (1851-1921), больше известному под именем Венделин фон Менден (по названию города в Германии, откуда он был родом). Наиболее значительная его постройка - церковь (капелла) Осуждения на Виа Долороза (1903-1904 гг.). Хинтеркойзер увлекался также археологией, с 1906 по 1915 гг. он руководил раскопками в Капернауме.


Монастырь и церковь в Эммаус-Кубейбе.
Снимок сделан в период с 1901 по 1906 гг.
Из коллекции негативов Э.Матсона.


Надзор над строительством церкви в Кубейбе осуществлялся влиятельным францисканским деятелем Б.Майстерманном (1850-1923). Майстерманн имел право вносить изменения в проект, и, скорей всего, им воспользовался.

  
Слева - церковь после постройки (1902 г.),
справа - современный снимок, с пристроенной в 1911 году колокольней.


Церковь была освящена в октябре 1902 года кардиналом Феррари.
В 1909 к югу от неё было построено новое здание монастыря, которое действует и поныне.
Ещё через два года было завершено возведение колокольни в неоготическом стиле.


Монахи-францисканцы на фоне монастыря в Эммаус-Кубейбе.
Открытка 20-30-х (?) гг.


Во время Первой мировой войны на территории монастыря располагался английский госпиталь.
Иной была ситуация во время Второй мировой войны, когда Италия и Великобритания оказались по разные стороны баррикад. Мандатными властями здесь был организован лагерь для интернированных лиц, в котором содержались граждане стран гитлеровской коалиции, в частности - многие деятели католической церкви, в основном, итальянцы.
Но нет худа без добра - силами сосланных из Иерусалима монахов в эти годы были проведены тщательные археологические исследования территории монастыря, в ходе которых была раскопана древняя римская дорога. Вдоль неё францисканцы нашли большой комплекс построек периода крестоносцев. Частично разобранные в период строительства городских стен Иерусалима в XVI веке и лишенные привычных сводов, крестоносские здания много лет были скрыты под землёй; всего их было найдено здесь около пятидесяти.
Уникальность Парвы Магомерии (так это место называлось при крестоносцах, см.выше) состоит в том, что оказавшись в забвении и будучи разрушенной, она никогда больше не застраивалась. Возможность изучения крестоносского поселения без более поздних археологических слоёв предоставилась исследователям впервые.
Францисканцы также утверждают, что в близлежащих окрестностях им удалось найти следы построек периода Второго храма.
В 1947 году Б.Багатти опубликовал фундаментальный труд с подробным описанием результатов раскопок, репринтное издание которого до сих пор можно приобрести в магазине францисканцев у Яффских ворот в Иерусалиме.


Монастырь в Эммаус-Кубейбе. Вид с воздуха.
Открытка 60-х (?) гг.


В начале XX века, с улучшением транспортной доступности, Эммаус-Кубейбе становится важным центром христианского паломничества. Несмотря на проведённые к тому времени археологические раскопки в Эммаус-Никополисе, в результате которых были найдены византийские церкви, Ватикан своей версии относительно местонахождения новозаветного Эммауса не изменил. Меньшая известность Никополя объясняется также резким сокращением православного паломничества после событий 1917 года (православные никогда не признавали Эммаус в Кубейбе).

В 1949 году Кубейбе и деревня Имвас, на территории которой находились развалины Никополиса, отошли к Иордании. При этом, географическое положение Никополиса, расположенного в отдалённой точке латрунского анклава, совсем рядом с беспокойной границей, было значительно менее благоприятным для паломничества. Большинство туристов посещало только Кубейбе.


Церковь. Центральный неф.


Ситуация зеркально изменилась после шестидневной войны и последовавшим за ней строительством скоростной трассы Тель-Авив - Иерусалим. Ранее всеми забытый Никополис неожиданно оказался чуть ли не в самом центре Израиля.
Близость развалин древнего города к оживлённым магистралям, а также (об этом мало кто знает) осуществлённый трансфер местного арабского населения стали причиной того, что со временем в обществе сложился консенсус относительно принадлежности Никополиса к Израилю. Многие израильтяне даже не подозревают, что проезжая по 1-му шоссе, в районе Латруна и Никополиса они на некоторое время оказываются за пределами т.н. зелёной черты.
Популярность Кубейбе в это время, наоборот, резко упала. С началом интифады в конце 80-х гг. проезд туда стал просто-напросто опасным. На это наложился процесс эммиграции арабов-христиан: если ещё в 90-е гг. в Кубейбе проживало несколько христианских семей, то сейчас их в городе не осталось совсем.
Окончательно осложнило ситуацию строительство забора безопасности, прямого проезда из Иерусалима в Кубейбе теперь нет.


Главный алтарь
и скульптурная композиция "Иисус с учениками в Эммаусе".


В настоящее время монастырь большую часть времени пустует. Если верить интернету, здесь проживают всего два монаха (по-видимому, это устаревшая информация - при нас была одна монахиня). Здание семинарии стоит недействующим уже много лет. Месса проводится только два раза в год - в пасхальный понедельник и в первое воскресенье после 25 сентября (день Св.Клеопы). Экскурсионные группы приезжают в Кубейбе очень редко.
С другой стороны, щедрая поддержка Ватикана позволяет содержать монастырь в образцовом порядке; на его территории даже устроен вольер для оленей.

план участка | план церкви


К площади перед входом в церковь примыкает небольшой сад. На его изгороди на нескольких языках, включая иврит и русский, выложено имя девы Марии. Пройдя через сад, можно выйти к смотровой площадке, с которой открывается прекрасный вид на горы Самарии; к северу хорошо просматривается деревня Бейт Дуку, за ней - Тира и еврейский Бейт-Хорон, на западе виден Модиин-Илит.


Вид со смотровой площадки.


Ориентации на местности призваны помочь указатели, находящияся прямо под ногами посетителей. Кстати, похожая разметка есть на площадке в монастыре Мухрака под Хайфой.


Смотровая площадка.


Я неоднократно пытался найти точку в пределах еврейских поселений, с которой можно было бы рассмотреть церковь и/или колокольню в Кубейбе. Мне это не удалось ни со стороны Модиина (далеко), ни с крыши мечети Неби Самуэль (очевидно, закрыты другими постройками). Если смотреть со стороны поселения Хар Адар, участок францисканцев заслоняет гора, в районе Бейт-Хорона - густая растительность вокруг монастыря.
Такая вот оптическая загадка - со стороны Кубейбе все эти места хорошо видны.


Вид с холма внутри Кубейбе.


И только в одном месте я смог различить колокольню - на бензоколонке "Дор" на 443-м шоссе. Для этого мне потребовалось вооружиться мощным биноклем с 12-кратным увеличением. Фотоаппарат с объективом 18-55 мм запечатлеть картинку оказался не в состоянии.


Центральная улица Кубейбе.
Слева можно заметить колокольню церкви.


Если резюмировать общие впечатления от поездки, то я остался немного разочарован. Уж очень высоки были ожидания. Между тем, монастырский комплекс был возведён в период превалирующего академизма и безвкусицы католических построек конца XIX - начала XX века. Ситуация изменилась только после Первой мировой войны, с приездом в Палестину архитектора Антонио Барлуцци.
Но! труднодоступность объекта и долгая дорога через арабские деревни делают поездку запоминающейся, с элементами экстрима.

В заключение, хочу выразить благодарность vizaviz за организацию этой непростой экскурсии. Хорошо понимаю, сколько времени и терпения пришлось приложить для утрясения всех вопросов с местными старейшинами. Для меня эти поездки очень важны, каждый раз я возвращаюсь с ощущением того, что успел вскочить на подножку уходящего поезда. Больше возможности побывать в этих местах мне может и не предоставиться.


Церковь в Эммаус-Кубейбе. Современный снимок.


Объекты в окрестностях:
- водный резервуар. Находится рядом с магазином напротив входа в монастырь. Одет в бетон и на вид ничем не отличается от современного. Но по мнению францисканцев относится к римскому периоду. Интересное противоречие - зачем жителям Эммауса было собирать дождевую воду? Ведь название Эммаус указывает на наличие здесь водных источников.
- Бейт-Эммаус. Ранее здесь располагалась гостиница для паломников. В настоящее время - дом престарелых, находится в ведении монашенок ордена Сальваторианцев. Густо засаженная хвойными деревьями территория огорожена каменным забором. Вход, увы, воспрещён.
- женский монастырь ордена Чарльза Борромео, основан в начале ХХ века. Находится на восточном въезде в город. Мы там не были.
- холм, о котором я рассказывал в самом начале поста. На сакральность места указывают оставшиеся нетронутыми деревья. По утверждению местных жителей, здесь находился монастырь (можно предположить, что византийский). Мне, однако, не удалось получить этому подтверждение. Сохранившиеся полуразрушенные постройки - гораздо более поздние.
- Тель Кфира. Развалины Кфиры, одного из четырёх евейских городов (Гивон, Кфира, Беэрот, Кирьят Яарим, Нав 9:17). Находятся на одноименном холме в 2-3 км к югу-западу от Кубейбе. На карте видно, что туда ведёт дорога. К сожалению, я спохватился уже после поездки. Если будете в тех краях, попробуйте заехать!


Дополнительная информация:
- общая информация на сайте францисканцев: английский | иврит
- P.Sabino de Sandoli OFM, The Sanctuary of Emmaus and Nearby Biblical Sites. Jerusalem, 1966 (reprint, 1990)
- B.Bagatti, Qubeibeh. The Results of Excavations at Emmaus-Qubeibeh and Nearby Sites. Jerusalem, 1947 (reprint 1993)
- R.Ellenblum, Frankish Rural Settlement in the Latin Kingdom of Jerusalem. Cambridge, 2003
- D.Pringle, The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: L-Z (exluding Tyre), pp.167-175. Cambridge, 1998
- מנחם מרכוס, הרי בית אל (חבל בנימין). ירושלים, 1991
- С.Баландин, Пятое Евангелие. Описание Святых мест в Израиле с комментариями и размышлениями. Глава 6. Иерусалим, 1999
- репортажи о праздновании дня Св.Клеопы в Кубейбе: 2007, 2008, 2009


Рейтинг: 3 из 5.
Tags: Иудея и Самария, Модиин и окрестности, Монастыри
Subscribe

  • (no subject)

    Меня здесь давно не было. Несколько лет. Но сейчас есть повод. Наконец-то вышла моя новая книга. Это первый том иврит-русского словаря…

  • (no subject)

    Поступила просьба опубликовать список всех книг, которые можно у меня приобрести. Я его уже выкладывал, но он затерялся в недрах интернета. Это не…

  • (no subject)

    Рафи Касимов снова собирает группу - на этот раз для поездки в Испанию (Кастилия и Арагон). В середине июня. Я всё-таки надеюсь, что когда-нибудь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 83 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (no subject)

    Меня здесь давно не было. Несколько лет. Но сейчас есть повод. Наконец-то вышла моя новая книга. Это первый том иврит-русского словаря…

  • (no subject)

    Поступила просьба опубликовать список всех книг, которые можно у меня приобрести. Я его уже выкладывал, но он затерялся в недрах интернета. Это не…

  • (no subject)

    Рафи Касимов снова собирает группу - на этот раз для поездки в Испанию (Кастилия и Арагон). В середине июня. Я всё-таки надеюсь, что когда-нибудь…