?

Log in

No account? Create an account
Эммаус - Кубейбе - I - Записная книжка Ёжика (с хвостиком) [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Эммаус - Кубейбе - I [Jan. 6th, 2010|07:49 pm]
Ёжик
[Tags|, , ]

В моих планах рассказать о посещении Эммаус-Кубейбе - самого труднодоступного из многочисленных Эммаусов. Мне повезло побывать там несколько недель назад.

Но прежде, чем я выложу пост об этой поездке, мне представляется нужным разъяснить причины, вызвавшие столь ожесточённые споры в христианском мире относительно идентификации данного населённого пункта. Рассмотрим мы и основные версии его местонахождения.
Весь предлагаемый вниманию читателей материал можно найти в интернете или книгах. Моей задачей было собрать имеющиеся сведения воедино, по мере возможности отделив историко-географическую составляющую от менее значимой в нашем случае теологической. Поскольку пост получился большим, я постарался опустить второстепенные детали.

Сорокадневный период от Воскресения до Вознесения Иисуса Христа занимает исключительно важное место в христианской традиции.
По еврейскому обычаю, на третий день после казни родственники посетили могилу Иисуса, чтобы убедиться в его смерти. Могила оказалась пустой. Христиане верят, что в этот день ("йом ришон", он же воскресенье, третий день после пятницы, когда была совершена казнь) Иисус воскрес из мёртвых. С тех пор, в течение сорока дней, до того как он вознёсся на небо, Иисус многократно являлся своим ученикам.

Всего таких явлений Иисуса в Новом завете насчитывается двенадцать, восемь из них - в евангелиях. При этом, ни одно из них не представлено во всех евангелиях. В свою очередь, ни одно евангелие не описывает все явления Иисуса.
Одним из самых известных и почитаемых христианами считается явление двум ученикам в Эммаусе. О том, что там произошло, подробно рассказывается в евангелии от Луки:

13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; 14 и разговаривали между собою о всех сих событиях.
15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.
16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.
17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?
18 Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?
19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; 20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.
21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.
22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба 23 и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.
24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.
25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!
26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?
27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
28 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.
29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.
30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.
31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.
32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?
34 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим...


Пояснение: стадия была популярной мерой измерения у многих народов. У римлян одна стадия равнялась 185 метрам. Таким образом, речь идёт о селении Эммаус, которое находилось на расстоянии около 11 километров от Иерусалима.

Ещё в одном евангелии - от Марка - та же история описана очень кратко и без указания места встречи. По мнению исследователей, это поздняя вставка, автор которой вкратце пересказал сказанное ранее Лукой:

12 После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.
13 И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.


Сложный событийный сюжет стал причиной того, что его зачастую рассматривают по частям - дорога в Эммаус, приглашение в дом Клеопы или непосредственно трапеза. Особенно наглядно это видно на примере изобразительного искусства. Художники и скульпторы, как правило, не имели возможности изобратить ход событий целиком, и ограничивались одним и двумя сюжетами.
Впрочем, при желании можно было объединить и все вместе:


Табличка из слоновой кости. Мец (Франция), 860-880 гг.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.


Как это обычно случается, значительное влияние на характер изображений оказали особенности перевода. Так, в латинском переводе Нового завета Эммаус указан не как город, но как замок (castellum):

13 Et ecce duo ex illis ibant ipsa die in castellum, quod erat in spatio stadiorum sexaginta ab Jerusalem, nomine Emmaus.


Дуччо ди Буонинсенья, "Дорога в Эммаус" (1308-11 гг.)
Музей главного собора, Сиена.
C сайта Biblical Art on the WWW.


Кстати, от такого перевода сильно пострадали крестоносцы, которые безуспешно пытались найти развалины мифического замка Castellum Emmaus.

Самым популярным сюжетом является, конечно же, трапеза в доме Клеопы. Её изображения нередко заменяли в церквях сюжет Тайной вечери, в ходе которой, по христианской традиции, таинство евхаристии свершилось в первый раз. Ведь в отличие от Тайной вечери, в которой приняли участие двенадцать апостолов, в Эммаусе за столом вместе с Иисусом находились только двое - налицо экономия труда художника; иногда выбор определялся небольшими размерами картины.
Впрочем, фантазия христианских богословов позволяла добавить персонажей и здесь - со временем, рядом с Клеопой начали нередко изображать его слуг (о них в евангелиях не сказано ни слова). А, может, это были владельцы постоялого двора, в котором остановились путники? Ведь у Луки не сказано, принадлежал ли дом Клеопе.


Тициан, "Ужин в Эммаусе" (ок.1535 г.).
Музей Лувр, Париж.



У Луки упоминается имя только одного из двух учеников, шедших в Эммаус - Клеопы.
Кем он был? Сколько ему было лет? Обо всём этом можно только гадать.
В евангелии Иоанна, составленном значительно позже, имя Клеопы упоминается в ином контексте (Ин 19:25). По Иоанну, так звали супруга одной из Марий, присутствовавших на казни Иисуса. Как и Клеопа, но при других обстоятельствах, она также стала свидетельницей явления Иисуса после его Воскресения. Мария Клеопова была сестрой (очевидно, двоюродной) Марии, матери Иисуса.
Есть ли связь между Клеопой, мужем Марии, и Клеопой из Эммауса? Возможно, есть.
В таком случае, Клеопа приходился Иисусу родственником. А согласно другой легенде, он был дядей Иисуса со стороны отца.


Св.Клеопа.
Церковь Явления Иисуса, г.Кубейбе.


Ещё сильнее воображение поработало в отношении личности второго ученика. Довольно популярно мнение, что поскольку автор евангелия не мог без причины оставить спутника Клеопы безымянным, то можно сделать вывод о том, что им был сам Лука.
По другой версии им был сын Клеопы, и звали его Симеон. Впервые об этом пишет христианский историк II века Егесипп. Поскольку второго иерусалимского патриарха (после Иакова) также звали Симеоном, иногда принято считать, что он и был сыном Клеопы.


Трапеза в Эммаусе.
Современная икона. Маронитская церковь, г.Назарет.
Любезно предоставлено tozhe_kot.


Греческое название Эммаус - это, скорей всего, искажённое ивритское Хамот или арамейское Хамата, что в буквальном переводе означает "горячие". Очевидно, имеются в виду горячие источники, находившиеся в этом месте.
Греки испытывали проблемы с произношением гортанного звука "х", характерного для семитских языков. Поэтому, при переводе на греческий во многих еврейских именах буква "хет" была опущена.
Мы можем судить об этом по синодальному переводу Библии, который был сделан не напрямую с иврита, а с греческого (т.н. Септуагинты). Например, Хава стала Евой, Ифтах - Иеффаем, Пинхас - Финеесом, Хабакук - Аввакумом и т.д. Это верно и для географических названий: Хермон - Ермон, Бейт Хорон - Вефорон, Бейт Лехем - Вифлеем и т.д. Были и исключения - например, Хеврон.
В западной церкви использовался латинский перевод Библии (Вульгата), который более точно передаёт оригинальное звучание имён. Но случай с Эммаусом - особый. Дело в том, что название Эммаус не встречается в Ветхом завете, но только в апокрифической для иудеев 1-й книге Маккавейской, оригинал которой на иврите (или, возможно, на арамейском) был утерян. Поэтому, в данном случае латинский вариант произношения названия соответствует сохранившемуся греческому переводу.

В отличие от иудеев, у православных и католиков 1-я книга Маккавейская является канонической. Интересно, что в синодальном переводе используется название Еммаус. Дело в том, что буква "э" была введена в русский алфавит только в 1708 году. С её появлением звонкая буква "е" в начале имён собственных в некоторых случаях (например, Есфирь, Екклезиаст) была заменена на "э".


Карта дорог в Иерусалим.
С сайта Эммаус-Никополис.


Так где же находился Эммаус? Для иудеев этот город всегда находился на границе приморской низменности и Предгорья (Шфелы), в районе современного Латруна. Впоследствии он назывался Никополисом. Существовал ещё один Эммаус, в Галилее, но он отношения к нашей истории не имеет.
У христиан, однако, не всё так однозначно. Никополис слишком отдалён от Иерусалима, чтобы дойти до него и вернуться в тот же день, как это описано у Луки. Есть и другие возражения.

Система римских дорог в Иудее продолжала находиться в довольно хорошем состоянии вплоть до начала XX века. Благодаря этому, мы можем проследить по картам (см. выше) возможные пути, по которым Клеопа и его спутник могли идти из Иерусалима. Рассмотрим все варианты по порядку.
Знаком "+" (плюс) резюмированы доводы сторонников каждой из рассматриваемых версий, знаком "-" (минус) - её противников.

Никополис

Основной кандидат. На этом месте находился город Эммаус, упоминаемый в апокрифической 1-ой книге Маккавеев. Здесь сохранились купальни римского периода; Эммаус описывается в Талмуде, как место отдыха с горячими источниками.
Идентификация Никополя (Никополиса) с новозаветным Эммаусом ведёт своё начало, по-видимому, с III века. В IV веке об Эммаусе как о месте явления Иисуса перед учениками пишет Евсевий Кесарийский, его слова подтверждает Иероним. Именно Никополис указан как Эммаус на карте Медвы.
Археологами были раскопаны три церкви - две византийские, III и IV вв, а также периода крестоносцев, что указывает на преемственность традиции. При этом, древнейшая византийская церковь была сооружена на месте постройки периода Второго храма - скорей всего, она была определена в своё время как дом Клеопы.
Из "Иудейских древностей" Флавия мы знаем, что Эммаус был сожжён римлянами в 4-м году до н.э. Через примерно триста лет они же отстроили его заново. Горькая ирония состоит в том, что город, вошедший в еврейскую историю как место славы Маккавеев, получил новое название в честь победы римлян над евреями - Никополис ("город победы").
Впоследствии, в результате эпидемии город был оставлен, и заселён вновь только через несколько веков. Название арабской деревни Имвас (Амвас), построенной на месте Никополиса, сохранило оригинальную топонимику места.
Интересно то, что на момент казни Иисуса Христа Эммаус находился в руинах. Неужели Клеопа продолжал проживать в разрушенном городе?
Аргументом против версии Никополиса является также его отдалённость от Иерусалима. Но не просто далеко, а ровно на 100 стадий дальше, чем указано в евангелии от Луки - 160 стадий вместо 60. Может Лука ошибся? А, может, ошиблись переписчики?
Апологеты Эммауса-Никополиса ссылаются на раннюю рукопись Нового Завета, найденную в монастыре Св.Екатерины на Синайском полуострове (и получившую название "Синайский кодекс)", в которой указано - причём прописью! - что Клеопа шёл в Эммаус, который находился как раз на расстоянии 160 стадий от Иерусалима. Но при этом надо иметь в виду, что к тому времени в Эммаусе уже была сооружена византийская церковь, и составители Синайского кодекса могли "подогнать" текст в соответствии с существующими реалиями.
Ещё одно серьёзное возражение: 160 стадий - это почти 30 километров и около 6 часов ходьбы. Из новозаветного текста мы знаем, что Клеопа и его спутник вернулись в Иерусалим в тот же день. Даже с учётом того, что действие происходило в апреле, когда ночи уже относительно коротки, двенадцатичасовой путь означает нахождение в дороге практически от рассвета до заката. На полуденную трапезу, о которой рассказывается у Луки, просто не оставалось времени!

+ на этом месте действительно располагался город Эммаус, что подтверждается литературными источниками, археологическими раскопками, а также названием арабской деревни Имвас (Амвас), находившейся здесь до 1967 года.
+ находится на одной из римских дорог по направлению к Иерусалиму
+ историческая традиция. На местонахождение новозаветного Эммауса на месте Никополиса указывал ещё Евсевий Кесарийский (IV век.) Есть косвенные доказательства, что место было иденцифицировано как Эммаус ещё раньше, в III веке.

- находится на расстоянии 160 стадий от Иерусалима (а не 60, как указано в евангелии от Луки)
- дорога до Иерусалима занимает около 6 часов. Клеопе и его спутнику было бы сложно проделать путь туда и обратно за один день.
- во времена Иисуса город на месте нынешнего Никополиса находился в руинах: Эммаус был разрушен, а Никополис ещё не отстроен


Развалины Эммаус-Никополиса.


Карьет Аль-Инаб (Абу-Гош)

Здесь находились купальни, построенные римлянами в II-III вв. н.э. В XII веке над ними была возведена церковь. Поскольку поселений крестоносцев в непосредственной близости не было, она либо предназначалась паломникам (здесь проходила оживлённая дорога), либо была сооружена в память о каком-то событии.
Некоторые путевые описания современников действительно дают основания утверждать, что крестоносцы перенесли Эммаус из Никополиса в Карьет Эль-Инаб, но однозначного отождествления в хрониках не найдено. Удивляет также, что ни одна из росписей в церкви не посвящена теме явления Иисуса ученикам.
В XIII веке европейцы потеряли доступ к дороге, проходящей через Карьет Эль-Инаб. Смещение паломнического маршрута на север стёрло из памяти традицию Эммауса в этом месте. Впоследствии Карьет Эль-Инаб ассоциировался с ветхозаветным Анатотом, и церковь носила имя её уроженца Иеремии.
В XVI веке здесь поселились черкесские племена, и с тех пор деревня носит название Абу-Гош. В конце XIX века участок вокруг церкви, к тому времени превращённой в мечеть, приобрело французское правительство. Церковь была восстановлена и в настоящее время находится в распоряжении ордена бенедектинцев. Старый топоним был возрождён в виде еврейского поселения Кирьят-Анавим, расположенном на землях, приобретённых в начале XX века у жителей Абу-Гоша.

+ находится на дороге в Иерусалим
+ находится в 60 стадиях от Иерусалима
+ есть источник воды
+ крестоносцами была построена церковь. Отсутствие поблизости их поселений может указывать на то, что церковь была посвящена значительному событию, произошедшем на этом месте.
+ косвенные указания в записях паломников периода крестоносцев

- холодные воды в источнике
- нет прямых доказательств, что крестоносцы почитали это место как Эммаус. Церковь могла быть придорожной и облуживать паломников.
- росписи в церкви не содержат сюжетов на тему явления в Эммаусе.
- отсутствие поселения во времена Иисуса Христа


Абу-Гош. Церковь крестоносцев.


Кубейбе

Во времена крестоносцев здесь была возведена церковь. Но отождествление с Эммаусом началось, по-видимому, уже после их ухода. В это время путь паломников с берега моря в Иерусалим сместился от Никополиса и Карьет Аль-Инаба к северу, и проходил через современный Кубейбе.
Во второй половине XIX века францисканцы выкупили территорию церкви крестоносцев. В ходе проведённых раскопок, по их утверждению, были найдены развалины построек периода Второго храма, в т.ч. дом Клеопы, развалины которого были впоследствии встроены в современную церковь (освящена в 1902 году).
По мнению противников этой версии, отсутствие документов периода крестоносцев о связи Кубейбе с Эммаусом указывает на то, что церковь XII века была приходской и обслуживала население крестоносского посёлка (его развалины были найдены рядом). Если считать, что Эммаус - искажённое от Хамот, обращает на себя внимание отсутствие водных источников в окрестностях.

+ находится на одной из римских дорог в направлении Иерусалима
+ находится в 60 стадиях от Иерусалима

- нет источников воды
- почитание места началось относительно поздно
- сомнения в идентификации развалин как относящихся к периоду Второго храма


Кубейбе. Развалины периода крестоносцев.


Артас

Версия о том, что Эммаус следует искать в предместьях Вифлеема, появилась благодаря усилиям Элизабет Финн, супруги американского консула, в середине XIX века приобретшем здесь большой участок.
Земли Артаса славятся своим плодородием благодаря многочисленным источникам, и именно здесь предположительно находился райский сад, воспетый Соломоном (Песн 4:13-14). К тому же, в ходе проведенных распопок были найдены следы поселения Второго храма. История, однако, не сохранила свидетельств о населённых пунктах в этих краях, название которых хотя бы отдалённо напоминало Хамат (Эммаус).

+ находится в 60 стадиях от Иерусалима
+ изобилие водных источников
+ развалины периода Второго храма

- не находился на дороге в Иерусалим
- отсутствие исторической традиции
- отсутствие в окрестностях поселения с названием, близким к Хамат (Зммаус)


Артас. Монастырь Запертого Сада.


Моца

Предположение о том, что греческое Эммаус происходит от ивритского Моца (а не Хамат), основывается на трудах Иосифа Флавия. В своих "Иудейских древностях" он рассказывает о создании римского лагеря (Колония) в поселении Моца, которое он называет Амассой. В некоторых более поздних изданиях используется написание Аммаус (Άμμαους).
Даже если принять данную версию трансформации названия (Моца -> Амасса -> Аммаус -> Эммаус), то возникает проблема в местонахождении - поселение находится всего в 30 стадиях от Иерусалима. Это уже вряд ли можно объяснить забывчивостью или неаккуратностью евангелиста, как в случае с Никополисом.
До 1948 года на этом месте располагалась арабская деревня Калуния.

+ находится на одной из римских дорог в направлении Иерусалима
+ поселение существовало в период Второго храма

- версия о трансформации названия вызывает сомнения
- находится в 30 стадиях от Иерусалима (а не 60, как в евангелии от Луки)


Калуния (Моца). Дом Елина.


Таким образом, мы видим, что ни один из вышеуказанных населённых пунктов не может быть бесспорно признан новозаветным Эммаусом. Против аргументации в пользу каждого из них находятся веские контрдоводы.
Возможно, мы имеем дело с неточностью в тексте евангелия от Луки, а, может быть, ошиблись его переписчики. Так это или нет, но вопрос об "Эммаусе в шестидесяти стадиях от Иерусалима" остаётся открытым.

Расхождения существуют и в официальных позициях православной и католической церквей. Если первая считает, что Эммаус находился в Никополисе, то вторая признаёт только Кубейбе. При этом, некоторые католические конгрегации позволяют себе не согласиться с Ватиканом.

Проще всего протестантам - они не признают ни одно из этих мест. Но именно у них стало популярным называть Эммаусами церкви, клубы, парки, школы, больницы, и даже населённые пункты. Так, только в США были основаны, по крайней мере, три Эммауса - один из них, в штате Пенсильвания, со временем вырос в весьма солидный городок. Несколько деревень с таким названиям были основаны также европейскими колонизаторами в Африке: Заире (ныне Демократическая Республика Конго), Лесото и ЮАР.
Особняком стоит российский Эммаус. До конца XVIII века это место носило неблагополучное название Чёртова Яма, и было переименовано в более звучный Эммаус. Существуют две версии относительно обстоятельств, при которых это произошло. Согласно одной из них, название было дано местным священником по новозаветной аналогии - в 15 километрах от села находится город Тверь (си речь Иерусалим). По другой, прежнее название не понравилось Екатерине II во время её проезда из Петербурга в Москву; поскольку императрица читала в это время евангелие от Луки, новое название было взято из него. Российский Эммаус стал известен в последние годы благодаря проводящемуся неподалёку ежегодному рок-фестивалю.


Что же остаётся делать нам? Казалось бы, посещать и любоваться всеми Эммаусами. По крайней мере, теми, которые в Израиле. Увы, не все они одинаково доступны. Если Никополис, Абу-Гош и Моца расположены вдоль главного израильского шоссе №1, и многие из нас в них побывали, то Кубейбе и Артас находятся на территории Палестинской автономии. Особенно тяжело добираться до Кубейбе. О нём и поговорим отдельно.

Окончание следует...
linkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: ben_tal
2010-01-06 05:55 pm (UTC)
многие картинки
Forbidden
You don't have permission to access /yozhik_/pic/0000xxa7 on this server.
но не все...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-01-06 05:56 pm (UTC)
а сейчас?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ben_tal
2010-01-06 05:58 pm (UTC)
Очень интересно. А какой самый труднодоступный?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-01-06 06:00 pm (UTC)
Кубейбе. Но и в Артас пробраться сейчас непросто.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sewa7
2010-01-06 06:20 pm (UTC)
Спасибо!
Как всегда очень интересно и познавательно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-01-06 06:21 pm (UTC)
ну ты был с нами и всё видел :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: antizioni
2010-01-06 06:22 pm (UTC)
А что сложного добраться (пробраться) в Артас?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-01-06 06:27 pm (UTC)
Ехать самому по крайней мере опасно. Местные жители моментально вычисляют израильского водителя по его неуверенной езде по незнакомому месту.
К тому же, не забывайте, с израильским паспортом Вас могут остановить на КПП и забрать в полицию.
Впрочем, я там был - но с надёжным гидом.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oumnique
2010-01-06 06:23 pm (UTC)
Очень интересно.
Ждем продолжения.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-01-06 06:27 pm (UTC)
Будет. Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alla_hobbit
2010-01-06 06:24 pm (UTC)
Очень интересно. Жду продолжения!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-01-06 06:28 pm (UTC)
Надеюсь, где-то через неделю. Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: seagull_gull
2010-01-06 06:32 pm (UTC)
Как же я люблю твои обстоятельные рассказы!
Давно хочу туда съездить. Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-01-06 07:32 pm (UTC)
Я думаю можно попробовать поговорить с Костей. Может, будут ещё желающие.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: michk
2010-01-06 06:46 pm (UTC)
Очень интересно! Хотелось бы туда попасть...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-01-06 07:33 pm (UTC)
Ты не одинок в твоём желании. Я надеюсь, после моих постов появятся желающие, и наберётся новая группа. Поговори с Костей.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: bukvoed
2010-01-06 06:56 pm (UTC)
Спасибо, многое теперь понятно.

Где-то попадалось утверждение, что есть минимум девять кандидатов в Эммаусы. Интересно, какие ещё места могли иметься виду ? Если, конечно, склероз меня не подводит.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-01-06 07:31 pm (UTC)
Кастель, Хирбат Хамаса (рядом с Хусаном), ещё вроде Бейт-Гуврин. Уже восемь :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: v_pole
2010-01-06 06:58 pm (UTC)
Спасибо, Женя.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-01-06 07:33 pm (UTC)
Пожалуйста! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ramires10
2010-01-06 07:20 pm (UTC)
Спасибо, Женя!
В дополнение к поискам "Потерянного Эммауса" могу добавить еще один, самый ранний. Тель Экед, что в парке Канада. Крепость, построенная во II веке до н.э. селевкидским военачальником Бакхидесом называлась в ту пору Эмаус.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-01-06 07:35 pm (UTC)
Рам, мне кажется, что крепость Бакхидеса и городок под ней можно рассматривать как единое целое.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ovk
2010-01-06 07:32 pm (UTC)
спасибо, прямо подарок на Рождество! Поздравляю!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-01-06 07:39 pm (UTC)
С праздником Вас!
Если можете, подскажите, пожалуйста - есть ли у православных понятие "Святой понедельник" в память о явлении в Эммаусе? У католиков есть.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: anno_nin
2010-01-06 07:33 pm (UTC)
Что ж третья дорога выпала? Или я чего то не дочитала? Там Артас находится?
вообще то, если будет голосование, то я за Моцу. Основная проблема в расстоянии, как я понимаю? Где то была трактовка, что вышли из ворот и шли пару часов. За пару часов им 12 км не пройти...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-01-06 07:43 pm (UTC)
Да, северная римская дорога через Бейт-Хорон никогда не рассматривалась. Может быть, ещё всё впереди :)
Трактовок было много...
Моё личное мнение - они дошли до какой-то деревушки в районе разрушенного в то время Никополиса, где у них случилось видение. А, скажем, назавтра вернулись в Иерусалим.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olha_juli
2010-01-06 07:36 pm (UTC)

ААА!!! ИИИИ!!!! Ну как так можно???!!!

На самом интересном месте!!!
Спасибо, очень, просто ну очень-очень интересно! Жду продолжения!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-01-06 07:44 pm (UTC)

Re: ААА!!! ИИИИ!!!! Ну как так можно???!!!

Постараюсь до следующей пятницы успеть.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: javax_slr
2010-01-06 08:02 pm (UTC)
А где развалины Никополя? В Латруне? как их найти?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2010-01-06 08:09 pm (UTC)
Когда едешь в Иерусалим на перекрёстке Латрун съезжаешь направо, в сторону монастыря молчальников. Но туда не едешь, а поворачиваешь налево под 1-ой трассой. Через 100 метров - вход в Никополис.
Цена - 5 шекелей.

На их сайте есть подробная информация, вкл. часы работы и карту:
http://sites.google.com/site/emmausnikopolis/%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%D0%B4%D0%BB%D1%8F%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>