?

Log in

No account? Create an account
Джабель Харун - II - Записная книжка Ёжика (с хвостиком) [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Джабель Харун - II [Oct. 21st, 2009|03:57 pm]
Ёжик
[Tags|]


Сетух Харун (терраса Аарона).


Окончание. Начало - http://users.livejournal.com/yozhik_/153159.html

Мы прервали наш рассказ вскоре после небольшого привала в придорожном кафе. Сразу после него дорога выходит на равнину, которая носит название Сетух Харун, что в переводе с арабского означает "терраса Аарона". Здесь белый купол могилы Аарона впервые открывается взору путника.

Именно на этом месте прервалось путешествие швейцарца Иоганна Буркхардта, заново открывшего Петру в 1812 году. Могила Аарона послужила для него формальным поводом для посещения этих мест, и тщательно оберегавшие от чужих глаз древнюю столицу набатеев бедуины (по их мнению, здесь хранились несметные сокровища) купились на его уговоры. На террасе Аарона он принёс в показательную жертву козла, но было уже поздно, и вызвавшего подозрение своей любопытностью Бурхкардта быстро вывели обратно.

Первыми европейцами, достигшившими вершины в наше время, были англичане Чарльз Ирби (Irby) и Джеймс Мэнглз (Mangles). Oписание их восхождения в 1818 году стало отправной точкой для дальнейших исследований.
Тем не менее, до второй половины ХХ века большинство путешественников по-прежнему доходили только до подножия горы. Дальше пройти было можно только обладая хорошими связями среди местого населения. Иногда помогали рекомендации влиятельных лиц во дворе османского султана. Разумеется, в любом случае проводники получали щедрое вознаграждение.

По разным причинам не смогли подняться наверх и два художника, благодаря работам которых весь мир узнал о Петре. Оба они запечатлели в своих работах Джабель Харун, находясь на террасе Аарона.


Гора Ор. Рисунок Л. де Лаборда (1828 г.).
С сайта Jordan Jubilee.


В 1828 году, воспользовавшись разразившейся среди бедуинов эпидемией, в Петру сумели пробраться два молодых француза - Леон де Лаборд и Луи Линан. Зарисовки Лаборда немного наивны, что можно объяснить неопытностью (ему было всего 20 лет), но, в целом, художника отличает стремление передать точные размеры увиденного.
Отчёты о поездке Лаборда и Линана, увидевшие свет в 30-е годы XIX века, ни разу не переиздавались. Но иллюстрации к ним - к сожалению, очень неважного качества - используются сейчас почти в каждом путеводителе по Петре.


Могила Аарона. Литография Д.Робертса (1839 г.).


Больше повезло шотландскому художнику Дейвиду Робертсу, побывавшего в Петре в 1839 году. Помимо опыта, в его распоряжении было новое слово техники - камера-люцида, с помощью которой художник мог достичь правильного построения перспективы. Карандашные эскизы впоследствии были им раскрашены. Литографии Робертса широко известны, выпускаются альбомы с их репродукциями.
Да вот незадача - шотландец любил приукрашивать действительность. Изображение Джабель Харун у него полно драматизма. Спору нет, подъём действительно пугает неподготовленного путника, но у Робертса гора выглядит даже более неприступной, чем это есть на самом деле.


Придорожное кафе №2.


Полчаса пути по равнине, и мы подошли к ещё одной бедуинской стоянке. Здесь нам пришлось свернуть с автомобильной дороги, и больше мы на неё не возвращались. Как и во время первой остановки, нам предложили чай (цена - 1 динар).

Незадолго до нас к стоянке спустилась немецкая группа. Это мы считали, что вышли рано. По нашим подсчётам, немцы отправились в путь не позднее 6:30 утра! Благодаря этому они преодолели самый сложный участок пути до того, как стало жарко. Всем бы быть такими организованными...
Наличие в составе группы бабушек вполне пенсионного возраста настроило меня на положительный лад. Если они смогли, чем я хуже?


Дорога наверх.


От второй остановки дорога начинает идти наверх. На удивление, подъём оказался очень плавным, и только пару раз за весь путь мне пришлось приложить значительное усилие, чтобы подпрыгнуть повыше.
Всё это время не мог заставить себя не оглядываться назад. Постоянно возникало желание посмотреть на удаляющиеся монументы Петры; вскоре они уменьшились до маленьких точек.


Оглядываясь назад.


Впереди нас шла супружеская пара из Англии, ведомая гидом на ослике. Надо сказать, что наличие проводника позволяет сократить время в пути, поскольку он указывает на места, где можно срезать путь. Мы же не стали рисковать, и шли строго по указателям.


Указательные метки.


Каким бы щадящим ни был подъём, мне приходилось делать частые остановки. Иногда везло, и мы залезали под "навес".


Отдых в тени.
© igorla


Где-то в этих местах должна проходить набатейская дорога в Петру через Джабель Харун. То ли по самой горе, то ли у её подножия (логичнее второе). Совпадал ли с ней наш путь, я проверять не стал. Желающие могут ознакомиться со статьёй археологов и заняться этим сами.


Подъём. Вид на юг.


Через час с небольшим после выхода со стоянки бедуинов, подъём, наконец-то, закончился и мы оказались на просторном плато. Могила Аарона все ещё была над нами, но уже значительно ближе, детали здания просматривались весьма чётко.
Впереди - территория раскопок, которые ведут финские археологи. Вход на них закрыт. Тем не менее, мы сможем их осмотреть сверху, когда заберёмся на вершину.


Гора на горе. Вид с плато.



Могила Аарона. Вид с плато.


То, что составители Мидраша Раба (II-III вв. н.э.) толковали название Ор а-Ар (הר ההר) не как "гора гор", но как "гора на горе", известно многим:

Гора на горе, как малое яблоко на большом яблоке.

Мидраш Бе-мидбар, Паршат Хукат, 16


Когда оказываешься на плато, не остаётся никаких сомнений в том, что составители мидраша имели в виду именно Джабель Харун. Ещё один снимок, сделанный немного со стороны, хорошо это демонстрирует:


Гора на горе. Вид с плато.
С сайта "Places of Peace and Power".


Плато расположено на высоте 1270 метров над уровнем моря. Вершина горы - на уровне 1350 метров. Оставшийся отрезок пути предстояло преодолеть по вырубленным в скале ступенькам. Между прочим, это высота 15-этажного дома. Но мы даже не обратили на это внимания.


Ступеньки в скале.


При подходе к могиле вспомнилось упоминание о том, что в XIX веке евреям было разрешено подниматься до девятой ступеньки (если считать сверху); на вершину горы, согласно этому источнику, они не допускались. Подтверждения этому я, однако, не нашёл. Похожее ограничение накладывалось мусульманами в пещере Праотцев в Хевроне, где евреям разрешали подняться только на семь ступенек.


Почти у цели.


И вот мы на вершине! На крышу строения ведёт встроенная лестница, и мы сразу же по ней поднялись. Дул сильный и довольно холодный ветер, порывы которого заставляли нас передвигаться с повышенной осторожностью.

Разумеется, первый взгляд - на запад, где простирается долина Арава. Это уже Израиль.
Купол могилы Аарона можно рассмотреть в ясную погоду со стороны ведущей в Эйлат 90-й дороги (в районе "Пундак 101"). Следовательно, с вершины должны были просматриваться израильские поселения.
Увы, видимость оставляла желать лучшего, и эйлатские горы расплывались в насыщенном песком воздухе. Исходя из собственного опыта могу утверждать, что осмотр окрестностей в горах в нашем климате лучше всего производить зимой, желательно после недавно прошедшего дождя.


На заднем плане - вид на долину Арава.


Следующий взгляд - на восток. Даже не верится, что мы осилили этот подъём. Но приходится.


Джабель Харун. Вид в восточном направлении.


Самое интересное было ещё впереди. К югу от вершины мы как на ладони видим раскопки византийских построек, к которым не смогли подойти ранее.


Джабель Харун. Вид в южном направлении.


Раскопки ведутся с конца 90-х гг. под руководством археолога Яакко Фрёсена (университет Хельсинки, Финляндия). По мнению Фрёсена, в византийский период здесь находился постоялый двор для христианских паломников, направлявшихся к могиле Аарона. В состав комплекса входила довольно большая трёхнефная базилика, контуры которой хорошо просматриваются на снимке ниже.
Финнами здесь была найдена выполненная на камне надпись - «ΑΑΡΩΝ». Идентификацию вершины как горы Ор подтверждает найденный недавно в самой Петре папирус VI века, в котором упоминается о некоем монастыре Аарона в окрестностях.

С подробной информацией о раскопках можно ознакомиться на сайте Finnish Jabal Haroun Project (английский, финский), и в частности, в статье Z.Fiema, "The Byzantine monastic / pilgrimage center of St.Aaron near Petra, Jordan" (html | pdf)


Развалины монастыря Св.Аарона (IV-VII вв.).


Вид на север нас немного удивил. Вдали виднелась вырубленная в скале гробница. Несмотря на строгую классическую форму строения, я почему-то был уверен, что это рядовая пещера, которых здесь сотни, если не тысячи.
Только вечером, вернувшись в гостиничный номер и просматривая купленные книги, меня осенило, что это был А-Дейр - гробница гигантских размеров, которую мы посетили накануне. Издалека она кажется совсем небольшой.


Джабель Харун. Вид в северном направлении.


В 1818 году, англичане Ирби и Мэнглз - первые европейцы, поднявшиеся на Джабель Харун, с вершины горы обратили внимание на эту гробницу, и занялись изучением подходов к ней. Так мир узнал о существовании А-Дейр. До этого он был известен только бедуинам.

  
А-Дейр.
Слева - вид с Джабель Харун, справа - вид вблизи.


Ошалев от видов вокруг, я совсем забыл о первоначальной цели похода. В этом смешно признаваться, но в могилу мы так и не попали. Когда мы подходили к вершине, к нам обратился сторож-бедуин, но я даже не стал его слушать, и побежал дальше.


Вели. Восточная стена.


Обычно в таких случаях предлагают кофе, чай или подвезти на ослике. Но не в этот раз - как мне потом рассказал igorla, сторож спросил, хотим ли мы зайти внутрь здания. Естественно, за плату, но я бы согласился, не раздумывая. А так, мельком посмотрев на запертую дверь, я прошёл мимо...
Странно, но молодые люди, которые взобрались на гору чуть позже нас (один из них - на верхнем снимке), тоже не выразили желания осмотреть могилу. Иначе я бы, конечно, пошёл за ними.
Что же, теперь есть хороший повод подняться сюда снова. Вообще, для детального осмотра объекта мне требуются, как правило, два посещения :-)


Вели. Восточная стена.


Строение на могиле Аарона в исламской терминологии носит название "вéли" (weli), и представляет собой аналог христианских часовен на местах могил святых. Это понятие, однако, встречается редко, его нет даже в словаре исламской архитектуры А. Петерсена. Значительно чаще используется слово "макам" (maqam), но, если я правильно понимаю, оно больше соответствует захоронениям, имеющих второстепенное значение.

Каждую осень бедуины окрестных мест поднимаются к могиле и просят пророка Харуна (так звучит имя Аарон по-арабски) об обильных дождях и хорошем урожае. В середине ХХ века правительство Иордании пыталось искоренить эту традицию, как не соответствующую исламу, но безрезультатно.

Для местных мусульман это место связано не только с могилой Аарона. Согласно легенде, на вершине горы проживал православный монах Багира (Бахира), который заметил десятилетнего (иногда указывается другой возраст - семь лет) мальчика в составе проходившего мимо торгового каравана, и предсказал ему великое будущее. Этим мальчиком был сам пророк Мухаммед. Впрочем, общепринятая версия предполагает, что встреча Багиры и Мухаммеда произошла в городе Босра (ныне на территории Сирии).


Надпись над входом.


Надпись над входом в нескольких местах стёрлась и неразборчива. Даты указаны по исламскому календарю. Согласно ей, вели был построен в 739 году (1338-9 гг. по христианскому летоисчислению) Насиром аль-Дин Мухаммедом, по указанию своего отца, известного строителя культовых зданий, мамлюкского султана Калавуна, и восстановлен в 900 или 909 году (в 1494-5 или 1503-04 гг. по христианскому летоисчислению).


Строение на могиле Аарона. Разрез.
© C.Kanellopoulos. С сайта PetraGarden.


Кенотаф находится прямо напротив входа, за ним, под куполом, расположен молельный зал с михрабом, направленным в сторону Мекки. В южной части помещения есть спуск, ведущий к пещере, в которой, по распространённому мнению некогда находилась могила Аарона. Сейчас пещера пустует.
Сохранились многочисленные надписи на иврите и арабском, а также вырезанные в стенах кресты, оставленные паломниками. В частности, анализ ивритских надписей на самом кенотафе позволяет предположить, что они были сделаны жителями Хеврона и Цфата в XVII веке.

 
Кенотаф над могилой Аарона.
Слева - рисунок Э.Робинсона(?) (1838 г.), справа - современное фото (© nehag_sus).


Уже во второй половине XIX века были предприняты попытки детального изучения постройки на могиле Аарона. Самым значительным исследованием считается монография, изданная в 1916 года немецким археологом Теодором Вигандом.
В целом, вторичное использование некоторых камней в стенах строения не вызывает сомнений. Но стояло ли ранее на месте нынешней постройки другое здание? Или же камни были взяты с развалин паломнического центра внизу? Виганд склоняется к первой версии, указывая на найденные им неподалёку куски мрамора и мозаики. По его мнению, от мемориальной церкви византийского периода также сохранилась каменная кладка, на которой возведён действующий могильный комплекс.
Более полную картину могли бы дать археологические раскопки, но о них в святом для мусульман месте не приходится и мечтать. Внешний осмотр здания также затруднён после сооружённой в 90-е гг. ХХ века платформе вокруг строения. Поэтому, для этих целей лучше воспользоваться архивными фотографиями.

Кстати, первые снимки могилы Аарона был сделаны жителем Иерусалима Чарльзом Хорнштейном в 1895 году. Тогда ему не удалось завершить восхождение. Но вторая попытка, предпринятая им через несколько лет, оказалась успешной.


Могила Аарона. Снимок Ч.А.Хорнштейна (1899 год).
Из альбома "Beyond the River. Ottoman Transjordan in Original Photographs".


Как и следовало ожидать, обратный путь оказался значительно более лёгким. Через два часа с небольшим мы уже были у столба фараона, от которого начали восхождение. Осматривать другие объекты в этот день у нас уже не оставалось сил, все эмоции были уже выплеснуты. По инерции немного побродив по парку, вскоре мы пошли к выходу.

______________________________________


Привoжу график нашего похода к могиле Аарона (время указано примерное):
 9:00 - вход в парк Петры
10:00 - столб фараона (Zibb Firawn)
10:30 - памятник змее (Snake Monument)
11:05 - кафе №1 (недалеко от кладбища)
11:40 - кафе №2 (начало подъёма)
12:50 - плато
13:10 - наверху
13:45 - начало спуска вниз
14:45 - кафе №2
16:00 - возвращение к столбу фараона
Прямой путь от столба фараона до выхода из парка, без осмотра других достопримечательностей, занимает около 1 часа.

Итого: туда - 4 часа 10 минут от входа в парк, 3 часа 10 минут - от столба фараона (с отдыхом в двух придорожных кафе). Обратно, с вершины до столба фараона - 2 часа 15 минут (с отдыхом в одном кафе).
В целом: 6 часов - туда и обратно от столба фараона. 8 часов - туда и обратно от входа в парк Петры (если не отвлекаться на другие объекты).

Карта в GoogleMaps: http://www.ljplus.ru/img4/y/o/yozhik_/petra2_4.JPG (обозначения остановок в пути - очень приблизительные!)

Учтите также, что парк Петры открыт от рассвета до заката. В случае нарушения этих, в общем-то, простых правил могут быть неприятности! Рассчитывайте свой поход так, чтобы оставался запас времени на возвращение.

Eсли вы не имеете опыта длительных походов, а также в случае, если вы сомневаетесь в возможности вернутся до наступления темноты, настоятельно рекомендую воспользоваться подвозкой (см. первую часть отчёта). Это позволит сэкономить время (примерно наполовину) и силы.

______________________________________



Вид на могилу Аарона с воздуха.
© Yann Arthus-Bertrand/CORBIS
С сайта Corbis.


В заключение хочу поблагодарить nehag_sus за предоставленную возможность неспешно походить по Петре, igorla - за терпение, проявленное в пути (в гору я иду очень медленно), oumnique, записями которой я пользовался при подготовке к поездке, а также всех, кто мужественно дочитал мой пост до конца.

Литература:
- P.Miettunen, "The veneration of the prophet Hārūn in the Petra region – Tradition and change 1812-2003". MA Thesis, Studies on Arabic and Islam, University of Helsinki, 2004
- М.Туваль, "Полузабытое еврейство Набатеи и Провинции Аравии"
- אתרים ומקומות בירדן. Иерусалим, 1995   1, 2, 3, 4
- C.Irby, J.Mangles, "Travels in Egypt and Nubia, Syria, and the Holy Land". London, 2005. pp.434-439
- I.Haviv, "Trekking and Canyoning in the Jordanian Dead Sea Rift". Israel, 2000 (основную часть книги можно скачать здесь). Джабель Харун описывается в маршруте №49 (стр.179-180).
- "The Holy Sites of Jordan". Amman, 1996
- F.Bourbon, "Petra. Art, History and Itineraries in the Nabatean Capital". Italy, 1999
- А.Аднан, Дж.Риф, "Петра. Мифы и символика". Иордания, 2008
- А.Кочнева, "Иордания. Королевство в сердце Востока", Москва, 2004
- R.S.Abujaber, F.Cobbling, "Beyond the River. Ottoman Transjordan in Original Photographs". London, 2005
- "Jebel Haroun: The Mountain of Aaron"
- отчёт о нашей поездке ЖЖ-юзера igorla: 1, 2, 3, 4
- незаконченный фоторепортаж о поездке в Петру ЖЖ-юзера oumnique: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Рейтинг: 5 из 5.
linkReply

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: vvp_sn
2009-10-21 02:19 pm (UTC)
класс!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-10-21 02:22 pm (UTC)
езжайте в Иорданию. россиян там много :-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: cz_75b
2009-10-21 02:33 pm (UTC)
уфф, я на Масаду еле поднялся в свое время...а тут повыше будет, молодцы!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-10-21 02:35 pm (UTC)
Кроме Джабель Харуна, мы поднялись ещё на две горы, но поменьше. И ещё 2-3 оставили на следующий раз.
Да, после Петры Масада кажется пустяком :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alla_hobbit
2009-10-21 02:46 pm (UTC)
Здорово и очень интересно! Жалко, что внутрь вы не зашли.
(А слова "пройденного" в отношении дождя в русском языке все же нет. :))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-10-21 02:49 pm (UTC)
сменил на "прошедшего". спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: zapru
2009-10-21 03:02 pm (UTC)
Спасибо за интересный отчёт!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-10-21 03:06 pm (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ex_rollgrey
2009-10-21 03:03 pm (UTC)
Спасибо, Женя!
Очень интересно (как и всегда, впрочем) и - завидно.

Как теперь говорят у нас: аффтор, пиши исчо! :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-10-21 03:06 pm (UTC)
Не надо завидовать - ночь в средней иорданской гостинице стоит раза в 2-3 дешевле, чем в рядовом подмосковном пансионате. Виза ставится в аэропорту.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bukvoed
2009-10-21 03:15 pm (UTC)
Спасибо. Основательно, как всегда.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-10-21 04:53 pm (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ezhik_israely
2009-10-21 03:28 pm (UTC)
я дочитала до конца! :) очень интересно :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-10-21 04:55 pm (UTC)
Дочитать до конца - это подвиг :)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: look_for_myself
2009-10-21 03:33 pm (UTC)
ты относительно быстро :) не прошло и месяца :)))
молодец!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-10-21 04:55 pm (UTC)
в точку - я поставил задачу успеть за месяц :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ben_tal
2009-10-21 04:09 pm (UTC)
круто!!! надо будет...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-10-21 04:56 pm (UTC)
бывает, что поднимаются израильские группы. мелькало как-то в ЖЖ.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aksoparus
2009-10-21 04:12 pm (UTC)
Прочитал с удовольствием. Очень интересно. Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-10-21 04:56 pm (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: superglaz
2009-10-21 04:53 pm (UTC)
Очень здорово, спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-10-21 04:56 pm (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olmas
2009-10-21 05:07 pm (UTC)
Спасибо, Женя!
И за ссылки тоже.
Очень интересно и занимательно, а вид сверху на последнем снимке потрясает!
Следопыты вы!:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-10-21 05:28 pm (UTC)
Так последнюю фотографию не я снимал ;)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
From: elizai
2009-10-21 05:08 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: faja_dar
2009-10-21 05:10 pm (UTC)
Получила сегодня Вашу книгу) Большое спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-10-21 05:29 pm (UTC)
Хороших прогулок!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oumnique
2009-10-21 06:06 pm (UTC)
Спасибо за рассказ. Очень интересно получилось.
Особенно любопытно выглядит А-Дейр издалека и с высоты.
А к развалинам монастыря вы не сходили?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-10-21 06:11 pm (UTC)
В смысле, сходили ли к А-Дейру? Да, конечно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>