?

Log in

No account? Create an account
Неби Эйт - Записная книжка Ёжика (с хвостиком) [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Неби Эйт [Sep. 7th, 2009|10:18 am]
Ёжик
[Tags|, , ]


Неби Эйт.


Из исторических источников мы знаем, что ещё несколько сот лет назад землю Израиля покрывали многочисленные леса. Например, в летописях крестоносцев нередко встречаются упоминания дубрав, среди которых проходили сражения с войсками Саладина. Во времена турецкого владычества почти все насаждения пошли на дрова, уцелели только плодоносящие деревья. Последнюю точку в вырубке лесов поставило строительство железной дороги из Яффы в Иерусалим в 1892 года, для которой в качестве топлива использовалась древесина.
Честно говоря, мне трудно себе представить как приморскую равнину, так и холмы Шфелы (Предгорья), покрытые лесами. В ходе своих походов по голым холмам и равнинам я ни разу не натыкался на что-либо, что могло напомнить мне столь обычные для российских лесов пни. Неужели турки их тоже выкорчевывали, не оставив ни единого следа?

Oстровками былых лесных массивов остаются места, имевшие сакральное значение - кладбища и места культа. Деревья, произрастающие в непосредственной близости от них, по мусульманскому обычаю трогать нельзя. Одним из таких мест является макам Неби Эйт, о котором и пойдёт речь сегодня.



Вид с холма Титора, Модиин.


В последние четыре года мы живём в Модиине, и часто приезжаем погулять на холм Титора, находящийся совсем недалеко от центра города. С его вершины открывается прекрасная панорама самарийских гор. Среди многочисленных вершин выделяются две: самая высокая - Хареша (735 метров над уровнем моря) и ещё одна, значительно более скромная (580 метров), но с заметным издалека густым лесом наверху.

На Джабель Хареша мне удалось побывать несколько лет назад, в ходе поездки по еврейским поселениям, организованной усилиями sashanep. Именно тогда меня так заинтересовала вторая вершина, Неби Эйт. Вблизи она выглядит ещё более необычной.


Неби Эйт. Вид со стороны подножия Джабель Хареша.
©rdavid (2006 г.)


В отличие от Хареши, на которой расположена израильская военная база, и которую можно посетить, в общем-то, без проблем, поход на Неби Эйт связан со многими трудностями. Во-первых, нормальных подъезных путей к ней нет, проезд наверх возможен только на джипах. Во-вторых, и это главное, гора находится в зоне "B" и в окружении нескольких арабских деревень, поэтому прогулки в этих местах должны проходить согласование с военной администрацией.

В июне 2008 года недалеко от Неби Эйт были тяжело ранены двое израильских военнослужащих, приехавших искупаться в одном из многочисленных родников, расположенных в прилегающих долинах.
Уже через неделю после трагического события советом еврейских поселений Биньямина был организован массовый подъём на Неби Эйт, в котором приняло участие более 300 человек. Я об этом, однако, узнал с опозданием - из журнала ЖЖ-юзера shurikls.
Спустя примерно год в память об этом была организована повторная прогулка по этим местам. Несмотря на неважную физическую форму и продолжающееся жаркое лето, я не мог отказаться от участия. В третий раз такой шанс мог мне и не представиться.


Карта маршрута.
Фрагмент карты с сайта http://www.amudanan.co.il


Девятикилометровый маршрут был пройден за шесть часов - темп более чем щадящий. Но следует принять во внимание довольно большой перепад высот и практически полное отсутствие дорог на самом сложном участке пути. Утомительные подъёмы и спуски по террасам требуют хотя бы минимальной походной подготовки.

Местом встречи был избран т.н. ирландский мост (на иврите - "ха-гешер ха-ири") на 450-м шоссе между поселениями Нахалиель и Халамиш.


Ирландский мост на 450-м шоссе.


Мост проложен над руслом Вади А-Зарка, одного из самых интересных вади в Самарии. К югу от моста вдоль вади расположены около двадцати источников - явление для Израиля уникальное.

Вади А-Зарка был присвоен статус заповедника, о нём упоминается на сайте управления заповедниками и национальными парками Израиля ("решут ха-тева ве ха-ганим"). Неблагоприятная политическая обстановка, однако, привела к тому, что израильские власти не уделяют заповеднику никакого внимания. В настоящее время здесь плотным рядами расположены плантации жителей окрестных деревень, использующих воду из источников.


Вади А-Зарка.


Название Вади А-Зарка происходит от арабского слова "азрак" - голубой. Действительно, южнее Кинерета такого обилия пресной воды в Израиле нигде, пожалуй, больше нет.


Один из источников в Вади А-Зарка.


Вади А-Зарка с его источниками простирается далеко на юго-запад, переходя в Вади Натуф (чаще используется название Нахаль Натуф), которое, в свою очередь, доходит почти до приморской низменности и заканчивается в районе парка Неот Кдумим. Мы же, достигнув места прошлогодней трагедии, после непродолжительного отдыха свернули в другое ущелье - Вади Тавахин. Несколько лет назад вдоль него была проложена грунтовая дорога, ведущая к расположенной в горах деревне Дир Амар. Именно по ней спустились в долину убийцы...


Вади Тавахин.


Название Вади Тавахин переводится с арабского как "долина мельниц". Мельница, тем не менее, здесь всего одна. Действовала она, по-видимому, до середины ХХ века. Верхние строения (на снимке не видны) относятся к периоду британского мандата.


Вади Тавахин. Справа - развалины мельницы.


Практически единственный источник информации об этих местах - книга известного израильского краеведа и путешественника Менахема Маркуса, составленная им по результатам тщательного исследования местности, проведённого в 80-е гг. Изданная в 1991 году, уже после начала интифады, она осталась практически невостребованной и известна только в узких кругах отчаянных путешественников. Да и сам Маркус с тех пор предпочитает путешествовать по Иордании; недавно увидел свет его сборник маршрутов по этой стране.


Вид на Неби Эйт со стороны Вади Тавахин.


За одим из поворотов внезапно открывается вид на Неби Эйт. К сожалению, снимок был сделан против солнца, и не в состоянии передать красоту пейзажа.
С этого места отчётливо видна аккуратно "подстриженная" верхушка горы: сосновая роща произрастает только в верхней её части, как будто охваченная кольцом. Если принять за верную теорию о массовой вырубке лесов в турецкий период, то можно предположить, что деревья были сохранены в определённом радиусе от вершины. Но мне в это как-то мало верится. Неужели не сохранились корни старых деревьев? Почему не пробивается молодняк? Версия об искусственных насаждениях мне показалась бы более правдоподобной.


Вади Тавахин. На подходе к Неби Эйт.


Наверх ведут, как минимум, две дороги. Одна из них, которая предназначена для джипов, естественно, подошла бы и для пешеходов, другая проходит довольно близко от вершины в районе деревни Бейтилу, дома которой постепенно подбираются к Неби Эйт с севера. Но безопасность - превыше всего, и мы поднимаемся по довольно крутому склону, перепрыгивая через камни.
Несмотря на скромную для этих мест высоту - 580 метров над уровнем моря, гора Неби Эйт выделяется на фоне остальных тем, что возвышается над окружающими её долинами в гордом одиночестве. Перепад высот достигает 130 метров.


Подъём наверх.



Выше.


Характерная постройка на вершине горы была определена Маркусом, как могила неби (пророк, араб.) Эйта, почитаемого местным населением за умение вызывать дождь (к слову, в талмудической традиции эту роль выполняет Хони ха-Меагель).
Более поздние источники поправляют Маркуса, указывая на то, что по мусульманской традиции Эйт похоронен в деревне Саир под Хевроном. Здесь же, по их мнению, расположен макам - место поклонения этому пророку.
Местные жители собираются здесь в годы засухи, и молитвами пытаются приблизить наступление сезона дождей.


На вершине.


История сакральных мест часто восходит к незапамятным временам. Многие места проведения языческих ритуалов впоследствии почитались как святыни монотеистических религий (иудаизма, христианства и чаще всего ислама); иногда они передавались "по наследству" друг другу. В последнее столетие мы стали свидетелями обратного процесса - многие "вновь найденные" могилы цадиков издревне считаются также святыми местами мусульман.
Именно на этом основывается мнение ведущего нашего похода, Двира Равива (я о нём уже рассказывал в одном из предыдущих постов), что гора Неби Эйт может быть отождествлена с местом деятельности библейской пророчицы Деворы, жившей в XII веке до н.э.:

4. В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова;
5. она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней [туда] сыны Израилевы на суд.


Такое утверждение, однако, в высшей степени спорно. Мы до сих пор не знаем, где находился библейский город Рама, и все утверждения на эту тему не более, чем домыслы. Что касается Вефиля (в ивритской транскрипции - Бейт-Эль, "дом бога"), то связь близлежащей деревни Бейтилу с библейским топонимом никто и не думает отрицать. Но городов с таким названием в Иудее было несколько, и какой из них находился вблизи дома Деворы-пророчицы, можно только гадать.

На мой взгляд, единственным достаточно весомым доводом в пользу этой теории является факт почитания кочевыми народами (например, бедуинами) богини дождя Эйт. Именно богини, а не бога или пророка. Можно осторожно предположить, что в некоторых местах с возникновением ислама народные верования были приведены в соответствии с новыми нормами, и пророчица стала пророком.


Макам.


Уже после прогулки, просматривая интернет-сайты, я узнал, что недалеко от макама находятся развалины византийской постройки. Сохранились мозаики, правда, судя по описанию, очень простые. Также, на восточном склоне горы, куда мы не пошли, расположена пещера, в которой, согласно обрывочной информации, были найдены следы древнего поселения.


Сосновый лес.


Разросшиеся ветви деревьев лишают возможности кругового обзора с Неби Эйт. Поэтому, мы спустились обратно и поднялись на соседнюю вершину Хирбат Дир Шариф. Для этого потребовалось преодолеть высокие современные сельскохозяйственные террасы, некоторые из которых находятся на высоте полутора-двух метров над нижними. Но оказавшись на вершине, об этом сразу забываешь - сверху открывается изумительный вид на всю Самарию, от Модиина на юге до Шхема на севере. Неби Эйт виден отсюда как на ладони.


Неби Эйт. Вид с Хирбат Дир Шариф.


Наш обратный путь лежал через Вади Дир Инон. Как и в случае с Хирбат Дир Шариф, арабское слово "дир" (монастырь) указывает на наличие поселения византийского периода. Раскопки, насколько мне известно, в этих местах не велись. Просто не успели, а с началом интифады в 1987 году об этих планах пришлось забыть.


Вади Дир Инон.


Главная достопримечательность этой долины - небольшой 15-метровый водопад, действующий в период дождей. Это единственный водопад в Самарии. Попасть бы туда зимой!


Пересыхающий водопад в Вади Дир Инон - единственный в Самарии.
©shurikls (2008 г.)


Вскоре после водопада дорога начинает резко идти вниз. Но прежде, чем вернуться в Вади А-Зарка, мы остановились возле ещё одного родника, десятого или одиннадцатого на пути (сбился со счёта).


Последний источник на пути - Айн А-Дальба.


Вот, и ещё одним неисследованным объектом стало меньше. Но я постоянно узнаю о новых интересных, но труднодоступных местах в Израиле, большинство из которых расположены не более, чем в часе езды от моего дома! Несмотря на то, что за последние год-два мне удалось осмотреть целый ряд таких мест, "лист ожидания" за это время не только не сократился, но и удлинился. Сейчас у меня на очереди не менее сорока мест, куда я готов сорваться в любую минуту. Такое ощущение, что конца этому не будет никогда :-)

Литература:
- М.Маркус, "Горы Бейт-Эль", Иерусалим, 1991 (иврит) - מנחם מרכוס, הרי בית-אל (חבל בנימין) - סקר נוף ומסלולי טיול
- Заповедник Неби Эйт на сайте "Природа и ландшафты Израиля" (иврит)
- ещё один отчёт о походе на форуме tapuz.co.il (иврит)
- фотоотчёт участника прогулки 2008 года.

Рейтинг: 3 из 5.
linkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: drijka
2009-09-07 07:42 am (UTC)
cool
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-09-07 07:51 am (UTC)
thanx
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: michk
2009-09-07 07:43 am (UTC)
Спасибо, очень интересно!
Если будут ещё походы в такие места - дай знать, пожалуйста. В предыдущие разы я так никуда и не выбрался, но надежды не теряю.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-09-07 07:53 am (UTC)
Походы проходят почти каждую неделю, но большинство из них либо слишком тяжелы для меня, либо далеко от дома. Самое простое - отслеживать форум http://www.agenda.co.il/56/forum , он обновляется почти каждый день.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: olmas
2009-09-07 08:15 am (UTC)
спасибо, Женя, очень увлекательно написал и показал, сразу захотелось туда:) какой-то необычной красоты место (как впрочем и вся Страна:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-09-07 08:21 am (UTC)
Саамрия - мой любимый край :-) Наверное, потому, что запретный плод особенно сладок.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ben_tal
2009-09-07 08:29 am (UTC)
Спасибо!
ИМХО стоит опубликовать здесь "лист ожидания".
Если на какие-то объекты найдутся ещё желающие, то, возможно, список начнёт обрабатываться быстрее :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-09-07 08:30 am (UTC)
:-)) это было бы слишком вызывающе с моей стороны :-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: igorla
2009-09-07 09:00 am (UTC)
Жаль, мне не удалось попасть.
Оказывается, не надо ехать на Голаны, чтобы посмотреть водопад! ;)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-09-07 09:01 am (UTC)
Только зимой, только в дождливую погоду, только в сопровождении, как минимум, двух длинных стволов. Сложное сочетание :-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: paintervic
2009-09-07 09:03 am (UTC)
Спасибо за интересную прогулку!
Роща на холме выглядит очень необычно - красота!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-09-07 09:25 am (UTC)
Да, место необычное.
Говорят, и Яффа была окружена лесами...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: bukvoed
2009-09-07 09:29 am (UTC)
Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-09-07 09:52 am (UTC)
Спасибо! :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: evrikab
2009-09-07 09:49 am (UTC)
Очень увлекательный рассказ!
Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-09-07 09:52 am (UTC)
Спасибо! :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rogit
2009-09-07 10:06 am (UTC)
Спасибо, интересно!
Вспомнила сразу, как ты нас выгуливал... :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-09-07 10:41 am (UTC)
я тоже помню :-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: man_dima
2009-09-07 10:13 am (UTC)
лесов как в понимании средней полосы россии здесь в обозримом прошлом не было - дубравы были и вы можете их видеть по сей день в основном в галилее,на кармеле - это не те европейские дубы, это густой кустарник, его было очень много и в районе самарии и иуды, именно по нему ломились крестоносцы и его собирали и жгли. Деревья на холме это типичная посадка - деревья типа сосен распростронились здесь в 19ом веке не без помощи человека.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-09-07 11:00 am (UTC)
Я не берусь утверждать, какие виды дубов здесь произрастали во времена крестоносцев. Но даже если это те дубы, которые сохранились на севере, то должны были остаться корни, молодняк. я не понимаю, как деревья могли исчезнуть без единого следа.
Что касается сосны, то и до прихода европейцев здесь росла иерусалимская сосна ("орен ирушалми"). тем не менее, аккуратно рассаженные сосны на Неби Эйт наводят меня на мысль, что они таки посажены человеком.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tseytlin
2009-09-07 10:17 am (UTC)
Потрясающе интересно. Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-09-07 11:00 am (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sasha75
2009-09-07 10:20 am (UTC)
Ого!! Вот это "тиюль"! Завидую.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-09-07 11:01 am (UTC)
не надо завидовать. набирайте форму, и в путь :-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: irenase
2009-09-07 10:24 am (UTC)
Роща - как кипа на голове горы.
Спасибо - очень интересно.:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-09-07 11:02 am (UTC)
на иврите я встречал выражение "рош деше".
не по теме - где Ваш пост про Хельсинки. он был, и пропал.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: olkab
2009-09-07 10:32 am (UTC)
Здорово. А не может быть такого, что пни выкорчевали, и территорию пустили под террасы? В конце концов, вековые дубы тут вряд ли росли, и вообще большинство деревьев, насколько я понимаю, из каменистой почвы довольно ловко выкорчёвывается.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-09-07 11:04 am (UTC)
допустим, выкорчёвывается легко. но чтобы везде-везде так было? посмотри на голые холмы вокруг Модиина. ни одного молодого деревца, кроме олив. если бы корней чуть-чуть осталось, молодняк обязательно бы появился.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: zapru
2009-09-07 11:13 am (UTC)
Спасибо за интересный пост!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2009-09-07 11:14 am (UTC)
А Вам спасибо за остров Черновцы. От души посмеялся :-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>