?

Log in

No account? Create an account
Джабель Эль-Мукатам - Записная книжка Ёжика (с хвостиком) [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Джабель Эль-Мукатам [Nov. 13th, 2008|10:49 am]
Ёжик
[Tags|]

Очередная экскурсия в рамках проекта "Любители земли ТАНАХа". На этот раз был исследован участок к югу от 443-го шоссе.
Маршрут похода: Бейт-Хорон - А-Тира - Айн-Салман - Айн-Джифна - Хирбет Джифна - Айн Эль-Кикба - Джабель Эль-Мукатам - бензоколонка "Дор". Конечной целью была гора Джабель Эль-Мукáтам, с которой открывается великолепный вид на приморскую низменность. По мнению некоторых исследователей, именно здесь находилась крайняя западная точка надела Вениамина (Биньямина).

Обратите внимание, что при нажатии на многие снимки можно получить это же изображение в большем разрешении (вес фотографий по ссылкам - больше 1 Мб!).


Вид с горы Джабель Эль-Мукатам.
На заднем плане - высотные здания Модиина.


Меня давно интересовал небольшой участок между двумя трассами, ведущими с приморского побережья к Иерусалиму. Пологие холмы здесь начинают сменяться всё более и более высокими, и уже через несколько километров мы оказываемся в горах. Интересная природа и богатая история делают эти места настоящим раем для путешественников.
Южная часть этой территории мне знакома довольно хорошо: Мевацерет, Абу-Гош, Неве-Илан, Кирьят-Анавим, Маале ха-Хамиша, Натаф. С востока к ним примыкает популярный среди израильтян парк Аялон (бывший парк Канада).
Но северная часть узкой полоски (максимальное расстояние между 1-м и 443-м шоссе - немногим более пяти километров) оставалась для меня terra incognita. Развитию в ней туризма препятствует политическая ситуация - это уже территория палестинской автономии.


Карта местности.
443-е и 3-е шоссе выделены красным цветом. Примерная линия забора безопасности - синим.
Местонахождение горы Джабель Эль-Мукатам отмечено крестиком.


Пограничный забор проходит примерно посередине между 1-м и 443-м шоссе. Основанные в 70-80-е гг. поселения остались на израильской стороне. Все они либо расположены вдоль 443-го шоссе, остающимся под юрисдикцией Израиля (Гиват Зеэв, Гивон ха-Хадаша, а также Бейт-Хорон), либо находятся в непосредственной близости к границам 1967 года (Мево Хорон и Хар Адар). В глубине северного участка ни одного еврейского поселения нет.

На приведённой выше карте границы забора указаны приблизительно. За более точной информацией следует обратиться к сайту Шауля Ариеля, раздел "Карты" (Maps): общая карта забора между Модиином и Иерусалимом, карта забора в районе Бейт-Хорона и Гиват Зеэва.

Также могут представлять интерес
топографическая карта района и советская карта второй половины 80-х гг.



Спуск в Вади Салман (Нахаль Аялон).
На заднем плане - деревня Бейт Дуку. Холм на горизонте - Эммаус-Кубейбе.


Европейцы начали проявлять интерес к этим местам ещё в конце XIX века. Особое усердие проявили францисканцы, по версии которых новозаветный Эммаус находился в деревне Кубейбе (см. верхний снимок). В 1947 году ими был издан археологический обзор (на итальянском языке).
В 80-е годы израильским управлением древностей были проведены масштабные раскопки под руководительством И.Финкельштейна. Отчёт о них увидел свет в 1993 году.

Пятнадцатикилометровая прогулка началась со спуска в ущелье Вади Салман. Чтобы к нему подойти, нужно пройти несколько сот метров по окраинам деревни А-Тира (зáмок, араб.). Несмотря на то, что было раннее утро, и местные жители ещё не вышли из своих домов, этот участок мы постарались преодолеть максимально быстро. Дальнейший маршрут проходил вне арабских населённых пунктов.


Вади Салман (Нахаль Аялон)


Вади Салман - один из многочисленных отрезков пересыхающего ручья, берущего начало в Иудейских горах. Ранее он впадал в Средиземное море в районе современного Яффо, но со временем его русло изменило направление, и теперь это приток реки Яркон. Да, это та самая речушка Аялон, протекающая через весь Тель-Авив.
У арабов в случае длинных рек, если они не масштаба Нила или Евфрата, принято давать разные названия отдельным их отрезкам. Так, в районе Тель-Авива ручей по-арабски называется Вади Муцрара. Отсюда и некоторая путаница.
Согласно местной традиции, Вади Салман получило своё название в честь Салмана аль-Фариси (т.е. из Персии), одного из сподвижников пророка Мухаммеда.


Источник Айн Салман.


На южной стороне вади находятся развалины фермы XII века. Главная её достопримечательность - бьющий из скалы родник. Крестоносцы одели в его камень и провели канал для орошения окрестных земель.


Источник Айн Салман.


Находящийся в нескольких метрах от источника большой водосборник используется как бассейн для детворы деревни Бейт-Дуку, дома которой возвышаются на прилегающей горке. К сожалению, в 90-е годы старые стены были заменены бетонными.
Происхождение названия Бейт-Дуку неизвестно, но напрашивается латинское duc (герцог).


Айн Салман. Водосборник.


Находящаяся неподалёку постройка крестоносцев имеет ярко выраженный гражданский характер - нет ни башен, не укреплений. Частично сохранился первый этаж здания.


Айн Салман. Постройка времён крестоносцев.


С началом интифады израильтяне посещают Айн-Салман крайне редко. Очень жаль, но один из самых красивых источников в районе Иерусалима оказался практически забыт. В интернете мне удалось найти только одно упоминание о нём.

В иерусалимских горах хорошо сохранилась ещё одна сельскохозяйственная постройка крестоносцев - Хурбат Луза в районе Мевацерeта. Но чтобы к ней пройти, также требуется пересечь зелёную черту.

Подробнее об Айн Салман можно почитать в книге М.Маркуса: текст, рисунок 1, рисунок 2


Вади Салман (Нахаль Аялон).


После непродолжительного привала мы продолжили путь по Вади Салман в западном направлении. Следующим объектом были источники Айн-Джифна.


Айн Джифна. Общий вид.


Название Джифна происходит от ивритского слова "гефен" (виноградник). Виноделие было одной из главных статей дохода сельских жителей в период Второго храма, поэтому названия с этим корнем встречаются часто.


Айн Джифна. Нижний источник.


Нижний источник, который виден со стороны вади, весьма слабый. Значительно более мощный источник находится в пещере, расположенной немного выше. Источники используются местными жителями для полива, рядом с ними разбит большой парник.


Пещера Джифна.


Среди участников похода было высказано мнение, что водосборник в Айн Джифна, как и находящиеся рядом развалины, относятся к периоду крестоносцев. Но подтверждения этому мне нигде найти не удалось.


Водный резервуар периода крестоносцев(?) в Айн-Джифна.


Несколько сот метров выше находятся укрепления римско-византийского периода.


Подъём к Хирбат Джифна.


От крепости остались только груды камней. Обращает на себя внимание стена колумбария.


Хирбат Джифна. Вид на Вади Салман (Нахаль Аялон).
На заднем плане - деревня А-Тира.


Современный путешественник может по достоинству оценить местоположение, выбранное римлянами. Защитники крепости имели возможность контролировать узкое ущелье, связывающее приморскую равнину с горными районами. К тому же, холм находится на важном перекрёстке дорог - у самого его подножья ущелье разделяется надвое.


Хирбат Джифна. Вид на Модиин.



Хирбат Джифна. Вид на Модиин.
На переднем плане - деревня Хирбат Эль-Мицбах.


После Хирбат Джифна мы вновь спустились, на этот раз в ущелье Вади А-Давар.


Спуск в Вади Э-Дабар


На дне многих вади растут оливы. Находящиеся на небольших искусственных возвышениях, они выдерживают напор воды в сезон дождей. Октябрь - сезон сбора урожая маслин, и в Вади Э-Дабар мы встретили жителей деревни Бейт-Инан, спустившихся сюда с лестницами и вёдрами.
Отношение к нам с их стороны было подчёркнуто вежливым. Но внешнее радушие может оказаться обманчивым - даже в спокойные 90-е израильтян в этих местах не жаловали. Поэтому, в одиночку и без оружия в этих местах появляться категорически не рекомендуется.


Вади Э-Дабар. Вид на запад.



Вади Э-Дабар. Вид на восток.


Первая часть похода завершилась у пересохшего источника Айн Эль-Кикба. Здесь группа разделилась на две части. Большинство участников вернулись к 443-му шоссе. Остальным предстояло восхождение к главной цели путешествия - горе Джабель Эль-Мукатам (502 м).


Подъём на гору Эль-Муннатир.


Джабель Эль-Мукатам находится на самом краю довольно длинного хребта. Дорога, связыващая посёлки Бейт-Инан и Бейт-Ликия, проходит почти рядом с его вершиной. Но поскольку вариант с проходом через близлежащие посёлки был исключён, пришлось взбираться по крутому склону горы Эль-Муннатир (623 м), и от неё идти по хребту дальше на запад.


Вид на Джабель Эль-Мукатам c Эль-Муннатир .


Подъём был тяжёлым, но недолгим. При наличии минимальной сноровки его можно преодолеть за сорок-пятьдесят минут.


Последнее усилие.


Джабель в переводе с арабского значит "гора", Эль-Мукáтам (ударение на первое "а") - "срезанный". Действительно, её вершина представляет собой плато размером примерно с футбольное поле.
Гора с таким же названием находится в Каире (Египет).


Плато на вершине Джабель Эль-Мукатам.


Интерес к Эль-Мукатаму объясняется тем, что по мнению некоторых исследователей, именно это гора указана в книге Иисуса Навина при описании границ надела колена Вениамина:

12 предел их на северной стороне начинается у Иордана, и проходит предел сей подле Иерихона с севера, и восходит на гору к западу, и оканчивается в пустыне Бефавен;
13 оттуда предел идет к Лузу, к южной стороне Луза, иначе Вефиля, и нисходит предел к Атароф-Адару, к горе, которая на южной стороне Беф-Орона нижнего;
14 потом предел поворачивает и склоняется к морской стороне на юг от горы, которая на юге пред Беф-Ороном, и оканчивается у Кириаф-Ваала, иначе Кириаф-Иарима, города сынов Иудиных. Это западная сторона.
15 Южною же стороною от Кириаф-Иарима идет предел к морю и доходит до источника вод Нефтоаха;
16 потом предел нисходит к концу горы, которая пред долиною сына Енномова, на долине Рефаимов, к северу, и нисходит долиною Еннома к южной стороне Иевуса, и идет к Ен-Рогелу;
17 потом поворачивает от севера и идет к Ен-Шемешу, и идет к Гелилофу, который против возвышенности Адуммима, и нисходит к камню Богана, сына Рувимова;
18 потом проходит близ равнины к северу и нисходит на равнину;
19 отсюда проходит предел подле Беф-Хоглы к северу, и оканчивается предел у северного залива моря Соленого, у южного конца Иордана. Вот предел южный. С восточной же стороны пределом служит Иордан.
20 Вот удел сынов Вениаминовых, с пределами его со всех сторон, по племенам их.
Книга Иисуса Навина, глава 18



Фрагмент карты колен Израиля. В центре - надел Биньямина.
С сайта Wikipedia.


При беглом просмотре многочисленных карт наделов колен Израиля бросаются в глаза мелкие неточности: границы зачастую проводятся весьма произвольно, местоположение городов также вызывает сомнения. Приходится вчитываться в текст.

Нас интересуют, в первую очередь, две строки:

13 оттуда предел идет к Лузу, к южной стороне Луза, иначе Вефиля, и нисходит предел к Атароф-Адару, к горе, которая на южной стороне Беф-Орона нижнего;
14 потом предел поворачивает и склоняется к морской стороне на юг от горы, которая на юге пред Беф-Ороном, и оканчивается у Кириаф-Ваала, иначе Кириаф-Иарима, города сынов Иудиных. Это западная сторона.

Беф-Орон - это, разумеется, Бейт-Хорон. Вефиль - Бейт-Эль, Атароф-Адар - Атарот, Кириаф-Иарим - Кирьят-Яарим.
Нижний Бейт-Хорон - это современная деревня Бет Ур Эль-Тахта ("тахта" означает тоже, что и ивритское "тахтон"), Вефиль - деревня Бетилу. Остаются, однако, проблемы с идентификацией Атарота и Кирьят-Яарим. В ХХ веке были основаны посёлки с такими названиями, но места для них при этом выбрали приблизительно.


Джабель Эль-Мукатам. Вид c 443-го шоссе.


К югу от Бет Ур Эль-Тахта проходит длинный хребет, состоящий из следующих друг за другом вершин примерно одинаковой высоты. Единственная гора, которая выделяется среди остальных - Джабель Эль-Мукатам. Её отличие от остальных в том, что она крайняя. К западу от неё начинается резкий спуск к холмам Предгорья (Шфелы).


Джабель Эль-Мукатам. Вид из посёлка Кфар-Рут.


Является ли Эль-Мукатам границей надела колена Вениамина? Мы сможем приблизиться к разгадке, когда и если будут найдены древние Атарот и Кирьят-Яарим. Существуют несколько гипотез относительно их местонахождения, но ни одна из них не выдержала проверку временем. "Гора, которая на южной стороне нижнего Бейт-Хорона" должна находиться между ними.


Гора Джабель Эль-Мукатам. На краю плато.


С вершины открывается вид на наделы двух соседних племён - Ефрема (Эфраима) и Дана.


Джабель Эль-Мукатам. Вид на север.
На переднем плане - бензоколонка "Дор" на 443-м шоссе.
На заднем плане - деревня Бейт Ур Эль-Тахта.


Местная топонимика весьма необычна для Израиля, и связана, в основном, с ханаанейцами, населявшими эти земли до прихода евреев.
Так, существует версия, что на холм, где ныне находится Бейт-Ур Эль-Фока (Верхний Бейт-Хорон), служил местом культа бога Хорона, он же египетский Хорос (в русской транскрипции - Хор). Бейт-Хорон означает "дом Хора".

Также легко расшифровывается название близлежащей деревни Хирбат Эль-Мицбах - "развалины жертвенника" ("хурбат ха-мацбеах" на иврите). Разумеется, имеется в виду языческий жертвенник, разрушенный Иисусом Навином при захвате Ханаана.
Хирбат Эль-Мицбах находится в непосредственной близости к 443-му шоссе. Именно на участке рядом с этой деревней чаще всего случаются инциденты с бросанием камней по проезжающим мимо машинам.


Гора Джабель Эль-Мукатам. Вид на северо-запад.
На переднем плане - деревня Хирбат Эль-Мицбах.
На заднем плане (слева направо) - посёлок Кфар-Рут, город Модиин-Илит и деревня Цафа.


Важнейшую роль в ханаанской мифологии играл глаз - символ всевидящих божествественных сил. Бог солнца Хор имел вид человека с головой, а иногда и с крыльями, сокола. Правый глаз олицетворял солнце, левый - луну. Хор вступил в борьбу с убийцей своего отца богом пустыни Сетом, в результате чего потерял левый глаз. Впоследствии глаз был восстановлен без 1/64 его части (именно так!).

   
Глаз Хора. 1/2+1/4+1/8+1/16+1/32+1/64=63/64
Источники: Welcome to the Temple of Heru, DNA Alchemy Metaphysical Website.


Предание об этом событии сохранилось в названии деревни Биилин, о которой мы постоянно слышим в сводках пятничных новостей. Биилин - "бли аин", одноглазый.
Похоже, к этой истории имеет отношение и соседний Наалин - "нааль аин" может означать "закрытый глаз".
Ещё один населённый пункт, название которого, по-видимому, связано с Хором - Цафа. Предположительно, это искажённое ивритское "цофе" (смотритель).


Гора Джабель Эль-Мукатам. Вид на запад.
На переднем плане - деревня Бейт-Сира.
На заднем плане - посёлок Маккабим и город Модиин.


А вот названия соседних с Модиином деревень Бейт-Сира и Бейт-Ликия, скорей всего, имеют еврейское происхождение.
В первом случае естественным выглядит использование слова "сира" (корабль), но до моря отсюда идти и идти. Поэтому, интересна другая версия:

20 Сыновья Ефрема: Шутелах, и Беред, сын его, и Фахаф, сын его, и Елеада, сын его, и Фахаф, сын его,
21 и Завад, сын его, и Шутелах, сын его, и Езер и Елеад. И убили их жители Гефа, уроженцы той земли, за то, что они пошли захватить стада их.
22 И плакал о них Ефрем, отец их, много дней, и приходили братья его утешать его.
23 Потом он вошел к жене своей, и она зачала и родила сына, и он нарек ему имя: Берия, потому что несчастье постигло дом его.
24 И дочь у него [была] Шеера. Она построила Беф-Орон нижний и верхний и Уззен-Шееру ...
1-я книга Паралипоменон, глава 7


Имя Шэера (שארה) вполне могло трансформироваться в Сира. Может быть Бейт Сира, это и есть указанный в тексте Узен Шеэра (אֻזֵּן שֶׁאֱרָה)? Или какой-то другой город, в котором жила Шеэра, дочь Ефрема? Ведь оба Бейт-Хорона, также основанные ею, находятся неподалёку.
Кстати, из приведённого отрывка видно, что Верхний и Нижний Бейт-Хорон находились уже на территории колена Ефрема (Эфраима).
Деревня Бейт-Сира находится у самой границы, напротив неё стоят дома посёлка Маккабим (ныне - в составе Модиина). До второй интифады Маккабим и Бейт-Сира разделяло 3-е шоссе, сейчас - забор. 3-е шоссе теперь не имеет выхода на 443-е; есть план строительства на этом участке подземного туннеля.


Джабель Эль-Мукатам. Вид на юго-запад.
На переднем плане - деревня Бейт-Ликия.


В конце XIX века английские исследователи Кондер и Китченер определили Бейт-Ликию, как Елтеке (אלתקה), древний город в наделе Дана из книги Иисуса Навина (19:44 и 21:23). Считается, что аргументом для этого утверждения послужило упоминание Иосифом Флавием некоей деревни Литикии близ Бейт-Хорона. Получается интересная цепочка превращений: Елтеке - Литикия - Ликия.
Мне, однако, не удалось найти Литикию ни в одной из работ Флавия. К тому же, по мнению многих библеистов, Елтеке находился значительно ближе к морю, в районе современного Тель-Авива.


Джабель Эль-Мукатам. Вид на деревню Бейт-Ликия.


Как и на многих других вершинах Самарии, на Джабель Эль-Мукатам предполагалось расположить военную базу. Для этого требовалось перенести линию забора безопасности на несколько километров вглубь палестинской территории. Верховный суд Израиля, однако, отклонил просьбу армии.

Обратный путь нашей группы пролегал через бедуинский посёлок, расположившийся в ущелье рядом с 443-м шоссе. В краеведческой литературе 70-80-х годов, посвящённой местам в районе ещё только проектировавшегося Модиина, часто упоминаются бедуины. Но сейчас в окрестностях города их нет. Я не раз задавался вопросом, куда они ушли - оказывается, совсем недалеко. Палестинские номера их машин указывают на то, что они были выселены за забор навсегда.

Завершилась прогулка на бензоколонке "Дор" - единственной на отрезке 443-го шоссе между Атарот и Маккабим. Ещё лет 5-6 назад я мчался мимо неё на скорости 150 км/час, только бы поскорее доехать до ближайшего КПП. Как всё изменилось за эти годы.

Источники:
- Z.Baram, "Inside Modiim. Selected Researches about the Maccabian Landscape and Glory" -
זוהר ברעם, "בתוככי מודיעים. חקר צפונות ארץ המקבים ומורשתם". שילת, 2007
- М.Маркус, "Горы Вифеля (Бейт-Эля). Надел Биньямина. Обзор местности и прогулочные маршруты", Иерусалим 1991 - מנחם מרקוס, "הרי בית-אל (חבל בנימין). סקר נוף ומסלולי טיול", ירושלים 1991
- дискуссии о границах колен Ефрема и Вениамина на сайте www.daat.co.il (иврит) 1 | 2
- B.Bagatti, "I monumentidi di Emmaus el-Qubeibeh dei Dintorni". Gerusalemme, 1947 (итал.)
- I.Finkelstein, Y.Magen, "Archaelogical Survey of the Hill Country of Benjamin", Jerusalen 1993 -
ישראל פינקלשטיין, יצחק מגן, "סקר ארכיאולוגי בארץ ישראל", ירושלים 1993
- Т.А. Шеркова, "Око Хора: символика глаза в додинастическом Египте"

Рейтинг: 3 из 5.
linkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: tozhe_kot
2008-11-13 09:22 am (UTC)
Здорово как! А когда такие прогулки бывают? Я, может, тоже поучаствую?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2008-11-13 09:47 am (UTC)
В прошлом посте я привёл ссылки на сайты с анонсами, а также адреса рассылок:
http://users.livejournal.com/yozhik_/143833.html

Я бы на твоём очень хорошо подумал прежде, чем идти в такие походы. По крайней мере, я прохожу их на пределе своих возможностей.

Но бывают и простые маршруты. Редко, но бывают. Так, завтра будет 3-х часовой марш (צעדה) от Атерет до Вади Хармия. По асфальтовой дороге.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: leorer
2008-11-13 09:23 am (UTC)
Спасибо, не гулял там пешком.
Одна поправка. Аялон в районе Тель-Авива - это Вади-Кабир. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2008-11-13 09:51 am (UTC)
Это чуть южнее :-) Район Саламе.
В районе Сароны - Рамат-Гана уже Вади Муцрара.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: igor_torick
2008-11-13 09:29 am (UTC)
А чт ты делаешь 22-го?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2008-11-13 09:42 am (UTC)
пока не ясно. а что?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: litwak
2008-11-13 09:30 am (UTC)
А можно принять участие в прогулках такого рода? (rafi.kiel @ gmail.com)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2008-11-13 09:48 am (UTC)
В прошлом посте я привёл ссылки на сайты с анонсами, а также адреса рассылок:
http://users.livejournal.com/yozhik_/143833.html
(там внизу)

Завтра состоится трёхчасовой марш от Атерет до Вади Хармия.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: levakov
2008-11-13 09:31 am (UTC)
СПАСИБО, ПОЗНОВАТЕЛЬНО И ИНТЕРЕСТНО. ИЛЬЯ
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2008-11-13 09:49 am (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alla_hobbit
2008-11-13 10:16 am (UTC)
Как всегда очень интересно, спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2008-11-13 10:29 am (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: igorla
2008-11-13 10:26 am (UTC)
Эта тот поход на который ты меня звал? Я думал он завтра будет.

". Ещё лет 5-6 назад я мчался мимо неё на скорости 150 км/час, только бы поскорее доехать до ближайшего КПП. Как всё изменилось за эти годы."
Я до 2005 года не ездил по етой трассе. А в какую сторону изменилось?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2008-11-13 10:28 am (UTC)
я тебя во многие походы зову :-)
завтра будет поход от Атерет до Вади Хармия.

изменилось моё отношение. раньше я боялся ездить по этому шоссе.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: lord666
2008-11-13 10:35 am (UTC)
Здорово! Очень! И интересно. Тоже очень!
Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2008-11-13 10:46 am (UTC)
Я очень рад. Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zapru
2008-11-13 12:26 pm (UTC)
Очень интересно узнать о происхождении названий разных мест, спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2008-11-13 02:09 pm (UTC)
Кстати, о Битунии. Мне сказали, что это "Бейт Ятумим" (детский дом). И что название упоминается у Флавия. Обещали дать ссылку, но пока я ничего не получил...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: solnyschko
2008-11-13 12:32 pm (UTC)
Безумно интересно!
Спасибо тебе большое!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2008-11-13 02:10 pm (UTC)
Пожалуйста :-)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gershkopf
2008-11-13 02:21 pm (UTC)
А в субботу вы не ходите?
Прошу простить если вопрос бестактный
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2008-11-13 02:36 pm (UTC)
Я бы с удовольствием. но прогулки по Иудее и Самарии по субботам отсутствуют как класс...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kot_shred
2008-11-13 02:33 pm (UTC)
спасибо огромное!
Всегда восхищаюсь сочетанием взгляда художника и научного подхода
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2008-11-13 02:36 pm (UTC)
:-) спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: evrikab
2008-11-13 03:59 pm (UTC)
Необыкновенно интересно побывать в таких
местах, куда ходят "Любители земли ТАНАХА".
Спасибо за прекрасный отчет!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2008-11-13 04:54 pm (UTC)
Да, походы уникальные. С тех пор, как узнал о них, стараюсь участвовать во всех. Только не все мне по силам...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mckaby
2008-11-13 06:30 pm (UTC)
Молодчина, что рассказываешь.
Интересные места и моя любимая тема - топонимы, за это отдельное спасибо.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2008-11-13 06:32 pm (UTC)
С топонимикой Зоар помог :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: i_drlis
2008-11-13 07:46 pm (UTC)
Ну молодец! Как всегда, подробно, осмысленно и обоснованно..
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2008-11-13 07:51 pm (UTC)
Спасибо!
Стало ли тебе известно что-нибудь о надписи на доме в Сароне?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>