?

Log in

No account? Create an account
Приходская церковь Св.Иосифа, Хайфа - Записная книжка Ёжика (с хвостиком) [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Приходская церковь Св.Иосифа, Хайфа [Dec. 25th, 2007|12:36 pm]
Ёжик
[Tags|, ]


Приходская церковь Св.Иосифа, Хайфа.
Архитектор - Антонио Барлуцци (1961 г.).


Меня часто спрашивают, почему в моём журнале нет постов о Хайфе.
Главная причина - наличие прекрасного путеводителя на русском языке. Его автор, Юрий Полторак, проделал огромную работу по сбору информации о городе, и любезно делится ею в своей книге и на экскурсиях.

В том, что касается севера Израиля и Хайфы в частности, Юрий - непрекаемый для меня авторитет. Когда потребовалось определить авторство скромной церкви в нижнем городе, я обратился к нему за советом.

История церкви Святого Иосифа восходит к 1948 году, когда в результате возникновения государства Израиль центр деятельности салезианцев переместился из Хайфы в Назарет. Освободившийся участок вместе с постройками был приобретён другим католическим орденом - кармелитами, которые решили возвести здесь приходскую церковь.
История кармелитов связана в первую очередь с Илией-пророком. Но поскольку храм с таким именем в городе уже был (хотя и не действовал), новую церковь решили назвать именем Иосифа, патрона Терезы Авильской, стараниями которой была реформирована женская ветвь ордена.

Впервые я наткнулся на упоминание о церкви Св.Иосифа в процессе поиска материалов о творчестве архитектора Антонио Барлуцци (1884-1960). В частности, вскользь о ней говорится в православной энциклопедии и на сайте францисканцев.
Информация была очень скупой и противоречила общепринятой биографии архитектора. Последней его постройкой считается церковь "Доминус Флевит" в Иерусалиме (1955 год).
Но ответ Ю.Полторака подтвердил мою догадку - церковь Святого Иосифа была построена по проекту знаменитого итальянца.


Приходская церковь Св.Иосифа. Главный фасад.


Проезжая по улице ха-Мегиним, я часто обращал внимание на огромный крест, выложенный плиткой на стене современного здания. Но что это церковь, не знал. Остановиться и зайти внутрь всегда не было времени.


Интерьер церкви Св.Иосифа. Вид с балкона.


Нереализованный проект церкви в Назарете, над которым архитектор работал до последних дней пребывания в Израиле, библиографы называют неспетой лебединой песнью Барлуцци. В 1958 году он вернулся в Рим, где и скончался два года спустя.
И вдруг я узнаю о его хайфской постройке, которую начали возводить в 1959 году. Каюсь, меня продолжали терзать сомнения.
Но когда я вошёл в церковь, они развеялись как дым. Конечно, это Барлуцци! Такую завораживающую игру света мог создать только его гений. Приём, по разному использованный архитектором в храмах на горе Фавор, в Гефсимании и Вифании, нашёл своё применение и здесь, в малоизвестной церкви в Хайфе.


Интерьер церкви Св.Иосифа.


До сего момента я считал, что талант Барлуцци воплощался только там, где постройки были связаны с эпизодами Нового Завета. Глубоко верующий человек, Барлуцци раскрывал значение места через сопереживание событий, с которыми оно было связано. Посещая церкви, построенные им в Иерусалиме, Вифлееме, Фаворе и на горе Блаженств, паломник получает возможность погрузиться в атмосферу происходившего здесь две тысячи лет назад.
Другие постройки архитектора - школы, больницы, монастыри - решены весьма практично, и, несмотря на узнаваемость, особого интереса не вызывают.


Алтарь.


Правда, мне никогда не доводилось бывать в приходских и монастырских церквях Барлуцци. Почти все они расположены за пределами Израиля.

Почему церковь Св.Иосифа не упоминается в большинстве биографий архитектора? Наверное, потому, что он сам не успел об этом написать. Наследие Барлуцци ещё ждёт своего исследователя.


Новогодняя месса.
На заднем плане - мозаичный крест с подсветкой (скульптор - Ф.Радаелли).

С сайта прихода Св.Иосифа в Хайфе.


Церковь Св.Иосифа весьма скромна как снаружи, так и внутри. Если бы не крест на главном фасаде, её можно было бы спутать с промышленным зданием. Впечатление усиливает грязно-бурый цвет внешних стен. Колокольня, обычно призванная выделить церковную постройку, выполнена в минималистском стиле и находится в задней, непарадной, части здания.
Предельно лаконичным задуман и интерьер. Но стоит бросить вгляд на алтарь, остальные детали внутреннего убранства отходят на второй план. Оригинальное решение освещения этой части церкви настолько приковывает внимание, что требуется усилие для продолжения осмотра. С целью акцентирования Барлуцци спроектировал алтарное пространство более узким, чем основной зал церкви.
Обязательно попросите смотрителя отпереть вход на балкон. Обзор сверху позволяет окинуть взглядом помещение целиком.

Над полукругом алтарного проёма расположен герб ордена кармелитов: гору Кармель венчает крест, верхние две звезды символизируют Илию-пророка и Иоанна-крестителя, нижняя - Деву Марию.
По сторонам находятся две эмалированные мозаики. Справа изображена Пресвятая Дева Мария Кармельская, слева - святое семейство с Иосифом на переднем плане.
Третья мозаика находится в другом конце зала, в баптистерии. На ней изображена церемония крещения Иисуса Христа.
Также в виде мозаик выполнены изображения стояний крестного пути.


Стояния крестного пути.



Автор мозаик и витражей в церкви - Франческо Радаелли, монах братства Святого сердца Бетаррам. Все они были установлены в 1983 году. Что украшало церковь до этого, мне узнать не удалось.
Радаелли участвовал в создании интерьеров церквей во многих странах мира. Несколько его работ демонстрируются в музее Ватикана.
Помимо работ в храмах родного ордена Бетаррам, в Израиле художником было оформлено внутреннее убранство церквей в салезианских монастырях в Назарете и Кремизане, а также в церкви при семинарии Латинско-Католической патриархии в Бейт-Джалле.
При создании витражей использовалась технология, разработанная мастерской семьи Тониутти (Милан, Италия) - после обработки разноцветные куски закалённого стекла толщиной 2-3 сантиметра соединяются друг с другом смолой или бетоном.


Интерьер церкви.


На боковых стенах церкви расположено двенадцать витражей. Семь из них посвящены таинствам - крещению, конфирмации (в православной традиции - миропомазанию), евхаристии, епитимии, елеосвящению (соборованию), рукоположению и браку. Теряюсь в догадках, почему епитимия здесь заменила общепринятую исповедь.
На остальных пяти витражах изображены крещение Иисуса, лик Христа, Еммануил ("с нами бог", иврит; одно из имён Иисуса Христа), воскресший Христос, а также Богоматерь Жизни - покровительница детей, умерших до крещения.
Витраж у входа посвящен переходу Красного моря народом Израиля; на переднем плане изображён Моисей.

Самым интересным представляется круглый витраж с изображениями птицы (символ Святого духа) и рыбы с надписью ιχθυς - Ихтис.


Ихтис. Витраж главного фасада.


В переводе с древнегреческого это означает "рыба" и является древним акронимом имени Иисуса Христа, состоящего из начальных букв слов

ιησους    Иисус
χριστος   Христос
θεού      Божий
υιόσ       Сын
σωτήρ    Спаситель


Вид зала со стороны алтаря.
Снимок предоставлен Ю.Полтораком.


История жизни Иосифа представлена в виде рельефных изображений на бронзовой двери церкви. Скульптор - Серафино Мелькиорре (род.1932), кармелитский монах из Италии.


Бронзовая дверь. Скульптор - Серафино Мелькиорре.

Центральный рельеф - святое семейство под сенью Святого духа в облике голубя. Левая панель, сверху вниз - обручение Иосифа и Марии, встреча Иосифа и ангела, рождение Иисуса и вифлеемская звезда. Справа - бегство в Египет, Иисус помогает Иосифу в плотницком деле, Иисус и Мария у постели умирающего Иосифа.
Последние два сюжета заимствованы из апокрифических источников.

Ещё одна дверь работы Мелькиорре установлена в монастыре Стелла Марис на горе Кармель.
Подробнее о творчестве итальянского скульптора можно узнать на его сайте.



Приход Св.Иосифа на карте Хайфы (обозначен как Parrocchio).
Фрагмент карты из книги "Le Carmel en Terre Sante".

Долгие годы церковь Св.Иосифа оставалась единственным латинским приходом в Хайфе.
Её история была бы неполной без упоминания действовавшей при ней общине иудео-христиан. Основанная отцом Даниэлем (в миру - Освальд Руфайзен, 1922-1998), она находилась здесь с начала 60-х по 90-е гг. После конфликта с арабской общиной перенесла деятельность в другое здание.


Отец Даниэль. 1998 год.
Снимок с сайта кармелитов.

Материалы о жизни и деятельности отца Даниэля - на польском, английском, иврите, русском, а также в белорусской прессе. И ещё раз на иврите.
Об отце Даниэле рассказывается в книге Нехамы Тек "В логове льва". Английское издание - "In the Lion’s Den: The Life of Oswald Rufeisen (Нью-Йорк, 1990), на иврите -
"בגוב האריות. פרשת חייו של אסוולד רופאייזן"
(Тель-Авив, 2000).
На немецком увидела свет брошюра Дитера Корбаха "Daniel, der Mann aus der Löwengrube: Aus dem Leben von Daniel Oswald Rufeisen" (Кёльн, 1993).
Позже на польском была опубликована автобиография - o.Daniel Maria od Najświętszego Serca Pana Jezusa OCD (Oswald Rufeisen), Autobiografia (Краков, 2001).
В 2006 году издан роман-бестселлер Людмилы Улицкой "Даниэль Штайн, переводчик", в котором Руфайзен стал прототипом главного героя. Скачать можно здесь.



Вид на Хайфский залив.
Церковь Св.Иосифа можно разглядеть на заднем плане снимка.
Фрагмент фотографии из альбома "Skyline Haifa"


Церковь Св.Иосифа в Хайфе - хороший пример того, как самое заурядное здание может заиграть красками в руках архитектора - мастера своего дела. Судя по всему, заказчик не располагал значительными средствами, и возможности проектировщика были весьма и весьма ограниченными. Но несколькими штрихами Барлуцци создаёт визуальную доминанту, к которой приковано внимание посетителя. Бедность интерьера и даже экстерьера отступают на второй план.

Осмотр церкви возможен во время службы. В будние дни она проходит с 17:00.
Но если Вы пришли в другое время, можно попробовать пройти через административное здание, связанное внутренним проходом с церковью (вывеска St.Joseph Latin Parish). Если дверь заперта, нажмите на звонок - Вам наверняка откроют.

Литература:
- Сайт прихода Св.Иосифа в Хайфе
- Silvano Giordano, OCD, "Le Carmel en Terre Sante. Des origines à nos jours" (на французском яз.)
- Ю.Полторак, "Путеводитель по Хайфе"
- Н.Шалев-Халифа, "К запертому саду" (иврит)
- C.M.Martini, "Francesco Redaelli. The Holy Land. Colors and symbols of reconcillation"

Рейтинг: 2 из 5.
linkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: otlichnitza
2007-12-25 10:54 am (UTC)
ты сказал, это на Амегиним. Там, где "Итальянский госпиталь"?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-12-25 11:24 am (UTC)
Если стоять на перекрёстке ха-Мегиним и сдерот Бен-Гурион, и смотреть на Бахайский храм, то больница будет по правую сторону. А школа и церковь - по левую.
Кстати, больницу, возможно, также построил Барлуцци. Я сейчас уточняю информацию на сей счёт.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tozhe_kot
2007-12-25 10:59 am (UTC)
Как всегда, очень интересно, спасибо

А там на витраже написано было, что таинство епитимии?

И еще Иисус по гречески пишется Ιησους, а Сын Божий наоборот: υιος -сын, а θεου - Божий
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-12-25 11:35 am (UTC)
нет, об этом я прочёл в официальном издании Латинской патриархии "Francesco Redaelli. The Holy Land. Colors and symbols of reconcillation".
"Сын" и "божий" поменял местами, это моя ошибка.
Почему Иисус не ΙΕΣΥΣ?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: isinda_bubuev
2007-12-25 11:10 am (UTC)
лепота, и даж лестница в "будку киномеханика" имеется,и чего им ПАПА орган не подарит:), а Фавор=Тавор? там вроде на вершине очень кучерявая церковь стоит, даж не верится что тоже Барлуцци.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-12-25 11:31 am (UTC)
Да, Фавор - это традиционное написание в русском языке.
Церковь на Фаворе (Таворе) - первая самостоятельная работа Барлуцци. Построена по образцу сирийских церквей византийского периода. Мне она кажется грузной, но не надо забывать, что это проект 1919 года.
В любом случае, интерьер в ней просто восхитителен. Это можно почувствовать утром, если приехать в 8:30, к открытию - он весь наполнен светом.
К сожалению, первоначальный замысел был искажён, когда на крышу (она протекала) наложили слой металла. Мне это немного сложно представить, но Барлуцци хотел, чтобы свет шёл и сверху. Демонстрируя, таким образом, идею Преображения.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: inphuzoria
2007-12-25 11:11 am (UTC)
Как хорошо! Между прочим, о Руфайзене дважды писал Юлий Марголин (умер в 1971
году, так что личного знакомства не было. Меня, однако, очень привечала его вдова Ева Ефимовна, и разрешила мне составить сборник его статей и очерков, который вышел в 1978, кажется, году в товариществе "Москва-Иерусалим"). Марголин в американской газете "Новое русское слово" вел рубрику "Тель-авивский блокнот", там и рассказал о Руфайзене и пошло-израильском скандале с ним, когда ему не хотели предоставить гражданство, поскольку он христианин, якобы Закон о возвращении не для него писан. Милый Ежик, а как приобрести книгу о Хайфе Юрия Полторака? Возможно ли это из Лондона?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-12-25 11:46 am (UTC)
Руфайзен жил в Израиле с начала 60-х гг.
Так что, знакомство вполне могло иметь место.

Книгу можно купить на сайте издательства. В тексте я привёл ссылку:
http://www.ivrus.biz/showcat.php?id=5
Они принимают заказы и из-за рубежа. Если боитесь платить кредитной картой, можно послать чек.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kandidych
2007-12-25 11:21 am (UTC)
Спасибо, очень интересно!!!
Так вот ездишь часто мимо этого здания, и не знаешь какая красота скрывается внутри.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-12-25 11:52 am (UTC)
я и сам не знал до последнего времени :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lord_k
2007-12-25 11:34 am (UTC)
Надо же. Я несколько раз проезжал и проходил мимо, и даже не заподозрил, что это церковь. Хотя крест видел совершенно ясно.
Спасибо Вам.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-12-25 11:54 am (UTC)
я тоже не совсем отдавал себе в этом отчёт. слишком не вписывается здание в наше представление о том, как должна выглядеть церковь снаружи.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anno_nin
2007-12-25 11:44 am (UTC)
ссылка на путеводитель не сработала. Может, эта подойдет? http://www.seferisrael.co.il/index.php?cat=5&page=1&idbook=861932
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-12-25 11:47 am (UTC)
Проверь ещё раз, пожалуйста.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: alla_hobbit
2007-12-25 12:00 pm (UTC)
Очень интересно, спасибо большое! Здание заурядное, но вот интерьер и главное алтарная часть действительно удивительные.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-12-25 12:08 pm (UTC)
В первую очередь, алтарь. Интерьер интересный, но не более того.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dugla
2007-12-25 12:02 pm (UTC)

off

Oкaзия пoехaть нa джипе в Мaр-Сaбу:
http://www.andventure.net/forum/index.php/topic,1458.msg23473/topicseen.html#new
Если не зaхoчешь с нoчевкoй, мoжнo дoгoвoриться с ними встретиться утрoм в нaчaле мaршрутa.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-12-25 12:07 pm (UTC)

Re: off

Большое спасибо.
Мне бы хотелось уточнить. Это путешествие "к монастырю" или "в монастырь"?
С другой стороны я уже был с Игорем Ториком, он иногда возит туда на своем джипе. Меня интересует сейчас, как бы попасть в сам монастырь.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: make4um
2007-12-25 01:33 pm (UTC)
Ёжик-с-хвостиком, очень интересно. Большое спасибо. И так-то было очень интересно, а оказалось, что это ещё и церковь Руфайзера. Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: make4um
2007-12-25 01:34 pm (UTC)
* Руфайзенa
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: fateyeff
2007-12-25 01:51 pm (UTC)
Спасибо! :-)
В этой же церкви служили (и служат на сколько мне известно) мессы на русском языке.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-12-25 01:56 pm (UTC)
Вот про это я никогда не слышал. Все объявления на входе - на арабском.
Недавно в Хайфе после долгого перерыва открылась латинская церковь Св.Илии. Возможно, русскоязычная община переехала туда.
Поздравляю тебя и твою семью с Рождеством и Новым годом!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: evrikab
2007-12-25 02:12 pm (UTC)
Сражена наповал!
Мне, как жительнице Хайфы, было особенно приятно читать
этот пост. Спасибо огромное!
Вернусь с работы и дома перечитаю еще не один раз и со всеми ссылками.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-12-25 02:17 pm (UTC)
Пожалуйста.
Мне тут подсказали, что служба на русском проходит по воскресеньям в 17:00. Не знаю, устарела ли эта информацию, но попытаться стоит.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: oita
2007-12-25 02:25 pm (UTC)
Как интересно!
И так ко времени :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-12-25 02:30 pm (UTC)
:-)
Статья была готова ещё в начале декабря. По техническим причинам публикация не состоялась (надеюсь, пока). И я попросил разрешения выложить её у себя журнале именно в эти дни :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cz_75b
2007-12-25 05:09 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно и очень красивый храм. Жаль далеко от Хайфы живу, обязательно забежал бы на мессу туда.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-12-25 06:58 pm (UTC)
Я бы не сказал, что храм красивый. Но его спасает алтарная часть.
Если не забудешь, когда-нибудь попадёшь туда :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: holon
2007-12-25 07:12 pm (UTC)
Спасибо, мне кажется, что видел это здание, но решил что это просто кто-то выложил крест на производственном здании. Решил что это что-то вроде склада. Жаль, что тогда не остановил машину.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-12-25 07:15 pm (UTC)
Да, такое впечатление это здание оставило не только у Вас. Тем более было неожиданно узнать, что это работа известного архитектора.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>