Ёжик (yozhik_) wrote,
Ёжик
yozhik_

Categories:

Дом Эманна, Иерусалим


Дом Фридриха Эманна. Дерех Бейт Лехем, дом 22.
Архитектор - Фридрих Эманн (1905).


Прошедшие в Иерусалиме дни открытых дверей вызвали огромный интерес, что не может не радовать.
Рассказать о всех четырнадцати зданиях, которые успел осмотреть за эти два дня, я просто не в состоянии. Ограничусь одним.
Смешно то, что этого здания в длинном списке объектов не было. Но я уже давно лелеял мечту в нём побывать, и знал, что в огороженном дворе есть ещё одна постройка, современная. Её и открыли для экскурсий. Успустить такую возможностью попасть на закрытую для постронних территорию было для меня непростительно.

Передо мной долгое время стояла проблема проведения историко-архитектурных параллелей между родным Петербургом и Израилем. Если конструктивистские постройки Ленинграда 20-х гг. можно без труда сопоставить с Тель-Авивом, причём последний даст значительную фору, то доходные дома и банки предреволюционного Петербурга долгое время оставались у меня только в воспоминаниях.
Все известные мне строения конца ХIХ - начала ХХ века в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе либо копировали старые стили, либо использовали идеи архитектуры Востока.
Между тем, в Европе к тому времени зародился новый стиль - модерн, он же ар нуво, он же югендстиль, он же сецессион. Архитекторы начали экспериментировать с материалами - металлом, камнем, стеклом, и формами, во многом предопределив появление абстрактного искусства.

Модерн ... - направление в искусстве, бывшее популярным во второй половине XIX - начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, "природных" линий, интерес к новым технологиям, ... расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Источник: Википедия


Здания в этом стиле украшают центральные районы Парижа, Вены, Будапешта, Праги, Брюсселя, Барселоны и многих других европейских городов. Но не Тель-Авива и Иерусалима, где в силу исторических причин архитектура буквально за несколько лет совершила огромный прыжок от эклектики к интернациональному стилю, минуя модерн.
Однако, интуиция подсказывала - что-то, тем не менее, должно быть. Не может такой огромный пласт культуры совсем не оставить следа в городах, в которых строили выходцы из Европы.
Я чувствовал себя химиком, колдующим над незаполненными клеточками в таблице Менделеева. И вот удача - три года назад, собирая материалы для поста о немецкой колонии в Иерусалиме, мне удалось найти недостающий элемент.


Дом Фридриха Эманна.
Вид со стороны Дерех Бейт Лехем.


Построенный в 1905 году на окраине поселения дом действительно является редким образцом архитектуры модерна на территории современного Израиля.
Более того - хотя и с некоторыми оговорками - его можно отнести к северному модерну, получившего развитие в странах Балтийского моря и Петербурге.
Применительно к Скандинавии и Финляндии этот стиль часто называют также национальным романтизмом. Его отличает солидность, граничащая с суровостью. Обычно это достигалось облицовкой поверхностей камнем, от чего здания принимали вид крепости.

Впоследствии я нашёл постройки в стиле модерн на территории Русского подворья. Но там он фрагментарен и не столь ярко выражен. Об этом я когда-нибудь тоже расскажу.


Дом Вавельберга. С-Петербург, Невский пр., д.7-9.
Архитектор - М.М.Перетяткович (1911-1912 гг.)
С сайта "Ай-Би Груп".


Иерусалимский дом был спроектирован его владельцем, архитектором и строителем Фридрихом Эманном (Friedrich Ehmann, 1877-1926). Представитель второго поколения темплеров, родившихся уже в Палестине, Эманн находился в тени других архитекторов, проживавших в немецкой колонии в Иерусалиме - отца и сына Занделей, Бауэрле, Имбергерга, Эппингера.
Но послужной список Эманна весьма солиден. Он участвовал в строительстве больницы Августа Виктория на Масличной горе, под его руководством были спроектированы новый лицей темплеров и Американская школа археологии (ныне Институт археологических исследований имени Олбрайта) у Дамасских (Шхемских) ворот, а также здание приюта в Рамалле.
По мнению известного исследователя Д.Кроянкера, дом был задуман, как представительский. Побывав в нём, заказчик мог не сомневаться, что имеет дело с серьёзным архитектором.

В настоящее время деревья, окружающие здание сильно разрослись, и почти полностью закрывают вид. Полностью можно разглядеть только один фасад - южный. Поэтому, приведу рисунок из книги Д.Кроянкера.


Дом Фридриха Эманна. Рисунок.
Из книги "Архитектура Иерусалима. Евро-христианское строительсто за пределами стен".


За образец был взят тип дома, распространённый в южной Германии, откуда приехали большинство темплеров.


Дом в г.Бад-Раппенау (Германия).
Построен в 1786 г., современный вид приобрел в 1906 г.
С сайта Schwäbischen Heimatbund.


Во время учёбы в Европе Эманн наверняка стал свидетелем бурного развития нового стиля, и оказался под его влиянием.
Угловой корпус в виде круглой башни (его можно разглядеть со стороны дерех Бейт-Лехем) вместе с выдвинутым вперёд крыльцом (видно только во дворе) создают характерную для модерна пластику фасада. Целостность, тем не менее, нарушается зубцами в духе неоготики по верхнему краю башни, делающие её похожей на шахматную ладью; в некоторых проёмах теперь расположены цветочные ящики.


Угловой корпус.


Неоготика нередко использовалась архитекторами модерна, и не противоречит ему. Но к началу ХХ века уже были популярны более современные решения. К слову, в комплексе больницы Августа Виктория, там же в Иерусалиме, над башнями были пристроены конусообразные крыши-колпаки.

Вообще, между этими проектами много общего. Помимо того, что Эманн принимал участие в их строительстве, это просто некоторое внешнее сходство. Но причислить здание больницы к модерну язык не повернётся, столько там всего смешано. Я бы назвал это поздней эклектикой с использованием мотивов модерна. В доме Эманна ситуация обратная.


Верхнюю часть главного фасада можно рассмотреть из-за деревьев.


Также неоднозначна трактовка использования ступенчатого фронтона над главным фасадом; этот же мотив повторен на углу здания.
Такие ступеньки имели практическую функцию, и предназначались для удобства трубочистов. Фронтоны такого типа были распространены в средние века в Западной Европе - Германии, Голландии, Дании, Англии.

Д.Кроянкер пишет, что этот элемент также использовался в модерне и даже характерен для немецкого югендштиля.
Моё уважение к этому автору, книги которого открываю почти каждый день, безмерно. Но когда речь заходит об архитектурных течениях, обошедших Иерусалим стороной, его утверждения требуют проверки. Так и здесь - ничего подобного мне найти не удалось.



Угловые ступеньки.


Несмотря на некоторую непоследовательность Эманна, здание полностью попадает под определение стиля модерн: игра форм и объёмов, нарочито подчеркнутое использование рельефного камня в облицовке, окна необычной формы, многоскатная крыша. Настоящий северный романтизм начала ХХ века в немецком исполнении.


Окно с решёткой.


Многие строительные материалы - кровлю, крепления, плитку - Эманну пришлось везти из Германии. Скорей всего, в Палестине в то время их ещё не производили.
Камень использован местный. Но кладка и особенно его обработка отличаются от традиционной арабской.


Вход в дом.


По советской привычке я пошёл искать вход в парадную, чтобы её осмотреть. И только на месте догадался, что здание построено архитектором для себя.
В 20-е гг., по-видимому, вскоре после смерти главы семьи, Эманны уехали в Хайфу. Дом сдавался нескольким съёмщикам. Сохранился звонок (на снимке - справа от двери) с двумя кнопками - для 1-го и 2-го этажей. Дверь, к счастью, также не была заменена, и на ней можно рассмотреть узоры в присущем модерну стиле.
Здание осталось разделенным между несколькими жильцами и после его экспроприиации израильским правительством.


Переход между новым и старым зданиями.


В 1987 году рядом с домом Эманна была построена вилла архитектора Ционы Герштейн. К ней примыкает мостик, ведущий к старому зданию. Жильцы второго этажа получили возможность проходить к себе без захода к соседям.


Дом Эманна. Вид со двора.


Со стороны виллы открывается вид на заднюю, непарадную, часть здания, которую совершенно не видно со стороны улицы.
Здесь меня ждало разочарование. Северный фасад оказался вообще необлицованным камнем. Третий этаж, как стало ясно, был расширен и приспособлен под жильё - судя по стилю пристройки, в 50-е гг. Весьма неприятное зрелище.


Угол дерех Бейт-Лехем и улицы Кремьё.
В глубине участка - дом Эманна.


Но в целом я остался очень и очень доволен. Ещё одним белым пятном на моей карте Иерусалима стало меньше.
И ещё. В процессе осмотра обнаружилось, что во двор ведёт второй проход, со стороны улицы Кремьё. Найдите на ней калитку с номером дома 18 и вывеской "Дорит, косметолог" (на иврите). Попробуйте открыть, и, если вам повезет, можете смело идти вперёд.

А я теперь буду ждать дней открытых дверей в Тель-Авиве. Даты уже известны - 16-17 мая 2008 года. Запомните и не назначайте никаких дел на эти дни :)

Литература:
- Д.Кроянкер, "Архитектура Иерусалима.Евро-христианское строительсто за пределами стен [Старого города] - 1855-1918 - דוד קרויאנקר, אדריכלות בירושלים. הבניה האיורופית-נוצרית מחוץ לחומות
- Дом Эманна. Википедия (иврит)
- В.С.Горюнов, М.П.Тубли, "Архитектура эпохи модерна". СПб, 1992
- Б.Кириков, "Архитектура Петербургского модерна. Особняки и доходные дома". СПб, 2002


Рейтинг: 3 из 5
Tags: Иерусалим, Темплеры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 177 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →