?

Log in

No account? Create an account
Дом Эманна, Иерусалим - Записная книжка Ёжика (с хвостиком) [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Дом Эманна, Иерусалим [Oct. 27th, 2007|08:56 pm]
Ёжик
[Tags|, ]


Дом Фридриха Эманна. Дерех Бейт Лехем, дом 22.
Архитектор - Фридрих Эманн (1905).


Прошедшие в Иерусалиме дни открытых дверей вызвали огромный интерес, что не может не радовать.
Рассказать о всех четырнадцати зданиях, которые успел осмотреть за эти два дня, я просто не в состоянии. Ограничусь одним.
Смешно то, что этого здания в длинном списке объектов не было. Но я уже давно лелеял мечту в нём побывать, и знал, что в огороженном дворе есть ещё одна постройка, современная. Её и открыли для экскурсий. Успустить такую возможностью попасть на закрытую для постронних территорию было для меня непростительно.

Передо мной долгое время стояла проблема проведения историко-архитектурных параллелей между родным Петербургом и Израилем. Если конструктивистские постройки Ленинграда 20-х гг. можно без труда сопоставить с Тель-Авивом, причём последний даст значительную фору, то доходные дома и банки предреволюционного Петербурга долгое время оставались у меня только в воспоминаниях.
Все известные мне строения конца ХIХ - начала ХХ века в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе либо копировали старые стили, либо использовали идеи архитектуры Востока.
Между тем, в Европе к тому времени зародился новый стиль - модерн, он же ар нуво, он же югендстиль, он же сецессион. Архитекторы начали экспериментировать с материалами - металлом, камнем, стеклом, и формами, во многом предопределив появление абстрактного искусства.

Модерн ... - направление в искусстве, бывшее популярным во второй половине XIX - начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, "природных" линий, интерес к новым технологиям, ... расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Источник: Википедия


Здания в этом стиле украшают центральные районы Парижа, Вены, Будапешта, Праги, Брюсселя, Барселоны и многих других европейских городов. Но не Тель-Авива и Иерусалима, где в силу исторических причин архитектура буквально за несколько лет совершила огромный прыжок от эклектики к интернациональному стилю, минуя модерн.
Однако, интуиция подсказывала - что-то, тем не менее, должно быть. Не может такой огромный пласт культуры совсем не оставить следа в городах, в которых строили выходцы из Европы.
Я чувствовал себя химиком, колдующим над незаполненными клеточками в таблице Менделеева. И вот удача - три года назад, собирая материалы для поста о немецкой колонии в Иерусалиме, мне удалось найти недостающий элемент.


Дом Фридриха Эманна.
Вид со стороны Дерех Бейт Лехем.


Построенный в 1905 году на окраине поселения дом действительно является редким образцом архитектуры модерна на территории современного Израиля.
Более того - хотя и с некоторыми оговорками - его можно отнести к северному модерну, получившего развитие в странах Балтийского моря и Петербурге.
Применительно к Скандинавии и Финляндии этот стиль часто называют также национальным романтизмом. Его отличает солидность, граничащая с суровостью. Обычно это достигалось облицовкой поверхностей камнем, от чего здания принимали вид крепости.

Впоследствии я нашёл постройки в стиле модерн на территории Русского подворья. Но там он фрагментарен и не столь ярко выражен. Об этом я когда-нибудь тоже расскажу.


Дом Вавельберга. С-Петербург, Невский пр., д.7-9.
Архитектор - М.М.Перетяткович (1911-1912 гг.)
С сайта "Ай-Би Груп".


Иерусалимский дом был спроектирован его владельцем, архитектором и строителем Фридрихом Эманном (Friedrich Ehmann, 1877-1926). Представитель второго поколения темплеров, родившихся уже в Палестине, Эманн находился в тени других архитекторов, проживавших в немецкой колонии в Иерусалиме - отца и сына Занделей, Бауэрле, Имбергерга, Эппингера.
Но послужной список Эманна весьма солиден. Он участвовал в строительстве больницы Августа Виктория на Масличной горе, под его руководством были спроектированы новый лицей темплеров и Американская школа археологии (ныне Институт археологических исследований имени Олбрайта) у Дамасских (Шхемских) ворот, а также здание приюта в Рамалле.
По мнению известного исследователя Д.Кроянкера, дом был задуман, как представительский. Побывав в нём, заказчик мог не сомневаться, что имеет дело с серьёзным архитектором.

В настоящее время деревья, окружающие здание сильно разрослись, и почти полностью закрывают вид. Полностью можно разглядеть только один фасад - южный. Поэтому, приведу рисунок из книги Д.Кроянкера.


Дом Фридриха Эманна. Рисунок.
Из книги "Архитектура Иерусалима. Евро-христианское строительсто за пределами стен".


За образец был взят тип дома, распространённый в южной Германии, откуда приехали большинство темплеров.


Дом в г.Бад-Раппенау (Германия).
Построен в 1786 г., современный вид приобрел в 1906 г.
С сайта Schwäbischen Heimatbund.


Во время учёбы в Европе Эманн наверняка стал свидетелем бурного развития нового стиля, и оказался под его влиянием.
Угловой корпус в виде круглой башни (его можно разглядеть со стороны дерех Бейт-Лехем) вместе с выдвинутым вперёд крыльцом (видно только во дворе) создают характерную для модерна пластику фасада. Целостность, тем не менее, нарушается зубцами в духе неоготики по верхнему краю башни, делающие её похожей на шахматную ладью; в некоторых проёмах теперь расположены цветочные ящики.


Угловой корпус.


Неоготика нередко использовалась архитекторами модерна, и не противоречит ему. Но к началу ХХ века уже были популярны более современные решения. К слову, в комплексе больницы Августа Виктория, там же в Иерусалиме, над башнями были пристроены конусообразные крыши-колпаки.

Вообще, между этими проектами много общего. Помимо того, что Эманн принимал участие в их строительстве, это просто некоторое внешнее сходство. Но причислить здание больницы к модерну язык не повернётся, столько там всего смешано. Я бы назвал это поздней эклектикой с использованием мотивов модерна. В доме Эманна ситуация обратная.


Верхнюю часть главного фасада можно рассмотреть из-за деревьев.


Также неоднозначна трактовка использования ступенчатого фронтона над главным фасадом; этот же мотив повторен на углу здания.
Такие ступеньки имели практическую функцию, и предназначались для удобства трубочистов. Фронтоны такого типа были распространены в средние века в Западной Европе - Германии, Голландии, Дании, Англии.

Д.Кроянкер пишет, что этот элемент также использовался в модерне и даже характерен для немецкого югендштиля.
Моё уважение к этому автору, книги которого открываю почти каждый день, безмерно. Но когда речь заходит об архитектурных течениях, обошедших Иерусалим стороной, его утверждения требуют проверки. Так и здесь - ничего подобного мне найти не удалось.



Угловые ступеньки.


Несмотря на некоторую непоследовательность Эманна, здание полностью попадает под определение стиля модерн: игра форм и объёмов, нарочито подчеркнутое использование рельефного камня в облицовке, окна необычной формы, многоскатная крыша. Настоящий северный романтизм начала ХХ века в немецком исполнении.


Окно с решёткой.


Многие строительные материалы - кровлю, крепления, плитку - Эманну пришлось везти из Германии. Скорей всего, в Палестине в то время их ещё не производили.
Камень использован местный. Но кладка и особенно его обработка отличаются от традиционной арабской.


Вход в дом.


По советской привычке я пошёл искать вход в парадную, чтобы её осмотреть. И только на месте догадался, что здание построено архитектором для себя.
В 20-е гг., по-видимому, вскоре после смерти главы семьи, Эманны уехали в Хайфу. Дом сдавался нескольким съёмщикам. Сохранился звонок (на снимке - справа от двери) с двумя кнопками - для 1-го и 2-го этажей. Дверь, к счастью, также не была заменена, и на ней можно рассмотреть узоры в присущем модерну стиле.
Здание осталось разделенным между несколькими жильцами и после его экспроприиации израильским правительством.


Переход между новым и старым зданиями.


В 1987 году рядом с домом Эманна была построена вилла архитектора Ционы Герштейн. К ней примыкает мостик, ведущий к старому зданию. Жильцы второго этажа получили возможность проходить к себе без захода к соседям.


Дом Эманна. Вид со двора.


Со стороны виллы открывается вид на заднюю, непарадную, часть здания, которую совершенно не видно со стороны улицы.
Здесь меня ждало разочарование. Северный фасад оказался вообще необлицованным камнем. Третий этаж, как стало ясно, был расширен и приспособлен под жильё - судя по стилю пристройки, в 50-е гг. Весьма неприятное зрелище.


Угол дерех Бейт-Лехем и улицы Кремьё.
В глубине участка - дом Эманна.


Но в целом я остался очень и очень доволен. Ещё одним белым пятном на моей карте Иерусалима стало меньше.
И ещё. В процессе осмотра обнаружилось, что во двор ведёт второй проход, со стороны улицы Кремьё. Найдите на ней калитку с номером дома 18 и вывеской "Дорит, косметолог" (на иврите). Попробуйте открыть, и, если вам повезет, можете смело идти вперёд.

А я теперь буду ждать дней открытых дверей в Тель-Авиве. Даты уже известны - 16-17 мая 2008 года. Запомните и не назначайте никаких дел на эти дни :)

Литература:
- Д.Кроянкер, "Архитектура Иерусалима.Евро-христианское строительсто за пределами стен [Старого города] - 1855-1918 - דוד קרויאנקר, אדריכלות בירושלים. הבניה האיורופית-נוצרית מחוץ לחומות
- Дом Эманна. Википедия (иврит)
- В.С.Горюнов, М.П.Тубли, "Архитектура эпохи модерна". СПб, 1992
- Б.Кириков, "Архитектура Петербургского модерна. Особняки и доходные дома". СПб, 2002


Рейтинг: 3 из 5
linkReply

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
(Deleted comment)
[User Picture]From: yozhik_
2007-10-27 07:34 pm (UTC)
это была всего лишь миниатюра ;)
спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: leo447
2007-10-27 07:16 pm (UTC)
Замечательное иследование и стирание белых пятен на карте Иерусалима.
Спасибо
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-10-27 07:36 pm (UTC)
Белых пятен хватит ещё на много лет.
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anjey
2007-10-27 07:17 pm (UTC)
Молодец. Познавательно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-10-27 07:53 pm (UTC)
Спасибо!
Не знаю, знаком ли ты с творчеством архитектора Виктора Орта, одного из основоположников модерна.
http://en.wikipedia.org/wiki/Victor_Horta
В любом случае, искренне советую использовать возможность спокойно осмотреть его постройки.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tozhe_kot
2007-10-27 07:21 pm (UTC)
Очень интересно
Только не поняла, чем отличается обработка камня от традиционной?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-10-27 07:48 pm (UTC)
Сравните:
http://public.fotki.com/yozhik/israel-2007/cremieux-street-ger/dscn2973.html
это дом на Эмек Рефаим. тоже темплерский, но с обычной обработкой.
Камни не выделяются на общем фоне. Стена почти плоская.

http://public.fotki.com/yozhik/israel-2007/open-doors-days-jer/22-bethlehem-road/dscn0066.html
это дом, о котором идёт речь в моём посте.
Привлекает взгляд каждый камень. Это делалось намеренно, и стоило значительно дороже. Хотя исполнялось местными мастерами.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mind0ff
2007-10-27 07:38 pm (UTC)
Плиз помогите найти хорошего экскурсовода по старому Иерусалиму, особенно интересуют пещеры на храмовой горе.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-10-27 07:40 pm (UTC)
m_k. напишите ему.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kot_shred
2007-10-27 07:38 pm (UTC)
Чудесно! Спасибо! Я специально иду с работы пешком домой по дерех Бейт Лехем и кружу по Баке, и всегда на этот дом любуюсь :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-10-27 08:07 pm (UTC)
Ну... Вам повезло :)
Бака - очень интересный район. Но я его понимаю хуже, чем Мошаву Германит и Тальбие. С последними мне проще проводить параллели.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: holon
2007-10-27 07:45 pm (UTC)
Как всегда, интересно и основательно. У Вас не создается впечатление, что Вы "белая ворона" ?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-10-27 08:09 pm (UTC)
Это - комплимент :)
Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kak_dela
2007-10-27 08:02 pm (UTC)
спасибо за терпение и скурпулёзность
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-10-27 08:11 pm (UTC)
Это ты правильно написал. Терпения потребовалось много. Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: panter_ushka
2007-10-27 08:04 pm (UTC)
Потрясающе! Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-10-27 08:08 pm (UTC)
Пожалуйста :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladfe
2007-10-27 08:07 pm (UTC)
Очень интересно! Я как раз в прошлое воскресенье от работы
поехал на пешую экскурсию по "Немецкой колонии". Так что
дополнительная информация (экскурсия была мягко сказать,
поверхостная) как раз!:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-10-27 08:08 pm (UTC)
почитай мой старый пост:
http://users.livejournal.com/yozhik_/64932.html
надеюсь, у тебя ещё будет возможность осмотреть квартал
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: lord_k
2007-10-27 08:07 pm (UTC)
Огромное спасибо! Вообще не знал об этом доме.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-10-28 04:26 am (UTC)
Спасибо!
Пост о банке "Барклайз" опять откладывается. Есть одна деталь - барельеф на здании - которая не даёт мне покоя. Мне кажется, что это может быть работой самого Гилла. При этом непонятно, что там изображено.
Пятаюсь связаться с английским институтом архитектуры.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: alla_hobbit
2007-10-27 08:16 pm (UTC)
Очень интересно, спасибо!
Я на это здание часто засматривалась - оно выделяется этой полукруглой башенкой из соседних.
Жалко, что мы были не в силах после поездки пойти посмотреть на открытые здания. Я очень хотела, но когда вернулись, было столько впечатлений и так устали, что вылетело из головы совсем... :((
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-10-28 04:28 am (UTC)
я общался с организаторами дней открытых дверей, и могу сказать, что наверняка это мероприятие будет повторено через год. пришло 50,000 человек! думаю, проявят интерес спонсоры (они же рекламодатели).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: evrikab
2007-10-27 08:38 pm (UTC)
Столько всего нового и интересного!
Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-10-28 05:14 am (UTC)
Спасибо.
Наверное, тебе будет интересно, что пост о Хайфе всё же увидит свет. это будет рассказ о малоприметном современном здании в нижней части города. в путеводителе Ю.Полторака оно упомянуто только мельком.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anno_nin
2007-10-27 09:07 pm (UTC)
замечательно!
а почему внутренний фасад не облицован? не успел или "и так сойдет"?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-10-28 04:18 am (UTC)
"так сойдёт". однозначно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: paintervic
2007-10-27 09:14 pm (UTC)
Спасибо за интересный рассказ, было очень познавательно. Действительно прослеживаются некие параллели между домом Эманна и домом Вавельберга, хотя последний многократно превосходит по по всем параметрам своего иерусалимского собрата.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-10-28 05:17 am (UTC)
была возможность привести более удачный пример для сопоставления. Но всё, что нашёл в интернете - снимки малоизвестных зданий, которые не вызывают никаких ассоциаций с Петербургом. а мне хотелось, чтобы они были.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>