Ёжик (yozhik_) wrote,
Ёжик
yozhik_

Categories:
  • Mood:

Монастырь Святой Клары

Я уже рассказывал, что первым моим адресом в Израиле была улица Хеврон в Иерусалиме. Три недели в гостинице "Ариель", что напротив железнодорожного вокзала, были настолько переполнены впечатлениями, что я снова и снова возвращаюсь к ним и сейчас, спустя 18 лет.
Место действия - смешанный арабско-еврейский квартал Абу-Тор, к которому примыкает гостиница. Эта часть улицы Хеврон была исследована мною вдоль и поперёк.
Путешествия завершались для меня длинной каменной стеной, протянувшейся по левую сторону улицы. Заканчивалась она далеко-далеко, где виднелись какие-то пустыри, и я поворачивал назад.


Ограда монастыря Св.Клары, Иерусалим.


Мы уехали из Иерусалима, и город долгое время оставался только в воспоминаниях. Я вернулся в Абу-Тор лет через десять, буквально на полчаса. Магазинчики исчезли, их сменили круглосуточные минимаркеты. А стена осталась.
Впоследствии, с появлением машины я достаточно основательно изучил и южную часть улицы Хеврон. Но стена посередине продолжала оставаться для меня загадкой.
Затем пришло увлечение книгами Д.Кроянкера. Пролистывая том, посвященный европейской архитектуре в Иерусалиме, узнал, что это ограда католического монастыря Сент-Клер. Или Сент-Клир, как его называют большинство израильтян. Примечание "закрыт для посещений" меня не удивило.


Ворота в монастырь Св.Клары.
ул. Ханох Альбек, дом 1.


Но недосказанность только подстегнула мой интерес. Я обратился к альбомам фотосъёмок. В Израиле уже несколько лет выходит серия книг со снимками, сделанными с вертолёта: Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа, Голанские высоты, пустыня Негев и др.
В издании, посвященном столице, мне удалось найти фотографию променада, опоясывающего Сент-Клер с востока.
Променад Шеровера был обустроен уже после нашего недолгого пребывания в Иерусалиме, поэтому я даже не знал о его существовании.


Променад Шеровера. Вид с птичьего полета.
Из книги "קו האופק - ירושלים"."


Прогулка по дерех Габриель ("дорога Габриеля"), названной так в память о приемном сыне мультимиллионера из Венесуэлы Майлза Шеровера, позволяет осмотреть стены монастыря практически по всему их периметру.


Дерех Габриель. Восточная стена монастыря.



Южная стена монастыря. Вид с променада Шеровера.


В силу особенностей рельефа, с южной стороны променада можно увидеть черепичные крыши неких построек на территории монастыря. В объективе фотоаппарата над ними рассматриваются два креста.


Южная стена монастыря. Близкий ракурс.


Здесь мне на помощь пришёл ЖЖ-юзер antik, опубликовавший в своём журнале фотографии, сделанные немцами во время Первой мировой войны, и сравнивший их с современными снимками.


Немецкая аэрофотосъемка, 1918 год. Фрагмент.
via antik


Немецкие фотографии сделаны со столь высоким разрешением, что мне не составило труда "увеличить" ту часть снимка, на которой находится монастырь.


Монастырь Св.Клары, 1918 год. Фрагмент.
via antik


На снимке хорошо просматривается симметричное здание с внутренним пространством в форме квадрата. Выступ в виде перевернутой буквы Т направлен на восток. Можно было предположить, что в нём находится церковь.
По рисунку из книги Кроянкера можно получить представление о том, как выглядит двор.


Внутренний двор монастыря Св.Клары. Рисунок.
Источник - Д.Кроянкер.


Помимо главного здания на огромной территории, принадлежащей монастырю, находятся несколько вторичных построек и точечные зеленые насаждения (сейчас они, конечно, сильно разрослись).
Вокруг монастырских стен в 1918 году практически ничего не было.

Но уже через несколько лет чуть южнее англичане построили военные бараки, получившие название "Лагерь Алленби". В начале 30-х гг. к востоку от монастыря была построена роскошная резиденция Британского верховного комиссара (Армон ха-Нацив).


Карта Иерусалима, 1946 год. Фрагмент.
Из книги "לתור את הארץ".


В период с 1949 по 1967 годы территория бывшей резиденции британского наместника была объявлена нейтральной зоной. Квартал Абу-Тор оказался разделён, здесь проходила демаркационная линия между Израилем и Иорданией. Монастырь оказался по израильскую сторону границы. Есть скупые сведения о том, что сразу за ним (с юга) в те времена находился военный пост, пропускавший только автомобили ООН.
После шестидневной войны началось массовое строительство в нейтральной зоне. Сейчас это квартал Тальпиот Мизрах (Восточный Тальпиот).
Тогда же, в 1976 году, получила название небольшая дорога, соединяющая улицу Хеврон с новыми постройками. Нынешний адрес монастыря - улица Ханох Альбек, дом 1.
Профессор Ханох Альбек (1890-1972) - известный исследователь Талмуда и Мидрашей, один из основателей кафедры Талмуда в Еврейском университете.


Современная аэрофотосъемка.
©antik


Казалось бы, это всё, что я мог узнать. Но недавно увидела свет монография "К запертому саду" ("אל הגן הנעול"), посвященная действующим христианским монастырям Израиля.
Не секрет, что большинство еврейских жителей Израиля с недоверием относятся ко всему, что связано с христианством. Трагические страницы еврейской истории на протяжении последних двух тысяч лет ещё долго будут оставаться камнем преткновения в отношениях иудеев и христиан.
И тут, впервые на иврите делается попытка в популярной форме представить живущих в Израиле христиан обычными людьми, отнюдь не избегающих общения с израильтянами.
Автор книги - Нирит Шалев-Халифа, молодая сотрудница института Бен-Цви в Иерусалиме, положила в её основу свою работу, представленную на соискание степени доктора в тель-авивском университете.
Есть в ней и глава, посвященная монастырю Святой Клары (он же Сент-Клер, он же Сент-Клир).


Аллея на входе в монастырь.


Прекрасно иллюстрированная, книга стала настольной для многих путешественников по Израилю. Когда в прошлом году Шалев-Халифа анонсировала экскурсию по малоизвестным иерусалимским монастырям, запись закончилась очень быстро. В феврале она была повторена, и на этот раз мне удалось к ней присоединиться. Одним из трёх осмотренных нами мест был тот самый монастырь Святой Клары, в который я так давно мечтал попасть.


Святая Клара.


Справа от входа в монастырь нас встречают скульптурные образы Иосифа-плотника (в глубине сада) и Святой Клары Ассизской, монашенки ордена которой основали монастырь и живут в нем по сей день.

Святая Клара Ассизская (1194-1253), монахиня и духовная ученица Франциска Ассизского, принимала огромное участие в организации женских францисканских монастырей, за что и была канонизирована в 1255 году папой Александром IV.
Но святой покровительницей телефона, телеграфа, телевидения и телевизионных сценаристов она стала не из-за этого. Согласно легенде, в конце жизни ее здоровье сильно пошатнулось, и она уже не могла принимать участие в мессе. Однако изображение мессы волшебным образом отражалось на стене ее кельи.
Родилась в 1194 г. в Ассизи, происходила из богатого и могущественного аристократического рода Оффредуччи Фавароне. Франциск Ассизский увлек ее идеалом бедности, когда ей было 18 лет; она бежала из родительского дома и получила в часовне Портиункула от Св. Франциска орденскую монашескую одежду. ... стала ... основательницей ордена клариссок. ... получила от Иннокентия III привилегию бедности, т.е. ее никто не имел права принуждать принимать какую-либо собственность. Приблизительно с 30-летнего возраста она была больна и на длительное время прикована к постели. ... За 2 дня до кончины она получила от Иннокентия IV утверждение ее орденского устава ...
Является покровителем вышивальщиц, позолотчиков, прачек, телевидения.


Признание в 1958 году Клары Ассизской покровительницей телевидения было основано на легенде, по которой, она, когда уже не могла участвовать в мессе, продолжала наблюдать за ней на стене своей комнаты.



В настоящее время различные ответвления ордена Святой Клары (Ordo Sanctae
Clarae, OSCI) насчитывают более десяти тысяч монахинь, в основном в Европе и Южной Азии. Но в Израиле их совсем немного, менее ста.

Появление клариссинок на территории современного Израиля приходится на период крестоносцев, когда действовал монастырь ордена в Акко.

Клариссинки, или как их ещё называют, сёстры-францисканцы, вернулись на
Святую Землю в 1884 году. Сначала монахини поселились в Назарете (монастырь в этом городе им удалось открыть только в 1956 году).

Вскоре была приобретена территория рядом с дорогой из Иерусалима в Хеврон. Отдаленность от Старого города указывает на то, что оказание медицинских или образовательных услуг в цели клариссинок не входило. Времена были неспокойные, и участок пришлось обнести высокой каменной стеной. Неприступность и обособленность монастыря делали его похожим на военное укрепление.



Первая очередь монастырского комплекса была построена в 1888-1891 гг. Это были северный и восточный корпуса.
Монашенки поселились в них ещё до окончания строительства, в 1890 году. Жили они на первом этаже, второй в это время достраивался. Сейчас жилые комнаты располагаются наверху, а нижние помещения приспособлены под прачечную, столовую и склад.
Западный и южный корпуса были пристроены двадцать лет спустя, в 1911-1912 гг. Судя по имеющимся снимкам и рисунку, старые и новые постройки выполнены в одном и том же стиле, и, судя по всему, по единому проекту. Имя архитектора осталось неизвестным.

В центре внутреннего дворика находится колодец. Наличие источника воды было существенным подспорьем для обитательниц монастыря.



Одна из монахинь, свободно владеющая ивритом, рассказала нам об истории монастыря Святой Клары, о его уставе и образе жизни пятнадцати проживающих в нём настоятельницы и сестёр.
Монахини, несмотря на почтенный возраст большинства из них, справляются с хозяйством исключительно сами, без посторонней помощи. Это не только кухня, прачечная и сад, но и такие неженские дела, как починка кровли и водопровод.


Церковь. Алтарь.


Пожертвований монастырь практически не получает. Ведь самоограничение является одним из основных принципов ордена. Это можно заметить по незначительным, казалось бы, деталям. Например, стулья со спинками предоставляются только гостям.
Молитвы совершаются семь раз в день. Язык - французкий, являющийся основным разговорным в монастыре. В субботу одна из молитв проводится на иврите.


Церковь. Интерьер.


В церкви, где встречают гостей, недавно был произведен косметический ремонт. Использовались самые дешевые материалы. Стены кое-как выкрашены краской отталкивающего цвета, наверняка купленной где-нибудь на распродаже.

Дополнительный штрих. На выходе справа находится ещё одна статуя Иосифа-плотника, мужа девы Марии и патрона монастыря. В отсутствие средств на установку постамента его подпирают два пластиковых стула.


Статуя Иосифа-плотника во дворе монастыря.


У меня осталось двойственное чувство от посещения монастыря. С одной стороны, я, наконец-то, туда попал. Более того, как оказалось, это можно сделать и без экскурсии. С другой - монашенки однозначно провели черту, дальше которой переступить нельзя. Только общее знакомство - встреча с одной из монахинь и осмотр церкви. При желании также можно согласовать присутствие на молитве, но наблюдать за ней придется через решетчатую ограду.
Внутренний двор, который я пристально изучал на фотографиях, так и остался для меня terra incognita. Не посетили мы и жилые помещения монастыря, довольно подробно описанные в книге.

Но возможность увидеть чуть больше всё же есть. Насколько больше, могу только гадать.
С недавних пор в монастыре сдаются комнаты желающим уединиться от городской суеты. Цена вне конкуренции - 18$ в день, включая завтрак (который, не сомневаюсь, будет таким же спартанским, как и спальные принадлежности).
Только с апреля по октябрь. Заказать можно по телефону 02-6717534 (французский, английский, иврит).

Дополнительная литература:
- Н.Шалев-Халифа, "К запертому саду", стр.78-81 (иврит)
- Д.Кроянкер, "Архитектура Иерусалима. Европейско-христианское строительство за пределами стен [Старого города], 1855-1918", стр.321-322 (иврит)
- статья на сайте YNET (иврит)
- Р.Дгани, "Христианские церкви, общины и ордена в Израиле", стр.210 (иврит)
- орден клариссинок 1 | 2




Рейтинг: 2 из 5.
Tags: Иерусалим, Монастыри
Subscribe

  • (no subject)

    Этнографический музей, Артас Архитектор - Ф.Ягмур (2013) В конце июля после долгого перерыва мне удалось посетить окрестности Вифлеема - Артас…

  • Эйн Джувейза

    Источник Эйн Джувейза. Cпуск в шахту. Впервые об источнике Джувейза я узнал около года назад из поста неутомимой путешественницы…

  • Эйн-Синия

    Эйн-Синия. Усадьба Исмаила аль-Хуссейни. Я уже рассказывал, что прошлым летом наша семья увлеклась прогулками, организованными Костей…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 204 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (no subject)

    Этнографический музей, Артас Архитектор - Ф.Ягмур (2013) В конце июля после долгого перерыва мне удалось посетить окрестности Вифлеема - Артас…

  • Эйн Джувейза

    Источник Эйн Джувейза. Cпуск в шахту. Впервые об источнике Джувейза я узнал около года назад из поста неутомимой путешественницы…

  • Эйн-Синия

    Эйн-Синия. Усадьба Исмаила аль-Хуссейни. Я уже рассказывал, что прошлым летом наша семья увлеклась прогулками, организованными Костей…