?

Log in

No account? Create an account
Монастырь Святой Клары - Записная книжка Ёжика (с хвостиком) [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Монастырь Святой Клары [Mar. 29th, 2007|08:59 am]
Ёжик
[Tags|, ]
[mood |busy]

Я уже рассказывал, что первым моим адресом в Израиле была улица Хеврон в Иерусалиме. Три недели в гостинице "Ариель", что напротив железнодорожного вокзала, были настолько переполнены впечатлениями, что я снова и снова возвращаюсь к ним и сейчас, спустя 18 лет.
Место действия - смешанный арабско-еврейский квартал Абу-Тор, к которому примыкает гостиница. Эта часть улицы Хеврон была исследована мною вдоль и поперёк.
Путешествия завершались для меня длинной каменной стеной, протянувшейся по левую сторону улицы. Заканчивалась она далеко-далеко, где виднелись какие-то пустыри, и я поворачивал назад.


Ограда монастыря Св.Клары, Иерусалим.


Мы уехали из Иерусалима, и город долгое время оставался только в воспоминаниях. Я вернулся в Абу-Тор лет через десять, буквально на полчаса. Магазинчики исчезли, их сменили круглосуточные минимаркеты. А стена осталась.
Впоследствии, с появлением машины я достаточно основательно изучил и южную часть улицы Хеврон. Но стена посередине продолжала оставаться для меня загадкой.
Затем пришло увлечение книгами Д.Кроянкера. Пролистывая том, посвященный европейской архитектуре в Иерусалиме, узнал, что это ограда католического монастыря Сент-Клер. Или Сент-Клир, как его называют большинство израильтян. Примечание "закрыт для посещений" меня не удивило.


Ворота в монастырь Св.Клары.
ул. Ханох Альбек, дом 1.


Но недосказанность только подстегнула мой интерес. Я обратился к альбомам фотосъёмок. В Израиле уже несколько лет выходит серия книг со снимками, сделанными с вертолёта: Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа, Голанские высоты, пустыня Негев и др.
В издании, посвященном столице, мне удалось найти фотографию променада, опоясывающего Сент-Клер с востока.
Променад Шеровера был обустроен уже после нашего недолгого пребывания в Иерусалиме, поэтому я даже не знал о его существовании.


Променад Шеровера. Вид с птичьего полета.
Из книги "קו האופק - ירושלים"."


Прогулка по дерех Габриель ("дорога Габриеля"), названной так в память о приемном сыне мультимиллионера из Венесуэлы Майлза Шеровера, позволяет осмотреть стены монастыря практически по всему их периметру.


Дерех Габриель. Восточная стена монастыря.



Южная стена монастыря. Вид с променада Шеровера.


В силу особенностей рельефа, с южной стороны променада можно увидеть черепичные крыши неких построек на территории монастыря. В объективе фотоаппарата над ними рассматриваются два креста.


Южная стена монастыря. Близкий ракурс.


Здесь мне на помощь пришёл ЖЖ-юзер antik, опубликовавший в своём журнале фотографии, сделанные немцами во время Первой мировой войны, и сравнивший их с современными снимками.


Немецкая аэрофотосъемка, 1918 год. Фрагмент.
via antik


Немецкие фотографии сделаны со столь высоким разрешением, что мне не составило труда "увеличить" ту часть снимка, на которой находится монастырь.


Монастырь Св.Клары, 1918 год. Фрагмент.
via antik


На снимке хорошо просматривается симметричное здание с внутренним пространством в форме квадрата. Выступ в виде перевернутой буквы Т направлен на восток. Можно было предположить, что в нём находится церковь.
По рисунку из книги Кроянкера можно получить представление о том, как выглядит двор.


Внутренний двор монастыря Св.Клары. Рисунок.
Источник - Д.Кроянкер.


Помимо главного здания на огромной территории, принадлежащей монастырю, находятся несколько вторичных построек и точечные зеленые насаждения (сейчас они, конечно, сильно разрослись).
Вокруг монастырских стен в 1918 году практически ничего не было.

Но уже через несколько лет чуть южнее англичане построили военные бараки, получившие название "Лагерь Алленби". В начале 30-х гг. к востоку от монастыря была построена роскошная резиденция Британского верховного комиссара (Армон ха-Нацив).


Карта Иерусалима, 1946 год. Фрагмент.
Из книги "לתור את הארץ".


В период с 1949 по 1967 годы территория бывшей резиденции британского наместника была объявлена нейтральной зоной. Квартал Абу-Тор оказался разделён, здесь проходила демаркационная линия между Израилем и Иорданией. Монастырь оказался по израильскую сторону границы. Есть скупые сведения о том, что сразу за ним (с юга) в те времена находился военный пост, пропускавший только автомобили ООН.
После шестидневной войны началось массовое строительство в нейтральной зоне. Сейчас это квартал Тальпиот Мизрах (Восточный Тальпиот).
Тогда же, в 1976 году, получила название небольшая дорога, соединяющая улицу Хеврон с новыми постройками. Нынешний адрес монастыря - улица Ханох Альбек, дом 1.
Профессор Ханох Альбек (1890-1972) - известный исследователь Талмуда и Мидрашей, один из основателей кафедры Талмуда в Еврейском университете.


Современная аэрофотосъемка.
©antik


Казалось бы, это всё, что я мог узнать. Но недавно увидела свет монография "К запертому саду" ("אל הגן הנעול"), посвященная действующим христианским монастырям Израиля.
Не секрет, что большинство еврейских жителей Израиля с недоверием относятся ко всему, что связано с христианством. Трагические страницы еврейской истории на протяжении последних двух тысяч лет ещё долго будут оставаться камнем преткновения в отношениях иудеев и христиан.
И тут, впервые на иврите делается попытка в популярной форме представить живущих в Израиле христиан обычными людьми, отнюдь не избегающих общения с израильтянами.
Автор книги - Нирит Шалев-Халифа, молодая сотрудница института Бен-Цви в Иерусалиме, положила в её основу свою работу, представленную на соискание степени доктора в тель-авивском университете.
Есть в ней и глава, посвященная монастырю Святой Клары (он же Сент-Клер, он же Сент-Клир).


Аллея на входе в монастырь.


Прекрасно иллюстрированная, книга стала настольной для многих путешественников по Израилю. Когда в прошлом году Шалев-Халифа анонсировала экскурсию по малоизвестным иерусалимским монастырям, запись закончилась очень быстро. В феврале она была повторена, и на этот раз мне удалось к ней присоединиться. Одним из трёх осмотренных нами мест был тот самый монастырь Святой Клары, в который я так давно мечтал попасть.


Святая Клара.


Справа от входа в монастырь нас встречают скульптурные образы Иосифа-плотника (в глубине сада) и Святой Клары Ассизской, монашенки ордена которой основали монастырь и живут в нем по сей день.

Святая Клара Ассизская (1194-1253), монахиня и духовная ученица Франциска Ассизского, принимала огромное участие в организации женских францисканских монастырей, за что и была канонизирована в 1255 году папой Александром IV.
Но святой покровительницей телефона, телеграфа, телевидения и телевизионных сценаристов она стала не из-за этого. Согласно легенде, в конце жизни ее здоровье сильно пошатнулось, и она уже не могла принимать участие в мессе. Однако изображение мессы волшебным образом отражалось на стене ее кельи.
Родилась в 1194 г. в Ассизи, происходила из богатого и могущественного аристократического рода Оффредуччи Фавароне. Франциск Ассизский увлек ее идеалом бедности, когда ей было 18 лет; она бежала из родительского дома и получила в часовне Портиункула от Св. Франциска орденскую монашескую одежду. ... стала ... основательницей ордена клариссок. ... получила от Иннокентия III привилегию бедности, т.е. ее никто не имел права принуждать принимать какую-либо собственность. Приблизительно с 30-летнего возраста она была больна и на длительное время прикована к постели. ... За 2 дня до кончины она получила от Иннокентия IV утверждение ее орденского устава ...
Является покровителем вышивальщиц, позолотчиков, прачек, телевидения.


Признание в 1958 году Клары Ассизской покровительницей телевидения было основано на легенде, по которой, она, когда уже не могла участвовать в мессе, продолжала наблюдать за ней на стене своей комнаты.



В настоящее время различные ответвления ордена Святой Клары (Ordo Sanctae
Clarae, OSCI) насчитывают более десяти тысяч монахинь, в основном в Европе и Южной Азии. Но в Израиле их совсем немного, менее ста.

Появление клариссинок на территории современного Израиля приходится на период крестоносцев, когда действовал монастырь ордена в Акко.

Клариссинки, или как их ещё называют, сёстры-францисканцы, вернулись на
Святую Землю в 1884 году. Сначала монахини поселились в Назарете (монастырь в этом городе им удалось открыть только в 1956 году).

Вскоре была приобретена территория рядом с дорогой из Иерусалима в Хеврон. Отдаленность от Старого города указывает на то, что оказание медицинских или образовательных услуг в цели клариссинок не входило. Времена были неспокойные, и участок пришлось обнести высокой каменной стеной. Неприступность и обособленность монастыря делали его похожим на военное укрепление.



Первая очередь монастырского комплекса была построена в 1888-1891 гг. Это были северный и восточный корпуса.
Монашенки поселились в них ещё до окончания строительства, в 1890 году. Жили они на первом этаже, второй в это время достраивался. Сейчас жилые комнаты располагаются наверху, а нижние помещения приспособлены под прачечную, столовую и склад.
Западный и южный корпуса были пристроены двадцать лет спустя, в 1911-1912 гг. Судя по имеющимся снимкам и рисунку, старые и новые постройки выполнены в одном и том же стиле, и, судя по всему, по единому проекту. Имя архитектора осталось неизвестным.

В центре внутреннего дворика находится колодец. Наличие источника воды было существенным подспорьем для обитательниц монастыря.



Одна из монахинь, свободно владеющая ивритом, рассказала нам об истории монастыря Святой Клары, о его уставе и образе жизни пятнадцати проживающих в нём настоятельницы и сестёр.
Монахини, несмотря на почтенный возраст большинства из них, справляются с хозяйством исключительно сами, без посторонней помощи. Это не только кухня, прачечная и сад, но и такие неженские дела, как починка кровли и водопровод.


Церковь. Алтарь.


Пожертвований монастырь практически не получает. Ведь самоограничение является одним из основных принципов ордена. Это можно заметить по незначительным, казалось бы, деталям. Например, стулья со спинками предоставляются только гостям.
Молитвы совершаются семь раз в день. Язык - французкий, являющийся основным разговорным в монастыре. В субботу одна из молитв проводится на иврите.


Церковь. Интерьер.


В церкви, где встречают гостей, недавно был произведен косметический ремонт. Использовались самые дешевые материалы. Стены кое-как выкрашены краской отталкивающего цвета, наверняка купленной где-нибудь на распродаже.

Дополнительный штрих. На выходе справа находится ещё одна статуя Иосифа-плотника, мужа девы Марии и патрона монастыря. В отсутствие средств на установку постамента его подпирают два пластиковых стула.


Статуя Иосифа-плотника во дворе монастыря.


У меня осталось двойственное чувство от посещения монастыря. С одной стороны, я, наконец-то, туда попал. Более того, как оказалось, это можно сделать и без экскурсии. С другой - монашенки однозначно провели черту, дальше которой переступить нельзя. Только общее знакомство - встреча с одной из монахинь и осмотр церкви. При желании также можно согласовать присутствие на молитве, но наблюдать за ней придется через решетчатую ограду.
Внутренний двор, который я пристально изучал на фотографиях, так и остался для меня terra incognita. Не посетили мы и жилые помещения монастыря, довольно подробно описанные в книге.

Но возможность увидеть чуть больше всё же есть. Насколько больше, могу только гадать.
С недавних пор в монастыре сдаются комнаты желающим уединиться от городской суеты. Цена вне конкуренции - 18$ в день, включая завтрак (который, не сомневаюсь, будет таким же спартанским, как и спальные принадлежности).
Только с апреля по октябрь. Заказать можно по телефону 02-6717534 (французский, английский, иврит).

Дополнительная литература:
- Н.Шалев-Халифа, "К запертому саду", стр.78-81 (иврит)
- Д.Кроянкер, "Архитектура Иерусалима. Европейско-христианское строительство за пределами стен [Старого города], 1855-1918", стр.321-322 (иврит)
- статья на сайте YNET (иврит)
- Р.Дгани, "Христианские церкви, общины и ордена в Израиле", стр.210 (иврит)
- орден клариссинок 1 | 2




Рейтинг: 2 из 5.
linkReply

Comments:
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
(Deleted comment)
[User Picture]From: yozhik_
2007-03-29 07:31 am (UTC)
ляп исправлен. Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: tiushka
2007-03-29 07:29 am (UTC)
безумно интересно - мечтаю пожить в Иерусалиме. Описание немного напомнило мой визит (случайный, хотя и с съемочной группой) в монастырь Абу-Гоша, который лишь тонкая стенка отделяет от мечети...Там царит какя-то мистическая благодать...на Песах обязательно загляну туда..
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-03-29 07:41 am (UTC)
монастырь в Абу-Гоше совсем другой. во-первых, он мужской :-)
во-вторых, это бенедектинцы. у них красочнее, чем у францисканцев. по-видимому, самоограничение для них не столь важно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yaqir_mamlal
2007-03-29 07:30 am (UTC)
Спасибо, очень интересно.

Пятнадцать настоятельниц? Сколько же тогда должно быть монахинь? Но я думаю всё же, Вы их всех в настоятельницы произвели :)

Ещё раз спасибо. Было интересно узнать, что там, на такой огромной территории, происходит. Прежде знал только, что монастырь.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-03-29 07:38 am (UTC)
Да, Вы правы - я имел в виду всех жителей монастыря.
исправлено на "настоятельниц и сестёр".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zion_in_zion
2007-03-29 07:32 am (UTC)
Спасибо, очень интересно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-03-29 08:01 am (UTC)
Пожалуйста.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: proki
2007-03-29 07:39 am (UTC)
Замечательный пост, прочитал с большим интересом.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-03-29 08:08 am (UTC)
спасибо!!!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: axyjli
2007-03-29 07:55 am (UTC)
С вами узнаешь Израиль глубже.
И это просто волшебно.)
Спасибо за труд.
Вы сами это делаете?В одиночку?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-03-29 08:08 am (UTC)
с супругой и дочкой :)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: yozhik_
2007-03-29 08:08 am (UTC)
Я знаю :-)))
но:
- google появился значительно позднее книжек с фотосъёмкой.
- и сейчас там с трудом можно что-либо разобрать.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ein_gedi
2007-03-29 07:57 am (UTC)
Интересно, как всегда.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-03-29 08:09 am (UTC)
я рад! :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: edan
2007-03-29 08:06 am (UTC)
какая ты умница! столько интересного находишь :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-03-29 08:09 am (UTC)
это не я нахожу. оно само меня находит :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shousha
2007-03-29 08:17 am (UTC)
Как интересно! И очень здорово описал свои еще фактически детские впечатления от первых дней пребывания в стране...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-03-29 08:21 am (UTC)
Да, сейчас я воспринимаю себя тогдашнего ребенком :-)
воспоминаний в черновике было значительно больше. убрал, это отдельная тема. в другой раз :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: raf_sh
2007-03-29 08:48 am (UTC)
замечательно!
спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-03-29 08:55 am (UTC)
спасибо!
рад Вас видеть в своём журнале.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sachok_2
2007-03-29 08:57 am (UTC)
Фантастически интересно! Уже давно меня этот монастырь интересовал, но ничего, даже слегка приближённого к уровню Вашего рассказа, найти не удавалось. Вы пишете, что туда можно попасть? Согласовать визит можно по тому же телефону, что и заказ комнат, или есть другой?
Спасибо! Ещё раз - невероятно интересный рассказ.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-03-29 09:07 am (UTC)
В принципе, монахини пропускают всех желающих - достаточно постучаться в дверь. Но при условии, что в это время не проходит молитва. А их семь в день, одна из которых длится, если не ошибаюсь, два часа...
Поэтому, позвоните и уточните время визита. Да, по этому телефону. Если не получится дозвониться, напишите. Уточню.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: alla_hobbit
2007-03-29 09:04 am (UTC)
Каждую неделю мимо этой стены проезжаю и тоже давно хочу туда попасть.
Надо будет попробвать как-нибудь.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-03-29 09:23 am (UTC)
попробуйте. предварительно позвоните. если никто не отвечает, напишите. постараюсь уточнить.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mitiaf
2007-03-29 09:11 am (UTC)
Т.е. получается, что Орден купил участок в чистом поле, без всякой "привязки" места к каким-либо библейским событиям? Вероятно, сыграл свою роль вид на Старый город, который открывается из района променада?

несколько карт, где виден монастырь в процессе строительства:

карта Конрада Шика, 1894
http://maps-of-jerusalem.huji.ac.il/html/jer259.htm

Hevrat hakhsharat ha-yishshuv, 1922(?)
http://maps-of-jerusalem.huji.ac.il/html/jerh046a.htm
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-03-29 09:22 am (UTC)
Очень интересна первая карта. Наглядно видим, что строили по частям.
Другая подробность - улица Альбека называлась раньше, по-видимому, "дерех Сур-Бахер".

Да, привязки к событиям никакой не было. Скорее всего, ты прав - с этого места должен был открываться вид на Старый город. И, думаю, не через Силоам (Шилуах), а по прямой линии.
Посмотри второй снимок в посте antik'a:
http://antik.livejournal.com/275364.html
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: olkab
2007-03-29 09:18 am (UTC)

Значит, попасть туда всё же можно. Это хорошо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-03-29 09:25 am (UTC)
это хорошо, да :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>