?

Log in

No account? Create an account
монастырь Дир Кал'а - Записная книжка Ёжика (с хвостиком) — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

монастырь Дир Кал'а [Mar. 15th, 2007|08:22 am]
Ёжик
[Tags|]
[mood |creative]


Монастырь Дир Кал'а. Южная стена.


В прошедшие выходные мне удалось присоединиться к экскурсии по христианским местам Западной Самарии, проведенной известным израильским археологом Давидом Амитом в рамках курса школы Гуш-Эцион.
Мы успели побывать на развалинах трёх монастырей византийского периода. Один из них - Хирбат Хани - находится в пределах зелёной черты, двое других - Дир Кал'а и Дир Самаан - за ней.
Мне бы хотелось поделиться впечатлениями от посещения самого большого из осмотренных монастырей - Дир Кал'a.

К сожалению, мой фотоаппарат до сих пор в ремонте, и я снимал мыльницей. Чтобы рассказ не потерял наглядности, он дополнен снимками с форума "Тапуз" (с указанием авторства).

Западную Самарию приблизительно можно определить как горную территорию, простирающююся от западу от линии Рамалла - Дженин. В отличие от Иудеи, где высокие горы к западу сменяются более пологими склонами (Шфела), расстянувшимися на многие километры, в Самарии перепад высот более резкий. Это хорошо видно в районе поселения Педуэль, где находятся развалины монастырей Дир Кал'a и Дир Самаан.

С находящегося на высоте 400 метров Педуэля как рукой подать до Рош ха-Аина и Эль-Ада, с которых начинается приморская равнина. В ясную погоду довольно чётко просматриваются улицы Петах-Тиквы.
Удачное месторасположение возвышенности, на которой находится Педуэль, использовалось задолго до его основания в 1984 году. Ещё пятнадцать веков назад здесь процветал монастырь, развалины которого сохранились неподалёку от современного еврейского поселения.


Дир Кал'а, Дир Самаан и Хирбат Хани на карте христианских мест Западной Самарии.
За основу взята карта из статьи И.Хиршфельда "Дир Кал'а и монастыри Западной Самарии".


В византийский период (IV-VII вв.) в этих местах проходили два важных торговых пути - из портового города Яффы (Яффо) в Наблус (Шхем), и из Кесарии через Антипатрис и Гуфну (Джифну) в Иерусалим.
На перекрёстке этих путей и было основано поселение, известное нам как Дир Кал'a. "Дир" (дейр) в переводе с арабского означает монастырь, "кал'a" (ударение на первый слог) - крепость.
Население Самарии в те времена было смешанным. Здесь проживало немало язычников. Центр еврейской культуры в тот период переместился на север, в район Тверии, Ципори и Цфата. Оставшиеся в большинстве самаритяне представляли опасность для христианских торговцев и паломников.
Жители монастыря-крепости имели возможность просматривать местность на многие километры, и предупреждать об опасности единоверцев, направлявшихся с моря в Иерусалим и Шхем, и обратно. В случае нападения мощные стены и многочисленные водные резервуары позволяли выдерживать долгую осаду.


Дир Кал'а, Дир Самаан и Хирбат Хани на современной карте.
Карту большего размера можно посмотреть по ссылке.


Монастырь находится за пределами ограждения вокруг поселения, которое находится чуть выше. Поскольку подъём снизу представляется очень сложным (хотя и возможным), нужно сначала проехать в Педуэль. Поэтому, примите во внимание, что в субботу движение транспорта в поселении запрещено.
На въезде попросите охранника одолжить ключи от калитки. Внутри Педуэля ехать по направлению к ешиве "Эрец ха-Цви" (вам подскажут), там ещё метров сто. Припарковать машины у забора, отпереть калитку и идти по направлению к недавно установленным здесь качелям, они же "качалка" (הנדנדה).

Тем же, кто может приехать только в субботу, придётся подниматься по крутому склону. Подъём следует начать с северной стороны горы, где сохранились следы старой мощеной дороги, которой в своё время пользовались монахи.


Качели. На заднем фоне - дереня Дир Балут.


Согласно местной легенде, на месте, где установлена скамейка, любил бывать Ариель Шарон, назвавший его "балконом страны" (מרפסת המדינה). Но по другим свидетельствам Шарон осматривал Тель-Авив, не покидая поселение.
Уже со скамейки слева можно увидеть сохранившиеся восточную и южную стены монастыря.
Перед нами предстанет примерно такой вид:


Монастырь Дир Кал'а. Общий вид.
©סאקרה, форум "Тапуз".


Покачавшись на качелях и осмотрев окрестности, продолжим путь в южном (левом) направлении. Прямо к развалинам идти сложней.
В любом случае, метров сто придётся прыгать с камня на камень, тропинок здесь нет. Но это несложно, даже интересно.
На пути нам встретится большой водный резервуар, один из пяти, которые были в распоряжении монастыря. Вследствие разрушения стен, утративших герметичность, воды здесь уже давно нет. Обратите внимание на неглубокое, но довольно большое по размерам, углубление в форме круга в восточной части сооружения. Его назначение неизвестно. По одной из версий здесь в своё время был изображен крест, соскобленный впоследствии мусульманами.


Водный резервуар.


Подходим к монастырю. Внимание привлекает массивная южная стена, сохранившаяся на уровне двух этажей. Чуть правее от неё - остатки сторожевой башни.
Низ и верх стены обработаны по-разному. Основание стен вытесано прямо в скале, и представляет собой сплошной каменный массив.
Верхняя кладка, по словам экскурсовода, похожа на ту, которая сохранилась в монастыре Св.Екатерины на Синайском полуострове, также относящийся к византийскому периоду. Камни тщательно обработаны и подогнаны друг к другу почти идеально.
Неодонородность стены дала основание предположить, что до монастыря на этом месте располагался римский наблюдательный пункт. Но эта гипотеза доказательств пока не получила.


Южная стена монастыря.


На уровне второго этажа через равные промежутки расположены отверстия, служившие окнами. Часть из них значительно меньше остальных, в виде небольших квадратов, аккуратно "выпиленных" в камне. Один из них можно увидеть на следующем снимке немного ниже центра.
Есть версия, что эти каменные блоки были вставлены в стену позднее, вместо больших отверстий.


Южная стена монастыря. Каменная кладка.


В южной стене располагается вход в монастырь необычной конструкции. Огромный брусок поверх дверного проёма (на нём изображён крест) наверняка бы сломался пополам, если бы не лежащий на нём камень, имеющий форму буквы П. В результате, давление верхних камней направлено не вниз, а распределено по бокам.


Над входом в монастырь можно расмотреть крест.


К сожалению, здесь нас ждал неприятный сюрприз. Вход оказался тщательно замурованным, пройти через него не представлялось возможным. Один я, конечно же, бы пролез через лаз в другом месте (сохранились ещё минимум три входа), но руководитель подчинился указаниям управления по делам древностей, и от попыток отказался.
Пришлось ограничиться его объяснениями и фотографиями из интернета.


Вид на монастырский двор сквозь решетку на входе.


Первым из европейцев, посетивший Дир Кал'a после продолжительного перерыва, был, по-видимому, француз Виктор Герен. Это был 1870 год. Опытный глаз археолога позволил ему за несколько проведенных здесь часов составить довольно полное описание места.


Вид на вход с территории монастыря.
©es72, форум "Тапуз".


Три года спустя Kондер и Китченер провели тщательный обмер развалин в рамках проекта по исследованию Палестины. Как и Герен, они были восхищены увиденным. По их мнению, Дир Кал'a являлся наиболее сохранившимся монастырём византийского периода в этих местах.
В отличие от Герена, англичане датировали время постройки не III-IV вв., а периодом правления византийского императора Юстиниана (527-565 гг.).

Отсутствие артефактов раннего мусульманского периода позволяет сделать вывод, что, как и большинство монастырей в Палестине, Дир Кал'а был оставлен в конце VII века, и больше не заселялся.

Судя по сохранившимся рисункам и фотографиям, ХХ век нанёс значительный урон монастырю. Многое было разрушено и уничтожено. Но и то, что осталось, представляет собой ансамбль уникальной сохранности. В этом плане среди построек византийского периода с Дир Кал'ой могут сравниться, пожалуй, только набатейские города в Негеве.


План монастыря.
Взято из статьи И.Хиршфельда "Дир Кал'а и монастыри Западной Самарии".


В 1987 году сюда пришли израильские археологи. Выкорчевав масличные деревья и табачные плантации, они приступили к детальным исследованиям. Была раскопана церковь, которую в своё время смог распознать Герен.
Одной из главных находок были мозаики. Среди нескольких выделяется одна, размерами приблизительно два на пять метров, сохранившаяся практически полностью.


Мозаика. Общий вид.
© מבעד למשקף, форум "Тапуз".


Эти фотографии сделаны в начале 2006 года. Участники форума "Тапуз", посетившие эти места в январе 2007 года, мозаики уже не нашли. По словам одного из участников археологической экспедиции, панно было разобрано и перевезено в музей Рокфеллера в Иерусалиме для изучения и реставрации. Впоследствии его предполагается выставить в музее, который должен вскоре открыться в приюте Доброго самаритянина на дороге Иерусалим - Иерихон.

  
Фрагменты мозаики.
© מבעד למשקף, форум "Тапуз".


Судя по тому, что вывезенные мозаики возвращены не будут, можно сделать вывод, что организация на месте монастыря Дир Кал'a туристического объекта не планируется.
Немалую роль в этом, по-видимому, играет противостояние иудейской и христианской религий.
Жаль. Взяв развалины под опеку, и приспособив их для организованных посещений, религиозный посёлок Педуэль мог бы получить значительную поддержку. Не только материальную, но и в плане своего будущего, как это произошло в случае уже упомянутого приюта Доброго Самаритянина, который после строительства забора окажется на израильской стороне.

Помимо мозаик, была найдено немало интересного: церковь, маслодавильни, многочисленные декоративные элементы здания. Исследован огромный водный резервуар к востоку от монастыря, свидетельствующий о сельскохозяйственном характере поселения. Раскопки продолжаются и по сей день.
Скорей всего, по их окончании в монастырь можно будет пройти без проблем. Вопрос в том, что останется там после археологов.

   
Слева - маслодавильня, справа - розета.
©es72 и ©סאקרה, форум "Тапуз".


Помимо важного стратегического местоположения, по-видимому, была ещё одна причина строительства монастыря именно на этом месте. Его территория частично накрывает большую карстовую пещеру. Мы спустились и в неё.

  
Юго-западный угол крепостной стены.
Слева - снимок первой половины ХХ века, справа - 2007 год.


Для этого нужно пройтись до юго-западного угла стены, спуститься от него к ещё одному водному резервуару (обратите внимание на крест, высеченный в восточной стене), затем продолжить спуск по тропинке. Впереди при этом всё время будут видны пока ещё незаселённые постройки поселения Алей Заав на противоположной стороне ущелья.


Юго-западный угол крепостной стены.
Вдалеке - новые здания поселения Алей Заав.


Наличие небольшого углубления в пещере, использовавшегося, судя по внешним признакам, под капеллу, даёт довод сторонникам теории, по которой место изначально использовалось как монастырь. Оборонительные функции, по их мнению, были вынужденными.
Ведь, как известно, монастыри строились у мест, имевшими некое сакральное значение. Так, возможно, здесь могли находиться захоронения, ставшие местом поклонения.


Спуск в пещеру.


Но существует также мнение, что монастырь появился здесь позднее крепости. По этой теории существование монастыря вообще ставится под сомнение. Возможно, была возведена только церковь (её существование доказано).

В пещере постоянно капает вода, сыро. Спуститься, однако, нельзя - всё засыпано.


В пещере.


Изучение монастырей Западной Самарии сильно затруднено из-за отсутствия каких-либо исторических документов. В то время как монастыри Иудейской пустыни и Иерусалима весьма полно представлены в письменных источниках - в частности, в рассказах паломников и в церковной литературе, о христианских местах к западу от Иерусалима практически ничего неизвестно (исключением является монастырь на горе Гризим). Все приведенные выше теории являются догадками исследователей, основанных на найденных артефактах, и не более того.
Это темой заинтересовался Ицхар Хиршфельд, один из известнейших археологов византийского периода. Основное внимание он уделил монастырю Дир Кал'a. Безвременная смерть в прошлом году остановила его исследования. Но Хиршфельд успел опубликовать статью, ставшую отправной точкой для дальнейшего изучения этого малоисследованного края.

Хиршфельд согласился с Кондером и Китченером в том, что Дир Кал'а был основан во время правления Юстиниана. В поддержку этой гипотезы он указал на тот факт, что в отличие от монастырей Иудейской пустыни, в Западной Самарии строили фундаментально. Финансироварование такого значительного проекта могло быть обеспечено только за счет казны. Известно, что Юстиниан освободил от налогов районы, пострадавшие от большого воссстания самаритян, пришедшегося на начало его правления.

На сегодняшний день известно о не менее двенадцати монастырях и церквей, развалины той или иной степени сохранности которых найдены на территории Западной Самарии и Предгорья (Шфелы). Вне всякого сомнения, их было больше. Об этом свидетельствует топонимика арабских деревень, многие из которых имеют в своём названии приставку Дир (монастырь).


Вид из пещеры.


Вскоре завершаются работы по прокладке нового шоссе, которое свяжет Педуэль с центром страны (на последнем снимке оно слева). Из Рош ха-Аина сюда можно будет доехать за 10-15 минут.
А пока можно доехать либо через перекрестки Рентис и Бейт-Арье (проезжая арабскую деревню Э-Лубан и удивительной красоты заповедник Нахаль Шило), или по 5-му шоссе, свернув потом на юг по 446-му ("Океф Педуэль").

Дополнительная литература:
- статья И.Хиршфельда "Дир Кал'а и монастыри Западной Самарии" в сборнике "זאת ליהודה" (иврит)
- английский вариант статьи И.Хиршфельда - "Deir Qal'a and the Monasteries of Western Samaria" в Journal of Roman Archaeology Supplement No. 49. The Roman and Byzantine Near East, Vol. 3.
- сайт маршрутов по Самарии (иврит)
- обсуждения на форуме Тапуз: 1 | 2 | 3 (иврит)
- M.V.Guerin, "Description geographique, historique et archeologique de la Palestine". В ивритской редакции - том V, стр. стр.87-89



Рейтинг: 3 из 5.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: yozhik_
2007-03-15 09:20 am (UTC)
там была ссылка на страницу из современного исследования, в которой рассказывалось о предшественниках. и о К&К в том числе.
После того как ты прислал более актуальные ссылки, я её заменю. то есть, уже заменил.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mitiaf
2007-03-15 09:34 am (UTC)
если под "проектом" ты имеешь в виду Survey of Western Palestine, то меня больше смущает данное тобой определение его целей и задач.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-03-15 09:38 am (UTC)
если честно, я не был в курсе его масштабов до того, как прочёл твою ссылку.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mitiaf
2007-03-15 10:06 am (UTC)
масштабы грандиозные, особенно учитывая, что сделано это все группой из нескольких человек. богатыри - не мы, без всяких смайликов :-) в исторической географии 19 века - они краеугольный камень, без них ни одна статья не обходится. точка отсчета для всех исследований, касающихся изменений в Эрец Исраэль за последние сто с лишним лет - и фауна, и флора, и демография, и дорожная сеть и т.д. По их картам еще 50 лет потом жили и воевали. в Первую мировую обе стороны использовали карты P.E.F., только немцы (т.е. турки :-) выпустили свою версию в масштабе 1:50,000 (оригинальные английские карты были в масштабе в дюйме миля). Надо как-нибудь собраться с мыслями, взять с тебя пример и написать пару обстоятельных постов на эту тему :-)
п.с.: сорри за занудство :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2007-03-15 10:32 am (UTC)
занудство - это когда надоедает. в данном случае совсем наоборот :-)
если ты сможешь об этом написать, было бы замечательно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: irenase
2007-03-21 01:03 pm (UTC)
Спасибо большое за такое интересное "занудство". Прочитала
с огромным интересом.:)
(Reply) (Parent) (Thread)