Ёжик (yozhik_) wrote,
Ёжик
yozhik_

Categories:

Дом Рабиновича, Тель-Авив


Перекрёсток улиц Дизенгоф и Фришман, Тель-Авив. Вид на север. 40-е гг.
Снимок из галереи Арт-Шоп.


Перекрёсток улиц Дизенгоф и Фришман - один из самых многолюдных в Тель-Авиве, его нередко называют центром города.

А ведь что мы знаем об этом месте? Конечно, в первую очередь это огромный котлован давно заброшенной стройки. Можно также вспомнить о театральной кассе в пассаже одного из угловых домов, в которую идёшь, если в других нужные тебе билеты давно раскуплены. Читатели, наверное, подскажут адреса многочисленных кафе в окрестностях.
И всё же, "Дизенгоф, угол Фришман" остаётся для большинства безликим.

Когда будете проходить в тех местах, попробуйте замедлить шаг и осмотритесь вокруг. За безвкусицей аляповатых вывесок и неряшливо оформленных витрин, за рядами кое-как развешанных на стенах кондиционеров можно попытаться угадать былую красоту построенных в 30-е годы зданий.

Давайте попробуем сосредоточить внимание на одном из них.

Речь идёт о скромном обветшавшем доме в северо-восточной части площади. Возведённый в 1935 году, он преставляет собой пример постройки периода строительного бума, охватившего Тель-Авив в те годы.

Небольшая историческая справка:
Впервые нынешние улицы Дизенгоф и Фришман появились на картах шотландского архитектора и градостроителя Патрика Геддеса, разработавшего в 1925 году генеральный план развития Тель-Авива.
Названия улицы получили позже, в начале 30-х гг., но не позже 1934 года. Дизенгоф в то время был еще жив.
Меир Дизенгоф (1861-1936) - уроженец Бессарабии, первый мэр Тель-Авива. русский|иврит
Давид Фришман (1864-1922) - писатель, поэт, переводчик. Жил в Варшаве, Одессе, Москве, Берлине. русский|иврит


Вот он, этот дом:


Дом Рабиновича. Угол улиц Дизенгоф и Фришман, Тель-Авив.
Архитектор - Бен Ами Шульман (1935 г.).


Мы видим неуклюжее четырёхэтажное здание с двумя разными фасадами, между которыми вряд ли можно найти что-то общее.
Что бросается в глаза: каркас давно неиспользуемого рекламного щита на крыше справа; зияющие дыры на последнем этаже с обеих сторон; наспех заделанные окна на третьем этаже; грязно-белая полоса над угловым козырьком; справа - две лоджии, слева - одна лоджия и один балкон, почему-то выкрашенный белым цветом; справа внизу ведутся работы по пробивке наружной стены (сейчас там уже открыто кафе).
Всё это на фоне запущенности в довольно продвинутой стадии, даже по тель-авивским меркам: штукатурка, если и была обновлена, то очень давно; во двор дома лучше не заходить.

А вот так выглядело здание 70 лет назад:


Дом Рабиновича. 30-е гг.


Фасады действительно изначально были разными, но заметно, что горизонтальные ленты окон и балконов связаны друг с другом; единство достигается также отсутствием самодельных лоджий и кондиционеров; совсем иное впечатление производит козырёк, в сочетании с накидками от солнца он смотрится очень даже гармонично.
Правый край дома как бы парит в воздухе - идея, от которой в настоящий момент ничего не осталось.


Дом Рабиновича. 30-е гг.
Вид с улицы Дизенгоф.


Думаю, не все сразу обратили внимание, что здание за годы подросло на один этаж: было три, стало четыре.
Также, если всмотреться, можно заметить, что раньше слева здание завершалось эффектным полукруглым вертикальным выступом. При надстройке этажа выступ оказался вмурованным в стену:




Тогда и сейчас.


Надстройка была выполнена очень аккуратно, с учётом оригинального проекта: ширина балкона на четвёртом этаже соответствует нижним; повторяется и высота оконных проёмов.
К сожалению, изменившиеся пропорции привели к тому, что здание сильно затеняет пространство проезжей части, особенно в утренние часы. Ведь если посмотреть на первый архивный снимок, тротуар кажется просто огромным; теперь же улица производит впечатление узкой. Вторая причина уменьшения свободного пространства - кроны разросшихся деревьев, сильно затеняющие улицу.

Отдельного упоминания заслуживает автор здания. Бен Ами Шульман был одним из немногих архитекторов первой волны, родившимся в Палестине. Уроженец Яффо, он был сыном владельца шоколадной фабрики. Получил образование в Королевской академии искусств в Брюсселе (Бельгия).
Помимо Шульмана, в Бельгии учились Женя Авербух (ансамбль площади Зины Дизенгоф), Арье Коэн (дом-корабль у автобусной станции), Зеев Берлин, Дов Карми и другие архитекторы, работавшие впоследствии в Тель-Авиве.
Вклад представителей бельгийской школы в формирование облика города до сих пор практически не исследован, но принято считать, что они находились под сильным влиянием Ле Корбюзье и других франкоязычных архитекторов того времени.


Бен Ами Шульман (1907-1986)


В 1947 году Шульман переехал в Северную Америку, где работал до своей кончины в 1986 году. Никаких упоминаний о его зданиях в США и Канаде я не нашёл. Сын архитектора, Узи Шульман, до сих пор владеет бюро под названием Benami Shulman в Лос-Анджелесе.

Другие здания, построенные Б.Шульманом в Тель-Авиве:
ул. Нахалат Биньямин, 21 | ул. Нахалат Биньямин, 57 | ул.Грузенберг, 31 | ул.Дов Хоз, 8 | ул.Нахмани, 34 | ул.Иермиягу, 147 | ул.Мапу, 3



Перекресток улиц Дизенгоф и Фришман, Тель-Авив. Конец 30-х гг.
Вид с улицы Дизенгоф. Дом Рабиновича - первый справа.

Из коллекции негативов Э.Матсона.



Май 2006 г.


Многие читатели наверняка уже задались вопросом - а причём тут Рабинович? Увы, кроме того, что это была фамилия владельца здания, спроектированного Шульманом, мне сказать нечего.

Для полноты картины добавлю, что следующее здание по Дизенгоф, в форме полукруга - дом 108, его хорошо видно на самом первом снимке - было построено известным архитектором Пинхасом Хюттом (в ивритском варианте - Хит). Здесь же он и жил.

Источники:
- "Дома из песка" (иврит) - בתים מן החול
- "Жить на песке". Каталог выставки (2004 г.) (иврит/aнглийский) - לגור על החולות




Рейтинг: 2 из 5.
Tags: Тель-Авив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 97 comments