Ёжик (yozhik_) wrote,
Ёжик
yozhik_

Category:
  • Mood:

Квартал Рамат ха-Шарон, Тель-Авив


Улица Левонтин.


По просьбе phil_f собрал информацию о тель-авивском квартале Рамат ха-Шарон. Здесь выкладываю русский вариант текста.

Для тех, кто сомневается - речь идёт не о городке Рамат ха-Шарон к северу от Тель-Авива, а об одном из старейших кварталов первого еврейского города.
Некогда один из самых состоятельных районов Тель-Авива, со временем он пришёл в полное запустение. За упадком последовало забвение - название квартала исчезло с городских карт.
В последние годы район начал оживать - воссоздан парк, открываются кафе, бутики, реставрируются особняки. С возвращением к нормальной жизни появляется интерес к прошлому этих мест, который данный пост призван частично удовлетворить.

Рамат ха-Шароном в 20-е годы был назван участок, ограниченный нынешними дерех Менахем Бегин с юга, улицей ха-Ракевет с севера и улицей Алленби с запада.
В то время на этой естественной возвышенности (ивр. - рама) были разбиты виноградники и плантации, что дало основание сравнить её с упоминаемой в Ветхом завете плодородной землёй Шарон.


Фрагмент современной карты Тель-Авива.


Историю Рамат ха-Шарона принято отсчитывать с 1856 года, когда на приобретённом у жителя Яффо участке священником Альфредом Айзексом (Alfred Augustus Isaacs) из Лейстера (Англия) была построена "образцовая ферма" - The Model Farm.
Целью этого одного из первых европейских поселений в Яффо - ещё до появления немецкой Сароны и еврейских Неве Цедека и Неве Шалома, была пропаганда христианства среди евреев Яффо. Англичан привлекло местонахождение фермы - недалеко от города и с рядом с оживлённой дорогой на Наблус (Шхем).
С образованием Израиля эта дорога была переименована в дерех (ивр. - дорога) Петах-Тиква, а с недавного времени она носит имя Менахема Бегина.

В восточной части участка англичанами было возведено прекрасно сохранившееся до нашего времени жилое здание.


План миссионерской фермы, 1856-1870 гг.
Взято из книги "В стремлении к совершенству в архитектуре".


Миссионерская деятельность, однако, потерпела крах, и после смены нескольких владельцев, в 1870 году участок вновь перешёл во владение арабов Яффо.

В 1892 году с северу от бывшей фермы была проложена железная дорога Яффо-Иерусалим. Возведенная в непосредственной близости станция оказала значительное влияние на дальнейшее развитие района.
В 50-е гг. с закрытием яффского порта железнодорожное полотно разобрали. От вокзальных построек сохранилось здание таможни; о былых временах напоминает и название улицы - ха-Ракевет (ивр. - поезд).

С конца XIX века на территории фермы располагается турецкий сторожевой пост. С приходом англичан он переходит к ним, здесь располагаются индийские солдаты британской армии.


Фрагмент карты Тель-Авива 1918 года.
Линия сверху - железная дорога, квадрат с точкой посередине - здание фермы.


В 1921 году участок приобретается в собственность мэрией Тель-Авива, и с отделением от Яффо включается в состав молодого города.
Уже к 1923 году был подготовлен план застройки квартала - его территория была разбита на пятьдесят девять участков (на нижеследующем рисунке обозначены пятьдесят из них).
Название Рамат ха-Шарон было дано ему несколько позднее - на карте этого года он обозначен как Model Farm (именно так, на иврите - מודל פארם).
Юго-восточная часть нового квартала, включая здание фермы, была перепродана мэрией предпринимателю из России Петру (Пинхасу) Рутенбергу для постройки на этом месте электростанции - первой не только в городе, но и всей Палестине.


Фрагмент карты Тель-Авива 1923 года.
50 участков, предназначенных под строительство, и электростанция Рутенберга.


Улица, на которой была построена электростанция, получила название ха-Хашмаль (ивр. - электричество), а небольшой переулок, отходящий от неё - ха-Ор (ивр. - свет).
Параллельнo ха-Хашмаль была проложена улица ха-Шарон, по названию района. С застройкой в начале 40-х гг. квартала рядом со старым автовокзалом его улицам были даны географические имена (ха-Негев, ха-Шфела, ха-Галиль, ха-Шарон), и ха-Шарон в Рамат ха-Шароне была переименована в честь сионистского деятеля Залмана Давида Левонтина (1856, Орша, Могилевская губерния, – 1940, Тель-Авив).
Пересекающая улицы ха-Хашмаль и ха-Шарон магистраль была названа в честь скончавшего незадолго до этого писателя и журналиста Йегошуа Барзилая (Айзенштадта) (1854-1918).
Крайняя восточная улица квартала, в то время ещё практически незастроенная, получила название Микве Исраэль (сельскохозяйственная школа недалеко от Тель-Авива). Ещё один переулок, совсем малозаметный, был назван ха-Гина (ивр. - сквер, садик), т.к. находился рядом с районным сквером (речь о котором пойдёт ниже).

      
Слева - фотография Ш.Корбмана, 8 февраля 1923 г.
А.Эйнштейн (в центре) и мэр Тель-Авива М.Дизенгоф (второй справа) на строительстве электростанции. На заднем плане - здание английской фермы.
Фото справа - ферма в наши дни. Вид с дерех Менахем Бегин.


    
Здание электростанции. Архитектор - Иосиф Берлин (1923).
Слева - снимок А.Соскина в 20-е гг., справа - современное фото.


Основными покупателями участков в Рамат ха-Шароне были семьи торговцев и предпринимателей, и дома строились воистину с купеческим размахом.
К сожалению, многие из этих зданий были снесены, уступив место более функциональным постойкам 50-х и 60-х гг. Состояние же большинства сохранившихся старых домов - их от силы наберётся десять-двенадцать на весь район - требует немедленной рестраврации.
Господствовавший в то время стиль эклектики в полной мере способствовал осуществлению фантазий владельцев. Если вглядеться в эти дряхлые постройки, можно найти элементы классики, модерна, ар деко и даже ренессанса; некоторые дома как будто пересены сюда из Восточной Европы.
Есть и исключения - в идеальном состоянии содержится особняк, в котором теперь находится офис вице-президента Электрической компании; с бережным отношением к оригиналу перестроено здание, принадлежащее страховой компании "Дженерали".

Сейчас в это трудно поверить, но в конце 20-х-начале 30-х гг. Рамат ха-Шарон считался одним из трёх самых богатых районов Тель-Авива - наряду с элитарной улицей Бялика, а также с кварталом в треугольнике Ротшильд-Алленби-Шенкин.


Особняк Оксенхорна (ныне здание вице-президента Электрической компании).
Архитектор - Иосиф Берлин (1924)


В 1925 году рядом с электростанцией построили водонапорную башню; недавно она была отреставрирована. Здесь же, на первом этаже башни, находился районный продуктовый магазин.


Водонапорная башня и колодец миссионерской фермы (слева).


Во второй половине 30-х гг. начал застраиваться участок между улицей Микве Исраэль и железной дорогой. К этому времени строительство в Тель-Авиве велось исключительство в интернациональном стиле ("баухаус"), поэтому эта часть района была застроена конструктивистскими постройками. Немало таких зданий и в старой части квартала.


Фрагмент карты Тель-Авива 1934 года.
Часть квартала, примыкакющая к ж/д вокзалу, ещё не застроена.


Самым примечательным зданием Рамат ха-Шарона, построенном в интернациональном стиле, вне всякого сомнения, является Бейт Хадар (ивр. - "дом цитрусовых"). Я о нём уже подробно рассказывал (http://users.livejournal.com/yozhik_/23980.html).
Здесь на первом этаже долгие годы находился магазин по продаже автомобилей Форда. Полукруглый фасад здания легко просматривается в правом нижнем углу следующей фотографии.


Тель-Авив. Фрагмент снимка конца 30-х гг.
Слева - электростанция Рутенберга, в центре - ул.Микве Исраэль, справа - ж/д вокзал.
Взято здесь.


В конце 20-х гг. жители "Ир Шалома" ("город мира") сочли, что название их поселения не отражает его сельскохозяйственный характер. Решение заимствовать название процветающего тель-авивского квартала можно считать удачным - город Рамат ха-Шарон стабильно входит в число самых обеспеченных в стране. А вот тель-авивский квартал начал быстро терять свой блеск.

    
Здания в интернациональном стиле.
Слева - дом Бенвеништи (архитектор - Арье Коэн, 1935),
справа - дом Виложного (архитектор - Мордехай Розенгартен, 1938).


После открытия в начале 40-х гг. центрального автобусного вокзала, Рамат ха-Шарон оказался на оживлённом перекрёстке между автовокзалом с одной стороны и железнорожной станцией и центром города с другой. Привыкшие к тишине жители квартала начали его покидать.
Жилые помещения были переоборудованы под офисы, мастерские и склады.

В соответствии с тель-авивской традицией, по которой однопрофильные магазины располагались друг вблизи друга, занимая целые улицы и кварталы, Рамат ха-Шарон почему-то приглянулся продавцам мелкой кухонной техники (ציוד מזון). Некоторые из этих магазинов функционируют до сих пор.


Гинат ха-Шарон.


Отдельного упоминания заслуживает сквер в центре квартала. У него два названия - гинат ха-Хашмаль и гинат ха-Шарон. По картам не удаётся проследить, какое из них возникло раньше. Наверное, это легко узнать, обратившись к архивам.

Это был второй сквер Тель-Авива после небольшого парка в районе Нахалат Биньямин. Того парка давно уже нет, что даёт право утверждать, что ха-Хашмаль - самый старый из сохранившихся скверов города.
После обнищания квартала парк превратился в одно из самых злачных мест Тель-Авива. Считалось, что здесь опасно находиться, особенно в тёмное время суток.
Несколько лет тому назад его просто-напросто снесли, если так можно сказать о парке: построили подземную стоянку, а над ней заново разбили зеленые насаждения. Возможно, именно эта разительная перемена центрального пространства стала причиной того, что квартал начал стремительно изменяться к лучшему.
В последние два-три года вокруг парка открылись многочисленные бутики, владельцы которых объединились в реализации идеи по созданию здесь зоны магазинов оригинальной дизайнерской одежды.
За бутиками потянулись кафе. Название одного из них я запомнил без труда - "Рутенберг".
Карта расположения бутиков: http://www.6940.info/map.php (иврит)


Квартал Рамат ха-Шарон, Тель-Авив.
Вид со здания Электрической компании.


Источники:
- "В стремлении к совершенству к архитектуре. Постройки и проекты электростанций в Израиле. 1921-1942 гг." (иврит)
- О.Регев, "Небольшая прогулка по большому городу" (иврит)
- Я.Шавит, Г.Бигер, "История Тель-Авива". Том 1 (иврит)
- "Левонтин. Второе рождение" (иврит)
- статья на сайте Nana.co.il, 2002 год (иврит)
- статья в "Гаарец" (иврит)





Рейтинг: 2 из 5.
Tags: Тель-Авив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 157 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →