?

Log in

No account? Create an account
Тель-Хадид - Записная книжка Ёжика (с хвостиком) [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Тель-Хадид [Mar. 9th, 2006|08:15 am]
Ёжик
Хадид (острый конец) ... - город колена Вениаминова,
упоминаемый вместе с Оном и Лодом ...
Таким образом мы должны искать г. Хадид близ [Лoда],
и весьма вероятно, что он представляется в настоящее
время небольшим селением на невысоком холме к востоку
от [Лода] под названием Эль-Хадиф.
Библейская энциклопедия. Москва, 1891 г.



Холм Хадид в парке Бен-Шемен.


Когда мы полгода назад переезжали в Модиин, главным аргументом было местоположение: двадцать минут на машине до Иерусалима, и примерно столько же - до Тель-Авива.
Однако, предположение, что свободное время мы будем проводить вне спального города, каким действительно является Модиин, оказалось абсолютно неверным.
Я даже и не подозревал, насколько богата история этих мест! Потребуются годы, чтобы все осмотреть и изучить.
К сожалению, литературы по этой теме очень и очень немного. Сказывается то, что район Модиина долгие годы был закрытой военной зоной, археологические раскопки проводились здесь редко. Информация в большинстве случаев весьма скудная, если вообще есть.

Но я все же попытаюсь подготовить несколько постов по принципу "с миру по нитке". Не судите строго.

Тель-Хадид (холм Хадид, иврит) находится в северо-западной, наименее известной, части леса Бен-Шемен. Этот крупный лесной массив непосредственно примыкает к Модиину, мы бываем там почти каждые выходные.

Высота холма - 147 метров над уровнем моря. Его можно увидеть в районе съезда с 1-го шоссе на 443-е - слева, если ехать из Тель-Авива в Иерусалим.


Тель-Хадид. Древняя маслодавильня.


Проводившиеся археологические раскопки указывают на существование здесь поселения уже на исходе каменного века (XV век до н.э.).
К этому же периоду относится и царствование египетского фараона Тутмоса III (иврит|русский), в описаниях военных походов которого впервые упоминается это место.

Найдены также следы крепостных стен периода завоевания Ханаана израильтянами, но в книге Иисуса Навина Хадид упоминается не как место боев, но как одно из поселений, доставшихся колену Иуды в результате жребия, брошенному священником (коэном) Элиазаром и самим Иисусом Навином:

20. Вот удел колена сынов Иудиных, по племенам их: ...
33. На низменных местах: Ештаол, Цора и Ашна ...
36. Шаараим, Адифаим, Гедера или Гедерофаим: четырнадцать городов с их селами.



Конечно же, обращает на себя внимание то, что название места приведено во множественном числе - Адифаим (или Адитаим, звуки "т" и "ф" передаются в иврите одной буквой). Это принятая в иврите форма, когда речь идет о двух одних и тех же объектах вместе: Гиватаим - два холма, Шаараим - двое ворот и т.д.
Тут можно вспомнить, что в оригинале слово Хадид означает "острый", "острие". Но никаких значимых вершин вокруг холма нет.
Историки полагают, что название произошло от крепости, которая находилась рядом с городом, а не окружала его, как обычно - две Адифы, крепость и город. Использование имени собственного для меня, однако, представляется странным.


Холм Хадид. Вид на Лод.


Следующие по времени находки относятся к периоду захвата Иудеи Ассирией (VIII-VII век до н.э.). В частности, были найдены документы, свидетельствующие о существовании в этом месте поселения переселенцев из Вавилона, также попавшем под господство ассирийского правителя Саргона II.

Еврейское присутствие в Хадиде возобновилось, по-видимому, в ходе религиозных реформ царя Иосии (VII век до н.э.), когда все иноверцы из Иудеи были изгнаны.
Вскоре, в конце VII века до н.э., Ассирийская империя прекращает свое существование, потерпев поражение от Вавилона. К 586 году до н.э. вавилонский царь Навуходоносор захватывает Иудею, большинство жителей которой были переселены в Вавилон.
После пятидесяти лет плена евреям было разрешено возвратиться в родные места, о чем рассказывается в книгах Эзры (в синодальном переводе - Ездра) и Нехемии (Неемии), наместников вавилонского царя в Иудее.
В том, что касается Хадида, Эзра и Нехемия пишут почти одно и тоже:

1. Вот сыны страны из пленников переселения, которых Навуходоносор, царь Вавилонский, отвел в Вавилон, возвратившиеся в Иерусалим и Иудею, каждый в свой город, ...
33. уроженцев Лидды, Хадида и Оно семьсот двадцать пять



6. вот жители страны, которые отправились из пленников, переселенных Навуходоносором, царем Вавилонским, и возвратились в Иерусалим и Иудею, каждый в свой город, ...
37. Уроженцев Лода, Хадида и Оно семьсот двадцать один




Хадид на карте "Палестина после вавилонского плена. V век до н.э."
Источник - Тим Даули, "Библейский атлас".


В следующий раз мы встречаем в письменных источниках Хадид через два столетия, когда в первой книге Маккавеев рассказывается о строительстве Симоном Маккавеем крепостей для борьбы с селевкидами:

35. ... и созвал старейшин народа, и советовался с ними, чтобы построить крепости в Иудее, ...
38. А Симон построил Адиду в Сефиле и укрепил ворота и запоры.



Сефила - это искаженное ивритское Шфела, "предгорье". Шфелой называют полосу невысоких, от 100 до 300 метров, холмов между морской равниной и Иудейскими горами - от Рош ха-Аина на севере до Негева на юге.
В 90-е гг. в ходе археологических раскопок в Тель Хадиде действительно были найдены остатки крепости хасмонейского периода. Правда, не на самом холме, а немного севернее, ближе к 4-му шоссе. Считается, что это еще один довод в пользу версии существования двух Хадидов - города и крепости.


Древняя камнеломня.


Повествуя о борьбе Маккавеев, дважды упоминает Хадид Иосиф Бен Матитьягу (37-100 гг., в христианской традиции - Иосиф Флавий).

Тем временем Трифон во главе большого войска выступил из Птолемаиды и двинулся в Иудею, ведя за собою пленного Ионатана. Навстречу ему выступил Симон с его ратью и подошел к городу Аддиде, лежащем на горе, у подошвы которой расстилается Иудейская равнина.


В результате успешной военной кампании Симон Маккавей после продолжительного перерыва вновь основывает независимое еврейского государство.
А вот второе упоминание Хадида (Аддиды) у Иосифа Флавия связано с менее радостным событием - поражением Александра Янная, еще одного представителя династии Маккавеев, от сирийского царя Арета:

После него царем Келесирии стал Арета, которого призвали на царство войска, занимавшие Дамаск; к тому побудила их ненависть к Птолемею Меннаю. Напав отсюда на Иудею, Арета разбил Александра в сражении при Аддиде, но затем, на основании заключенного договора, вновь удалился из Иудеи.
глава 15, там же



Обзорная площадка памяти Рои Коэна.
Вид на аэропорт имени Бен Гуриона.


Мне встретилось ещё одно любопытное упоминание о Тель Хадиде в литературе, причём в современной. Не знаю, из какого источника черпал сведения американский писатель Говард Фаст (кстати, лауреат сталинской премии за укрепление мира в 1953 г.), но название города встречается в его романе о восстании Маккавеев:

Аполлоний, главный наместник Иерусалима и Иудеи, расставил вдоль дороги из Модиина в Хадид семьсот кольев, на которых торчали головы евреев - расплата за голову Апелла на алтаре Афины. С пятью тысячами наемников рыскал Аполлоний по всей Иудее, из конца в конец, убивая, сжигая и разрушая. А мы скрывались в горах и поначалу бездействовали, пока исстрадавшиеся люди не стали приставать к Мататьягу...



Холм Хадид. Вид на Шоам.


Хадид продолжает существовать и после установления власти римлян (63 год до н.э.). Археологами найдены следы многочисленных построек периода правления Ирода (I век н.э.), вероятно, разрушенных во время восстания Бар-Кохбы (II век).

Встречается Хадид и в Мишне:

... окруженные стенами со времен Иисуса Навина, например, ... Хадид, Оно и Иерусалим


В III веке Хадид включен в Ономастикон - описание Палестины, составленное Евсевием Кесарийским (ок.260 - ок.340 гг.):

Адиафаим (Άδιαθαίμ), колена Иудина; ... около Диосполя, к востоку


В византийский период (IV век) на фундаменте крепости был построен монастырь.
Еще одно здания культа того же времени было найдено английскими археологами в 1940 году в юго-западной части холма. Оно примечательно тем, что в нем была найдена мозаика на греческом языке с изображением корабля, плывущего по Нилу (предположительно VI век). В настоящее время она находится в национальном морском музее в Хайфе (иврит|русский).

Наверное, именно в это время изменился этнический состав населения города. Хотя могу ошибаться.


"Египет". Фрагмент мозаики, найденной в Тель Хадиде.
Взято с сайта http://www.christusrex.org


Пожалуй, самое известное упоминание Хадида находится на мозаичной карте середины VI века, найденной в иорданском городе Мадаба.
На этой карте Хадид - внизу, левее центра. Чуть выше и правее - Модиин, слева - загадочный Бетомельгезис, нигде, кроме этой карты не встречающийся.


Карта Медабы. Фрагмент.
Взято здесь.


Поскольку из подписи к рисунку следует, что из двух Хадидов остался только один, возникает вопрос - какой из них? Ответ следует искать на картинке:


"Адиатим, сейчас - Адита" (греческий)
Взято с сайта http://www.christusrex.org


Нет никаких сомнений, что это изображение крепости. Из этого можно сделать вывод, что город, находившийся на вершине холма, по какой-то причине прекратил своё существование. Жизнь сосредоточилась вокруг крепостных стен.

Раскопки показали, что Хадид был просцветающим городом в VI-VII веках.
Однако, после пожара в монастыре в X веке поселение пришло в упадок и в XII веке было оставлено.

На развалинах Хадида до середины XX века находилась арабская деревня, унаследовавшая название - Эль-Хадита (Эль-Хадифа). Точное время её основания нигде не приводится.
По моему предположению, как и другие близлежащие поселения, она была основана в середине XIX века во время массовой миграции арабского населения в Палестину. Как известно, переселенцы старались перенимать местную топонимику.
К моменту образования Израиля в Эль-Хадите проживало 700-800 человек. Все они оставили её в сентябре 1948 года.
В 1950 году к западу от холма был основан мошав Хадид, постройки которого находятся вне зоны древнего поселения.

На холме и вокруг него в 70-е гг. были посажены деревья, при этом почти все древние постройки были снесены. Когда сюда пришли археологи, им пришлось довольствоваться тем, что осталось под землёй.


Строительство туннеля под холмом Хадид.
Взято с сайта http://www.mycar.co.il


Основные раскопки были произведены в конце 90-х гг. в рамках работ по прокладке скоростного 6-го шоссе. Оно проходит под западным склоном холма, где сохранились еврейские захоронения - чтобы их не тревожить, был сооружен туннель.


Тель Хадид. Могилы.


Любители археологии при посещении Тель-Хадида будут разочарованы. Кроме глубоких ям (колодцы?), пустых могил и камнеломни, увидеть сейчас ничего нельзя. Существует, правда, большая пещера, в которой еврейские жители скрывались во время восстания Бар-Кохбы (II век), но, похоже, она в данный момент замурована. Во всяком случае, найти мне ее не удалось.

Но, тем не менее, здесь есть на что посмотреть.
На вершине холма оборудована обзорная площадка памяти Рои Коэна (1971-1993) из соседнего мошава Бейт-Нехемия, погибшего во время велосипедной прогулки в США.
С неё открывается прекрасный вид на морскую равнину. Даже в пасмурный день просматриваются высотные здания Тель-Авива и Рамат-Гана, а близлежащий Лод виден как на ладони.


Тель Хадид. Вид на шестое шоссе.


От арабской деревни сохранились обширные насаждения оливковых деревьев, многим из которых не менее ста лет. Пожалуй, это самая близкая к Тель-Авиву роща вековых олив.


Плантации оливковых деревьев у подножия Тель Хадида.


Проложенное пятнадцать лет назад 443-ое шоссе рассекло лес Бен-Шемен на три неравные - и по размерам, и по доступности - части. Прямого въезда в северо-западную часть леса, в которой находится Тель-Хадид, с этого шоссе теперь нет. Для того, чтобы туда попасть, нужно свернуть по указателю "Мицпе Модиим" (первый поворот после перекрестка), проехать около 100 метров, и повернуть направо, в туннель под 443-им шоссе. Далее следовать по указателям до самой вершины холма.
Второй въезд находится со стороны 4-го шоссе, у мемориала солдатам тыла (есть указатель).

Карта
синим цветом от руки пририсовано 6-ое шоссе, красным - маршрут, если ехать от 443-го шоссе, зеленым - через 4-ое.

Полностью карту леса Бен-Шемен можно посмотреть здесь (336 Кб)


Источники:
- статья в Википедии (иврит)
- сайт Керен ха-Кайемет ле-Исраэль (иврит)
- Хадид на сайте францисканцев: 1 | 2 (английский)
- статьи на сайте управления древностями (решут ха-атикот): 1 | 2 | 3 (иврит, английский)
- палестинский сайт, посвященный деревне Эль-Хадита (английский)
- использование библейских названий в современном Израиле (иврит)
- прогулка по Мицпе Модиин и Тель-Хадиду (иврит)
- еще одна прогулка по Тель-Хадиду на сайте журнала "Маса ахер" (иврит)





Рейтинг: 2 из 5.
linkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: alon_68
2006-03-09 06:22 am (UTC)
Классно, очень интересно!

А названия эти смешно выглядят в греко-русском варианте - Фекоя (Текоа, надо полагать?), Анафоф, Мероноф (почти Миронов :) )...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-03-09 06:24 am (UTC)
Да, Текоа.
Вифлеем тоже сильно отличается от Бейт-Лехема. Что поделаешь...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sinli
2006-03-09 06:25 am (UTC)

Говард Фаст ... лауреат Ленинской премии 1953 г.

Сталинской премии мира 1953 г.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-03-09 06:46 am (UTC)

Re: Говард Фаст ... лауреат Ленинской премии 1953 г.

Да, с момента основания в 1948 году и по 1956 год премия называлась сталинской.
С 1956 по 1991 - ленинской.
В советской, а позже, и российской, официальной терминологии принято называть премию ленинской даже если речь идёт о периоде, когда она называлась сталинской.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: karamelka212
2006-03-09 06:44 am (UTC)
Познавательно!-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-03-09 07:25 am (UTC)
я рад, что тебе понравилось
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladfe
2006-03-09 06:47 am (UTC)
Как всегда - интересно и познавательно! Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-03-09 07:26 am (UTC)
это хорошо, что у тебя есть время на ЖЖ.
а вот будет ли оно у меня - не знаю.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: annapoh
2006-03-09 06:53 am (UTC)
Спасибо большое! Очень интересно!!!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-03-09 07:27 am (UTC)
по-твоему ЖЖ пытался угадать, кто ты - не получилось :-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ya_tanechka
2006-03-09 06:57 am (UTC)
Ох, какую классную работу сделал! Интересно очень!
А ты знаешь, я в в 83-84гг печатала на машинке (PC еще не было) самиздатовский перевод Г.Фастa, "Мои прославленные братья".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-03-09 07:29 am (UTC)
у нас были какие-то книжки Фаста на английском - туристы приносили и оставляли.

главное, что теперь я понял, что вас подтолкнуло принять решение поселиться в этих местах :-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: egle
2006-03-09 07:01 am (UTC)
Очень интересно, впрочем, как всегда. Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-03-09 08:08 am (UTC)
когда туда поедешь, на обратном пути заезжай к нам :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: mitiaf
2006-03-09 07:42 am (UTC)
На одной из первых рукописных копий Медебской карты район Адиатим выглядит несколько иначе: http://maps-of-jerusalem.huji.ac.il/html/jer179.htm
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-03-09 08:07 am (UTC)
Спасибо. Очень интересно. К тому же, это один из моих любимых сайтов.
Но нельзя охватить необъятное, поэтому ограничился оригиналом.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: emilsa
2006-03-09 07:52 am (UTC)
Отличная статья. Очень познавательная. Чуствуется профессионализм. Таануг.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-03-09 08:08 am (UTC)
Спасибо за аванс :-))))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2006-03-09 07:56 am (UTC)
Очень интересно. Люблю эти места.
Кстати, ты не нашел информацию о том, где был Модиин Маккавеев?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-03-09 08:03 am (UTC)
Не нашёл. Никто ещё не нашёл :-)
Те могилы, на которые ведёт указатель "Могилы Маккавеев" ими не являются, это уже доказано. Нет следов древнего города и в арабской деревне Мидия, как это предполагалось ранее.

В настоящее время существует несколько версий:
- в районе могилы шейха Гербауи в лесу Бен-Шемен
- холм Титора на территории нынешнего Модиина
- Ум Аль-Умдан - место, где были найдены развалины древней синагоги

Две последние - наиболее серьёзно аргументированные. Но в обеих чего-то недостаёт.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leprechaun
2006-03-09 08:04 am (UTC)

.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-03-09 08:31 am (UTC)
Был в Нетании на прошлой неделе. Обратил внимание на начавшееся строительство стадиона. Что будет с рядом стоящей постройкой? Какого она периода? Оттоманского?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kandidych
2006-03-09 08:41 am (UTC)
Спасибо, очень интересно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-03-09 10:12 am (UTC)
Кстати, читаю "Женщину из Берлина". Не оторваться.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ninka
2006-03-09 08:49 am (UTC)
Как всегда- потрясающе интересно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-03-09 10:15 am (UTC)
Большое спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shunara
2006-03-09 09:06 am (UTC)
"Звуки Т и Ф передаются в иврите одной буквой"?

Мне казалось что дело не в иврите а греческом: буква Фета она же Тета.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-03-09 10:11 am (UTC)
Конечно, причина разночтения в греческом, поскольку перевод делался с него. Просто мне хотелось показать, что вне зависимости от варианта перевода книги Иисуса Навина город в ту пору имел одно название.

А вообще, греческая "тета" и ивритская "тав" - по сути, одна и та же буква в разных алфавитах.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: flyer_jr
2006-03-09 09:20 am (UTC)
Прекрасная статья.
Сколько времени занимает собрать такую информацию?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-03-09 10:15 am (UTC)
Неделя-полторы на сбор базовой информации.
Дополнительные сведения + картинки - вплоть до опубликования поста. тут нет предела, сам себя ограничиваешь.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>