Ёжик (yozhik_) wrote,
Ёжик
yozhik_

Categories:

Адмиралтейство, Тель-Авив


ул.Алленби, 11. Тель-Авив
Архитектор Александр Леви (1924 г.)


В одном из последних номеров журнала "Эрец ве-Тева" ("Страна и природа") была опубликована статья о творчестве архитектора Александра Леви (1883-1943) с перечнем зданий, построенных им в Тель-Авиве.
Меня заинтересовала постройка в самом начале улице Алленби. Она не заслужила бы отдельного поста, если бы не ее название - "Бейт ха-Адмиралиют", в русском варианте - Адмиралтейство.

Чтобы понять, как в Тель-Авиве, в котором никогда не базировался флот, появилось такое здание, совершим краткий экскурс в историю города.

По первоначальному плану Тель-Авив задумывался как дачный поселок, и к воде, несмотря на близость, выхода не имел. Вдоль берега к северу от Яффо простирались постройки арабской деревни Маншие, что хорошо видно на фотографии 1918 года:


Тель-Авив и Маншие. Вид с воздуха, 1918 год.
Взято из книги "Зарождение Тель-Авива, 1909-1934" ("תל אביב בראשיתה, 1909-1934")


На переднем плане - железная дорога, в непосредственной близости от которой были построены первые дома Тель-Авива. Над малоэтажными домами возвышается массивное здание гимназии "Герцлия".

В глубине снимка, почти у самого моря, можно разглядеть сохранившуюся до наших дней мечеть Хасан Бек. Распространено предположение, что построенная в 1916 году, вскоре после основания Тель-Авива, она была призвана продемонстрировать бесперпективность выкупа земель Маншие евреями.

Но к морю подступали постройки другого еврейского посёлка - Керем ха-Тейманим, находившегося примерно на километр севернее тогдашнего Тель-Авива.


Улица Алленби. Спуск к морю. 10-е гг.
Взято из книги "Белый город, чёрный город".


Развитие стремительно разраставшегося Тель-Авива шло в первую очередь по направлению к этому поселению на берегу моря. Еще до начала Первой мировой войны были приобретены крупные наделы земли, позволившие проложить дорогу, огибающую Керем ха-Тейманим с севера и выходящую к морю. Улица получила название Морской (рехов ха-Ям).
С 1918 года она носит имя британского генерала Эдмунда Алленби.


Улица Алленби у моря. Середина 30-х гг.
Взято из книги "Зарождение Тель-Авива, 1909-1934" ("תל אביב בראשיתה, 1909-1934")


Район у моря сразу завоевал популярность, набережная стала основным местом встреч, прогулок и развлечений горожан. На приведенном выше снимке внизу слева можно найти казино "Галей Авив" (на самом деле - не игорный дом, а кафе), бывшее долгое время излюбленным местом времяпревождения тель-авивской богемы.

Здание Адмиралтейства на этом плохо сохранившемся снимке только угадывается. Зато его можно увидеть на следующем, сделанном, скорей всего, в 80-е гг.


Улица Алленби у моря. 80-е гг.(?)
Взято с сайта http://www.telavivinf.com/


Казино на нём уже нет, оно было снесено в конце 30-х гг.
На северной стороне ул.Алленби (на снимке - слева) располагалось здание кинотеатра "Кесем", больше известное тем, что в нём долгое время находился оперный театр.
Здесь же в 1949 году проходили заседания израильского парламента, о чём напоминает название площади на пересечении Алленби и набережной - Кикар ха-Кнессет (площадь Кнессета).
В настоящее время на этом месте находится небоскрёб "Мигдаль ха-Опера", экстерьер нижних этажей которого повторяет мотивы снесённого здания оперы.

В ходе войны за Независимость Маншие была практически полностью разрушена, её жители оставили посёлок. Развалины арабских домов простояли до 60-х гг., впоследствии на их месте был разбит парк, построены высотные офисные здания и гостиницы.
Сложившаяся структура улиц старого Тель-Авива, помноженная на близорукость городских властей, не позволили связать новую застройку с уже существующей. Здания на заново отстроенной набережной на участке от Яффо до "Мигдаль ха-Опера" образуют замкнутый район, выпадающий из городского контекста.

В силу различных причин кварталы, построенные к северу от улицы Алленби в 30-40-е гг., хотя и имеют выход к морю, но воспользоваться этим так же не смогли. Связь с водой была окончательно перекрыта построенными вдоль береговой линии зданиями гостиниц.
В создавшейся ситуации Кикар ха-Кнессет остаётся единственным парадным выходом к морю в городе.


Улица Алленби. Спуск к морю. 2005 год.


С открытием Морской улицы Тель-Авив был охвачен эйфорией. Поэтому естественно, что при проектировании нового дома вблизи моря архитектор Александр Леви постарался подчеркнуть его местоположение. Впрочем, скорее всего, пожелание исходило от заказчика - ещё одно известное здание А.Леви, дом Усышкина, находящееся в двух шагах от Адмиралтейства, было построено в восточном стиле.

Автор не менее шестидесяти зданий в Тель-Авиве, Леви в своих постройках, как правило, заимствовал идеи других архитекторов. Не составило ему труда найти образец и для этого проекта: известно, что за него было взято некое здание адмиралтейства в Генуе (Италия). По-видимому, речь идёт о морском вокзале, строительство которого велось как раз в те годы.


Морской вокзал в Генуе, Италия. Архитектор - Л.Бионди (1912-1930).
Снимок 30-х гг. Взято с сайта http://www.mangiareinliguria.it



Порт в Генуе, Италия. Открытка 60-х (?) гг.
Внизу - морской вокзал.

Взято на сайте Project Michelangelo.


Постройка в Тель-Авиве всего лишь уменьшенная реплика генуэзской - слишком разные были возможности у их авторов.

  
Слева - Тель-Авив, справа - Генуя.


В отличие от своего итальянского коллеги, А.Леви был более свободен в выборе - в здании Адмиралтейства мы видим элементы классики, ренессанса и ар-деко. Такое смешение стилей характерно для творчества архитектора.
Обращает на себя внимание штукатурка розово-песчаного оттенка, весьма необычного для Тель-Авива. Правда, здание недавно было отремонтировано, поэтому, вполне возможно, что раньше оно выглядело иначе - чёрно-белые архивные снимки не позволяют мне установить его оригинальный цвет.


Алленби, 11. Фрагмент лепнины.


Как и многие другие архитекторы, Леви был вынужден уехать из Палестины. Вернувшись в Европу, работал во Франции и Германии. Судьба Александра Леви сложилась трагически, он погиб в Освенциме.
Ссылки на посты о других зданиях А.Леви в Тель-Авиве: дом-пагода | дом-корабль


Александр Леви (1883-1943).
Снимок из книги "Улица Бялика".


Источники:

- Ш.Видрих, "По следам Александра Леви". Статья в журнале "Эрец ве-Тева", май-июнь 2005 (иврит)
- Биография Александра Леви в журнале "Кафедра" (иврит)
- статья "Процесс застройки Тель-Авива в 1909-1934 гг." (иврит)
- Ш.Ротбард, "Белый город, черный город" (иврит)
- З.Вильнаи, "Путеводитель по Тель-Авиву, 1941 год" (иврит)
- официальный сайт морского вокзала в Генуе (итал., англ.)
- история строительства морского вокзала в Генуе (итал.)





Рейтинг: 1 из 5.
Tags: Тель-Авив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →