Ёжик (yozhik_) wrote,
Ёжик
yozhik_

Categories:

Дом страховой компании "Дженерали", Иерусалим

"...Вдруг мы оказались на площади перед зданием «Дженерали». Крылатый лев,
вымокший и промерзший лев, взглянул на нас сверху. Михаэль готов был
поклясться, что лев смеялся негромко.
– Разве ты не слышишь, Хана? Смеется! Он глядит на нас и смеется! По-моему,
вполне справедливо."
 
Амоз Оз, "Мой Михаэль".



"Мир тебе, Марк, евангелист мой".
Лев на здании "Дженерали", Иерусалим.



Воспетый в литературе крылатый лев, несмотря на свое заморское и отнюдь не иудейское происхождение, прекрасно вписался в иерусалимский пейзаж, и уже давно воспринимается жителями города, как одна из местных достопримечательностей.

Немногие, однако, знакомы с его биографией, и совсем уж единицы ведают, что здание, на котором он находится, является одним из редких образцов фашистской архитектуры в Палестине.
Об этом всём и поговорим сегодня.


В 30-е годы в силу разных причин - последствия Первой мировой войны в Европе, Великая депрессия в США - резко возросла роль государства в экономике большинства развитых стран. Поскольку большинство сооружений воздвигалось на его средства, им же формировались общие направления в архитектуре.
Именно на это время приходится пик архитектуры, целью которой является демонстрация мощи государственной машины. Так строили и в Англии, и в США, но наибольшее развитие она получила в Германии, СССР (сталинская архитектура) и Италии. Архитектура этих стран получила название тоталитарной.

Подмандатная Палестина оставалась примечательным исключением - англичане в своей колониальной политике, в отличие, скажем, от французов, не стремились к культурной гегемонии, оставляя местному населению свободу творчества. Благодаря ним авангардные направления, сформировавшиеся в Европе и вышедшие из моды в 30-е гг (а то и законодательно запрещенные, как в Германии), здесь получили возможность продолжить своё существование. Этим и объясняется уникальность Тель-Авива и других новых еврейских поселений.

В Иерусалиме же картина была более пёстрой - наряду с еврейскими кварталами в интернациональном стиле, в городе продолжали строить французы, англичане, итальянцы, которые были вынуждены считаться с изменениями, происходившими в то время в Европе.


Здание "Дженерали", Иерусалим.
Архитектор - Марчелло Пьячентини (1934-1935).


В 1932 году, вскоре после 100-летия со дня своего основания, итальянская страховая компания "Ассикюрациони Дженерали" ("Общее страхование", итал.) приняла решение о постройке нового офисного здания для своего филиала в Иерусалиме.
Для этой цели у муниципалитета был выкуплен надел земли недалеко от Старого города. До этого на треугольном участке между улицами Яффо и Принцессы Мэри (ныне - Шломцион ха-Малха) находилось кольцо автобусов, курсировавших по маршруту Иерусалим-Лод.

Проектировать здание было поручено Рихарду Кауфману, много строившему в Иерусалиме (планы кварталов Рехавия, Тальпиот, дом семьи Агион и др.). Предложенный им вариант был выдержан в духе интернационального стиля и напоминает универмаги известного немецкого архитектора Эриха Мендельсона.


Здание "Дженерали", проект Р.Кауфмана (1932). Не реализован.


По-видимому, проект показался итальянцам не соответствующим новой эпохе - сочувствовавшие поначалу Муссолини авангардисты к тому времени были уже в оппозиции - и он был отклонён. Вместо Кауфмана был приглашён ведущий архитектор фашистской Италии Марчелло Пьячентини, под руководством которого здание было построено в 1934-1935 годах.


Марчелло Пьячентини (1881-1960)
Взято здесь.


Пьячентини (Piacentini), Марчелло (8.12.1881, Рим — 19.5.1960, там же), итальянский архитектор, представитель неоклассицизма. Учился в ...[академии художеств] и на инженерном факультете Римского университета. В 30-е гг. лидер официального направления в архитектуре фашистской Италии.

...использовал лапидарные, абстрагированные от специфики материала, отчуждённые от человека и подавляющие его архитектурные формы. В своих парадных, монументализированных зданиях и комплексах ... схематизировал приёмы классической архитектуры (элементарно-геометрическая организация масс, утрированные объёмно-пространственные контрасты), часто вводил в композиции навязчивые ритмы протяжённых аркад и многоярусных башен, не отвечающие внутренней логике сооружений...



Когда речь заходит о тоталитарной архитектуре, сразу приходят на ум два имени - Альберт Шпеер и Марчелло Пьячентини. Первый после смерти Трооста в 1934 году стал личным архитектором Гитлера, второй был руководителем большинства градостроительных проектов Муссолини.

Гитлер ревностно следил за успехами Муссолини и Сталина, и требовал от Шпеера превзойти своих друзей-соперников. Поскольку сталинская архитектура осталась безымянной - имена авторов даже самых знаменитых советских построек того времени неизвестны широким кругам, противостояние свелось к творческой дуэли Шпеер - Пьячентини, ставшей центральной темой архитектурной жизни Европы 30-х-начала 40-х гг.

Преследуя схожие цели, оба черпали идеи в античной архитектуре, но воплощали их по-разному.
Чтобы подчеркнуть мощь возводимых построек, Шпеер намеренно их усложнял, вводя дополнительные элементы вроде бесчисленных колонн.
Пьячентини же действовал с точностью наоборот, считая, что эффект может быть достигнут за счет строгости формы и пропорций; в этом он был намного ближе к авангардистам, чем Шпеер.
Что несомненно объединяло нацистскую и фашистскую архитектурные школы, так это понимание того, что форма важнее содержания.

Подборки снимков архитектуры фашистской Италии: 1, 2, 3

 
Образцы творчества М.Пьячентини.
Слева - здание на Пьяцца делла Витория, Брешия (1932).
Справа - ректорат университета, Рим (1932-1935).

Источники: 1, 2.


Здание страховой компании в Иерусалиме не входит в число главных построек архитектора, в послужном списке которого грандиозные проекты переустройства центра Рима и строительство новых городских кварталов. Но интересно то, что именно иерусалимский проект послужил Пьячентини основой для его более поздних построек.


Площадь Санта Сусанна, Рим. Открытка 1956 года.
Слева - здание INA (1937-1938), справа - здание компании FIAT (1947-1948).
Архитектор - Марчелло Пьянчентини.

Взято с сайта www.ebay.com



Улица Яффо, Иерусалим. 30-е гг.
Справа - здание "Дженерали".

Из частной коллекции.


У иерусалимского здания спереди рустирован только первый этаж. Это довольно часто встречающийся приём, призванный подчеркнуть парадность передней части дома. В глубине же постройки необработанным камнем облицованы все этажи, что создаёт иллюзию двух стоящих по соседству зданий.

Характерную для Иерусалима проблему перепада высот на небольшом участке Пьячентини разрешил безукоризненно - то, что с южной стороны у здания этажей больше, чем с северной, знают, наверное, только его постояльцы.


Вид со стороны мэрии Иерусалима.


Интересная деталь - арочные проёмы последнего этажа задней части здания: со стороны улицы Шломцион ха-Малха они впоследствии были застеклены, а вот со стороны улицы Яффо сохранились в первоначальном виде. Это один из древнеримских мотивов, часто использовавшихся архитекторами Италии периода Муссолини.


Вид со стороны улицы Шломцион ха-Малка (быв. Принцесс Мэри).
На снимке хорошо видно, что с этой стороны здание имеет большую этажность.


Автор льва на крыше здания точно не установлен. Долгое время им считался Давид Озерянский, который подробно описал процесс создания скульптуры и её поднятия по частям наверх. Документально, тем не менее, это подтвердить не удаётся, и появилась версия, что автором является неизвестный итальянский скульптор.

С 1950 года лев изображается на гербе Иерусалима, теперь его можно встретить в городе повсюду - от раскрашенных статуй, выставляемых в городских парках, до крышек канализационных люков. Лев на "Дженерали", однако, никакого отношения к символу колена Иегуды не имеет.

Компания "Дженерали" была основана в городе Триест, находящемся недалеко от Венеции, и исторически тесно связанным с ней.
Покровителем Венеции считается святой Марк, один из четырёх апостолов-евангелистов, мощи которого были перевезены в город в VII веке. Согласно христианской традиции, Марка принято изображать в виде льва, ставшего символом Венеции. В 1848 году, с провозглашением Венецианской республики, лев появляется и на эмблеме компании "Дженерали".
- Г.Царфати, "Кто ты, лев на "Дженерали" (иврит)
- История компании "Дженерали" (англ.)
- История символики компании (англ.)



С книгой лев на мраморном столбе...
Площадь Св.Марка, Венеция.
Взято здесь.


В лапах лев держит развёрнутую книгу (см. первый снимок) со словами

PAX TIBI MARCE EVANGELISTA MEUS

Это часть фразы, которую, согласно христианской традиции, Марк услышал от ангела во время посещения Венеции: "Pax tibi, Marce evangelista meus. Hic requiescet corpus tuum", что в переводе с латыни означает "Мир тебе, Марк, евангелист мой. Будешь ты похоронен здесь".

Подо львом на парадной стороне здания латинскими цифрами указан год основания компании "Дженерали" - 1831, чуть ниже - название компании.
Обе вывески выполнены в стиле древнего Рима, что характерно для фашистской Италии, возведшей искусство Римской империи в ранг культа.


MDCCCXXXI - 1831
Assicurazioni Generali - общее страхование


"Дженерали" занимала здание лишь частично. Свободные помещения сдавались другим организациям, здесь находились офисы известных адвокатских контор.
Ниже по улице Яффо расположено здание "Мицпе", первый этаж которого арендовал банк "Банко ди Рома" - в городе сформировался небольшой итальянский бизнес-квартал.

С началом Второй мировой войны бизнес "Дженерали" в Палестине был экспроприирован английской администрацией, но здание осталось за компанией.
Находится оно в её владении и по сей день. Главным съёмщиком является израильское правительство, большую часть арендуемых им офисов занимает иерусалимский отдел министерства внутренних дел.

После войны "Дженерали" вернулась на израильский рынок страхования, приобретя долю в компании "Мигдаль".
История "Мигдаля" тесно переплетается с итальянской компанией - компания была основана в 30-е годы еврейскими сотрудниками "Дженерали", бежавшими из Европы в Палестину. В настоящее время "Дженерали" принадлежит контрольный пакет "Мигдаля".
- История страхoвого дела в Израиле (иврит)
- История компании "Мигдаль": русский | иврит



Здание "Дженерали", 30-е гг.
Еще два снимка из коллекции Э.Матсона: 1, 2


Между вторым и третьим этажами на главном фасаде здания можно заметить довольно большую выбоину - след не то обстрела, не то взрыва.
К сожалению, мне не удалось установить её происхождение. Возможно, это результат неудачной операции еврейских подпольщиков против англичан в 1945 году, а может, последствие взрыва в автобусе в 1996 году (о печальном событии напоминает табличка на стене здания).


Здание "Дженерали", 2005 год.


В ближайшем будущем улицу Яффо ждут большие перемены. Здесь будет проложена линия скоростного трамвая, вдоль которой планируется создать пешеходную зону - от "Дженерали" до площади Давидка.


2008 год. Эскиз.
Взято здесь.


Источники:
- Д.Кроянкер, "Улица Яффо" (иврит)
- А.Иконников, "Архитектура и история"
- A.Munoz, "Marcello Piacentini", отсканированная книга о раннем творчестве архитектора (итал.)
- Биография и полный список построек Пьячентини (итал.)
- список построек Пьячентини в Риме
- "Hitler's State Architecture" - из собрания книг на сайте Google.com
- Н.Мартынова, "Архитектура времен дуче снова в моде"



Новая эмблема "Дженерали".
Введена в 1990 году.





Рейтинг: 3 из 5.
Tags: Иерусалим
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 96 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →