Befree (youppi_) wrote,
Befree
youppi_

Об учебе

Напишу-ка наконец о своей учебе и об общих (может быть, поверхностных) впечатлениях от итальянской системы образования.
Начну с того, что я давно хотела поучиться за границей и на связанной с культурологией специальности. Вот не спрашивайте, почему - не сказать, что по сравнению с лингвистикой она намного более "прикладная". Но вот тянуло и все тут. Но раньше у меня велосипеда не было был сдерживающий фактор в виде Пашки, который даже при разговоре о просто втором высшем (какая уж там заграница) начинал нудеть: "Хватит тебе учиться, работай давай!". А тут сей фактор благополучно пропал, и я подумала: когда, если не сейчас? Теперь меня ничто не держит, сама себе хозяйка и вольна как ветер. И подала заявку в университет Кальяри, в магистратуру по Истории искусств. Пришла на вступительный экзамен, комиссия посмотрела мой диплом - эээ, говорят, да у вас тут долгов (то есть, недостающих дисциплин) на два года. Идите-ка закрывайте, а потом поговорим. Ну вот что бы мне не поступить на ту же лингвистику, да? Никаких тебе долгов, автоматом сразу в магистратуру. Но мы же не ищем легких путей ;) В общем, записалась я на corsi singoli - то есть, отдельные предметы, за каждый из которых дают определенное количество очков ("кредитов"). Всего мне не хватало 78, а в год можно максимум 36 (в моем случае - 3 предмета по 12, но бывает и по-другому; мне специально рассчитали, чтобы меньше платить, поскольку курс весом в 6 кредитов и 12 стоит одинаково). Как раз в прошлый понедельник я сдала последний экзамен из этой партии - Историю искусства Средневековья. В плане подготовки это был, наверное, самый сложный для меня экзамен - поскольку в школе у меня такого предмета не было, а объем составлял 2 книги страниц по 300, которые нужно было усвоить за 1.5 месяца (причем, это же время нужно еще как-то работать -только в последнюю неделю я отказалась от заказов, чтобы, так сказать, нормально все отшлифовать). В итоге сдала на 30 e lode (высший балл) и теперь спрашиваю себя: будучи итальянцем, как вообще этот экзамен можно НЕ сдать (хотя бы на "удовлетворительно")? А я видела и таких студентов. Мало того, что это предмет первого курса, то есть, они, грубо говоря, повторяют пройденное - только слегка углубленно; мало того, что, в отличие от меня, они учатся на родном языке; так еще и на экзамене преподаватель спрашивает по учебнику - то есть, открывает перед тобой книгу, тыкает в произведение и просит о нем рассказать. При этом даже не закрывает текст (впрочем, я настолько перестраховалась, что, кажется, ответила бы даже с закрытыми глазами)). При мне одной девочке отказался ставить даже 18 (минимальная проходная оценка, по-нашему "удовлетворительно"). Ответ, мне кажется, один: лень. Если готовиться, уж по крайней мере, на 18 наскрести можно - но они не готовятся. Специфика итальянской системы такова, что ты (разумеется, будучи гражданином, а не иностранцем, живущим по студенческому виду на жительство) можешь пересдавать хоть до морковкиного заговенья. Несогласен с оценкой? Пожалуйста - на пересдачу. Опять не согласен? Снова. И так - пока не устанешь ты или преподаватель (первое вероятнее - знаю историю об одном мальчике, который пересдавал один предмет 19 раз :)) В этом году несколько моих знакомых закончили трехлетку (laurea triennale, по-нашему "бакалавр"), при этом все они - мои ровесники, и начали учиться в 2005. Нехилая такая трехлетка ;) Моя соседка упорно пересдает английский - я уже сбилась со счета, в какой раз. Перед моей историей искусств мы уже в шутку договорились, что она сдаст ее за меня, а я за нее - английский, благо, вопросы там элементарные.
Честно говоря, я особо и не рассчитывала на высокую оценку - все равно она никуда не пойдет, поскольку я закрываю долги, и они зачитываются даже если сдаю на 18. Но, как уже сказала, перестаралась (очень боялась совсем не сдать - а пересдача тут раз в месяц, то есть, еще один месяц коту под хвост). Теперь же думаю, что, наверное, устные экзамены мне сдавать легче - там есть шанс "раскочегариться", и преподаватель помогает вопросами, плюс личный фактор (естественно, видя, что ты готовился, а не балду пинал, к тебе проникаются симпатией). В отличие от письменного, где что написано, уже не вырубишь топором :) Еще одна трудность состоит в том, что, в отличие от наших учебных заведений, здесь тебе не дают время на подготовку, а сразу садят перед преподавателем, и ты не знаешь, что он у тебя спросит, поскольку, опять же, в отличие от нашей системы, билетов здесь нет - нужно учить всю книгу.
Из плюсов итальянского образования - низкая стоимость (особенно, в сравнении с московскими учебными заведениями), а если ты "нормальный студент" (то есть, официально зачисленный, не fuori corso (проще говоря, "второгодник"), не corsi singoli (как я), не Erasmus (студенты-иностранцы, приезжающие в Италию по обмену, максимум на полгода) и имеющий заработок ниже определенного уровня (или не имеющий вовсе), тебе еще положена стипендия, даже если ты платишь за учебу. Разумеется, стипендия не ахти какая высокая (хотя, конечно, выше, чем у нас), но ей можно, например, платить за съем квартиры (если ты живешь не в общежитии).
Следующий пункт - отсутствие конкурса (вернее, он настолько мал, что его как бы и нет), и это я затрудняюсь однозначно отнести к плюсам или минусам. С одной стороны, поступить - проще не бывает (как говорится, проще поступить, чем учиться), а с другой - нет мест (в самом прямом, физическом смысле - буквально негде сидеть). Впрочем, к чему слова, когда можно показать


Начало года и не самая маленькая аудитория. Слава Богу, я ошиблась дверью (она была открыта) - но мне как-то тоже "посчастливилось" посидеть на полу. В начале года надо было приходить минимум за час до лекции, чтобы успеть занять хоть какое-то место. Ближе к середине курса народ стал потихоньку "выдыхаться" (здесь свободная посещаемость - хотя тем, кто ходит, преподаватели все равно устраивают разные ништяки вроде послаблений на экзамене, досрочного экзамена "для посещающих" (я так сдала три предмета, из них один - за следующий год) и т. п.), а в конце можно было прийти за 5 минут до занятия и сесть куда угодно - мест хватало. Казалось бы - диспетчеры в курсе о вместимости аудиторий, ну сделайте вы хоть минимальное ограничение по набору (это я, разумеется, сейчас рублю сук, на котором сижу, но не важно :D) - так нет, поступает любой желающий (я как corsi singoli даже экзамен не сдавала). Впрочем, организация (и организованность) вообще слабое место итальянцев. В самом начале, пока еще все не устаканилось, как-то поставили в расписании 2 занятия с паузой в 15 минут в разных корпусах, расположенных друг от друга в 15 минутах езды на автобусе. Я уж было всерьез настроилась подать заявку на карманный телепорт :)) Но потом они-таки одумались. Хотя ближе к зиме все равно назначили два предмета в одно время, из-за чего я пропустила половину лекций по истории, и преподаватель на меня обозлился (и нашел, к чему придраться на экзамене (письменном); впрочем, 22 поставил, а мне больше и не надо).
Еще из плюсов - чтобы закончить-таки на положительной ноте - разные бесплатные вкусняшки для студентов. Так, за первый год обучения я побывала на 3 экскурсиях (из них одна автобусная, по трем городам в часе-полутора езды от Кальяри), не заплатив за это ни копейки. Право же, если и перенимать "западный опыт", так лучше такие вещи, а не их дурацкую систему пересдач (а я знаю, что в некоторых институтах Москвы такое уже практикуется) ;)
Tags: Италия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 19 comments