alYonka (yonka_) wrote,
alYonka
yonka_

То, о чем не принято говорить, - материнская агрессия

Дети вливаются в нашу жизнь сильным и непредсказуемым потоком энергии, раскрашенным всеми цветами радуги. В какие-то моменты мы, родители, наполняемся радостью и счастьем от присутствия маленького человечка. В иные моменты обнаруживаем себя уставшими, раздраженными, мрачными. В голове вспыхивают мысли о том, что "так нельзя", "когда, наконец, он (она) уснет, и я смогу спокойно отдохнуть", и так далее. От легкого недовольства до ощущения загнанности в тупик, и как следствие - откровенной атаки на ребенка. А потом вина, невыносимое ощущение, что "я - плохая мама"…

Как я стала выходить из подобных ситуаций ?

Не скажу, что это получилось быстро. Ведь вопрос состоял не в том, чтобы скрыть свои эмоции, показать ребенку красивое лицо или сделать вид, что ничего не происходит. Я понимала, что мои автоматические реакции, которые формировались годами, в один момент не исчезнут. Поэтому, вооружившись терпением, я наблюдала за тем, что со мной происходит, рассказывала дочке о том, что я чувствую в моменты беспокойства и злости. И обязательно говорила малышке о том, что дело не в ней, а в том, что я в данный миг реагирую именно так. Если гнев был сильным, уходила в свою комнату и кричала в подушку или колотила ее, рисовала свое состояние красками, танцевала, точнее вытанцовывала эту энергию, прописывала гнев на бумаге. При этом я предупреждала Аленку о том, что мама временно "болеет" и надо немного подождать, пока эмоции схлынут.
В результате заметила, что мои переживания по поводу того, что в доме что-то бьется, разливается, пачкается или рвется, стали гораздо слабее, а малышка вообще перестала из-за них беспокоиться. Вскоре она и сама начала включаться в процесс, делая "страшное лицо" и исполняя танец гнева. Все это стало превращаться в игру - одновременно серьезную и несерьезную. А девочка при этом говорила вещи, которые поражали меня своей простотой и гениальностью: "Мама, а правда, если, что-то разбилось, мусор можно собрать и выбросить, если колготки порвались - их можно зашить, если платье испачкалось - его можно постирать". Ребенок учился не замыкаться на том, что что-то разбилось или испачкалось, не испытывать чувство вины по этому поводу, одновременно размышляя, как угодить недовольной маме. Важное качество для каждого взрослого, не правда ли?

"Пол-абзаца в час"

Мамы маленьких детей хорошо знают, как не хватает времени на то, чтобы побыть одной, заняться собственными, пусть мелкими делами. И как, порой, вечное присутствие рядом другого человека, даже самого любимого, утомляет. Особенно сильное раздражение я испытывала тогда, когда брала в руки книгу, прочитывала строчку… и тут же срочно оказывалась нужна дочке. Терпеливо уделяла ей внимание, вновь открывала книгу и вновь звонкое: "Мама!". Думаю, никому не удастся получить удовольствие от самой захватывающей книжки, если скорость чтения - пол-абзаца в час. Где-то внутри я понимала, что необходимо искать грань между удовлетворением важной потребности ребенка во внимании и удовлетворением своей потребности в тишине и уединении.
И я стала говорить об этом с трехлетней малышкой. Стала рассказывать ей о том, что мама - это тоже человек, что отдохнувшая мама - это гораздо лучше, чем мама уставшая и раздраженная, кипящая внутри, как котел с водой. Я не рассчитывала на быстрое понимание, а просто говорила девочке о том, что сейчас не могу уделить ей много внимания, что чуть позже мы обязательно поиграем вместе, почитаем книжку, порисуем, побалуемся и т. д. Кроме того, я рассказывала Аленке о том, что у каждого человека - и большого и маленького - должно быть время для себя; свое внутреннее пространство, которое никто не может нарушать. Я говорила с ней, как с совершенно взрослым человеком, и хотя некоторых слов девочка не понимала, она все "услышала" на бессловесном уровне. Через какое-то время я заметила, что Алена все больше и больше времени может оставаться одна, играя с игрушками, рисуя, тренируясь в спортивном уголке или просто валяясь на кровати и распевая. В лексиконе девочки появились фразы типа: "Мамочка, я сейчас занята, поговорим позже", "Я сейчас рисую, и мне надо побыть одной" и т. д. То есть дочка стала осознавать себя не просто частью мамы, но и самостоятельной личностью - со своими интересами и своим внутренним миром. Кроме того, она научилась хорошо выражать то, что с ней происходит, что она чувствует в данный момент. А это уже залог психического здоровья ребенка - возможность не нести в себе свои переживания, а говорить о них, делиться.

Агрессия - это не что-то, что проходит под грифом "плохо" или "неправильно". Это просто энергия, которая так или иначе рождается в каждом человеке и имеет право на проявление. Вопрос заключается в том, чтобы научиться цивилизованным способам ее выражать и не наносить вред себе и своему малышу.

Надежда Сухарь

Журнал "Мир семьи", № 10, 2003 год
Tags: мысли, понравилось
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments