Илья (ylia_aka_echo_) wrote,
Илья
ylia_aka_echo_

Путешествие с Мртвецом продолжается

Один из моих любимых фильмов оказался совсем не о том, о чем я думал... Речь идет о "Мертвеце" Джармуша.

Оригинал взят у hodatchek в Путешествие с Мертвецом продолжается
эвенкийский рисунок
Занимаясь эвенкийскими изысканиями, наткнулся на карту шаманского путешествия в книге Анисимова «Религия эвенков».
Читая примечания и комментарии к ней, вдруг вспомнил - да ведь у Джармуша было то же самое. Здесь шаман из чума мертвеца 1 провожает на плоту по родовой реке умершего: начинается путешествие в точке 3 - и дальше вниз до земли 20, где находится поселение мертвецов-сородичей. У них там общее жилье. Женщины 22 занимаются домашними делами, а мужчины 21 промышляют зверя, строят ловушку для рыбы 25.Это все мертвецы. Здесь устье родовой реки. Так вот, все это очень сильно напоминает деревню, в которую прибыли бедняга Блейк и его доблестный проводник Никто. Ведь странная там была деревня? И индейцы выглядели странно: упитанные, довольные. Эта деревня казалась странно знакомой и вызывала тревожные неясные чувства. На то и архетип. Может, в этом рисунке разгадка фильма.

Да, а выше 3, выше тайменей-охранителей 35 находятся истоки родовой реки и обиталище нерожденных - омирук; оми - души эвенков, представлявшиеся ими в виде птиц, синиц или таких же мелких, одна из них изображена 36. Это душа, ускользнувшая от демона, она вот-вот достигнет долгожданной обители - омирук, где пасутся на сочных пастбищах упитанные олени и синеет тайга небесной земли. И, может быть, высекает на скале своих богов и демонов Уильям Блейк, эвенк.
Так вот Блейк был убит сразу. И Никто сопровождал его в нижний мир. Эвенки считали, что у человека три души. Одна из них бэен - телесная, совпадающая с телом и потому практически незаметная при жизни. Шаман по родовой реке везет именно бэен в селение мертвых, где мертвецы пребывают в общем доме. По пути он преодолевает различные препятствия. Бэен доставлена, что дальше? А вот тут хозяин земли мертвых узнает, что у бэен отсутствует двойник - ханян. Ханян - вторая душа эвенка, которая сразу после смерти устремляется в эвенкийские райские кущи - омирук. И хозяин мертвых за ней отправляется. Хватает ее, но по пути назад душа, превратившись в птицу, ускользает. Хозяин мертвых посылает за ней своих гонцов-духов: утку-гоголя, дух лиственницы и т.д.
Джармуш, похоже, совместил оба этапа: сопровождение телесной души и поимку второй души духами. Хозяином земли мертвых тогда оказывается босс с сигарой, отец застреленного молодчика. Ну, а троица ловцов - духи-помощники.
В эвенкийском сюжете душа благополучно уходит от погони, снова оказывается в истоке великой родовой реки, чтобы уже оттуда устремиться в средний мир, в дымовое отверстие чума - и превратиться в новорожденного эвенка.
У Джармуша этим истоком и метафорой омирук оказывается океан.
И когда узнаешь это, трагический финал приобретает другое звучание.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments