Ингар Р (wu_) wrote,
Ингар Р
wu_

Categories:

Елгава (Митава). Осколки курляндской столицы.

Родной город.


Originally posted by varandej at Елгава (Митава). Осколки курляндской столицы.


Елгава, или Митава - четвёртый по величине (64 тыс. жителей, после Риги, Даугавпилса и Лиепаи) город Латвии, а по своей исторической роли второй. Митава была столицей герцогства Курляндии и Семигалии - самой маленькой в истории, но всё-таки колониальной империи. Митава была одним из двух на территории Латвии губернским городом (30 тыс. жителей к началу ХХ века, при этом втрое уступая подчинённой Либаве). Здесь находились первый вуз и первая лютеранская церковь на территории Латвии и знаменитый в советское время завод RAF. Увы, Елгава была разрушена войной примерно на 80% - вообще, как кто-то верно заметил, каждая из трёх республик Прибалтики в войну потеряла по одному историческому центру первого ряда (в Литве это был Шяуляй, а в Эстонии - Нарва)... но всё же сохранила важнейшие памятники. Самый известный из них Митавский дворец (а также герцогские дворцы в Рундале и Залениеках) я показал в прошлой части, а теперь погуляем по улицам города, собирая осколки былого.

Как именно Митава, даже не имевшая на момент распада Ливонии городского статуса, стала столицей герцогства - история довольно витиеватая, за которой отсылаю к сайту Ренаты Римша: статья о Митаве так буквально "с иголочки" и очень подробна. Но история города на Лиелупе началась куда как раньше: дело в том, что Семигалия была самой непокорной из латышских земель, земгалы сопротивлялись крестоносцам до 1290 года, в союзе с литовцами разбили Орден меченосцев в битве при Сауле, ну а Лиелупе ещё до немецкой экспансии была торговым путём. Название Елгава (которым латыши пользовались все эти века, и при I республике лишь сделали официальным) возводят к ливскому Йелгаб - "Город", то есть видимо здесь находилось крупное торговое поселение и крепость. Замок Митау был заложен в 1265 году магистром Конрадом фон Мандерном, и о происхождении его названия есть десяток гипотез, мне самой правдоподобной кажется "Mitte [der] Aa" - замок стоит на длинном острове меж (mitte) двух рукавов Лиелупе, которую немцы называли Аа. Усмирив земгалов, ливонцы ещё долго воевали с литовцами, южное направление было самым опасным для вторжений извне, поэтому в 15 веке был построен новый замок. Столицей, как уже говорилось, Митава стала постепенно (а права города получила в 1573), и замок был порядком расширен при первых Кетлерах. Вот как он выглядел к концу 17 века - четырёхбашенный конвент (15в.), два длинных корпуса и церковь 1560-х годов, на переднем плане высокий храм-усыпальница (1583) и несколько бастионов, один из которых можно даже видеть в прошлой части. Всё это было разобрано в 18 веке для дворца Биронов.

2.


Губернская Митава, конечно, была не чета герцогской и постепенно теряла позиции. Хотя железную дорогу сюда протянули в 1868 году из Риги, соперничать с Ригой она не могла и даже в пределах Курляндской губернии её обогнала даже не уездная, а заштатная, но зато портовая Либава (Лиепая). В 1901-04 годах через город прошла Московско-Виндавская железная дорога. Электрички из Риги бегают сюда примерно каждый час, а то и чаще, а большая часть исторических осколков разбросана между дворцом и вокзалом - с вокзала, стало быть, и начнём:

3.


Как я понял, здание здесь в основе своей 1868 года, но только весь его декор был утерян в многочисленных войнах. Вокзал вполне цивилен, а вот площадь перед ним довольно запущена - это очень постсоветский сюжет:

4.


В сквере напротив памятник Освободителям Елгавы - причём на советских солдат они непохожи, да и стиль явно I республики: речь о Гражданской войне.

5.


Если пойти вдоль железнодорожной промзоны налево (от входа в вокзал) - выйдешь к небольшому железнодорожному музею, основанному в 1982 году в одном из "путейских" домов (1903). Более крупный музей в Рижском Задвинье - на самом деле лишь его отделение, основанное в 1994 году. Музей оказался закрыт, да и я в принципе не такой уж поклонник.

6.


За музеем можно подняться на автомобильный путепровод, с которого открывается впечатляющий вид станции Елгава. Как видите, электрификация кончается у вокзала - она принадлежит рижской ветке, а Московско-Виндавская магистраль так и осталась тепловозной. Охрана на здешнем вокзале отличается повышенной бдительностью - и я ощущал тут заметный дискомфорт, и periskop.su в своё время за фотосъёмку был задержан. Эта дорога в первую очередь грузовая - российские цистерны ползут к балтийским портам:

7.


Елгаву окружают не слишком дымные и не слишком грандиозные, но бескрайние промзоны. Оказавшись на перекрёстке железных дорог, она начала ещё при I республике обзаводиться традиционными для Прибалтики машиностроением и пищепромом, но всё же промышленным символом Елгавы стал РАФ - Рижская автофабрика, основанная в 1949 году в Риге и в 1976 переведённая в Елгаву. И именно в елгавский период, вплоть до закрытия в 1997 году, фабрика выпускала знаменитые "рафики". Посмотреть на них в действии ещё можно в казахском Туркестане, а вот в Латвии увидеть "рафик" почти невозможно, да и корпуса РАФа находятся на дальней окраине (левее железной дороги в направлении Риги) и совершенно невзрачны. Тем не менее, в нынешней Елгаве действующих заводов достаточно много, в том числе автобусный "АМО plant", основанный в 2004 году, извиняюсь, Лужковым.

8.


В основном Елгава выглядит так - это ни что иное, как главная в городе Большая улица (Лиела). Советская серая застройка, уцелевшие здания I республики и редкие памятники былого - как например кирха Святой Анны 17 века. Многие Елгаву не любят, а по мне так что-то в ней есть, по крайней мере отсутствие этой любимой туристами пряничности меня радует.

9.


Но так эта же улица выглядела до войны, и об исчезнувшем старом городе нельзя не жалеть:

10.


Было-стало:

11.


Но при этом губернская застройка тут сохранилась не так, как в других разрушенных войной городах: если обычно это равномерно рассеянные по центру дома редко больше 1-2 подряд, то в Елгаве - несколько крупных "пятен", сохранивших застройку почти целиком и дающих вполне чёткое представление об облике старого города. Вот скажем улица Юра Матера:

12.


Или кусочек рижского масштаба ни то на Земгальском проспекте, ни то на Академической улице (одна улица, начинаясь от вокзала, переходит в другую):

13.


Обратите внимание, что центральная улица тут не Рижская - всё же Митава и Рига формально были равны, хотя и отличались по размеру в 15 раз.

14.


В целом, складывается ощущение, что губернская Митава была "крепким середняком", вполне соответствующим своему 30-тысячному населению. Судя по остаткам, её застройка была скромнее и деревяннее, чем в Риге, Либаве или Вильно, но основательнее, чем в более крупном Ковно.

15.


16.


17.


Впрочем, совсем не уверен, что все здания с кадров выше - губернские, что-то могло быть построено при I республике. Дома 1920-30-х были капитальнее, и потому лучше сохранились - но вид у них в основном серый и бесхитростный:

18.


Прямо конструктивизм! Как я понимаю, самые крупные здания 1930-х годов связаны с сельхозакадемией, главным зданием которой в 1936 году стал Митавский дворец.

19.


А тут прямо Англия! С другой стороны под лестницей образовалась внушительных размеров куча мусора, которую не стал фотографировать, дабы никого не обижать... но таки написал, а стало быть всё равно обидел.

20.


От I республики сохранилось немало явно промышленных зданий. Скажем, водонапорка:

21.


Гордостью довоенной Елгавы был сахарный завод, пущенный в 1935 году. Вроде бы эти корпуса не пережили войны, а советские снесли в 2009-м. Тем не менее, станция Цукурфабрик - следующая после вокзала в сторону Риги.

22.


Кое-что выделяется в советской архитектуре, хотя в целом Елгаву восстановили исключительно уныло. Вот например, кажется, ДКЖД в паре кварталов от вокзала:

23.


Или один из факультетов всё той же сельхозакадемии на Академической улице:

24.


Думаю, вы заметили некоторую запущенность елгавских улиц? Это ненадолго - центр сейчас очень интенсивно облагораживается и потому в дни моего приезда был весь перекопан. В одном месте заснял извлечённые при этом деревянные водопроводные трубы - скорее всего, 19 века, но вид у них прямо таки средневековый:

25.


Как часто бывает (хотя бывает, увы, и наоборот), лучше всего войну пережили храмы - таких примернов я знаю немало: город в клочья, а церкви уцелели почти все (Новгород, Орёл, даже Кёнигсберг до советских сносов!): возможно, они просто были крепче, возможно, их сохраняли при обстрелах в качестве ориентиров, а может и вовсе Бог есть. По соседству с советским ДК - кирха Святого Иоанна (1845), ближайшая к вокзалу:

26.


Старейшая целиком сохранившаяся постройка города, единственное уцелевшее здание времён Кетлеров - кирха Святой Анны (1641) на улице Лиела в километре от моста, исторически бывшая латышской (а не немецкой):

27.


Как и в Риге, тут немало церквей всяких других протестантских конфессий. Вот скажем на улице Светес - адвентистская 1930-х годов:

28.


А на Юра Матера в квартале друг от друга целых две баптистских - деревянная латышская (1882):

29.


И новодельная русская - вроде как, выросли они из одного прихода, основанного в 1870-м:

30.


Где-то ближе к окраинам есть старообрядческая церковь. Была тут, конечно же, и синагога (1860) - уж не знаю, осталось ли от неё хоть что-нибудь.

30а.


Ну а центр Елгавы образуют три храма разных вер, сгруппированных вокруг Петровской академии:

31.


Академия Петрина, которую основал в 1773 году последний герцог Пётр Бирон - старейший вуз Латвии. Вообще, Пётр явно вызывает больше симпатий, чем Эрнст Иоганн - он не строил пышных дворцов, зато пытался основать университет с 4 факультетами, на что не сподобились даже Кетлеры. Академия проработала до 1806 года, при Павле I таки чуть не стала полноценным университетом, однако при Александре I от этой идеи отказались, решив возрождать не переживший Северной войны Дерптский (Тартусский) университет. А вот обсерватория, открытая в 1783 году на построенной для этого башне, проработала до 1919 года.

32.


Ныне в здании краеведческий музей, а три мемориальные доски, если мне не изменяет память, посвящены трём президентам - Янису Чаксте, Альберту Квиесису и Карлису Ульманису: все они были родом из Земгалии, если точнее из окрестностей Добеле, и лишь четвёртый (а по счёту второй) Густавс Земгалс родился под Тукумсом. В нишах над ними - античные мудрецы:

32а.


История здания же ещё интереснее - это ни что иное, как дворец Анны Иоанновны. Племянница Петра I, она вышла замуж за последнего герцога Кетлера Фридриха Вильгельма (вернее, фактически последним был Фердинанд - его дядя, так как Фридрих умер молодым), а в эпоху дворцовых переворотов попала на русский престол. Но это было позже, а когда она прибыла в Курляндию, Митавский замок был уже малопригоден для жилья, и герцог жил в небольшом Городском дворце (1697). Когда Анна и её опекун Бестужев стали фактическими правителями, дворец был капитально перестроен (1718-22), и в 1770-е его перестроили в третий раз для нужд академии.
Тем не менее, это хорошо объясняет, почему через улицу Райниса от дворца-академии находится православная церковь Симеона и Анны:

33.


В нынешнем виде она построена в 1890 году, но это здание далеко не первое - православную церковь здесь основали в 1711 году в честь свадьбы Анны Иоанновны... и по требованию Петра I.

34.


Похожая история у стоящего по соседству костёла Девы Марии (1908) - он был основан в 1640 году по требованию Речи Посполитой, видимо надеявшейся вернуть постепенно в католичество своих лютеранских вассалов.

35.


В принципе от таких историй понятно, чего западные соседи так боятся любых шагов в сторону России - захватывать государства мирно, мелкими-мелкими шажками, мы умели даже лучше, чем силой оружия.

36.


Ну а к остаткам третьего храма из этого триптиха мы подойдём в самом конце поста. Если же по Академической пройти дальше от вокзала - выйдешь к мосту через Лиелупе и донельзя благоустроенному променаду:

37.


Изогнутый мостик ведёт на Замковый остров - длинный и извилистый, он тянется на 5,5 километров меж двух лиелупских проток, и большую его часть я уже показывал в прошлом посте. Вернее, это ещё Почтовый остров, от Замкового отделённый узенькой протокой, мостик через который виден в левой части кадра:

38.


Набережная. Удивительно, что столь массово Латвия благоустраивается не в "тучные годы", а после сильнейшего среди всех стран удара Мирового кризиса.

39.


Вид с острова - за домами собственно третья доминанта, Троицкая башня, с которой снимались некоторые прошлые кадры:

40.


Неподалёку ещё пара мостов автомобильной дороги в архитектурной традиции I республики (хотя и явно послевоенные - в боях за Елгаву у старых мостов не было никаких шансов). Более длинный через основное русло Лиелупе... кадр снят практически от Митавского дворца:

41.


На острове между мостами - памятники герцогу Эрнсту Бирону и магистру Конраду фон Мандерн - второй основал в 1265 году Митавский замок, первый построил в 18 веке Митавский дворец.

42.


Второй мост - через более узкую протоку Дрикса:

43.


Почти сразу за мостом - скверик с памятником Янису Чаксте (первый президент Латвии в 1922-27 годах) и Троицкая башня в полный рост:

44.


Она была возведена в 1688 году как колокольня одноимённой кирхи, построенной в свою очередь в 1574 году по указу Готхарда Кетлера. Говорят, это была первая в мире церковь, изначально строившаяся как лютеранская (прежде лютеране занимали бывшие католические храмы)... честно говоря, мне в это верится с трудом, если кто сумеет подтвердить или опровергнуть - буду очень благодарен. Но для Латвии памятник знаковый, и как минимум для Курляндского герцогства эта кирха значила то же, что для Ливонии - Домский собор. Колокольню венчал шпиль 1860-х годов (75м), а вот сколько-нибудь вразумительных изображений самой кирхи мне найти не удалось - она была разрушена войной, уцелела лишь башня и вот эти барочные ворота:

44а.


Рядом с кирхой стояла, по-видимому, ратуша, рискну предположить - также конца 17 века. Водоём - не сама Лиелупе, а судоходный канал, заходивший прямо на площадь:

44б.


Что делать с руинами кирхи и башни, в Латвии было много вариантов. В итоге башню отреставрировали в 2010 году, от кирхи же осталось немногое и её бывший зал стал пешеходной площадью:

45.


В 50-метровой башне теперь 9 этажей с туринфоцентром и музеем, на 8-м (кажется) довольно дорогой французский ресторан под циферблатом:

46.


Второй циферблат у лестницы. Часы бьют каждые 3 часа с 9:00 до 21:00.

46а.


В музей и на смотровую разные билеты, и музеем я пренебрёг. Смотровая тут выглядит так - то есть не оставляет возможности подойти к стеклу вплотную и снять кадр без бликов. Второй раз в Елгаве вспоминаю Казахстан - мне эта штука напомнила астанинский Байтерек.

47.


Виды с неё в разные стороны я уже понемногу показал, в том числе на вводном кадре. Последний вид - на Замковый остров. Справа видна крыша Митавского дворца, слева - пойменные луга с полудикими лошадьми. Лиелупе уходит в Юрмалу, и при Кетлерах были проекты углубления её русла, которые бы позволили торговым судам заходить в саму Митаву. Сколько в мире было таких государств с красивым стартом и бесславным итогом?

48.


А Митавский дворец, к слову, в Елгаве не единственный - у выезда на Ригу есть ещё так называемый Замок Вальдека. Ничего вразумительного о нём не нашёл - вроде как он принадлежал барону фон Рекке (один из крупнейших остзейских родов, с которым связано много легенд - см. статью про Яунпилс на "Замках Латвии") как охотничий дворец, основан был чуть ли не в 17 веке (хотя здание явно моложе), и конечно же легенда гласит, что из Митавского замка сюда вёл подземный ход.

49.


В следующей части отправимся в Бауску - несостоявшуюся столицу Курляндии с одним из мощнейших в Латвии замком.

Другие посты о Латвии - здесь.
Tags: история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments