Ингар Р (wu_) wrote,
Ингар Р
wu_

О диалектической логике

Из Skype-разговора:

[...]
Интересно, а как отличить значимую информацию? Дело осложняется еще тем,
что значимость информации довольно субъективна... для кого-то может и сериал значимый...


Разверну немного то, что Вы называете "субъективно"

Отличить важное от не важного нельзя по каким-нибудь внешним (объективным, а не субъективным) признакам. Может показаться, что отличить по таким признакам можно, но это иллюзия. :)

Отличить важное от не важного в каждой конкретной ситуации - это основная проблема т.н. диалектической логики. Есть такая дисциплина - диалектическая логика. (имена людей, у которых её можно поучиться: Ленин-Маркс-Гегель... Сократ... и ещё несколько людей, читая которых можно постараться розобраться)

В какой ситуации ты находишся? :) Какие твои качества? :) И что ты хочешь? (какая твоя цель?) :)

Важное/не важное никогда не бывает абстрактным (вообще), оно всегда конкретно (в конкретных границах, в которых ты рассматриваешь процесс или явление, а мы всегда рассматриваем процесс/явление в неких границах рассмотрения, это похоже на некоторые "очки", через. И то, что мы увидим, зависит от качеств воспринимающего (его "очков" и умении их менять, создавать) даже больше, чем от того, что мы воспринимаем). Границы рассмотрения зависят: 1) от данности, от ситуации, где ты находишся; 2) от твоих возможностей и качеств - от знаний, умений, силы и других качеств; 3) от твоей цели - что ты хочешь сделать в данный момент.

Так, как все эти 3 параметра - переменные, то их функцию "важное" нужно перенаходить регулярно. В простых и знакомых жизненных ситуациях можно это делать реже, но в сложных, особенно менеджерских ситуациях (главный признак - чем сложнее ситуация, тем она более незнакомая, непривычная) - "важное" нужно перенаходить практически всегда без перерывов. То есть, быть пробужденным практически без перерывов. "Пробуждённым" не в смысле "не спать по ночам", а в смысле "не быть слепым", то есть, не допускать, чтобы решения принимались исходя из устаревших границ рассмотрения, когда ситуация уже другая, а ты не заметил изменения. И из-за этого принимаешь сокрушительное для себяи своей команды решение. В бою, например.

Диалектическая логика - это, можно сказать, технология максимально эффективного использования ума, мышления, которая позволяет владеющему не тратить лишних сил и выживать в таких сверхсложных ситуациях. Не сгореть в таких ситуациях, когда неопредёленность зашкаливает.

Это почти вся теоретическая часть предмета "диалектическая логика". Которой должно следовать много практики в реальных условиях, тренировок и накапливания опыта на реальных делах, сложных и непривычных ситуациях, учиться в них пребывать и действовать правильно (принимать правильные решения). И улыбаться, и не терять своего хорошего настроения. :) Это очень важно по той причине, что хорошее настроение, доброжелательность к окружеющим, улыбка (внутренняя) способствует очищению сознания и, следовательно, более ясному и незамутнённому видению ситуации и как следствие - более правильные принятые решения.

То есть, тема "как отличить зачимое от не значимого" - она совсем не простая.

Это и есть тот пресловутый "барьер сложности", о котором говорит СЕК, и который нужно будет брать. Ядро этого барьера не в каких то внешних штуках, а в мышлении, в оттачивании инструментов мышления.


И цитата Ленина о диалектической логике:

"Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и «опосредствований» со всем остальным миром. Стакан есть тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки, стакан может иметь ценность, как предмет с художественной резьбой или рисунком, совершенно независимо от того, годен он для питья, сделан ли он из стекла, является ли форма его цилиндрической или не совсем, и так далее и тому подобное.

Далее. Если мне нужен стакан сейчас как инструмент для пития, то мне совершенно не важно знать, вполне ли цилиндрическая его форма и действительно он сделан из стекла, но зато важно знать, чтобы в дне не было трещины, чтобы нельзя было поранить себе губы, употребляя этот стакан, и т.п. Если же мне нужен стакан не для питья, а для такого употребления, для которого годен всякий стеклянный цилиндр, тогда для меня годится и стакан с трещиной в дне или даже вовсе без дна и т.д.

Логика формальная, которой ограничиваются в школах (и должны ограничиваться – с поправками – для низших классов школы), берет формальные определения, руководствуясь тем, что наиболее обычно или что чаще всего бросается в глаза, и ограничивается этим. Если при этом берутся два или более различных определения и соединяются вместе совершенно случайно (и стеклянный цилиндр и инструмент для питья), то мы получаем эклектическое определение, указующее на разные стороны предмета и только.

Логика диалектическая требует того, чтобы мы шли дальше. Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это во-1-х. Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении» (как говорит иногда Гегель), изменении. По отношению к стакану это не сразу ясно, но и стакан не остается неизменным, а в особенности меняется назначение стакана, употребление его, связь его с окружающим миром. В-3-х, вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В-4-х диалектическая логика учит, что «абстрактной истины нет, что истина всегда конкретна», как любил говорить вслед за Гегелем покойный Плеханов.

[…]

Я, разумеется, не исчерпал понятия диалектической логики. Но пока довольно и этого. Можно перейти от стакана к профсоюзам и к платформе Троцкого."


(В.И. Ленин ПСС, т.42, Стр. 289-290)
Tags: Вторая Логика, Ленин, диалектическая логика, из комментов, мышление
Subscribe

  • Владимиру Ильичу Ленину - 150

    Сегодня 150 лет великому человеку - Владимиру Ильичу Ленину. Ленин - фигура исторического масштаба, который изменил мир, остолбеневший после…

  • Классика кино: Аппассионата (1963, СССР)

    Название: Аппассионата Год: 1963 Режиссёр: Юрий Вышинский (1923—1990) Автор сценария: Д.Афиногенова, Михаил Анчаров, Юрий Вышинский Страна: СССР…

  • Гегель и Гёте о диалектике (1827)

    «Затем беседа коснулась сущности диалектики.  — Это в основе своей не что иное, — сказал Гегель — как урегулированный и методически разработанный дух…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments