?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

> Скажите, где почитать про Гегелевскую спираль развития? (в Википедии не нашла)

Насколько понимаю, речь идёт о конструкции "тезис-антитезис-синтез", которую "гегелевской спиралью развития" назвал в каком-то из своих текстов Ленин. Но потом уже советские философы и, тем более, не-философы раздули это понятие как отдельную …сущность. Но об этом нельзя рассуждать у письменного стола, в отрыве от действия. Без привязки к действию смысл этой конструкции, как и всей диалектической логики через 0.5 секунд угасает, её уже нет. Но если применять её в действии, то другое дело.

Суть конструкции проста. "Тезис-антитезис-синтез" на более нам знакомом языке ничто иное, как "круг-треугольник-конус" :))))

Сознание не может видеть ничего из "действительности", а только свои модели явлений этой "действительности". Когда путём соприкосновения сознания с "действительностю" (обязательно через действие, делая какое-то дело), соприкосаешся с неким для своего восприятия новым явлением (сознание ещё не умеет распознать его "в обьёме"), оно его в начале может воспринимать только как "плоские проекции" этого явления. "Плоские проекции" все разные, и их пока невозможно совместить в общую целостную картинку (как невозможно в плоскости совместить круг и треугольник, это можно сделать только в пространстве, а его ещё нет). Но, если студент не сдаётся и продолжает усердно работать (по латински "студент" - усердно работающий, занимающийся) + если у него есть потенциал это вообще постичь + если учитель + ещё что-то :)))), то эти "проекции" продолжают накапливаться. И тут нужно пройти какому-то времени. И, вдруг, "внезапно" сознание оценивает, что количественных данных о новом явлении у неё уже достаточно и они обработаны достаточно, чтобы можно было предположить свою интерпретацию-модель более глубокого "механизма" наблюдаемого явления (а это единственная функция сознания). Как только это возможно, модель эта конструируется и запускается. И только в этот момент наблюдаемое явление начинает восприниматься уже не как совокупность несовместимых "проекций", а уже как целостный обьект в "обьёме" ("конус", или языком Гегеля результат этой работы - "синтез"). Студент "врубается", или "вьезжает". Или у него "случается проруб" :))

После этого он, смотря на то же явление, продолжает воспринимать всё то же явление, но он сам уже не тот, кто был в начале. Можно сказать, что "гегелевская спираль развития (в этом частном случае) сделала полный цикл" :))))

Вот китайское чаньское изречение про "тезис-антитезис-синтез":

"Когда я еще не начал изучать чань, горы были горами, а реки – реками; когда я начал изучать чань, горы перестали быть горами, а реки – реками; когда я постиг чань, горы снова стали горами, а реки – реками"

из комментов на Facebook

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
mp_gratchev
Apr. 12th, 2012 08:58 am (UTC)
Другой пример. Ребенок видит отдельно гусеницу и с любопытством наблюдает за её перемещением с веточки на веточку, с травинки на травинку. Он так же с довольствием бегает за бабочкой, с интересом рассматривает узоры на её крылышках.

Только в своем сознании ребенок ещё никак не совмещает гусеницу и бабочку в виде одного объекта. Это знание (синтез) о метаморфозе насекомого становится ему известным только на уроках биологии.


Edited at 2012-04-12 08:59 am (UTC)
wu_
Apr. 12th, 2012 10:58 am (UTC)
О данном примере, насколько я знаком с образовательной системой, считаю, что на уроках биологии ни в советской, ни в сегодняшней школе ребёнок обычно (в 96% случаев) не проходит через процесс этой "гегелевской спирали", а всего лишь получает и выучивает новую проекцию-картинку "развитие личинки-бабочки".

Вот если программа обучения в школе была бы построена по другому - так, что ребёнок при сопровождении мудрого и опытного учителя, при грамотном сочетании как теоретических, так и практических занятий, при достаточно индивидуальном подходе, при темпе не слишком быстром и не слишком медленном, при наличии наверно ещё чего-то, сам приходил бы к открытию того факта, что бабочка происходит от личинки, то тогда он открыл бы это сам и это изменение в нём происходило бы по настоящему. Также он в процессе приобщался бы к методологии правильного обучения.

Но в школе количество тем, через которых нужно успеть пробежать, настолько большое, что невозможно углубится во всех, кроме самых самых ключевых тем ("ключевых", несомненно, для заказчика образовательной системы). Также, количество школьников в классах настолько большое, что настолько индивидуальный подход при сегодняшней системе просто невозможен.

Сегодня школьник большинство тем просто заучивает как неживые проекции, сдает экзамен, получает отметку и по 96% тем дальше не продвигается, у него они так и остаются как плоские картинки, как неживые данные (не проработанные с разных сторон личным опытом)

Чтобы было по другому, нужна какая-то принципиально другая школа.

Edited at 2012-04-12 11:05 am (UTC)
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

sa
wu_
Ингар Р

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow