Ингар Р (wu_) wrote,
Ингар Р
wu_

Диоген Синопский - Дионисию

Так как ты решил подумать о самом себе, то я пошлю тебе человека, ничем не похожего, клянусь Зевсом, на Аристиппа или Платона, а одного из имею­щихся у меня в Афинах педагогов - с поразительно острым зрением, очень быстро шагающего, с больно секущей плетью. Он, клянусь Зевсом, научит тебя отдыхать вовремя и вставать поутру, освободит от владеющих тобой страхов и ужасов, от которых ты надеешься скорее избавиться при помощи телохрани­телей и крепких стен своего акрополя, но именно по их вине эти страхи всегда с тобой. Чем больше и чаще ты ими занимаешься, тем больше и чаще твою душу охватывают беспокойство и робость.

Итак, он освободит тебя от них, вселит отвагу, избавит от малодушия. Что пользы от несвободного че­ловека? А это и есть рабство - жить в страхе. До тех пор пока у тебя такое окружение, ты не изба­вишься ни от одного из этих зол. Когда ты получишь, наконец, того работягу, который очистит твои бока, и удержит от поварских излишеств, и заставит тебя вести образ жизни, принятый им самим, тогда ты, не­счастный, будешь спасен.

А теперь ты отыскал себе таких приятелей, кото­рые, пожалуй, скорее тебя погубят и развратят, ибо они даже не пытаются научить тебя добру, а только смотрят, как бы пожрать на твой счет и чем-нибудь поживиться. Они освобождают тебя не от твоих поро­ков, а от твоих добродетелей. Ты же так глуп, что даже не слышишь того, что говорят повсюду в самом центре Эллады:

Знай же, что только от добрых можешь добру научиться,
Свяжешься лишь с подлецом, сгубишь последний свой ум.

Для тебя, несчастный, нет ничего опаснее отцов­ского и тиранического нрава, и нет ничего иного, что бы тебя больше губило.

И нельзя найти человека, который отвратит тебя как от тирании, так и от так называемой священной болезни, ибо во всем поступаешь как безумный. Только покончив с ней, ты мог бы спастись. Ни твое окру­жение, ни ты сам не замечаете своих недостатков. Так давно и так сильно тобой завладела болезнь. Ты нуж­даешься в плети и в господине, а не в том, кто будет тобой восхищаться и льстить тебе. Как можно полу­чить от такого человека хоть какую-нибудь помощь и как он сам может кому-нибудь принести пользу? Разве только он не станет наказывать тебя, как ло­шадь или быка, и вместе с тем будет наставлять на путь истинный и думать о должном.

А ты так далеко зашел в своей испорченности, что уже появилась необходимость в оперативном вмеша­тельстве - резать, жечь, вводить лекарства. Ты же, словно ребенок, окружил себя дядьками и няньками, которые упрашивают тебя: «Ну, возьми, дитятко, ну, попей, ну, съешь еще один маленький кусочек, если любишь меня». Если бы они все собрались и прокли­нали тебя, то не причинили бы большего вреда твоему здоровью. Впрочем, зачем я все это говорю? Ведь ты все равно не захочешь питаться фиговыми листьями, а, словно баран, потянешься к спелым плодам. По­этому я не пожелаю тебе, милок, на прощание ни «Радуйся!», ни «Будь здоров».

из Писем Диогена Синопского
Tags: Диоген, мудрость, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment