Виктория (victorya_) wrote,
Виктория
victorya_

Categories:

Государственность, национальная идея, политика и дипломатия: Александр Невский.

У старшего учебник по "Истории России" Андреева И.Л. и И.Н. Федорова. Я в истории безграмотна, читаю с большим интересом. Ну, во-первых, потому что безграмотна; а во-вторых, потому, что понятно ведь: возможны различные интерпретации и интересно какие из них представлены как официальная точка зрения. Это проливает свет и на вопросы текущей политики, и на то как понимается в верхах национальная идея. И уж тем более, если в теме речь идет о разрыве с Западом, об управлении по восточному варианту.

В книгах, которые я просмотрела после учебника, большое внимание уделяется Александру Невскому как полководцу, его вклад в историю объясняют преимущественно этими успехами. Там никаких скользких моментов нет, он герой, защитник земли русской, и точка. Однако, канонизирован Александр Невский не за воинскую доблесть, а как православный правитель, сумевший в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верным Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.

А вот здесь параграф учебника по нашей программе.

И вот про наш учебник я могу сказать, что, пожалуй, больше ни в одном источнике, которые я позже прочитала про Александра Невского, я не нашла такой неелейной, неоднозначной, тяжелой информации. Настолько тяжелой, что меня это сподвигло почитать еще на эту тему.

Я и сейчас под впечатлением. Потому что с позиции нашего времени сложно представить те весы, на одной чаше которых лежало сохранение государственности, культуры, вообще нашего этноса, а на другой - необходимость использования ордынских войск для подавлений восстаний своего же народа против ига и выступление с "Невриевой ратью" против своих братьев.

Очень подробно и с разных точек зрения написано об Александре Невском на ПравМире.

В цитате суть разногласий на этот период нашей истории.


Так или иначе, но в последнем в истории переломного XIII века открытом военном столкновении русских князей с татарами князь Александр оказался — может быть, и не по своей вине — в лагере татар. Именно с этого времени можно определенно говорить об особой “татарской политике” Александра Невского — политике умиротворения татар и беспрекословного повиновения им. Последующие его частые поездки в Орду (1257, 1258, 1262 годы) имели целью предотвратить новые вторжения на Русь. Князь стремился исправно выплачивать огромную дань завоевателям и не допускать выступлений против них в самой Руси. Историки по-разному оценивают ордынскую политику Александра. Одни видят в ней простое угодничество перед безжалостным и непобедимым врагом, стремление любыми средствами удержать в своих руках власть над Русью; другие, напротив, считают важнейшей заслугой князя. “Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке, — писал крупнейший историк Русского Зарубежья Г. В. Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром”. Близкую оценку политики Александра Невского дал и советский исследователь средневековой России В. Т. Пашуто: “Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения”.

Как бы то ни было, бесспорно, что политика Александра надолго определила взаимоотношения между Русью и Ордой, во многом обусловила выбор Руси между Востоком и Западом. Впоследствии эту политику умиротворения Орды (или, если угодно, заискивания перед Ордой) продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского. Но исторический парадокс — а вернее, историческая закономерность — заключается в том, что именно им, наследникам ордынской политики Александра Невского, удастся возродить могущество Руси и сбросить в конце концов ненавистное ордынское иго.

Tags: История, История 6 класс, Семейное обучение, Цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments