Виктория (victorya_) wrote,
Виктория
victorya_

Categories:

Что полезного я прочла у Шаталова

Книга Шаталова о строгой системе. Чтобы переработать на нее школьный предмет - нужно структурное видение предмета для написания опорных конспектов по всей программе. Нужен план. Нужно держаться алгоритма.
Но я все-таки постараюсь записать то, что можно использовать для любой формы обучения.



Шаталов дает совершенно четкие раскладки: материал должен быть понят ребенком на уроке, повторен вскоре (дома по возвращению из школы) в течение 5-7 минут. И затем, по прошествии еще нескольких часов, в течение еще 10-12 минут, ребенок должен прочесть тему в учебнике и заучивать опорный конспект. Здесь он не считает сколько ребенок должен еще порешать упражнения, речь идет именно о запоминании теории. Будем считать еще 15-20 минут надо порешать.

Принципиально тут следующее: материал должен быть объяснен, через несколько часов - повторен, желательно проговорен ребенком вслух, через некоторое время (еще несколько часов или на следующий день), ребенок должен минут 10-12 потратить на то, чтобы еще раз все прочесть и уметь связно, без запинок, рассказать суть материала.

Это очень важно, что ребенок должен отвечать устно -"перевести внутреннюю речь в доказательный, связный рассказ". Он много пишет, что эффективность школьных знаний страдает именно из-за этого - услышать и откорректировать тематическую речь каждого ребенка практически невозможно.

Насколько мы владеем темой говорит то, насколько мы умеем на эту тему разговаривать.

На каждую тему по методу Шаталова, ребенок должен помнить опорный конспект, набор мнемонических символов, вспомнив которые, он способен восстановить всю тему.

И именно вспоминание - размышление формирует новые нейронные связи, прокачивает мощность мозга.

Информация полученная, но не вспомненная, лежит (а может и забылась вообще) пассивно, она не изменяет ни способности, ни емкость мышления.

И только вспоминание, проговаривание, использование - изменяет мышление, приводит его к более высокому уровню. Шаталов это не формулирует, но настаивает на приоритетной важности активных знаний. Пассивные знания - тяжелый бесполезный груз.

Для нас же с вами это значит вот что: когда ребенок заполняет рабочую тетрадь по биологии с открытым учебником по биологии, это очень неэффективно. Потому что это пассивная работа с информацией. Правильная работа - прочел учебник и закрыл его. Стал заполнять тетрадь, пытаясь вспомнить, и только если вспомнить не может - открывать учебник.

И вообще - система тестов, которой сейчас все зараженно, не эффективна именно с этой точки зрения - эффективней для проверки беседовать с ребенком, а не проверять его по тестам. Но с т.зр. расходования времени педагога - быстрей проверить тесты.

Я не думаю, что я способна сделать опорные конспекты на все темы всех предметов.

Но есть некоторые темы, ну, например, в русском языке, которые давно уже с ним оформляю конспектами. Если конспект яркий, запоминающийся, вспомнить что существительные на -ие, -ий, хотя и 2 склонения, но в предложном падеже имеют на конце -и, проще, чем без опоры хоть на что-то.

А вот что он пишет про поиск решения:

На протяжении всех лет работы в экспериментальных классах ребятам при каждом удобном случае напоминали о том, что если в первые 5-6 минут не возникло хотя бы ориентировочного плана решения задачи, то ее просто нужно оставить и заняться другим делом. То ли подготовкой к другому уроку, то ли решением доступного примера, то ли чтением книги - чем угодно! Но! По прошествии небольшого промежутка времени необходимо снова внимательнейшим образом вчитаться в условие неподдающейся задачи. Появится мысль - работай над ней, развивай по всем направлениям. Нет мысли - оставь задачу. Снова переключайся на другую работу, а спустя час-полтора снова вернись к этой же задаче. Если появится конкретный путь решения, то его необходимо довести до конца и получить ответ, подтверждающий правильность или ошибочность догадки. В деле вычислений и всяких иных механических операций никто не имеет права
давать себе никаких поблажек. Это основа самодисциплины, определяющей успех при решении не только математических, но и любых жизненных задач.
Но если в задаче снова - ни проблеска? Оставь ее на завтра, на послезавтра, на следующую неделю, но время от времени мысленно снова и снова возвращайся к ней. Свойство нашего мышления таково, что если в него заложена программа поиска, то он будет идти постоянно, даже если мы сознательно не нацеливаем себя на него. Этот процесс нахождения пути решения идет скрыто, самопроизвольно, но от этого ничуть не менее активно. Озарение может наступить в любой момент. Озарение - это награда
за усердие, за верность идее. Такие озарения в жизни случаются почти с каждым, но большинство людей считают их явлениями случайными, не зависящими от нашей воли и нашего желания. И вот в этом-то и состоит глубочайшее заблуждение. Никакой фатальности, никакой мистики - все определяется одним только нашим стремлением, нашим неистребимым внутренним мотивом.
...
Но как же быть, если задача все же не получается? Чаще всего это бывает в тех случаях, когда в ее решение заложена новая, ранее никогда не встречавшаяся идея. Прийти к ней самостоятельно - равносильно открытию, и делать ставку на него по отношению к каждому ученику - несерьезно. Искусство педагога - устранить во время уроков все объективно непреодолимые препятствия на пути ребячьей мысли, направить поиск пусть даже по трудным, но доступным дорогам развития логических связей, не дать угаснуть познавательному интересу, порыву. Именно этой цели служат у нас уроки открытых задач.


В книжке Оакли "Думай как математик" тоже говорится про сфокусированное и рассеянное мышление. Автор там предлагает первый раз новую сложную информацию прочитывать даже не пытаясь ее понять, наше сознание будет ее пытаться понять, даже если мы не сильно сфокусированы на проблеме, и только после первого, поверхностного прочтения, начинать вчитываться. Автор гарантирует лучшее понимание.

Шаталов еще интересно пишет про решения задач. Он составлял по годовой программе карты задач (перечень), и упорно добивался знания решений этих задач. И утверждает, что ученик, вооруженный таким инструментарием, в состоянии решить любую другую задачу в пределах годовой программы.

И вот еще занятная цитата из Шаталова:

Попробуем теперь сочленить два классических принципа современной педагогики - принцип посильности и принцип обучения на высоком уровне трудности. Совместимы ли они? С одной стороны, все домашние задания должны быть посильными, а с другой - находиться на высоком уровне трудности применительно к каждому отдельно взятому ученику. Соотнесем эти требования с домашними заданиями для "среднего" ученика, и нам тотчас же станет понятным, что в этом узком месте и ребятам и учителям уготован капкан: налицо совершенно очевидное противоречие!

И еще очень важное замечание от автора:

Еще и еще раз: ученик должен учиться победно.

Ребенок должен чувствовать удовлетворение от своих успехов.
Не учитель рассеяно и практически случайно должен его хвалить, а он сам видеть - насколько он продвигается.

Шаталов выдавал детям карты с номерами задач и номерами конспектов, когда ребенок решал задачу или отчитывался по конспекту, он закрашивал клеточку с номером задачи или конспекта.

Мелочь? Да, мелочь, но именно такие вещи, наверное, и учат системности, умению организовать свою работу, разбить ее на посильные части.

И еще в завершении:

Воспитание воли, упорства и целеустремленности в любой работе должно составлять главную часть всех воспитательных усилий педагогического коллектива


Это, конечно же, никаким боком к системе Шаталова не относится, но надо помнить, что это и принцип победности очень важные вещи, и без этого этот состав далеко не уедет.

Tags: Семейное обучение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments